Критерии оценки доклада с презентацией
№ п/п | Показатель оценки | Кол-во баллов |
Обоснование актуальности выбранной темы | 1 балл | |
Структура работы (имеются: введение, цель работы, постановка задачи, решение поставленных задач, выводы, список литературы) | 1 балл | |
Соответствие результатов работы поставленным задачам | 1 балл | |
Новизна предложений, отражающая собственный вклад автора и оригинальность работы | 1 балл | |
Глубина изучения состояния проблемы | 1 балл | |
Использование современной научной литературы при подготовке работы | 1 балл | |
Качество презентации: структура, оформление, содержание | 1 балл | |
Логика изложения доклада, убедительность рассуждений, оригинальность мышления | 1 балл | |
Соблюдение временных рамок, отведенных на презентацию: не более 10 минут | 1 балл | |
Ответы на вопросы слушателей семинара | 1 балл | |
Итого: | 10 баллов |
Критерии оценки устного ответа на экзамене
Оценка | Знания, умения, навыки и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент* |
Отлично (5) | На вопросы даны исчерпывающие ответы, проиллюстрированные наглядными примерами там, где это необходимо. Ответы изложены грамотным научным языком, все термины употреблены корректно, все понятия раскрыты верно. |
Хорошо (4) | На вопросы даны в целом верные ответы, но с отдельными неточностями, не носящими принципиального характера. Не все термины употреблены правильно, присутствуют отдельные некорректные утверждения и грамматические / стилистические погрешности изложения. Ответы не проиллюстрированы примерами в должной мере. |
Удовлетворительно (3) | Ответы на вопросы носят фрагментарный характер, верные выводы перемежаются с неверными. Упущены содержательные блоки, необходимые для полного раскрытия темы. Студент в целом ориентируется в тематике учебного курса, но испытывает проблемы с раскрытием конкретных вопросов. Также оценка «удовлетворительно» ставится при верном ответе на один вопрос и неудовлетворительном ответе на другой. |
Неудовлетворительно(2) | Ответы на вопросы отсутствуют либо не соответствуют содержанию вопросов. Ключевые для учебного курса понятия, содержащиеся в вопросах, трактуются ошибочно. |
Примерные темы рефератов
1. Социологический и культурологический подходы к развитию науки.
2. Проблема интернализма и экстернализма в науке.
3. Проблема ценности научной рациональности.
4. Проблема взаимосвязи науки и философии.
5. Наука и искусство.
6. Наука и обыденное познание.
7. Роль науки в современном образовании и воспитании личности.
8. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
9. Проблема секретности и закрытости научных исследований.
10. Проблема государственного регулирования развития науки.
11. Проблема становления науки в Древнем мире.
12. Роль Аристотеля в становлении теоретического мышления.
13. Роль средневековых университетов в развитии науки.
14. Проблема становления опытной науки в новоевропейской культуре.
15. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.
16. Роль научной революции в развитии науки.
17. Проблема типов научной рациональности.
18. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания в современной науке.
19. Роль синергетики в развитии современной науки.
20. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
21. Сциентизм и антисциентизм.
22. Наука и лженаука.
23. Специфика наук об обществе: современные трактовки и проблемы.
24. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке.
25. Значение различных форм позитивизма для разработки методологии социально-гуманитарных наук.
26. Философия науки Нового времени как теоретическая база формирования социально-гуманитарной теории.
27. Причины многообразия социально-гуманитарных теорий.
28. Взаимосвязь и соотношение предметов философии науки, социологии и социальной философии.
29. Проблема адекватности современной социально-гуманитарной методологии целям социальной практики.
30. Философия науки как теоретическая рефлексия науки.
31. Проблема идеологического аспекта в социально-гуманитарном познании.
32. Проблема научного факта в социально-гуманитарных науках.
Формами итогового контроля знаний по завершению изучения дисциплин служат зачет (после 2 семестра) и экзамен (после первого семестра).
Примерные темы эссе
1. Роль науки в жизни современного общества
2. Проблема свободы и ответственности ученого в современном обществе
3. Достаточно ли человеку быть только разумным, чтобы общество и человек сохранились на Земле и развивались?
4. Принес ли научно-технический прогресс человеку счастье?