Методологический инструментарий науки

Научный метод – способ действий, с помощью которого решается тот или иной тип научных задач. Универсального метода не существует, каждый имеет область применения и сферу ограничения.

Проблему обоснования, формирования и развития методов и знаний о них решает методология. Методы делятся на общенаучные методы (анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция и др.) и специальные (частнонаучные).

Уровни философской методологии знания: философские, общенауные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы.

Современная типологизация уровней научного знания в соответствии с типами научного исследования – эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни. Критерии оценки методов: общность, продуктивность, рациональность, эффективность и др.

(1) Эмпирическое знание – знание, которое добывается в рамках опыта, непосредственного или опосредованного через приборы контакта исследователя с интересующими его объектами. В результате исследования могут формулироваться феноменологические законы, однако они обычно не выходят за рамки эмпирического знания и не раскрывают сущности объектов. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент. Общие для них характеристики: общность, продуктивность, надежность, точность, эффективность.

Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений, непосредственное и с помощью приборов, в их естественном виде.

Измерение – установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры.

К эксперименту прибегают, когда необходимо изучить некоторое состояние предмета наблюдения, естественным образом ему не всегда присущее.

(2) Теоретическое знание строится умственным путем при отсутствии непосредственного контакта исследователя с объектом. Найденные умозрительные заключения оформляются в систему суждений и умозаключений, на основании которой формулируются теоретические законы, которые схематически отражают определенные явления.

Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-индуктивный метод, моделирование и аналогия.

Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, не существующих в действительности. Такие объекты не фикция, а опосредованное выражение реальных процессов.

Формализация – это выявление структуры (формы) мысли, символическое обозначение и построение ее по определенным правилам и законам в виде знаковой системы, которая подлежит интерпретации.

Аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Теоретические методы исследования – это, прежде всего, методы математики. Среди них часто употребляется дедуктивно-аксиоматический метод, в рамках которого: 1. Исходные положения принимаются как аксиомы. 2. Все следующие положения логически выводятся из аксиом по правилам дедукции. 3. Все термины, используемые в языке теории, заимствованы из языка аксиом.

Также часто используется гипотетико-дедуктивный метод, который основан на принципе моделирования.

К общелогическим методам научного познания относят:

1. Анализ; 2. Синтез; 3.Индукция; 4. Дедукция

Требования, к теоретическим методам: логическая непротиворечивость, принцип проверяемости, фальсифицируемость (принципиальная возможность опровержения), предсказательная сила, максимальная простота, преемственность.

(3) Метатеоретический уровень – включает общетеоретические и философские методы исследования объектов. Общенаучные методы: логические и математические методы.

Философские методы включают в себя известные с Античности методы рационализации, которые предполагают использование «кентаврового знания» - использование философских категорий в рамках других дисциплин, а также опираются на философские категории (рефлексия, субстанция, атрибут, релятивизм).

Наши рекомендации