Человек, мир, познание

Рассмотрев различные уровни, формы, элементы познания, мы должны далее представить процесс познания в целом, как процесс, осуществляемый человеком в бесконечном мире. Познание — целостный процесс, имеющий единую природу, направленный на единый материальный мир и осуществляемый человеком, обладающим единой природой. Единство всего познавательного процесса определяется единством бесконечного материального мира и единством бесконечной человеческой сущности.

От простого к сложному?

Такой подход ставит перед нами ряд любопытных вопросов. Первый из них — с чего начинается и куда идет процесс познания — от простого к сложному или, наоборот, от сложного к простому? Распространено представление, что познание идет от простого к сложному. Это представление, однако, очень неточно. Человеческое познание начинается, несомненно, с постижения простейших свойств, явлений, предметов непосредственно окружающего нас мира и идет ко все более глубоким и сложным сторонам действительности. Однако познаваемые человеком простейшие свойства и явления — это стороны ближайшего макромира (включающего физические, химические, биологические и социальные явления и объекты), который связан с высшими ступенями единого закономерного мирового процесса. Человек находится на «вершине» бесконечной пирамиды мироздания, а не у ее «основания» (которое уходит бесконечно «вниз») и начинает познавать мир с простейших сторон... сложнейшего уровня мироздания и углубляется на все более низкие и простые уровни организации материи.

Поэтому объективно исходное направление познания мира — не от простого к сложному, а, наоборот, от сложного к простому. Так, переход научного познания от физики макро- к физике микромира есть движение от сложного к простому.

Однако познание самого человека, познание человеком самого себя идет от простого к сложному, от простых к все более сложным уровням его бесконечной сущности.

Два разнонаправленных процесса познания: от сложного (макромира) к простому — в познании объективного мира и от простого к сложному — в познании человеческой сущности находятся в тесном единстве, что порождает ряд «эффектов», без осмысления которых нельзя понять существенных сторон человеческого познания. Исследование этих эффектов — одна из важнейших задач современной гносеологии.

Прежде всего, эти два противоположно направленных процесса обусловливают друг друга: человек осознает свою сущность, всю мощь своего интеллекта и труда, познавая окружающий мир, обнаруживая все более «диковинные» (по выражению Ленина) стороны действительности. Человек познает себя, «смотрясь» в объективный мир как в зеркало. Чем глубже человеческая мысль проникает в окружающий мир, постигает его сущность и бесконечные ее проявления, тем глубже он проникает в свою собственную сущность. Так, создание материалистического понимания истории, означавшее революционный переворот во взглядах на общество и человека, стало возможным только на базе достаточно зрелого естествознания XIX в. Не зная основ механики, физики, химии и биологии, человек не способен понять себя как материальное существо, познающее внешний мир и творящее самого себя, свое бытие и сущность. Средневековье, период почти полного отсутствия научного знания о природе, могло породить только иллюзорное религиозное понимание человека.

Могут возразить: разве познание микромира проще, чем познание сравнительно простых свойств и законов макрофизики? Физика микромира требует весьма сложной техники исследования и отображается в несравненно более сложной теории.

Следует, очевидно, различать два типа сложности: объективной — сложности объекта, определяемой по «шкале сложности» — ступеням единого мирового процесса, и субъективной, — сложности познания для субъекта. Строго говоря, «субъективная» сложность не является чисто субъективной, ибо она имеет объективную основу — объективное место человека на «лестнице сложности», т. е. в системе иерархически построенного объективного мира. В силу «эффекта положения» в системе .мироздания человеку проще познавать сложные формы материи (связанные с макромиром), с их первоначальных, относительно простых сторон, чем несравненно более простые явления микромира, например, элементарные частицы, «струны» и т. д. При этом чрезвычайно любопытно, что непосредственные стороны ближайшего к человеку макромира познаются человеком не в результате сложной деятельности мышления, научных понятий и т.д., а непосредственно, путем чувственного восприятия. Объективно (относительно объективной «шкалы сложности») свойства, непосредственно воспринимаемые нами в виде цветов, запахов, вкусов и т. д., для познания которых не требуется никаких усилий ума, являются принципиально более сложными, чем свойства элементарных частиц. Объективно тривиальное для нас движение бильярдного шара принципиально сложнее движения элементарных частиц. Создавая макротела типа бильярдного шара, природа решила колоссальной сложности задачу превращения хаотического движения триллионов молекул или элементарных частиц в упорядоченное движение шара. Между тем человек воспринимает принципиально более сложные, чем движение элементарных частиц, свойства без всяких усилий, в силу дарованных ему природой органов чувств. Эта коренная особенность человеческого познания приоткрывает перед нами глубинные стороны человеческой сущности.

Следует учесть, далее, что движение человеческого познания от сложных, макроскопических уровней материи к все более простым не имеет однозначного и простого смысла. Углубляясь на «нижележащие», более простые уровни организации материи, человек начинает более содержательно и глубоко понимать «вышележащие» уровни материи. Так, только после появления квантовой механики химия превратилась в современную науку, принципиально глубже и полнее поняла сущность химических проявлений. Проникновение на уровни химии и физики жизни весьма существенно продвинуло понимание жизни. Изучение физико-химико-биологических основ делает возможным проникновение на все более глубокие уровни человеческой сущности. Таким образом, движение от сложного к простому в изучении объективного мира означает одновременно «обратное движение» от простых уровней к познанным ранее сложным уровням. Можно высказать предположение, что в будущем предстоит крупный, глобальный пересмотр существующих сейчас основных теорий — квантовой механики, теории относительности, наук о жизни на основе изучения глубинных уровней объективного мира.

Учитывая все стороны процесса познания, можно заключить, что общее целостное направление развития процесса познания — направление от простого к сложному, включающее в себя два основных направления — познания сущности объективного мира и сущности человека, его места в мире и смысла существования в мире. Человеческое познание имеет две наиболее широкие цели — познание сущности мира и сущности человека.

ИСТИНА

Что есть истина?

Непосредственная цель познания — постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке. Вопрос об истине — заостренная форма вопроса о сущности человеческого познания, способности человека познавать мир и самого себя. Материализм прошлого дал в принципе, по своему основному духу, правильное решение вопроса о познаваемости мира, о способности человека к постижению истины как адекватного отражения действительности. Однако старый материализм, в силу недостаточной развитости, слабой научной базы общества, зачастую недиалектичности (материализм XVII-XVIII вв.) не смог дать научной концепции истины. Одним из коренных недостатков его представлений об истине, общим с идеализмом прошлого, была неспособность понять, что является конечным критерием истины.

С позиций объективного идеализма Гегеля истина — объективный процесс самопознания логической идеи, в котором каждая последующая ступень выступает в качестве истины предыдущей: истина бытия — в сущности, истина сущности бытия — в понятии и т.д. По Гегелю, логическая идея в конце концов достигает абсолютной истины, приходит к абсолютному тождеству с собой. Такая концепция истины также была далека от ее научного понимания, однако чрезвычайно ценной стороной философии Гегеля была попытка представить истину как вечный процесс развития. Абсолютная истина как тождество идеи с самой собой представляла по Гегелю вечное движение, жизнь.

Для субъективного идеализма истина — лишь осознание человеком своих собственных ощущений, в каком бы варианте эта трактовка не возникала. Так, для махизма истина — сокращенное описание человеческих ощущений («элементов мира»). Русский махист А.А. Богданов считал, что истиной является любая мысль, которая организует людей к деятельности, истина — «организующая форма человеческого опыта». С этих позиций истинной оказывалась религия, любая реакционная идеология, поскольку она организует людей на определенные действия.

Неопозитивизм, одно из основных направлений буржуазной философии XX в. (Рассел, Карнап, Витгенштейн, Айер и др.), трактовал истину в традиционном для субъективного идеализма духе, пытался создать развернутую теорию истины, опираясь на односторонне понятые проблемы математики, логики, физики, лингвистики. Лишая истину объективного основания и смысла, неопозитивисты по существу свели проблему истины к проблеме смысла предложений науки. Они стремились выяснить критерии, на основе которых те или иные научные утверждения могут быть признанными имеющими смысл. С точки зрения неопозитивизма в эмпирических науках (науках, опирающихся на эмпирические исследования) имеют смысл те утверждения, которые могут быть верифицируемы, т.е. выведены из «атомарных фактов», «капель опыта». Последние представляют собой не что иное, как совокупности ощущений. «Атомарные факты» фиксируются первоначально в «протокольных предложениях». Концепция верификации имела определенное положительное содержание, поскольку исследование соответствия утверждений науки ее эмпирическому базису, в конечном счете — ощущениям является важной задачей философии и частных наук. Однако с этих позиций оказывались необъяснимыми, т.е. не верифицируемыми положения философии, которые следовало поэтому считать не имеющими научного смысла. Довольно скоро обнаружилось, что не верифицируемыми, или трудно верифицируемыми, являются и наиболее общие положения частных наук, например, общей теории относительности, и, что оказалось убийственным для неопозитивизма, сам принцип верификации был принципиально не верифицируем. Теоретический тупик, в который зашла философия неопозитивизма (уступившая место постпозитивистским течениям), был неизбежным следствием его исходных позиций — отказа от признания объективного мира, основного вопроса философии, признания познаваемости мира и т. д.

Впоследствии принцип верификации был дополнен более слабыми принципами, которые имели определенное положительное значение для анализа научного мышления, но не исправляли исходных недостатков позитивизма: подтверждаемости, когеренции, фальсификации.

Для наук типа математики и логики неопозитивизм выдвинул принцип конвенциализма (от лат. conventio — соглашение), согласно которому имеют смысл те утверждения науки, которые соответствуют принятым между учеными соглашениям, конвенциям. Так, конвенциями являются математические аксиомы. При этом выбор конвенций обусловлен соображениями не соответствия объективному миру, а удобства, целесообразности и в конечном счете имеет довольно произвольный характер. Конвенциализм имел некоторые положительные моменты, поскольку отображал одно из действительных свойств человеческого познания — возникновения положений, формулируемых в результате соглашений между учеными. Однако конвенциализм игнорировал тот неопровержимый факт, что в конечном счете любые теоретические соглашения, претендующие на научную значимость, должны иметь объективные основания. Математические аксиомы отнюдь не являются чисто конвенциальными продуктами: они отображают свойства и отношения объективного мира.

Объективная истина. Истина, или, иначе, объективная истина — адекватное, соответствующее действительности отражение (внешнего мира или человека). Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» сформулировал более «сильное» определение объективной истины как «такого содержания, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества»1 .

Оценивая знания, их значение для человека, мы выясняем прежде всего, соответствуют ли они объективной реальности, объективному положению дел или являются ошибочными, ложными, иллюзорными. Взгляды, представления, теории, взятые вне отношения соответствия объективной реальности, лишены для нас смысла. Индивиды, группы, классы, общество в своей деятельности могут определенное время опираться на ошибочные взгляды, теории, религиозные представления и т. д. Однако если ошибочные взгляды и выступают до известной границы «организующей формой человеческого опыта», они не приобретают от этого достоинства истинности и в конце концов приводят к отрицательным результатам. Так, закончился крахом «эксперимент» истории построить жизнь общества на основах безраздельно господствующей религиозной идеологии (в эпоху феодализма). Глубокий кризис капитализма 1929/1932 гг., поставивший капиталистическую систему под угрозу полного краха, нанес сильный удар по идеалам «свободного предпринимательства», что заставило капитализм прибегнуть к мерам, которые нельзя истолковать иначе, как вынужденные заимствования опыта развития социализма.

Конкретность истины. Всякая объективная истина конкретна. Конкретное (от лат. concretus — сгущенный, уплотненный) — это «единство многоразличного» (Маркс), или, иначе, действительность во всем многообразии ее сторон, связей, отношений и т. д. Конкретному противопоставляют абстрактное, т. е. отдельное, изолированное, отвлеченное. Конкретное и абстрактное существуют как в реальной действительности (конкретный и абстрактный труд), так и в мышлении.

Конкретность истины означает, что то или иное утверждение о действительности является истинным, если оно учитывает все ее стороны, связи и опосредования. Так, утверждения о возможности построения социализма только во всех основных странах мира одновременно (Маркс) или, в новых условиях, в одной, отдельно взятой стране (Ленин) являются истинными, поскольку учитывали основные черты соответствующих исторических эпох. Конкретного подхода требует оценка действительных результатов и ошибок социалистического строительства в нашей стране. Утверждения некоторых ученых и политических деятелей о необходимости тотального развертывания частной собственности в России, по нашему мнению совершенно не учитывают как предшествующие социалистические преобразования, высокую степень социализации советского народа, так и ограниченные возможности частной собственности.

Абсолютная и относительная истины. Познание есть процесс, в котором истина не дается сразу, а постигается постепенно, по частям. Одна из величайших заслуг диалектика Гегеля заключалась в том, что истина «представлялась Гегелю уже не в виде собрания готовых догматических положений, которые остается только зазубрить, раз они открыты; истина теперь заключалась в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знания на все более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой она, найдя некоторую так называемую абсолютную истину, уже не могла бы пойти дальше и где ей не оставалось бы ничего больше, как, сложа руки, с изумлением созерцать эту добытую абсолютную истину»1.

Научная диалектика, включившая положительные достижения философии Гегеля, исходит из того, что наши знания всегда относительны. Относительная истина — это ограниченное, неполное знание о мире. В силу бесконечности мира, исторической ограниченности человеческого познания, обусловленного историческим временем, уровнем развития производительных сил, средств научного исследования, развитием человека, достигнутые знания о мире и человеке всегда неполны и неточны. Относительность знаний следует, в частности, усматривать и в том, что они всегда отнесены к определенным условиям, месту и времени.

Революция в естествознании конца XIX-начала XX в., вызвав кризис существовавшей физической теории, выявила и поставила в центре внимания ученых первоначально относительность знаний, что привело к возникновению релятивистских философских взглядов, согласно которым всякое знание только относительно и со временем полностью устаревает. Как показал Ленин, релятивизм неизбежно приводит к субъективному идеализму и агностицизму. Если человеческие знания только относительны и преходящи, следует признать, что они никогда не были достоверными, объективно-истинными, и, следовательно, основывавшееся на них убеждение в существовании объективного мира и его познаваемости является ложным. В отличие от физиков и философов, перешедших под влиянием кризиса физики к идеализму и агностицизму, Ленин доказывал, что относительность человеческих знаний не абсолютна, что каждая достоверная научная теория несет в себе содержание, которое не является преходящим, относительным и составляет, следовательно, зерно или элемент абсолютного знания, абсолютной истины.

Значительно позднее, после возникновения квантовой физики и теории относительности и их последующего осмысления, в физике утвердился взгляд, в философской форме выдвинутый Лениным ранее, согласно которому каждая последующая научная теория не отменяет предыдущую, а сохраняет ее в известных пределах. Так, механика Ньютона стала трактоваться как частный случай релятивистской механики.

Понятие объективной истины выражает адекватность истины реальной действительности. Но последняя имеет структуру, поляризована: она есть бесконечность, которая состоит из конечных. Деление мира на конечное и бесконечное лежит в основе различения относительной и абсолютной истины и определяет их диалектические взаимоотношения. Относительная истина — это достоверное, адекватное знание конечного — отдельного предмета, явления, свойства, области действительности и т. д. Абсолютная истина — знание о бесконечном мире в целом, во всем его бесконечном богатстве и многообразии.

Поскольку познание имело начало (ибо человек возникает на определенной ступени развития материи), человеческое знание всегда ограничено, относительно и абсолютная истина никогда не может быть достигнута, поскольку мир бесконечен. Однако констатация неспособности человека когда-либо, в некоторый момент времени прийти к абсолютному знанию, не выражает еще законченного научного взгляда на абсолютную истину. Более того, останавливаясь на такой констатации, мы еще не выходим за пределы релятивизма и агностицизма. Если абсолютная истина есть только недостижимый идеал, который всегда остается за пределами наших знаний, то это значит, что в наших знаниях присутствует только относительное и, следовательно, все наши знания преходящи и недостоверны.

Поскольку каждое понятие или теория, если они верны, правильно отображают какой-то момент или область бесконечного мира, они, очевидно, несут в себе частицу абсолютной истины, абсолютную истину в известных пределах. Поскольку абсолютная истина — знание бесконечного мира, постольку достоверное знание отдельного предмета, явления — это частица или элемент абсолютной истины. Относительная истина — частица абсолютной.

Абсолютная истина не может быть когда-либо познана, но она постоянно познается нами, познается по частям. Абсолютная истина не есть нечто недостижимое для человека, она непрерывно познается им. Абсолютная истина поэтому — сумма бесконечного числа относительных. Диалектика абсолютной и относительной истины была раскрыта Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин показал, что отрицание абсолютной истины неминуемо приводит к отрицанию объективной. «Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества истину, значит так или иначе признавать абсолютную истину»1 ,— писал Ленин.

Действительно, все то, что является объективно-истинным в наших знаниях, оказывается в то же время частицей абсолютной истины. Абсолютная, конкретная и объективная истины, взятые в их полном объеме, тождественны. Только абсолютная истина может быть полностью объективной и конкретной.

Признание существования абсолютной истины означает признание абсолютного соответствия, в каких-то определенных пределах, объективно-правильного знания его объекту. Так, в этом смысле абсолютной истиной («в известных пределах», т. е. в пределах основного содержания) является, например, утверждение, что Наполеон умер 5 мая 1821 г. Хотя во всех наших знаниях всегда присутствует элемент неточности, каждое достоверное знание содержит элемент, абсолютно верно отображающий определенный фрагмент или сторону действительности. Как бы не углублялись в будущем наши понятия о материи, развитии и т.д. (а этот процесс, как уже говорилось, будет иметь весьма радикальный характер), остается абсолютно верным то, что вне человеческого сознания действительно существует объективная реальность.

Познание и человеческая сущность

Стремление к познанию объективной и абсолютной истины — одна из важнейших сторон человеческой сущности; человеческая сущность «определена» к познанию бесконечного. Без учета способности человека к познанию бесконечного, его устремленности к бесконечному нельзя понять человеческой природы, его смысла существования, возможностей интеллекта, особенностей нравственного и эстетического осознания действительности. Если существование каждого природного предмета, используя язык Гегеля, можно охарактеризовать как «определенное к концу» или «идущее к концу», то человеческая сущность несет в себе движение в бесконечность, «определена» к бесконечному. В первоначальной и превратной форме эта определенность к бесконечному была понята как «движение к богу». Истинное же достоинство и величие человека заключено в том, что человек движется к бесконечному в мире и в своей собственной сущности.

Абсолютная истина обладает своей структурой, отображающей структуру объективного мира и человеческой сущности. Она включает прежде всего исчерпывающее знание всеобщего, особенного и единичного. Каждая из этих сторон или элементов мира является бесконечной и неисчерпаемой. Человеческое познание бесконечно стремится к исчерпывающему познанию всеобщего, особенного и единичного, не встречая на этом пути никаких принципиальных, непреодолимых границ.

Абсолютная истина, далее, поляризована — она есть познание бесконечного мира и человеческой сущности, которая так же, как и мир, бесконечна и познаваема лишь в бесконечном времени.

Познавая бесконечный мир, человек развивает и познает свою бесконечную сущность, бесконечный и неисчерпаемый смысл своего существования. Познание бесконечного мира и своей собственной сущности — одна из важнейших сторон смысла человеческого существования. Эта определенность к бесконечному выражена в нравственном и эстетическом сознании как направленность к абсолютам нравственного и прекрасного.

Основа и смысл этих абсолютов — абсолютная сущность человеческого существования.

Наши рекомендации