Управление и самоуправление в науке

Прежде всего одно общее замечание. Приступая к рассмотрению структур поддержки науки и самоуправления научным сообществом, следует иметь в виду, что предметом анализа в данном случае становится совершенно определенный аспект существования науки и научного сообщества, а именно их социальные взаимодействия. Соответственно, для изучения и описания этого объекта требуется набор социологических представлений и категорий, поскольку представлений об управлении наукой, основанных на экономической ее интерпретации или на ее изображении в терминах политической механики, оказывается принципиально недостаточно. Почему подобный терминологический и концептуальный сдвиг оказывается необходимым?
Управление и самоуправление в науке - student2.ru В различных конкретных социально-экономических системах экономические и политические оценки науки оказываются существенно различными, поскольку наука включается в разные схемы взаимодействия между политикой, экономикой и культурой, весьма специфическими для каждой страны или группы стран. Поэтому единое универсальное описание науки в экономических или политических терминах практически невозможно, так как такие описания всегда обусловлены конкретным ситуативным контекстом.
Управление и самоуправление в науке - student2.ru Социологическое же описание исходит из примата представлений о профессиональных особенностях социальной системы науки: характере профессиональных взаимодействий участников внутри сообщества, сообщества в целом или его подразделений с социальным окружением, наконец, взаимодействий отдельных общественных институтов между собой в связи с наукой или по поводу науки. Эти взаимодействия являются жизненно важными для обеспечения целостности и эффективного функционирования общества, однако, они далеко не всегда носят политический или экономический характер (т.е. могут быть представлены как борьба за власть или за контроль над ресурсами).
Управление и самоуправление в науке - student2.ru Говоря не слишком строго, социологическое рассмотрение можно определить как анализ взаимодействий индивидов, их групп или объединений, характеризуемых различными интересами, причем ход этих взаимодействий и их результаты влияют на состояние и поведение социальной системы в целом. Именно с этой точки зрения в этом разделе будут рассмотрены структуры поддержки науки и институты самоуправления научного сообщества.
Управление и самоуправление в науке - student2.ru Как уже говорилось ранее, потребности в такого рода институтах не возникало до тех пор, пока контроль над ресурсами, их распределение и управление их использованием осуществлялись из одного центра. О взаимодействии субъектов управления в этих условиях говорить просто не приходилось.
Управление и самоуправление в науке - student2.ru В условиях многосубъектности вопрос о структурах, обеспечивающих взаимодействие, как и о формировании его механизма вообще, становится одним из центральных вопросов. В этой связи можно начать прежде всего с понятия поддержки науки. Это понятие описывает целый комплекс различных мер и действий, обеспечивающих существование и развитие науки в интересах общества, независимо от того, как между субъектами распределяются роли и функции в управлении.
Управление и самоуправление в науке - student2.ru Поэтому принято считать, что эффективность управления наукой в целом (сколько бы субъектов в нем ни участвовало) определяется тем, насколько успешно функционирует наука, то есть объемом и качеством той поддержки, которую ей оказывает вся совокупность управляющих институтов. Цели, которые преследует каждый субъект, поддерживая науку, в данный момент могут не рассматриваться. При таком подходе центр рассмотрения смещается с возможностейй субъектов на потребности науки – именно они и задают оптимальные размеры поддержки. Другой существенной чертой такого подхода является и вариативность форм прямой и косвенной поддержки (финансовая, инфраструктурная, социальная, информационная, организационная и др.).
Управление и самоуправление в науке - student2.ru Наконец, если поддержка науки не может быть сведена к претензиям того или иного общественного института, то одно из важных мест приобретает общественная оценка науки, ее отражение в общественном мнении, еще точнее, ее авторитет в обществе. Легко заметить, что сколько-нибудь систематических исследований в этом направлении, не говоря уже о практических мероприятиях, вообще не проводилось.

30. Философия образования как направление научных исследований.

Философия, начиная с Платона, всегда обращалась к образованию, к педагогической теории и практике. Долгое время она была составной частью системного мышления “великих философов”. Для первой половины ХХ столетия путь формирования философии образования – это применение фундаментальных философских принципов к образовательной действительности и ее переосмысления, исходя из этих принципов.

Выделение философии образования как исследовательского направления началось в сороковых годах ХХ столетия. Факт отделения философии образования от общей философии связан с общими тенденциями развития философской мысли – остротой проблематичности самого статуса философии в современной культуре. В ХХ столетии в философии образования формируется немало различных концепций, каждая из них делает акцент на определенных моментах педагогического знания, педагогической деятельности, образовательной системы.

Наиболее значительные и приоритетные проблемы философии образования – теоретическое обоснование и практическое формирование исходных ценностей, основополагающих установок образования и воспитания в условиях современного общества. Именно формирование свободной и ответственной личности нужно поставить в центр всей системы образования. Особенностью современного развития выступает распад и дискредитация авторитарной “репрессивной” культуры.

Можно выделить перспективные направления в рамках философии образования.

Первое – это онтология образования, объектом которой является содержание образования во всей многоаспектности этого понятия, отличия в представлениях о содержании образования в различных философско-педагогических системах, формирование общих понятий и категорий для исследования явлений и процессов в образовании.

Второе направление – это аксиология образования, объектом изучения которой выступают ценностное отношение личности к образованию, ценностное отношение к окружающей среде, трансляция которых составляет содержание функционирования образования.

Третье – это эпистемология образования, которая изучает феномен педагогического сознания и педагогическое познание как процесс особенной педагогической интерпретации знаний, их возможностей, форм и методов, условий его функционирования.

Философия образования может иметь широкое поле исследования, если она не будет стоять над педагогикой, а станет совместно решать общие проблемы, если ее идеи будут технологически связаны с педагогикой, введены в содержание и методы обучения.

Наши рекомендации