Типология этических учений

Существуют различные подходы, лежащие в основе типологии этических учений.

I. Принцип типологии: этический плюрализм. Его суть заключается в том, что этические направления как таковой классификации не получают. Это персоналистический плюрализм: мы просто берем персону мыслителя и рассматриваем его этическое учение, и, выделив основную идею, даем название этической концепции (Аристотель – «Этика добродетели», И. Кант – «Этика долга», А. Швейцер – «Этика благоговения перед жизнью» и др.).

II. Принцип типологии: этический монизм. Осуществляется поиск единого основания этических учений. Осуществляется деление всех философских теорий на два основных направления: идеалистические и эмпирические теории. Первые усматривают источник добродетели, морали в идеальных сущностях, вторые - в реальных основаниях жизни.

Идеалистические теории.

Идеализм:

субъективный объективный религиозный

Субъективный идеализм – основа всего существующего усматривается в человеческом разуме (И.Кант),

Объективный идеализм – основа всего существующего усматривается в абсолютном духе (Г.В.Ф. Гегель), в мире абсолютных идей (Платон), эти идеи находятся над миром/ за пределами бытия человека.

Религиозный идеализм – творцом всего существующего является Бог, а Бог - это надмировая идеальная сущность (Августин, Ф. Аквинский).

Эмпирические теории:

Натуралистические Космологические Эволюционные Социальные

Натуралистические теории - речь идет о природе человека, это «антропный натурализм». Он подразделяется на три направления:

А. Гедонизм – добродетельно все то, что ведет человека к удовольствию.

Б. Эвдемонизм - добродетельно все то, что ведет человека к счастью. Отличается от гедонизма тем, что человек для достижения счастья может отказаться от удовольствия и вести аскетический образ жизни.

В. Утилитаризм - добродетельно все то, что ведет человека к достижению пользы.

Космологические теории: источник морального порядка - это вселенский закон (например, логос, карма, Дао и др.).

Эволюционные теории в этике исходят из того, что моральные качества людей есть более совершенный уровень развития качеств, наличествующих у животных (Ч. Дарвин).

Социологические теории:

А. Теория общественного договора. Социальный договор – источник морального порядка. (Т. Гоббс)

Б. Концепция разумного эгоизма – человеку дана способность контролировать свой эгоизм силой разума (Н.Г. Чернышевский).

Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали:

А. натуралистические концепции: мораль – результат развития природных закономерностей (Г. Спенсер, П.А. Кропоткин, школа социобиологии);

Б. социологические концепции:

•мораль – элемент общественной организации, социальной дисциплины (Т. Гоббс, Дж. С. Милль, марксизм, М. Вебер, Э. Дюркгейм)

•или репрессии (Ф. Ницше, З. Фрейд);

В. антропологические концепции: мораль – качественная характеристика человека (Демокрит, Аристотель, К.А.Гельвеций, Э.Фромм);

Г. супранатуралистические концепции: мораль обусловлена трансцендентным источником, например, данным в откровении (Августин, Ф. Аквинский, русская религиозная философская традиция).

Типы этических теорий в соответствии с пониманием морально-нравственного идеала:

А. Гедонистические учения: высшей целью человека является удовольствие (киренаики, А.Ф. де Сад);

Б. Утилитаристские, прагматистские учения: морально-ценным является то, что служит определенной цели (софисты, Б. Франклин, марксизм);

В. Перфекционистские учения: высшей ценностью является совершенство (Платон, Августин, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев);

Г. «гуманистические» учения: высшей нравственной ценностью является человек (Шефтсбери, А. Шопенгауэр, Э. Фромм)

2. История этических учений: общая характеристика.

Выделим и рассмотрим основные этапы в истории этических учений.

Античная этика. История античной этики делится на два этапа. Первый этап - от «Илиады» Гомера (IX-VIII вв. до н.э.) до учения софистов. Изречения Семи мудрецов (VII-VI вв. до н.э.).

Героический и дидактический эпос Гомера и Гесиода, практическая мудрость Семи мудрецов отражали особенности морали древних греков:

1) Естественное понимание ими смысла человеческой жизни, жизнерадостное восприятие мира. Восприятие земной жизни, как единственно подлинной жизни:

«Всем смертным ныне я хочу подать совет:

Живя, познайте радость, ибо тот, кто мертв,-

Лишь тень в подземном мраке, он теперь- ничто,

Живущим надо жизнью насладиться здесь.»

(«Греческая эпиграмма» М., 1960)

2) Вторая особенность греческой морали - стремление древнего грека быть полезным обществу.

3) Рационализм морали древних греков: «Познай самого себя».

Второй этап начинается с V в. до н.э. Противоречия внутри греческих полисов обострились, связь между гражданами полиса значительно ослабла, индивидуальные интересы все более брали верх над интересами государства. В обществе утверждается мнение о том, что отдельный человек сам по себе обладает этической ценностью, а не только как представитель сословия, народа, государства. Этика этого этапа становится учением о добродетели и добродетельной личности, о ее нравственной суверенности и самоценности:

«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

Протагор (490-420 гг. до н.э.)

Аристотель (Стагирит), живший в 384-322 гг. до н.э., систематизировал накопленные к тому времени морально-этические воззрения на мир и человека, дал название новой науке «этика» и поместил ее в систему наук между политикой и психологией. Именно Аристотель считается отцом-основателем этики как самостоятельной области знания. Термин «этика» содержится в названии трех работ философа: «Этика к Никомаху», «Евдемова этика», «Большая этика».

Этика есть практическая философия, учение о добродетелях, ведущих к благу, к счастью. Что же такое добродетель? Прежде всего, это поступок, ведущий к благу, без причинения ущерба благу другого. Все добродетели Аристотель делит на два типа: дианоэтические – добродетели разума, высшая добродетель разума есть мудрость; этические добродетели – добродетели характера или чувства, например, мужество, щедрость. Аристотель формулирует правило золотой середины и считает необходимым следовать ему:

Добродетель - это золотая середина между двумя пороками: пороком избытка и пороком недостатка.

Как же даны добродетели человеку? Считалось, что человек от рождения добр или зол. Аристотель же утверждал, что человек от рождения, имеет лишь склонность к добру и злу. Преобладание того или другого зависит от трех причин – среда или окружение; обучение; самовоспитание.

Первую часть этики Аристотеля можно назвать этикой индивидуальных добродетелей. Вторую часть - этикой социальных добродетелей. Высшей социальной добродетелью Аристотель считает справедливость.

Вторая часть содержит в себе учение о справедливости. Мы можем выделить две ключевые характеристики справедливости:

1. справедливость как высшая социальная добродетель;

2. справедливость как мера требований и воздаяний.

Виды справедливости:

1. Уравнивающая справедливость: равным за равное – поровну.

2. Распределяющая справедливость – неравным за неравное – не поровну.

Аристотель заложил основу аксиологических категорий этики, которые дают представление о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни:

1. Добро, зло, благо.

2. Справедливость.

3. Долг и ответственность.

4. Честь и достоинство.

5. Стыд и совесть

6. Счастье и смысл жизни.

Этика Средних веков. Этика средневековья представляется, на первый взгляд, полной противоположностью античной этики. Однако, при характеристике учений Августина Блаженного, Ф. Аквинского, М. Экхарта обнаруживается противоречивость и определенная пестрота мнений по тем или иным этико-теологическим проблемам. Это, конечно, не отменяет главной установки средневековой этической мысли на понимание морали как обусловленного «свыше» феномена, но, вместе с тем, позволяет учитывать его сложность и неоднозначность.

История этической мысли средневековья включает три периода:

1. Ранее средневековье – период патристики. Период творений Святых отцов церкви. Творения "отцов церкви" выявили различия между античным и средневековым типами этического сознания, примером может служить учение Августина Блаженного. "Исповедь" Августина интересна еще и тем, что отражает индивидуальный путь мыслителя к христианским добродетелям через преодоление своей греховности и гордыни.

2. Период схоластики. Схоластика в общем виде есть «искусство доказательства» чего-либо, искусство опровержения. Само понятие «схоластика» со временем приобретает негативный оттенок. Фома Аквинский и его последователи назывались томистами. Ф. Аквинский формулирует свое учение на основе философского наследия Аристотеля. Он также понимал этику как науку о добродетелях, ведущих к благу. Но к тем двум классам добродетелей, о которых писал Аристотель, Фома Аквинский добавляет еще один класс – богословские добродетели: всего этих добродетелей три: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу.

3. Позднее Средневековье. Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения», двадцать восемь идейных положений которого были объявлены (в папской булле 1329 года) еретическими. Он говорит о том, что человек богоподобен, следовательно, он должен стремиться к совершенству и не должен грешить. Сильны мистические мотивы и попытки отстоять нравственную суверенность человека.

Этика Возрождения.

В эпоху Возрождения гуманизм, рационализм, натурализм выступают в качестве главных ориентиров, предопределяя этическую рефлексию Нового времени, связанную с идеей суверенности личности. Яркий представитель - Джордано Бруно. Этические трактаты: «Изгнание торжествующего зверя»; «О героическом энтузиазме».

Сравнительная характеристика этики Античности, Средневековья и Возрождения.

Античность Средневековье Возрождение.
1.Натурализм. 2.Антропоцентризм («Человек есть мера всех вещей…»Протагор). 3.Политеизм антропоморфных богов (многобожие человекоподобных богов). 1.Религиозный идеализм (его сущность состоит в том, что творцом и источником всего является Бог). 2.Теоцентризм. 3.Монотеизм теоморфного человека. 4.Теодицея (оправдание Бога перед лицом мирового зла). 5.Принцип распределяющей и уравнивающей справедливости. Справедливость божественная у Августина отличается от понимания Аристотеля, последний считает, что каждый получает по статусу, по труду. 1.Натурализм (его особенность в оправдании ценностей земной жизни). 2. Антропоцентризм и гуманизм (человек есть ценностный центр всего.) 3.Монотеизм. 4.Антроподицея (оправдание человека перед лицом его возможного совершенства). 5.Романтизм (это устремленность к совершенству чего-либо или кого либо, стремление к гармонии и идеалу).  

Этика Нового времени.Новое время - это эпоха научных, технических, социальных революций. Этика и философия также изменяются. Человек как нравственный полноценный субъект находится в центре внимания философов Нового времени, озабоченных проблемой согласования индивидуального бытия со всеобщим характером моральных предписаний. Немецкая классическая философия оказалась особенно благоприятной «почвой» для обновления этической теории. Две главные персоны этого периода, изменившие представления о предметной области этики, – И. Кант, Г.В.Ф. Гегель. Более того, можно сказать, что вся последующая этическая рефлексия (прямо или косвенно) определялась воздействием этих великих мыслителей.

Этика И. Канта

И. Кант совершает переворот в понимании объекта и предмета этики. Этим определяется его особое место в истории этики. Основные произведения: «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов», «Лекции по этике». Философию И. Канта называют критической философией, это объясняется тем, что Кант написал три «Критики...». Первое его критическое произведение называется «Критика чистого разума». Чистый разум - это разум познающий. Следующая критика – это «Критика практического разума». Практический разум есть разум действующий, он управляет нашим поступками. И третья критика, «Критика способности суждений» - эстетическая теория Канта.

Завершая «Критику чистого разума» И. Кант формулирует четыре философских вопроса:

1. Что я могу знать? (метафизика)

2. Что я должен делать? (этика)

3. На что я смею надеяться? (религия)

4. Что есть человек? (антропология).

Три первые вопроса и ответы на них должны помочь найти ответ на главный четвертый вопрос: "Что есть человек?". Этим вопросом задавались многие философы, но и поныне верна мысль. Ф.М Достоевского: «Человек есть тайна», и к постижению этой тайны мы можем только приближаться.

Основные положения этического учения И. Канта:

Существует два мира – реальный мир, «мир вещей для нас», мир необходимости, а не свободы. Это мир феноменов, мир явлений, который имеет свои законы существования. Второй мир – «мир вещей в себе», это мир «ноуменов», мир сущностей, мир свободы. Это мир умопостигаемый.

И. Кант определяет этику как науку о «должном». Противоположностью этой категории является «сущее». Таким образом, И.Кант фиксирует основное противоречие изучаемое этикой – противоречие между «сущим» и «должным». Должное же есть универсальный нравственный закон, представленный в виде категорического императива (слово «императив» означает повеление). Категорический императив означает строгое, безусловное повеление к поступку. Исследователи обнаружили около десятка формулировок категорического императива, но общепринятыми являются две из них:

I. Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства.

II. Относись к человеку в своем лице и в лице всякого другого, всегда как к цели, и никогда только как к средству.

Категорический императив - единственный, всеобщий, универсальный, пригодный для всех времен и народов; он вечен и неизменен. Важным является вопрос: «Как дан нравственный закон человеку?». И. Кант категорично заявляет, что нравственный закон дан человеку «априори», то есть, до всякого опыта.

В своей этике Кант провозглашает автономию нравственности от религии. Это есть следствие априорной природы нравственного закона. При этом Кант не отрицает бытие Бога, а значит, возникает антиномия. И.Кант формулирует три постулата: о бессмертии души, о свободе воли, о бытии Бога. Эти постулаты нужны для того чтобы объяснить, как в мире реальном может реализовать нравственный закон человек. Для этого человеку необходима свобода воли, которая выводится из бессмертия души. Наблюдая за человеческими поступками, мы без труда заметим, что подавляющее число поступков человек совершает не «ради долга», а лишь «сообразно с долгом». Нравственный поступок, следовательно, тот, который совершен «ради долга». «Долг ради долга» – критерий следования категорическому императиву.

Что же управляет человеческими поступками в повседневности? Подавляющее большинство поступков управляется гипотетическими императивами, которые содержат в себе определенные условия их выполнения. В своем этическом учении И.Кант задает вертикаль необходимости:

Должное – объективная необходимость (для всех).

Долг – субъективная необходимость (для себя).

Обязанности – конкретизация долга.

Главной обязанностью Кант считает обязанность по отношению к себе, с нее он начинает строить систему обязанностей.

В «Лекциях по этике», полемизируя с Баумгартеном, считавшим, что этика есть прикладная наука, и что она должна быть приспособлена к потребностям человека. И.Кант отвергает это положение и утверждает, что этика не может быть иллюзорной, заигрывающей с человеком. Этика должна быть точной и святой.

Этика Г.В.Ф. Гегеля.

Г.В.Ф. Гегель не писал специальных этических произведений. Основное произведение, содержащее его этическое учение, - это «Философия права». Г.В.Ф. Гегель предпринимает попытку разделить мораль и нравственность. Он, в отличие от И. Канта, является представителем объективного идеализма, поэтому, с точки зрения немецкого мыслителя, реальный мир, общество, человек - есть воплощение Абсолютного духа. Вся история человечества - это объективация и опредмечивание Абсолютного духа.

I.Первая триада – историческая эволюция воли. 1) природная воля, есть первая стадия развития воли. Сама природная воля есть рефлексы и инстинкты. 2) субъективная воля – это разумная воля, она осознает себя, но не осознает другие воли, поэтому Гегель отмечает, что субъективная воля - это несвободная воля, она воспринимает только себя. Эту стадию называют стадией произвола, потому что субъективная воля осознает и признает только себя. 3) объективная воля – свободная воля, она осознает другие воли и соотносит себя с ними.

II.Вторая триада – развитие морали и нравственности. 1) Абстрактное право – его суть в праве на свободу частной собственности. 2) Мораль – соответствует стадии субъективной воли, не отличается совершенством. 3) Нравственность – соответствует стадии объективной воли, это проявление свободы воли.

III.Третья триада – развитие нравственности: 1) семья; 2) гражданское общество; 3) государство.

Нравственность - это «повиновение в свободе». Таким образом, она обретает статус надсоциального и надиндивидуального родового духа.

Во многом, взгляды Г.В.Ф. Гегеля на мораль и нравственность подготовил уже И. Кант. Его противопоставление понятий «категорический императив» и «гипотетический императив» отражает возможные различия нравственности и морали.

Еще один представитель немецкой классической философии Людвиг Фейербах полагал, что идеалистическая этика Канта и Гегеля слишком высоко вознеслись над реальной действительностью. Он попытался на основе эвдемонизма построить этическое учение, понятное для каждого человека.

Этика новейшего времени (XX век).

В ХХ веке представление об этике изменилось. Более того, последние десятилетия ХХ века сама этика существенно трансформировалась. Соответственно, этическое знание приобрело новую историческую форму: оно специализировалось

Как изменилось представление о предметной области этики? Э. Фромм в работе «Человек для себя» дает следующее широкое определение этики: «Этика есть гуманистическая наука об искусстве жить…». Мыслитель выделяет два типа этических систем. В авторитарной этике авторитет определяет, в чем благо человека. Он же устанавливает законы и нормы поведения. В гуманистической этике человек сам и творец норм, и их исполнитель; он их создает, он их регулирует, и он их соблюдает. Гуманистическая этика основывается на принципе самоопределения человека,а не на трансцендентном авторитете. «Благо» - это то, что хорошо для человека, а «зло» - это то, что человеку вредит; единственный критерий этической оценки - благополучие человека. Гуманистическая этика - это прикладная наука «искусства жить», основанная на теоретической «науке о человеке»

Если рассматривать этическую мысль XX-го столетия под другим углом зрения, то становится очевидной ее поляризация на два типа, которые можно обозначить как "прикладной" и "теоретический". Первый нацеливает на обсуждение конкретных проблем, имеющих статус частных в сфере этического знания; другой направлен на рассмотрение нравственных ценностей в максимально большом, вселенском масштабе (например, работа Альберта Швейцера «Культура и этика»).

Таким образом, рассмотрев основные этапы в историческом развитии этики, мы можем сформулировать следующее определение: «Этика - это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития».

Выводы:

· Существуют различные принципы и основания для типологии этических учений: этический плюрализм – этический монизм.

· Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали:А) натуралистические концепции; Б) социологические концепции: мораль – элемент общественной организации, социальной дисциплины (Т.Гоббс, Дж. С. Милль, марксизм, М. Вебер, Э. Дюркгейм)или репрессии (Ф.Ницше, З.Фрейд); В) «антропологические концепции»: мораль – качественная характеристика человека (Демокрит, Аристотель, К.А.Гельвеций, Э.Фромм); Г) супранатуралистические концепции: мораль обусловлена трансцендентным источником, например, данным в откровении (Августин, Ф.Аквинский, русская религиозная философская традиция).

· Типы этических теорий в соответствии с пониманием морально-нравственного идеала:А) Гедонистические учения; Б) Утилитаристские, или прагматистские учения; В) Перфекционистскиеучения; Г) «Гуманистические» учения.

· Исторически представление о предмете этики менялось: этика как учение о добродетелях (Аристотель, Ф.Аквинский) – учение о долге и должном (И.Кант) – «искусство жить» (Э.Фромм).

Вопросы для самопроверки.

1.Что такое типология; типологизация?

2.Назовите принципы, лежащие в основе типологии этических учений.

3.Что такое гедонизм?

4.Что такое эвдемонизм?

5.Что такое утилитаризм?

6.Назовите представителей «социологизма» в этике?

7.Как исторически менялось представление о предмете этике?

8.Какой переворот в истории этических учений связан с именем немецкого философа И.Канта?

9.В чем заключаются отличительные характеристики современного этапа в развитии этики?

Литература

1.Гусейнов А. А. Этика : Учеб. для студентов вузов / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2002. — 472 с.

2.Дробницкий, Олег Григорьевич. Моральная философия : Избранные труды / О. Г. Дробницкий ; Сост. Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2002. — 523 с.

3.Золотухина-Аболина, Елена Всеволодовна. Современная этика : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Золотухина-Аболина. — М.; Ростов н/Д : МарТ, 2005. — 413 с.

4.Этика : Учеб. для студентов филос. фак. вузов / А. А. Гусейнов, Е. Л. Дубко, С. Ф. Анисимов и др. ; Под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. — М. : Гардарики, 2000. — 493 с.

5.Этика : энцикл. слов. / [С. С. Аверинцев, И. Ю. Алексеева, Р. Г. Апресян и др.] ; под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова ; Ин-т философии Рос. акад. наук. — М. : Гардарики, 2001. — 669 с.

6. Иодль, Ф. История этики в новой философии. Кант и этика в девятнадцатом столетии / Ф. Иодль ; пер. с нем. под ред. В. С. Соловьева. — М. : [ЛИБРОКОМ], 2011. — 516 с.

7. Гусейнов, А. А. Античная этика : научное издание / А. А. Гусейнов ; Ин-т философии РАН, Филос. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова. — М. : Гардарики, 2004. — 270 с.

Веб-ресурсы:

1.http://www.ethicscenter.ru/;

3.http://www.philosophy.ru/;

4.http://www.humanities.edu.ru/;

ЛЕКЦИЯ 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ: ОТ «ТАЛИОНА» К «ЗОЛОТОМУ ПРАВИЛУ». ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ РАЗВИТИЯ МОРАЛИ

Наши рекомендации