Герменевтический треугольник.

Герменевтика общая( сознания)- Шлейермахер.

Труд: «Монологи».

Основная проблема Герменевтики- проблема понимания.

Герменевтика- методология правильного понимания. « Не бывает разного текста и разных правил»: Шлейермахер.

«Текст- это часть языка, текст- это часть автора»( лингвистическая интерпретация). Шлейермахер предлагает метод вживания, то есть « мы понимаем автора лучше, чем он себя».Гениального автора понимает конгениальный интерпретатор. Именно Шлейермахер вводит понятие Герменевтический круг. «Чтобы понять часть- нужно понять целое, чтобы понять целое- нужно знать части.»Ш. пропагандировал существование универсальной Герменевтики как общей теории понимания. « Понимание- это правильная интерпретация текста, это реконструкция»: Ш.

Понимание- вынесение смысла из текста.

2 вида Герменевтики Шлейермахера:

· Компоративная- сравнение разных текстов разных культур.

· Девинаторная – искусственное вживание в мир автора. Чтобы понять автора- нужно понять его эпоху, вжиться в его мир.

Дильтей.

Труд: «Введение в науки о духе».

Разделил науки на естественные и гуманитарные.

Главный метод естественных наук- объяснение, а гуманитарных- понимание.

Текст сообщает больше, чем заложено в смысле.

Интерпретатор тоже даёт избыточный смысл.

Герменевтика бытия. ГадАмер.

Основной представитель: ГадАмер.

Герменевтический треугольник.

· Первое центральное понятие- текст.

· Второе центральное понятие- язык. « Язык- это и средство , и среда» Гадамер. « Язык изъясняется нами». « Экзистенция существует через язык»: Гадамер.

Интерпретация- бесконечная вариативность субъективных смыслов.

Слияние горизонтов- совмещение смыслов разных культур. Горизонт- мыслительный мир автора.

· Третье- опыт, результат фиксации и интерпретации.

Что первично? Текст, автор, или интерпретатор.

В начале 20 века- автор. Сер. 20 века- интерпретатор. В конце 20 века- текст. « Смерть автора и интерпретатора».

Особенности понимания у Гадамера:

· Диалектика вопросов и ответов. Любой вопрос имеет несколько смыслов.

· Новая трактовка герменевтического круга. « Опыт- это целое»(опыт влияет на понимание частей, значит и на целое) Гадамер. Предпонимание- установки данного типа культуры.

· Игра- варианты интерпретации. « Игра сама себя играет» Гадамер.

Ученик гадамера: Бетти- основал институт теории интерпретации.

Труд: «Герменевтика как общая методика наук о духе».

« Интерпретация - это процесс, а понимание- это цель»: Бетти

Ученик Гадамера: Поль Рикёр- существует конфликт интерпретации; интерпретация – понимание языка и текста.; понимание- проникновение чужое сознание.

Вывод: герменевтика -3-е направление неклассической философии.

Русская философия.

Общая характеристика.

Западники и славянофилы.

Учение Владимира Соловьёва.

Николай Бердяев.

Особенности:

Ø Интерес к социальной философии( человек и его место в обществе, что такое Русский человек).

Ø Принцип всеединства и целостности, положительного единства Соловьёва. Приоритет на нравственные ценности и религиозное чувство.

Ø Этический персонализм( соборность)- единство людей на основе их любви к богу.

Ø Соединение теоретического и нравственно-религиозного опыта.

Ø Русский космизм. Идея жизнезначимости, правильных жизненных установок, ценностей и их действительности для жизни и практики.

Западники(либералы, космополиты) и славянофилы(патриоты, консерваторы)( 40-е-50-е 19 века).

Западники ориентировались на западные модели развития общества и выделяли в личности социально-гражданское начало.

Славянофилы хотели собственный путь развития, самобытность. Основу видели в крестьянской общине, православии и соборности.

Славянофилы

Делятся на старших(ранних): Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин; и младших(почвенников): Страхов, Григорьев, Достоевский, Данилевский, Леонтьев.

Н.Я Данилевский.

Труд: «Россия и Европа».

Концепция культурно-исторических типов. Он утверждает, что нет общечеловеческой культуры, общих рамок развития человечества.

Выделил 10 цивилизаций, в основе которых лежит культура, религия, политика, экономика.

Например: Египетская, Китайская, Ассиро-вавилонская(Халдейская)… Романно-германская( Европейская).

Погибшие культуры по Данилевскому: Американская и …

Россия вместе со славянами образует новую цивилизация, совершенно отличную от Европы.

Западники

Западники считали философию прикладной дисциплиной, как средство преобразования действительности.

2 основных направления:

Ø Радикальное направление

o Революционные демократы : Герцин, Белинский, Чернышевский, Писарев.

o Анархисты: Кропоткин.

o Русские Марксисты: Ленин, Плеханов.

Ø Либеральное направление( Водкин, Грановский, Кавелин, Чичерин)

Герцин, идеи:

Ø Идея единства: общественного и индивидуального и т.д.

Ø Общества без насилия и антогонизмов.

Ø Идеалы народного социализма. Родоначальник народничества(просвещения народа).

Чернышевский- антропоцентрист, материалист, атеист. Интересовали экономические, социально-политические и этические проблемы. Материальные условия влияют на сознание. Сторонник и основоположник теории разумного эгоизма(согласованность рационального выбора с убеждениями и моральными принципами).

Вывод: В противостоянии западников и славянофилов родилась самобытная философская мысль, которая пыталась ответить на вопросы: о месте России и Русского народа в истории, о национально-культурной самобытности России, о противоречиях Русской жизни и путях развития России.

Учение Соловьёва.( 1853-1900)

Сын историка Соловьёва. Поступил на историко-филологический факультет, но вскоре уходит и поступает на физико-математический, позже экстерном сдаёт экзамен на историко-филологический и уезжает. Возвращается из Египта и основывает свою философию. В 1881 году обращается с призывом к императору, чтобы он помиловал убийц его отца( Александра). Не был женат, не имел детей.

Основные труды: «Оправдание добра», «Чтение о богочеловечестве».

Философия Соловьёва- христианская, основные термины- любовь и соборность.

Философия всеединства, метафизика всеединства. Основные элементы:

Наши рекомендации