Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.
Знание лежит в основе многих областей человеческой деятельности и является специальным объектом изучения и анализа в теории познания и многих науках. Знание – это своеобразная социальная и индивидуальная память – способ сохранения и использования наследуемого и создаваемого объема информации. При этом теоретическое знание не самое главное из того, что знает человек, и не самое большое по объему. Преобладающая область знания – это повседневные, массовые знания.
Античный философ Платон выделял пять ступеней познания предмета: 1) имя предмета; 2) его определение; 3) его изображение; 4) само знание о предмете (правильное мнение и понимание); 5) то, что познается само по себе, что и есть подлинное бытие.
Другой античный философ Аристотель полагал, что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту. Он считал тех, кто владеет знанием какого-то искусства более мудрыми, чем тех, кто имеет опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет.
Таким образом, понимаемое знание очень тесно связано с верой. В данном случае вера рассматривается не как религиозная вера, а как признание истинности того или иного утверждения без рационального обоснования и доказательства. Причиной ее существования является не только недостаток информации. Австрийский философ Л. Витгенштейн обратил внимание на роль веры в познании и на ее социально-коммуникативную природу. Он писал, что вера возникает как необходимое следствие нашего бытия среди людей. Поэтому вера может рассматриваться как субъективная уверенность и достоверность, требующая дальнейшего исследования.
Вера и знание имеют основания, но их основания различны, и это различие носит не просто частный характер, оно обладает фундаментальным значением, но обоснования веры и знания противоположно направлены. Знание становится таковым в результате логического оформления, обоснования и т.д. и только так оно обретает социальную значимость. Вера базируется на подтверждающем ее результаты опыте, на социальной санкции и общезначимости того, во что верят. При таком подходе вера не противопоставляется знанию, и функции веры не оцениваются только отрицательно.
В отличие от идей верования не являются плодом наших размышлений, они – наш мир и бытие, это глубинный пласт нашей жизни. Верования унаследованы как традиции, принимаются в готовом виде, как система прочных, принятых на веру объяснений и интерпретаций. Одно из самых значимых верований в западной культуре – это вера в разум и интеллект.
Противоположным понятию веры является понятие сомнения.Сомнение – это состояние беспокойства и неудовлетворенности, заставляющее действовать с целью его устранения, порождающее желание перейти к состоянию верования – спокойного и удовлетворенного. Именно сомнение является одним из движущих факторов в развитии знания в целом и научного знания в том числе. Поэтому, с одной стороны, вера является необходимым «спутником» познания, так как невозможно проверить на собственном опыте все накопленные человечеством знания, и приходиться прибегать к вере. С другой стороны, сомнение также постоянно сопутствует познанию, являясь, как уже было сказано, источником движения к новому знанию. Сначала сомнение в старой вере, затем преодоление сомнения и, наконец, убеждение, новая вера.
Признание конструктивной роли веры в познавательной деятельности дает возможность по-другому оценить соотношение веры и сомнения в познании. Признание фундаментального значения веры в познавательной деятельности субъекта предполагает признание того, что теория познания и конкретно учение об истине должны строиться не отвлеченно от человека, но на основе доверия к человеку как целостному субъекту познания. Иначе, как утверждал немецкий философ Э. Гуссерль, будет забыт фундамент человеческих смыслов – «жизненный мир», мир простого верования, принимаемый как безусловно значимый и практически апробированный.
Существует еще один аспект во взаимоотношениях веры и сомнения. В мире ценностных ориентаций человека непреходящее значение имеет вера, рассматриваемая как акт принятия чего-либо в качестве ценностно-положительного. С этой точки зрения, вере предшествует сомнение, которое переводится в веру в результате философского анализа. Вера как ценностный феномен имеет свои градации, в высшей ее отметке находится идеал. Человек в силу своего воображения создает образ желаемого будущего. Он осуществляет целеполагание. Цель - это предвосхищение результата социального действия. Идеал - это высшая ценность и ей соответствующая цель, это то, во что безоговорочно верят.
Такая вера, называемая философской, противопоставляется религиозной. Религиозная вера часто рассматривается как результат откровения. Ее отличительной чертой является то, что она не нуждается в строгом логическом обосновании. Для немецкого философа К. Ясперса философская вера – это результат философствования. Вряд ли найдется философ, который не согласится с Ясперсом.
Для Ясперса вера не является чем-то иррациональным. Философская вера – это вера мыслящего человека, когда ничто не принимается так, как оно навязывается, ничто не принимается без глубокого проникновения в него. Такая вера не может быть общезначимой, но она присутствует внутри человека, беспрестанно становится яснее, осознаннее, продвигается далее посредством сознания.
Философская вера исторична. Она – не переживание, не нечто непосредственное, не то, что можно описать как данное. Она – осознание бытия из его истоков посредством истории и мышления. Для философской веры всякое философствование, выраженное языком, - это построение, это только подготовка или воспоминание, повод или подтверждение. И во времени еще нигде не обретена вечная философия. Определение философской веры дается Ясперсом через отрицание:
1. она не может стать исповеданием;
2. она должна явить себя в мышлении и обосновании;
3. необходимо все время обращаться к истокам знания;
4. она не имеет прочной опоры в виде объективного конечного в мире;
5. ее положения никогда не становится догматом;
6. она не авторитарна;
7. философская вера – это решимость радикальной открытости перед новым, неизведанным.
Философская вера обладает чуткой совестью относительно суеверий, поэтому она не может выразить себя в основоположениях. Объективное должно всегда оставаться в движении. Философская вера проходит через ничто, но она не вырастает из бездонности, не начинает сначала – если она исконна. Она существует только в мышлении отдельного человека и лишена объективной защищенности, предоставляемой каким-либо социальным институтом. Она – то, что остается, когда все рушится. Но она – ничто, если в ней ищут опору. Ее присутствие обнаруживается каждый раз, когда мы приходим к самим себе, побуждаемые к тому преданием.
Таким образом, то, что человек схватывает в процессе философствования, и есть – его вера. И делом философии, следовательно, является прояснять и раскрывать то, что мыслилось на протяжении тысячелетий, что может лечь в основу философской веры конкретного человека.