Исторические типы мировоззрений

Схема 9

Исторические типы мировоззрений - student2.ru

Мифологическое мировоззрение (греч. mуthos – повествование, сказание) – исторически первый тип, формировался на ранних стадиях развития общества и представлял собой первую попытку человека обрести осмысленность своего существования, объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире.

Мифология – универсальная, образно-символическая форма постижения и объяснения мира. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляется три мира: небесный, земной и подземный.

Следует подчеркнуть, что характерный прием в формировании мифической картины мира состоит в антропоморфизме,т. е. переносе на внешний мир особенностей мира человеческого, их уподоблении.

На явления природы проецировались человеческие свойства. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа – боги, духи, герои – наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки (соперничают, враждуют, интригуют), а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выразилось представление древних людей о целостности мира, слитности и неразделенности человека и природы.

Хочется подчеркнуть, что мифические формы сознания и мифологическое мировоззрение продолжают существовать в культуре и сегодня. Можно привести примеры сознательного мифотворчества в XX в. Например, в фашистской Германии идеология содержала значительный элемент мифа – об избранной расе арийцев, их особом предназначении. В истории нашей страны – это период строительства «светлого коммунистического будущего» и воспитание на основе морального кодекса «строителя коммунизма. Каковы же социальные функции мифа? (См. схему 10).

Схема 10

Исторические типы мировоззрений - student2.ru

Религиозное мировоззрение (лат. religio – благочестие, набожность, святыня) сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, попыткой рационализации непостижимого, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование надприродных, сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. В мифе сакральное (священное) и повседневное были смешаны, в религии священное отделено от повседневного, житейского, земного. Бог – творец мира. Он недосягаем и свят.Любые сомнения в этой святости жестко пресекаются. Если в мифе центральным элементом является фантазия,то в религии таким элементом является вера.

Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная, а не рациональная, форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует те же вопросы, что и миф:

· Происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека.

· Объяснение природных явлений.

· Поступки, судьба человека.

· Нравственно-этические проблемы.

Религии менялись в зависимости от характера распространения. Сначала они были родовыми или племенными, а после появления государств стали государственными. На этом этапе рождались и так называемые мировые религии.

Схема 11 Исторические типы мировоззрений - student2.ru

Мировые религии объединяли людей независимо от этнических, языковых или политических связей. Именно эти религии проявили максимальную приспособляемость к изменяющимся общественным отношениям, и вышли за пределы территории, где первоначально возникли. Мировые религии никогда не оставались неизменными, а трансформировались в соответствии с ходом истории. Таковы они и сегодня.

Крупнейшими и наиболее распространенными в мире национальными религиями являются:

· синтоизм (Япония)

· индуизм (Индия)

· иудаизм (Израиль).

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций, с которыми мы познакомимся в ходе дальнейшего изучения курса.

Философское мировоззрение

Наиболее развитым историческим типом мировоззрения является философия.Особенностью философского мировоззрения является то, что, поднимая те же самые вопросы для осмысления, что мифология и религия: происхождение мира и человека, будущее человека и общества, оно применяет другой метод осмысления этого. Вместо эмоционально-чувственного познания, нормативов, традиций, ритуально-догматических установок на первый план выдвигаются разуми объективное знание. Знание рождается посредством критического размышления, наблюдения, сбора фактов, логического анализа, выводов и доказательств. Хотя, присутствие чувственного и иррационального знания возможно (в зависимости от специфики философской системы).

Таким образом, философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Для понимания мифологического, религиозного и философскогомировоззрения определим их соотношение(см. тезисную таблицу 4).

На сегодняшний день большое количество мировоззренческих проблем рождает развитие наук, как естественных, так и гуманитарных, общественных. Научное исследование закономерностей мира, собственное развитие научного знания, порождают проблемы духовных и материальных оснований мира, причинности, целесообразности его организации. Потребности эстетического, художественного освоения мира также дают много проблем; центральной из них выступает проблема прекрасного.

Центральная проблема философского мировоззрения – проблема «мир – человек» может выступать в двух аспектах:

· проблема места человекав мире -человек ищет свое место, свою нишу, свою роль в этом объективном бытии, становится составляющей его, живет по его законам

· проблема места мира в человеке– это поиск той части мира, которая перемещается во внутренний мир человека в соответствии с его потребностями, интересами, уровнем усвоения культуры и др.

Отношение «мир – человек» предполагает такие формы отношения человека к миру:

· онтологическое

· познавательное

· аксиологическое

· эстетическое

· практическое.

Тезисная таблица 4

Исторические типы мировоззрений - student2.ru

Именно из системы «мир – человек» и ее форм развертывания и вырастает совокупность философских проблем. Интегратором, то есть объединителем всех проблем выступает основной вопрос философии, о котором мы поговорим с Вами в следующей лекции.

Философия освобождает человека от мифов и иллюзий. Благодаря ей, человек может обрести внутреннюю духовную свободу, занять независимую позицию, обрести мужество и самостоятельность мышления. Девизом такого мышления могут стать слова знаменитого немецкого философа Иммануила Канта «имейте мужество пользоваться собственным умом». Обывателю может казаться, что он думает сам, на самом деле в его сознании прокручиваются штампы, стереотипы мышления, навязанные массовой культурой. Считается, что те, кто способны действительно мыслить самостоятельно, уже являются философами.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

А теперь обобщим полученные знания о философском мировоззрении и вспомним, чтофилософия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Ø Космоцентризм

Ø Теоцентризм

Ø Антропоцентризм.

Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, другим странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

В состав мировоззрения, как мы убедились, входят знания, ценности, программы поведения. Мировоззрение включает и внутренние регуляторы: убеждение, веру, сомнение.

· Вера - это позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо, но необходимо

· Убеждение - это уверенность в достоверности, правильности своих представлений

· Сомнение – это критика достоверности своих убеждений с целью их укрепления, дальнейшего обоснования.

Внимательные студенты заметили, что предметом философии в этом тематическом блоке называется то, что относится к мудрости.

Итак, теперь на базе полученных сведений давайте попытаемся дать понятие философии, отличающих ее от других отраслей культуры. Философия – это вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования.

Соотношение между философией и другими отраслями культуры станет более ясным после ознакомления с основными философскими системами.

Наши рекомендации