Философия эпохи Возрождения и ее особенности
С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. Исследователи различают два этапа в развитии философии эпохи Возрождения: 1) реставрация и приспособление античной философии к требованиям времени - XV в.; 2) возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой стала натурфилософия - XVI в. Предпосылкой расцвета стал распад феодальных отношений, развитие зачатков капиталистического производства, великие географические открытия, возникновение новых наук, но самое главное - была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения.
Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений - человеческий. Различные подходы к этому критерию нашли свое отражения в различных философских течениях: гуманизм и антропоцентризм, проблема человеческой универсальности и индивидуальности, отрицание схоластики, пантеизм и натурфилософия - вот далеко не полный список учений, унаследованных от эпохи Возрождения.
Необходимо выделить следующие основные признаки философии эпохи Возрождения:
отрицание “книжной мудрости” и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;
использование в анализе прежде всего материалистических произведений философов античности - Демокрита, Эпикура;
тесная связь с естествознанием (натурфилософия, гелиоцентризм);
исследование проблем человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.
Кратко рассмотрим основные философские течения эпохи Возрождения:
1. антропоцентризм направляет внимание на человека, при этом по-новому культивируются неоплатонические настроения. Формально - в центре Бог, но преимущественное внимание уделяют уже не ему, а человеку. Эстетический интерес ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. Человек понимается как одухотворенная личность.
2. гуманизм провозглашает ценность человеческой личности, имеет своей ценностью человека, признает его право на творчество, свободу и счастье. Сущность возрожденческого гуманизма - индивидуальное совершенствование путем приобщения к культуре. Цель человеческой жизни - творчество, служение людям. Гуманисты отрицают бедность, но не защищают богатство.
Обращают на себя внимание философские воззрения гуманиста первого периода Возрождения Лоренцо Валла (1407-1457). Основа его размышлений - темы этики, мысль о стремлении всего живого к самосохранению и исключению страданий. Жизнь - высшая ценность, а потому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости. Аскетическим добродетелям Лоренцо Валла противопоставляет светские: добродетель не только в перенесении бедности, но и в том, чтобы разумно пользоваться богатством. Отношения людей в обществе строятся на понятиях “личное благо”, “личный интерес”.
Наиболее ярким гуманистом второго периода Возрождения считается Мишель Монтень (1533-1592). Самое известное его сочинение - “Опыты” - было попыткой создания “учебника жизни”. Постоянные корректировки и дополнения книги в поисках истины привели к тому, что она содержит разные точки зрения автора. Монтень рассматривал человека “взятого самого по себе, без всякой посторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами и лишенного божественной милости и знания”.
Главой гуманистического течения “христианского гуманизма”, которое пыталось синтезировать культурные традиции античности и раннего христианства, считается Эразм Роттердамский (1469-1536). В основе мировоззрения философа - “возрождение” идей и идеалов раннего христианства, “возврат к истокам” во всех областях жизни. В богословии Э.Роттердамский избегает любых догматических дискуссий, сводя все к толкованию Писания в историческом и нравственно-аллегорическом смыслах. Известнейшее из его произведений - “Похвала глупости” - это своего рода сумма взглядов автора по всем вопросам человеческого существования, основанная на двух важнейших тезисах Э.Роттердамского: диалектической двойственности всех явлений бытия и пагубности любой одержимости, фанатизма, ослепленности.
3. антисхоластика стремилась развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения особенно важное значение имела Реформация, движение в пользу религиозных реформ, героями которого стали Я.Гус и Дж.Уиклиф, а идейное оформление было представлено в учениях М.Лютера и Ж.Кальвина. Важнейшая идея реформации - необходимость личной ответственности человека перед богом без посредства церковной иерархии.
4. пантеизм - учение, отождествлявшее Бога и мир. В пантеистических концепциях скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму. Основными представителями идей пантеизма являются Бернардино Телезио (1509-1588) и Николай Кузанский (1401-1464).
Именно Н.Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве. Н.Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.
Глубокие теории были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества - безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть.
Философские воззрения Н.Кузанского оказали воздействие на натурфилософскую мысль эпохи Возрождения.
5. развитие натурфилософии эпохи Возрождения связывается с именами Дж.Бруно, Б.Телезио, Дж.Кампанеллы, Парацельса, в основу которой положены идеи пантеизма и гелиоцентризма (представление о том, что центром Солнечной системы является Солнце - Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей). Широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектических положений (учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения), однако понимание природы в целом носило во многом фантастический характер, включая астрологические и алхимические представления. Тем не менее, натурфилософия оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.
6. наиболее известными социальными теориями эпохи Возрождения стали идеи Никколо Макиавелли (1469-1527), Томаса Мора (1478-1535), Томмазо Кампанеллы (1568-1639).
Н.Макиавелли - один из первых философов эпохи Возрождения отверг теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как якобы высшей власти на Земле. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. В своих произведениях “Рассуждения на первую декаду Тита Ливия”, “Князь”, “Государь” философ приходит к убеждению, что именно право, юридическое мировоззрение людей, которое может воспитать только государства, а не церковь, создаст необходимый порядок в обществе. Н.Маккиавелли подводит к выводу, что все средства дозволены для достижения политических целей, и хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведении, он может с ними и не считаться в политике, если это будет способствовать усилению государственной власти.
Первый представитель утопического социализма Т.Мор - автор книги “Утопия” - исповедовал политические принципы выборности и старшинства, ликвидацию частной, и даже личной собственности. В своей книге “Город Солнца” Т.Кампанелла отстаивает необходимость опытного познания и развивал учение о “двойном откровении” (природы и Священного писания). Утопия Т.Кампанеллы представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества.
7. идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями объектом творчества и изучения называла человеческое тело. В искусстве большинство сюжетов черпалось из Библии - первый путь достижения эстетического эффекта; второй путь - это изображение самого себя. Широко распространялись разнообразные расчеты пропорционального развития человека, что объяснялось стремлением к достижению математически строгой красоты.
8. учения о человеческой индивидуальности и универсальности заключались в творениях Франческо Петрарки (1304-1374), Алигьери Данте (1265-1321) и Леона Баттиста Альберти (1401-1472), которые исповедовали внимание к конкретной личности, стремление к мобилизации внутренних способностей человека, постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, т.е. человек, в творческом отношении, могущественен подобно