Нравственная сущность служения обществу и государству

Любой человек живет и трудится в обществе, и это не только деятельность живущих ныне людей, стремящихся достичь своих целей. Это и система отношений, сложившихся веками, и принципы общественной нравственности, которые человек обязан учитывать и уважать, и господствующие в этом обществе идеи, теории и взгляды, сопровождающие каждый трудовой процесс. Именно потому положительное мнение о личном составе правоохранительных органов, об их служебной деятельности может получить положительную реакцию, уважение, одобрение и поддержку народа, когда она будет соответствовать духу национальных традиций, нормам нравственности, укоренившимся в обществе, иными словами, если, применительно к реалиям нашей страны, она будет органической частью российского образа жизни, русского менталитета.

Вспомним, на каких началах закладывался российский народный характер. Он формировался на обширных, свободным просторах восточно-европейских равнин. Россияне издревле владели землями изобильно богатыми. В отличие от западноевропейских и восточных завоевателей, беспрестанно посягавших на российское богатство, Россия на протяжении своей более чем тысячелетней истории почти не вела захватнических войн. Из 538 лет, прошедших после Куликовской битвы до окончания первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось воевать против различных антирусских союзов, причем одну войну она вела с девятью врагами сразу, две — с пятью, двадцать пять лет — с тремя и тридцать семь — с двумя противниками.

И вместе с тем территория России расширилась не только за счет завоеваний. Молдавские господари и грузинские цари, украинские гетманы и владыки народов Средней Азии, многочисленные народности Сибири и Дальнего Востока не раз просили принять их под высокую руку русского царя. Но на протяжении всей своей истории наш народ не выпускал из рук оружия, отстаивав свою независимость, свои национальные богатства, свой уклад жизни. Да, он был вынужден создать сильное государство, но у его истоков лежало "мирное призвание". И главной ценностью россиянина всегда был мирный труд.

В IV веке до н.э. Аристотель писал, как происходит становление гражданина. В 18 лет юноша приходит на Народное собрание и дает клятву: я буду соблюдать законы, чтить отеческие святыни, буду сражаться за Отчизну, если это необходимо. А потом идет на два года в армию. И лишь после этого становится полноправным гражданином. Уже в древности люди понимали, на чем стоит держава. А сегодня мы видим, как многие упорно отказываются от любых обязанностей перед своим государством: невыгодно, трудно, опасно.

Во всем мире государственная служба менее выгодна, чем предпринимательство. Но сознание того, что общество наделило тебя властью, высокий престиж государственной службы (не говоря уже о гарантированной пенсии и многочисленных льготах) компенсируют определенные материальные издержки. Уважение общества, почитание "людей государственных — важнейший показатель духовного и нравственного здоровья общества, прочности и стабильности государства.

Конечно, патриотизм не есть исключительное национальное качество россиян. Однако патриотизм в России имеет свою специфику, которая была зафиксирована и научно разработана в российской философской мысли. В отличие от многих стран Запада, где в национальном менталитете преобладают логическое связывание понятий, принципы рационализма, нашедшие в наше время наиболее яркое воплощение в философии позитивизма и прагматизма, в России получает преимущества стремление к истине путем понимания цельности бытия, внутреннего и внешнего, умозрительного и житейского.

В трудах выдающихся русских философов И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и др. подробно анализируется российское национальное осмысление общественных отношений. Большое место в их трудах занимает духовный, нравственный, чувственный аспект постижения истины, сочетание свободы ,и единства людей на основе их любви к одним и тем» же абсолютным ценностям. Эту особенность русского патриотизма очень тонко подметил А.С. Пушкин, выразив ее в следующих строках:

Не случайно в трудах русских философов громадное внимание уделяется попыткам философского осмысления общества и человека с позиций православного христианства, которое, как мы знаем, основано на возвеличивании любви к ближнему.

Голому рационализму целого ряда представителей западной философии они противопоставляли концепцию "умного, духовного делания", определяя духовную сущность русского человека как стремление к общему благу, к поискам всеобщего добра. "Русский человек, — пишет известный философ Н.О. Лосский, — обладает особенно чутким различием добра и зла; он зорко подмечает несовершенство всех наших поступков, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершению добра".

Поэтому именно русской философской мысли присуще обязательное соединение таких категорий, как "истина" и "справедливость", с категорией "совесть", и именно в русской духовной культуре, в частности, в художественной культуре нашло видное место рассмотрение таких проблем, как совесть и благоразумие, совесть и долг, совесть и правда.

Хотелось бы отметить еще одну черту, присущую российскому национальному самосознанию, русскому патриотизму, — это стремление к коллективизму. Сейчас, в эпоху проникновения в русскую культуру чужеродных для русского духа западных идей, многие начинают с усмешкой воспринимать когда-то даже в песне воспетый принцип: "Раньше думай о Родине, а потом о себе". А ведь этот принцип пришел в нашу жизнь из древности. Разве выстояла бы, разве сохранилась бы Россия в борьбе против нашествия тевтонских псов-рыцарей, татарских орд, наполеоновских полчищ, наконец, против немецко-фашистских захватчиков, если бы мы так свято не чтили заповедь: "Положи живот за други своя".

Конечно, главной сущностью службы является служение закону. Но при этом следует всегда твердо помнить, что сам по себе закон не является самоцелью, он существует во имя общественного блага. И закон — благо только при том условии, если он осознается обществом как воплощение справедливости, то есть как воплощение высшего нравственного начала, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность общества и государства. Если же закон начинает восприниматься гражданами как несправедливый, тем более безнравственный и бесчеловечный, то его исполнение производит прямо противоположный, т.е. общественно-дестабилизирующий, эффект.

Почему вопрос здесь поставлен таким образом? Прежде всего, потому, что, к сожалению, существует не так уж мало работников правоохранительных органов, которые, думая, что служат закону, исполняют свои обязанности с казенным бездушием, не видя за буквой закона живых людей. Из приведенного выше анализа отчетливо видно, что подобное исполнение служебных обязанностей нередко приводит к недовольству законом, а иногда и к Враждебному отношению к внутренней политике государства.

Одна из главных обязанностей сотрудника правоохранительных Органов — исполнять свой служебный долг, иными словами, выполнять веления закона так, чтобы они носили нравственный характер, служили бы претворению в жизнь требований социальной справедливости.

В деятельности по воспитанию высокой правовой культуры населения, его уважительного отношения к закону особая ответственность ложится на юридические органы и учреждения – суды, прокуратуру, полицию, адвокатуру, правовую службу различных банковских, коммерческих и иных формирований.
Строжайшее соблюдение законности в деятельности юридических учреждений, всемерное усиление профилактической направленности в их работе, повышение профессиональной культуры и воспитательного значения судопроизводства, улучшение приема граждан, рассмотрение их жалоб и заявлений – важная предпосылка укрепления правосознания граждан, их уважительного отношения к закону.

Личный состав правоохранительных органов в работе по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью должен в своей основе опираться на исторические традиции верного служения отечеству, нравственные и духовные устои общества, быть достойным представителем своего народа, твердо стоять на страже законности, Конституции, неуклонно выполнять свой служебный долг.

Заключение.

Уважение к закону, иными словами «уважение к праву», пожалуй, главное условие процветания государства, а это складывается из нравственного отношения каждого человека к государству, в котором он живёт.

Каждый современный цивилизованный человек мечтает жить в правовом государстве, в государстве, где действует принцип верховенства права, где действуют хорошие законы, мечтает чувствовать себя защищенным, уверенным в завтрашнем дне, Непременным условием развития такого общества является повышение уровня правосознания, которое начинается с уважения к Основному закону государства. Решение этой задачи заключается, прежде всего, в необходимости правильно организовать правовое воспитание граждан, которое будет способствовать снятию в дальнейшем многих государственных и общественных проблем. Воспитание человека в духе уважения к закону очень сложная задача. В ее реализации должны принять участие абсолютно все члены общества, и решать ее необходимо, начиная с государства в целом, с выработки им совершенно новой идеологии и заканчивая каждой отдельной семьей и конкретной личностью.

Список литературы

1. Ушаков Д.Н : «Большой толковый словарь Русского языка» /Издательство АСТ (Серия Ожегов) /1280 стр./ 2015 год.

2. Большой юридический словарь – М.:Инфа-М, А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских / 2003 год./ 858 стр.

3. Философский энциклопедический словарь – Инфра-М, ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко / 2010 год/ 570 стр.

4. Основы этических знаний: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Росенко. – СПб., 2002.

5. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

6. Танкевич О.В. Юридическая этика: Тексты лекций. – Гродно: ГрГУ, 2003.

7. Этика сотрудников правоохранительных органов / В.В. Власенков и др. – М., 2005.

8. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1136571 – сайт: Юридическая Россия (Федеральный правовой портал). Раздел : Уважение к Закону.

9. www.pandia.ru – мини-сайт частных лиц и организаций. Раздел: Нравственные принципы, законы Этики.

Наши рекомендации