А.А. Блок. Сведения из биографии. Лирика
И.А. Бунин
1.1. Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско»
1.2. Вопросы для устного зачёта:
1. В чём смысл названия рассказа?
2. О чём этот рассказ? Какие философские проблемы поднимает и осмысляет И.А. Бунин?
3. Как называется корабль, на котором совершал плавание главный герой и его семья? Как вы объясните смысл этого названия?
4. Почему главный герой рассказа «Господин из Сан-Франциско» лишён имени? Как его называет автор? Почему?
А.И. Куприн
2.1. Прочитать рассказ «Гранатовый браслет»
2.2.Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
1) Почему рассказ о любви начинается с описания осеннего пейзажа?
2) Каково настроение в первой части рассказа? Подтвердите примерами из текста.
3) Что вы узнали о княгине Вере Николаевне (её заботах, привычках, привязанностях, близких людях и т.д.) в главах 1 и 2?
4) Проанализируйте эпизод встречи Веры Николаевны и Анны Николаевны (глава 3). Как раскрываются характеры обеих женщин в этом эпизоде? Проследите развитие обоих образов в последующем повествовании.
5) Какие подарки получила Вера Николаевна? Какие чувства и ассоциации вызвали у неё эти знаки внимания?
6) Какой подарок «выбивался» из «общего ряда»? Почему? Что его отличало?
7) Как отреагировали на подарок Желткова княгиня Вера и её близкие? Почему?
8) Расскажите о фактах жизни, интересах, особенностях натуры Желткова. Что значил для него гранатовый браслет, который он подарил княгине Вере Николаевне?
9) Сопоставьте картины жизни, быта круга князей Шеиных и чиновника Желткова. Сопоставьте высшие ценности этих людей.
10) Кто из героев рассказа ведёт споры о сильной, бескорыстной любви? На чьей стороне симпатии автора? Почему? Правоту чьей позиции подтверждает история Желткова?
11) В чём смысл сцены посещения князем Василием и братом княгини квартиры Желткова? Как эта сцена способствует раскрытию сюжета повести?
12) Перечитайте последнее письмо Желткова, адресованное Вере Николаевне. Что вы можете сказать о его любви к княгине? Выделите эпитеты, которые характеризуют любовь Желткова.
13) Что происходит с князем и княгиней Шеиными, когда они читают последнее письмо Желткова?
14) Как вы понимаете последнюю часть рассказа, в которой Вера Николаевне переживает смерть Желткова? Почему после смерти Желткова, прослушав Вторую сонату Бетховена, Вера Николаевна многое поняла, «почувствовала себя прощённой»?
М. Горький.
3.1. Прочитать рассказ «Старуха Изергиль». Беседа с преподавателем.
3.2. Прочитать пьесу М. Горького «На дне». Беседа с преподавателем.
3.3. Устный зачёт по пьесе «На дне».
Вопросы к зачёту:
1. Охарактеризуйте хозяев ночлежки Василису и Костылева.
2. Перечитайте реплику Костылева: «Господь с тобой, живи знай в своё удовольствие… А я на тебя полтину накину, - маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдёт, в воздыхание грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь… ну вот…»
На кого Костылев собирается «накинуть полтину»? Каким бы вы назвали этот поступок? Как вы понимаете первую фразу в реплике? Прокомментируйте вторую фразу в реплике. О чём говорит Костылев - добре или зле своего поступка? Обратите внимание на слово «жертва» в следующей фразе, в каком значении оно употребляется?
3. Принадлежат ли Костылев и Василиса к людям «дна»? Ответ обоснуйте.
4. Для кого из героев жизнь в основе своей уже в прошлом? Приведите примеры из текста.
5. Кто из героев свою жизнь соотносит с будущим? Приведите примеры из текста.
6. Охарактеризуйте образ Луки. Какую роль в создании образа Луки играют притча о праведной земле и рассказ о ворах, пойманных им на даче?
7. А.М. Горький говорил о пьесе «На дне»: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. Лука – представитель сострадания и даже лжи как средства спасения… кто ещё не изжился, тот протестует против лжи… Как бы горька и печальна ни была правда, она лучше самой красивой лжи…». Разделяете ли вы эту точку зрения? Мотивируйте свой ответ.
8. Кто из героев пьесы предпринимает попытку ответить на этот вопрос? Приведите примеры.
9. Кто прав в споре о достоинстве человека и смысле жизни?
3.4. Письменно ответить на вопросы:
1) В чём смысл названия драмы М. Горького «На дне»?
2) Кто прав в споре о достоинстве человека и смысле жизни: Лука или Сатин?
А.А. Блок. Сведения из биографии. Лирика.
4.1. Прочитать поэму А. Блока «Двенадцать»
4.2. Письменно ответить на вопросы по поэме «Двенадцать»:
1) Почему поэма названа «Двенадцать»? Обоснуйте свою точку зрения.
2) Как раскрывается тема революции в поэме «Двенадцать»?
3) Образ Христа в поэме «Двенадцать».
4.3. Выполнить тест по биографии и творчеству А. Блока
А.П. Платонов.
5.1. Прочитать повесть «Котлован»
5.2. Подготовиться к беседе по вопросам:
1. Объясните символику названия повести «Котлован». Что такое «общепролетарский дом», который строят герои? Какого рода мечты отражены в этом строительстве?
2. Докажите, что Вощев – своего рода резонёр, который проводит мысль автора: «потерян смысл жизни, никто не знает, зачем эта новая жизнь, у большинства задавлено мышление и заменено директивами, агитками, призывами».
3. Какое значение в повести «Котлован» имеет образ Насти - единственного советского ребёнка? Почему она спит и играет в гробу? Что означает её смерть для Вощева?
4. Что означает увольнение Вощева, главного героя повести «Котлован», с производства «вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда»? Почему любое размышление идёт вразрез с темпами труда?
5. Почему Вощев, несмотря на все свои поиски, не увидит человека, лицо которого выражало бы счастье?
6. Почему Вощев уверен, что человек должен знать, зачем он что-либо делает? Почему для него мёртво всё вокруг? Прочитайте его размышления по поводу поднятого им на дороге осеннего листа:
- Ты не имел смысла жизни, - со скупостью сочувствия полагал Вощев.
- Лежи здесь, я узнаю, за что ты жил и погиб. Раз ты никому не нужен и валяешься среди всего мира, я тебя буду хранить и помнить.
7. Почему «генеральная линия» и «вещество существования» - это взаимоисключающие стороны бытия? В чём неразрешимость и безысходность этого противоречия для героев А.П. Платонова?
8. Софронов «глубоко волновался: не есть ли истина лишь классовый враг? Ведь он теперь даже в форме сна и воображения может предстать!»
9. Почему Софронов обвиняет Вощева в интеллигентности? Почему это слово может быть обвинением? Прокомментируйте слова Вощева: «Ты, наверное, интеллигенция – той лишь посидеть да подумать». Свои рассуждения подтвердите примерами.
М.А. Булгаков.
6.1. Прочитать роман «Белая гвардия» и устно ответить на следующие вопросы:
1) Проблематика и тематика романа.
2) Евангельские и библейские мотивы в романе.
3) Когда и где происходят события, описываемые в романе?
4) Под влиянием каких планет и какие события происходят в романе?
5) Как раскрывается тема Дома в романе? Дом Турбиных и Дом Василисы.
6) Нравственный выбор Турбиных, Тальберга, Шервинского, Най-Турса, Малышева.
6.2. Прочитать роман «Мастер и Маргарита».
6.3. Сдать устный зачёт по роману «Мастер и Маргарита».
Вопросы для устного зачёта:
1) Докажите, что перед вами роман в романе. Как в основной роман вводится роман о Пилате и Иешуа, созданный Мастером? Объясните, как текст романа Мастера собирается воедино.
2) Какие философские проблемы поднимаются в романе?
3) Проанализируйте первое появление Воланда. Кто он такой? Зачем приехал в Москву? Почему выдает себя за истрика и за немца? Что означает его имя? Какие атрибуты помогают понять его тайну, «выдают» Воланда?
4) Проанализируйте высказывания Воланда в первой главе. Почему он задает московским литераторам вопрос: «… кто же управляет жизнью человеческой и вообще всем распорядком на земле»? почему не приемлет их ответ? Как возражает им?
5) Почему Воланд боится увидеть в каждом окне по атеисту? Почему утверждает, что в жизни все предопределено свыше? Прокомментируйте его слова: «Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.»
6) Почему роман Мастера вводится в произведение именно Воландом? Прокомментируйте его утверждение: «Имейте в виду, что Иисус существовал… И доказательств никаких не требуется.»
7) С какой целью свита Воланда дает сеанс черной магии? Что такое черная магия? Чем она отличается от белой? Как к магии относится церковь? Какие неприглядные черты советских людей обнаруживаются во время сеанса черной магии? Приведите примеры из текста, подтверждающие вашу мысль.
8) Почему во время сеанса черной магии свита Воланда была вынуждена «произвести разоблачения»? Какой образец разоблачения демонстрируется? Кого и за что высмеивает М.А.Булгаков? почему аналогичный эпизод мы находим в главе «Сон Никанора Ивановича»?
9) Прокомментируйте вывод, к которому приходит Воланд после сеанса: «…они – люди как люди. Любят деньги ,но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну ,легкомысленны…. Ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…». Приведите примеры, позволяющие ему прийти к таким выводам.
10) Что оказалось хуже: черная магия или ее разоблачение? Какие пороки своих современников высмеивает М.А.Булгаков? Против чего выступает?
11) Проанализируйте главу «Великий бал у Сатаны». В чем её идейное значение? Почему она является кульминацией романа? Почему бал происходит во время страстной пятницы? Какие превращения претерпевают время и пространство в этой главе?
12) Почему с бала Сатаны каждый должен уйти с надеждой, дарованной Маргаритой? Какой должна быть королева бала?
13) Расскажите историю Мастера. С какого момента он стал Мастером? почему имел право так себя называть?
14) Как проявились малодушие и трусость Мастера? В чем, по мнению Булгакова, его грех? Как он был за него наказан?
15) Что из себя представляют члены МАССОЛИТа? Кому и за что мстит Маргарита? Почему она берет на себя карающую роль?
16) Чем является покой для Мастера в его посмертной судьбе? Почему «он не заслужил света, он заслужил покой»?
17) Почему Понтий Пилат не мыслит жизнь без установленной власти? почему, пытаясь помочь философу Иешуа, он вспоминает о «Законе об оскорблении величества?» Почему прокуратор Иудеи пасует перед властью кесаря? Каков его первоначальный выбор?
18) Чего испугался Мастер? Почему это привело к прекращению творчества? Как писатель судит героя?
19) Почему М.А.Булгаков был уверен, что «трусость – вот главный порок, потому что от него идут и все остальные»? Как трусость, малодушие героя связаны с проблемой нравственного выбора? Почему умирающий Иешуа говорит, что «…в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость»?
20) Какую роль в романе играет свита Воланда? Охарактеризуйте каждого ее члена. Почему эти герои состоят в свите дьявола?
21) Объясните, почему эпиграфом к роману М.А.Булгаков выбрал слова Мефистофеля из «Фауста» И.В.Гёте:
- Так кто же ты, наконец?
- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
22) За что и как наказан Берлиоз?
23) За что наказан Понтий Пилат?
7. М.А. Шолохов. Сведения из биографии. Роман «Тихий Дон»
7.1. Прочитать роман «Тихий Дон»
7.2. Письменноответить на вопросы:
1. Как в романе изображена Первая мировая война? Напишите о двух убийствах, совершённых Григорием. Как меняется его отношение к убийству? Каково отношение автора к поступкам героя?
2. Проследите судьбу Григория Мелехова. Отметьте этапы его жизненного пути. Запишите в тетрадь. Найдите в тексте высказывания Григория Мелехова или автора, характеризующие каждый этап жизни Григория, объяснения решений, сыгравших решающую роль в его судьбе. Запишите в тетрадь.
3. Запишите этапы пути Мелехова в революции. Ответьте на вопросы:
· Почему так мечется Григорий Мелехов?
· Что становится причиной его перехода с одной стороны на другую?
· Что говорит Григорий о власти?
7.3. Подготовиться к устному зачёту по следующим вопросам:
4. Объясните смысл названия романа.
5. Какие отношения царят в семье Мелеховых? Подтвердите примерами из текста.
6. Почему Григорий Мелехов не возражает отцу, когда тот заставляет его жениться?
7. Почему Митька Коршунов считает, что он очень подходящий жених для Елизаветы Моховой? Как это характеризует отношения между казаками и «иногородними» и иерархию казачьего мира?
8. Что меняется, когда начинается Первая мировая война?
9. Какие изменения в жизнь народа вносит война? Революция? Гражданская война?
10. Как вы думаете, почему Григорий выбирает Аксинью? Как это соотносится с характером самого Григория?
11. Почему, по вашему мнению, вернувшись в семью после измены Аксиньи, Григорий при жизни Натальи больше открыто не возвращался к Аксинье? Как это связано с его отношением к традиционным ценностям в рушащемся мире?
12. Вспомните, как решают тему супружеской измены А.Н. Островский («Гроза»), Л.Н. Толстой («Война и мир»). Как об этом пишет М.А. Шолохов? В чём своеобразие решения этой темы в романе-эпопее «Тихий Дон»?
13. Вспомните, что вам известно о жизни казаков и об этом сословии. Почему казачество, в основном, было на стороне белых? Как изображает Шолохов Гражданскую войну – как один из этапов классовой борьбы или трагедию?
14. В чём и как выразилась большевистская позиция автора романа?
15. В воспоминаниях М.А. Шолохов писал: «Сталин подымил трубкой и потом сказал: «А вот некоторым кажется, что третий том «Тихого Дона» доставит много удовольствия белогвардейской эмиграции…» Я тогда ответил Сталину: «Хорошее для белых удовольствие! Я показываю полный разгром белогвардейщины на Дону и Кубани!» Сталин снова помолчал. Потом сказал: «Да, согласен!» - и, обращаясь к Горькому, добавил: «Изображение событий в третьей книге «Тихого Дона» работает на нас, на революцию!». Как вы думаете, почему возможно утверждение о том, что «третий том «Тихого Дона» доставит много удовольствия белогвардейской эмиграции…»? Какие сцены в ней могут подтвердить такую точку зрения? Как вы считаете, «на революцию» или «на белогвардейскую эмиграцию» «работает» третья книга и вообще весь роман-эпопея?
16. Почему корниловский мятеж не имел успеха? Каковы причины его провала? Найдите объяснение в тексте романа. Составьте план ответа.
17. Что привлекает Григория в Подтелкове? Почему позже Мелехов уходит от него? Как это характеризует эволюцию взглядов героя?
18. Почему Григорий Мелехов не находит своего места в противоборстве белых и красных? Чего он хочет в жизни? Какое значение имеет его возвращение на хутор? Почему этой сценой заканчивается роман?
19. Какую роль играет изображение любви в романе? Каково отношение к ней героев и самого автора?
20. Сравните Аксинью и Наталью, объясните чувство Григория к каждой из них. Почему обе гибнут?
8. В.В. Набоков. Сведения из биографии. Роман «Приглашение на казнь»
8.1. Прочитать роман «Приглашение на казнь»
8.2. Устно ответить на вопросы:
1) Покажите абсурдность жизни Цинцинната до ареста. Чем герой отличается от других людей?
2) Почему приговор о смертной казни был произнесён шёпотом? В чём вина Цинцинната?
3) Как изображены тюремные обычаи? Какими художественными средствами пользуется пользуется автор?
4) Почему надежда на спасение Цинцинната терпит крушение? Как это изображено в романе?
5) Объясните, кто такой м-е Пьер и какова его роль в романе.
6) Как показано «зазеркалье» Цинцинната?
7) Как изображена в романе толпа, общество, окружающее героя? Какое значение имеет свидание с Марфинькой и родственниками?
Б.Л. Пастернак.
9.1. Прочитать роман «Доктор Живаго»
9.2. Устно ответить на вопросы:
1) Охарактеризуйте главного героя романа – Юрия Живаго.
2) Как в романе показана судьба интеллигенции и её роль в революции? Составьте тезисный план, включив в него цитаты из текста. Запишите в тетрадь. (ПИСЬМЕННО)
3) Как в романе показана революция? Чем её изображение отличается от распространённого в советской литературе тех лет?
4) Найдите евангельские образы и сюжеты в романе «Доктор Живаго», определите их значение.
А.И. Солженицын.
10.1. Прочитайте рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича» («Один день Ивана Денисовича»)
10.2. Ответьте на вопросы (устно)
1) Объясните смысл названия рассказа.
2) Какие правила и законы лагерной жизни соблюдает Шухов, чтобы выжить в заключении?
3) Докажите, что Шухов – человек труда. Как он относится к своему делу даже в лагере? Приведите примеры из текста.
4) Покажите, что Шухов по природе своей человек нравственный и сумел остаться таким и в лагере. Как к нему относятся другие зэки? Приведите примеры из текста.
5) Как в душе Шухова сочетается советский атеизм с народной традиционной верой? Проанализируйте его беседы с Алёшкой-баптистом.
10.3. Прочитайте рассказ «Матрёнин двор»
10.4. Ответьте (устно) на вопросы:
1) Как показана трагическая судьба русского крестьянства в рассказе?
2) Какой увидел свою будущую хозяйку её постоялец при первой встрече? Почему Игнатьич решил: «Жребий мой был – поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом»?
3) Что «измотало» Матрёну в её жизни? Как постепенно она начинает раскрываться жильцу?
4) Покажите духовное богатство Матрёны.
5) Каковы отношения Матрёны с односельчанами? Как она о них рассказывает?
6) Почему на добрую, отзывчивую Матрёну сваливается столько несправедливостей? Кто виноват в них? Какой ответ на этот вопрос даёт героиня? Какой – автор?
7) Каким образом Игнатьич узнал о трагическом прошлом Матрёны? Случайно ли она открылась ему?
8) Что объединяет Матрёну с Игнатьичем? Почему они сблизились?
9) В чём видят смысл ежедневного существования Матрёна и Игнатьич?
10) Как оценивает характер героини писатель? Почему первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника»?
В.М. Шукшин.
11.1. Прочитать рассказы «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием».
11.2. Беседа с преподавателем.
А.В. Вампилов.
12.1. прочитайте пьесу А. Вампилова «Утиная охота»
12.2. Ответьте на вопросы:
1) Охарактеризуйте главного героя
2) Подумайте, насколько стремление Зилова к самоубийству мотивировано его характером.
3) Соотнесите с Зиловым других героев драмы. Противопоставлены ли они главному герою или сопоставлены с ним?
4) Подумайте, как отношение к отцу, женщинам, друзьям и работе раскрывает характер Зилова.
5) В чём проявляется сходство Зилова и официанта Димы? Можно ли их назвать «двойниками»? Обратите внимание на портреты, которые даёт драматург этим героям, и их отношение к утиной охоте.
6) Почему именно такой герой, как Зилов, стал главным героем пьесы?