Основные линии в истории философии. Материализм и идеализм

(продолжительность – 20 минут)

В развитии философии на протяжении всей ее истории прослеживаются так называемые сквозные линии, проходящие красной нитью через всю историю философии и выделяемые на основании различных ответов на основные философские вопросы.

Прежде всего, выделяют следующие линии:

· материализм и идеализм;

· агностицизм и гносеологический оптимизм (реализм);

· рационализм (эпистемная линия) и иррационализм (софийная линия).

Материализм и идеализм различаются тем, что дают противоположные ответы на так называемый основной вопрос философии. Классическую формулировку основного вопроса философии дал Фридрих Энгельс: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Почему же вопрос о соотношении мышления и бытия является основным? «Потому что, -- продолжает он, -- исследование других проблем прямо или косвенно зависит от того, как решается этот «великий» вопрос. При этом Ф. Энгельс выделял две его стороны: первая -- что первично материя или дух, сознание; и вторая -- познаваем ли мир в своей сущности?

По решению вопроса о первичности духовного или материального все философы разделяются на два лагеря: материалисты считают, что первична материя, а идеалисты – сознание. Некоторые философы признавали равноправие, равноценность обоих начал (Р. Декарт), их называют дуалистами.

Деление на указанные направления существовало с самого начала возникновения философии. Немецкий философ ХVII-ХVIII в.в. Г. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем. «Материализм, -- писал он, -- все объясняет из материи, а принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю». Таким образом, философское значение терминов «материалист» и «идеалист» не следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.

Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. Можно выделить различные формы материализма и идеализма. Первоначальная форма материализма – это стихийный или наивный материализм Древней Греции и Рима. Так, Фалес основой мира считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы. Метафизический материализм зародился в средневековье, но свое полное развитие получил уже в Новое время в форме механистического материализма (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций), который все многообразие природы, ее свойств и отношений сводил к механической форме движения. Следующей ступенью материализма стал диалектический материализм, созданный в XIX веке К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе соединения материализма и гегелевской диалектики как учения о развитии.

Существуют и такие разновидности материализма, как например, последовательный материализм, в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм) и непоследовательный материализм, в котором отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах); специальной формой непоследовательного материализма является деизм (от лат. Deus – бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи, сообщению ей первоначального импульса движения и установления далее неизменных законов мироздания (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, Б. Франклин, М.В. Ломоносов). Выделяют также вульгарный материализм, который сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Идеализм тоже неоднороден. Прежде всего, следует различать две его главные разновидности – объективный идеализм (Платон, Гегель), согласно которому основой мира является надмировая духовная реальность (мир идей, Абсолютная Идея, Бог), существующая вне и независимо от сознания человека и общества, и субъективный идеализм, представители которого (Кант, Фихте, Беркли, Юм) считают, что реально существует только сознание данного человека, а предметы, действительность есть лишь творение человеческой психики, комплексы его ощущений, на самом деле не существующие, а только кажущиеся реально существующими – наподобие того виртуального мира, который принимают за реальность люди в мире «Матрицы».

Что касается других линий, то они кристаллизуются вокруг других вопросов.

Как мы уже говорили, второй стороной основного вопроса философии является вопрос о познаваемости мира: познаваем ли мир в его сущности? отражают ли наши знания реальность или только наши ощущения? возможно ли достижение для человека истины?

Большинство мыслителей полагали и полагают, что сущность мира познаваема, о чем прямо свидетельствует развитие науки: чем дальше продвигается наука, тем глубже мы проникаем за поверхность явлений, тем ближе приближаемся к их сущности. Сторонники познаваемости мира именуются по-разному: гностиками, реалистами, но, наш взгляд, более правильно называть их гносеологическими оптимистами. К числу наиболее оптимистичных оптимистов, веривших в полную познаваемость мира можно отнести Платона, Аристотеля, Гегеля, Маркса, Владимира Соловьева.

Те, кто не верят в возможность познания сущности мира, получили имя агностиков, а защищаемая ими позиция называется агностицизмом (от греч. Agnostos – непознаваемый). Таковы, в частности, взгляды Дэвида Юма, английского философа 18 века, и Иммануила Канта, родоначальника немецкой классической философии. По Канту, мы познаем лишь явления, т.е. наши ощущения, а мир сам по себе навсегда останется для нас непознаваемым, т.е. «вещью в себе».

Наконец, есть и такие, кто не уверен вообще в том, что есть какие-либо критерии отличия истинного или ложного знания. Они получили имя скептиков. Основателем скептицизма является греческий мыслитель Пиррон, его последователями были Карнеад, Агриппа, Секст Эмпирик и ряд других мыслителей. Главный тезис скептицизма можно сформулировать так: «Всякое знание сомнительно, во всяком знании можно усомниться». Скептик ничего не утверждает, он во всем сомневается, по его мнению, в пользу каждого из двух противоположных суждений можно найти аргументы, а потому нет никаких абсолютных истин, а есть только истины относительные.

Наконец, противоположность между линиями рационализма и иррационализма связана с вопросом о том, на какую познавательную способность человека должна опираться философия. Согласно рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум, а философия выступает высшей наукой, наукой наук. Такова, в частности, точка зрения Платона, Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля и большинства философов. Точка зрения иррационализма (от лат. Irrationalis – неразумный, бессознательный) состоит не в отрицании возможности разумного и логического познания действительности, а в принижении разума и отдании предпочтения чувствам, вере, интуиции. Иначе говоря, основным видом познания здесь признается интуиция, переживание или вера (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер), а разум оказывается лишь средством, которое используют наши чувства или воля для оправдания своих действий. В иррационализме признается, что разум лишь плавает по поверхности вещей, а сущность мира, его глубины открываются нам через переживание, веру, интуитивное познание, а порой даже через мистический экстаз. В рамках иррационализма философия отдаляется от науки и приближается к искусству или религии.

В заключении следует отметить, что отнюдь не все философы признавали вопрос о первичности материального или духовного начал основным. Например, для Альбера Камю (1913 – 1960) основным является вопрос о смысле жизни: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой, или не стоит. Для неопозитивистов этот вопрос вообще не имеет смысла, ибо обе субстанции – что материя, что дух, -- признаются ими понятиями, не имеющими реальных прототипов в действительности. В целом, в философии XX века конфронтация между материализмом и идеализмом постепенно ослабляется, что, в частности, проявляется в сближении и углублении диалога между наукой как оплотом материализма и религией, основывающейся на идеализме.

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. В истории философии на всем ее протяжении можно выделить ряд сквозных линий, связанных с различным решением основных философских вопросов.

2. По вопросу о первичности материальной или идеальной субстанции философы разделились на два лагеря: материалисты признают первичность материи, идеалисты – сознания. Внутри материализма выделяют такие его исторические формы, как наивный стихийный материализм древних греков, метафизический (механистический) материализм Нового времени, вульгарный материализм 19 века, диалектический материализм Маркса, Энгельса, Ленина. В рамках идеализма выделяют две его разновидности: объективный (Платон, Гегель) признает за первооснову бытия надмировую духовную реальность (Бог, Абсолютная Идея), а субъективный идеализм (И. Кант, Г. Фихте) в качестве единственной реальности утверждает субъективный мир человека.

3. По вопросу о познаваемости мира философы делятся на гносеологических оптимистов, по мнению которых сущность мира познаваема, на агностиков, считающих, что мы познаем не мир, а только наши ощущения, и скептиков, вообще сомневающихся в возможности достижения абсолютно истинного знания.

4. Также выделяют такие линии, как рационализм и иррационализм. Рационалисты понимают философию как высшую науку, а высшей познавательной способностью человека его разум, а иррационалисты считают, что философия не наука, что сущность мира, его глубины открываются нам через веру, переживание, понимание или интуицию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели основные черты философского знания, зафиксировали определение философии, выделили основные функции и разделы философии. Также были изучены исторические формы мировоззрения – религия, мифология, наука, эксплицированы их основные черты. Наконец, мы увидели, что в истории философии происходила борьба двух основных линий – материализма и идеализма.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЧТЕНИЮ ЛЕКЦИИ  
При подготовке к чтению первой лекции по дисциплине «Философия» необходимо проанализировать рабочую программу дисциплины по соответствующей специальности (направлению), проверить и дополнить презентацию, изучить имеющуюся в библиотеке учебную и учебно-методическую литературу, освежить в памяти лекционный материал, мысленно продумать последовательность изложения вопросов и подвопросов, их связь с презентацией и имеющейся учебно-методической литературой.
Во вступительном слове: изложить актуальность темы лекции и всего предмета, цели и задачи как первой лекции, так и дисциплины в целом, требования к конспектам, к работе на лекциях и семинарах, условия допуска к дифференцированному зачету или экзамену. В первом учебном вопросе: рассмотреть происхождение термина и этимологию слова «философия», обозначить круг основных проблем термина, рассмотреть структуру и функции философии, показать ее значение для специалистов пожарной охраны. Во втором учебном вопросе: дать краткую характеристику сущности и строения мировоззрения, осветить специфику убеждений как ядра мировоззрения, рассказать об основных исторических формах мировоззрения. В третьем учебном вопросе: рассказать об основном вопросе философии, вариантах его решения, исторических формах материализма и видах идеализма, привлекая для иллюстрации примеры из современного кинематографа («Матрица», «Начало» для иллюстрации сущности субъективного идеализма).
ЛИТЕРАТУРА:
а) основная: 1. Липский В.Н., Бабин Ю.М., Киричек А.В., Филатова Г.А. Философия. Практикум: Учебно-методическое пособие. – М.: АГПС, 2014. 2. Философия. Тематический план. Планы семинарских занятий для курсантов, обучающихся по программе специалитета по специальности «Пожарная безопасность» (5 лет очно) / Сост.: А. В. Киричек. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. 3. Миронов В. В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2009. С. 3-17. 4. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2010. С. 10-35. 5. Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 9-29.
б) дополнительная: 6. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993. 7. Библер В.С. Что есть философия // Вопросы философии. 1995, № 1. 8. Гудин С. В. Роль философии в формировании специалистов пожарной охраны // Традиции отечественной культуры в нравственно-патриотическом воспитании пожарных. Материалы 5-й научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010. 9. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. 10. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. 11. Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. – М. 2001. 12. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991. 13. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. М., 1993. 14. Хайдеггер М. Что такое философия? //Вопросы философии. 1993, № 7. 15. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М., 1991.
в) нормативная: 16. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (http://минобрнауки.рф/документы/2974) 17. Путин В.В. Послание Президента России Федеральному собранию от 12.12.2013 (http://www.kremlin.ru/news/19825) 18. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml) 19. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)
г) справочная: 20. Философский энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2011.
  доцент кафедры философии, канд. философ. наук, доцент
(должность, ученые степень и звание автора лекции) полковник внутренней службы ________________Киричек А.В.
(специальное звание, подпись, инициалы и фамилия)
(Дата)

[1] Цит. по: Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 9.

[2] Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. С. 32-33.

[3] Второй и третий из указанных вопросов были сформулированы немецким философом Иммануилом Кантом (1724-1804), причем именно вопрос о сущности человека он считал центральным вопросом философии.

[4] Действительно, в физических экспериментах с помощью камеры Вильсона можно наблюдать элементарные частицы, в повседневной жизни можно видеть и оперировать макротелами – камнями, стульями, животными. И хотя и электроны, и камни материальны, т.е. существуют вне нашего сознания, но вот самой материи, материи вообще мы наблюдать не можем, не можем ни потрогать её, ни пощупать, какими бы приборами мы не пользовались.

[5] Рефлексия – размышление о чем-либо.

[6] Цицерон Марк Туллий (106 – 43 до н.э.) -- римский оратор, теоретик красноречия и философ, государственный деятель, поэт, писатель и переводчик.

[7] Сенека Луций Аней (5 до н.э. – 65 н.э.) – крупнейший римский философ, представитель позднего стоицизма.

[8] Ценность -- это способность предмета или определенных общественных отношений, например, таких, как свобода, равенство, справедливость и т.д., удовлетворять потребности как отдельного человека, так и общества в целом.

Наши рекомендации