Тема 3. Общество: основы философского анализа
1.Представление Платона о природе государства состоит в том, что оно:
1. результат общественного договора между людьми, гарантия их безопасности
2. осуществляет отеческую опеку над человеком и управляет им, человек починяет свои интересы государственным
3. «град божий», противостоящий «граду небесному»
2. Становление новых воззрений на роль государства в философии XVII в. связано с именами:
1. Ф. Бэкона
2. Т. Гоббса
3. Г. Лейбница
4. Д. Локка
5. Р. Декарта
3. Философия эпохи Возрождения рассматривает человека как:
1. общественное животное
2. творца, художника
3. созданное Богом существо
4. микрокосм
4. Философы эпохи Просвещения трактуют социальные процессы с позиции:
1. материализма
2. идеализма
3. дуализма
4. агностицизма
5. С позиции материалистической модели общества основа общественного бытия – это:
1. природная среда
2. мораль
3. политические отношения
4. материальные отношения
5. религия
6. Суждение материалиста Л. Фейербаха «Природы человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии…» характерно для следующей модели общества:
1. материалистической
2. идеалистической
3. натуралистической
4. факторной
7. Сущность геополитики как социально-философской доктрины состоит в том, что:
1. географическая среда может ускорять или замедлять развитие общества
2. законы развития общества отличны от законов природы
3. политика государства определяется географическими факторами
4. природная среда – необходимое условие существования людей
8. Особенность натуралистического подхода к обществу состоит в том, что:
1. природная среда – необходимое условие существования людей
2. географическая среда может ускорять или замедлять развитие общества
3. географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль
4. законы развития общества отличны от законов природы
9. Сущность волюнтаризма состоит в том, что:
1. народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами общества
2. ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа
3. история есть результат деятельности мирового разума
4. выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами
10. Для идеалистической модели общества характерно суждение, что выдающаяся личность:
1. не играет никакой роли в истории
2. играет определяющую роль в обществе
3. может оказать существенное влияние на исторический процесс при определенных условиях
11. Наиболее полно понятие «цивилизация» можно определить, как:
1. совокупность людей, объединенных единством религии
2. этап истории, следующий за периодом дикости и варварства
3. мировое сообщество государств и народов
4. меру развития материальной культуры общества
5. целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах
12. Признаки, характерные для антропогенной цивилизации:
1. власть техники
2. общность человека и природы
3. личные интересы преобладают над общественными
4. доминируют информационные технологии
5. отрицание прогресса
6. человек занимает центральное место
13. Космогенную цивилизацию характеризуют такие признаки, как:
1. власть техники
2. общность человека и природы
3. человек не существует как индивидуум
4. личные интересы преобладают над общественными
14. Цивилизационный подход к анализу общества разработан:
1. К. Марксом
2. Н. Данилевским
3. К. Поппером
4. А. Тойнби
5. Т. Куном
15. Сущность цивилизации состоит в том, что цивилизация – это:
1. ступень развития общества, следующая за периодом дикости и варварства
2. этап истории человечества, фундаментом которого является культура
3. стадия деградации, упадка культур
4. мера развития материальной культуры общества
16. Преобладание личных интересов над общественными, характерно для следующей цивилизации:
1. космогенной
2. техногенной
3. антропогенной
17. Для материалистической модели общества характерны утверждения о том, что:
1. социальные законы имеют вероятностный характер
2. в природе действуют бессознательные, слепые силы
3. общественные законы реализуются через сознательную деятельность людей
4. законы природы имеют вероятностный характер
18. Важнейшие содержательные характеристики формационного подхода к обществу - это:
1. обоснование его системного характера
2. утверждение линейного характера социального развития
3. признание закономерности и единства истории
4. утверждение экономической детерминированности
5. признание вероятностного характера общественного развития
19. Цивилизационный подход к изучению исторического процесса раскрывают такие понятия, как:
1. базис
2. культура
3. способ производства
4. социокультурная общность
5. производственные отношения
20. Сущность фатализма раскрывает суждение о том, что:
1. исторический процесс совершается закономерно
2. общественная жизнь не имеет объективных законов
3. ход истории заранее предопределен и неизбежен
4. научное предвидение исторических событий невозможно
21. Сущность плюралистической модели общества раскрывает суждение о том, что:
1. история есть результат деятельности мирового разума
2. жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов
3. общество – продукт взаимодействия различных равновесных факторов
4. основой общества является развитие науки и техники
22. Для социально-материалистической модели характерно утверждение о том, что:
1. выдающаяся личность не играет никакой роли в истории
2. выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе
3. все социальные группы, слои, общности, индивиды являются движущими силами развития общества
23. Социальные законы с точки зрения материалистической модели являются:
1. всеобщими
2. динамическими
3. статистическими
24. Под обществом в философии понимают:
1. совокупность биологических существ, организованных с целью выживания:
2. продукт взаимодействия людей
3. этап человеческой истории
4. конкретное общество как самостоятельный субъект истории (китайское, российское и т.д.)
25. Важнейшей составной частью материалистического понимания истории является:
1. идея исторического круговорота
2. принцип провиденционализма
3. теория общественно-экономических формаций
4. идея цикличности
26. Сущность материалистического подхода к объяснению исторического прогресса раскрывает суждение:
1. общественное сознание определяет общественное бытие
2. основа всех социальных изменений – мировая воля
3. общественное бытие определяет общественное сознание
4. определяющий фактор общественных изменений – природная среда
27. Разработка формационного анализа общества принадлежит:
1. М. Веберу
2. О. Шпенглеру
3. К. Марксу
4. Т. Куну
28. К общественному сознанию не относятся:
1. экономические отношения
2. научные теории
3. географическая среда
4. церковь
29. Для идеалистической модели характерно:
1. признание законов развития общества
2. понимание сознания как конечной причины исторических событий
3. отрицание детерминирующего фактора развития общества
4. утверждение, что в обществе законы реализуются через сознательную деятельность людей
30. Сущность материалистического понимания общества выражает суждение:
1. природная среда определяет характер и психику людей, политический строй, культуру общества
2. общественное бытие определяет общественное сознание
3. движущие силы общества – духовное меньшинство, «элита» общества
4. общество – регулятор действия различных социальных явлений
31. «Объективная социальная реальность, реальный прогресс жизни людей, определяющую основу которого составляет производство материальных благ – это определение:
1. цивилизации
2. общественно-экономической формации
3. общественного бытия
4. социального детерминизма
32. Абсолютизация роли природной среды в развитии общества характерна для модели:
1. идеалистической
2. факторной
3. материалистической
4. натуралистической
33. «исторический тип общества, представляющий систему общественных отношений, функционирующую и развивающуюся на основе материального производства» - это определение:
1. цивилизации
2. общества
3. общественно-экономической формации
4. общественного бытия
34. Совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, настроений – это определение
1. общественно-экономической формации
2. цивилизации
3. общественного бытия
4. общественного сознания
35. Возможности народа в социальной деятельности:
1. безграничны
2. ограничены
36. Понимание цивилизации как стадии деградации культуры, ее заката характерно для:
1. П. Сорокина
2. К. Маркса
3. О Шпенглера
4. А. Тойнби
37. Рассмотрение цивилизации как синонима культуры общества характерно для:
1. Ш. Монтескье
2. А. Тойнби
3. Ф Энгельса
4. Г. Бокия
38. Представители социально-материалистической модели:
1. Ш. Монтескье
2. К. Маркс
3. М. Вебер
4. Ф. Энгельс
5. П. Сорокин
39. Представители идеалистического взгляда на общество:
1. Л. Фейербах
2. Л. Гумилев
3. К. Маркс
4. Г. Гегель
40. Представители натуралистической модели общества:
1. П. Сорокин
2. М. Вебер
3. Ш. Монтескье
4. Л. Мечников
41. Представитель факторной (плюралистической) модели общества:
1. А. Тойнби
2. М. Вебер
3. К. Маркс
4. Н. Данилевский
42. К факторной (плюралистической) модели общества НЕ относятся:
1. Г. Бокль
2. Р. Арон
3. Ф. Энгельс
4. И. Кант
43. «Целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах» - это определение:
1. общества
2. цивилизации
3. государства