Понимание и диалог в социально-гуманитарных науках

Дильтей утверждает, что связь переживания и понимания, лежащая в основе наук о духе, не может в полной мере обеспечить объективности, поэтому необходимо обратится к искусственным спланированным приемам.

Планомерное понимание, истолкование текстов и является интерпретацией. Понимание части возможно лишь через соотнесение к целому, и наоборот.

Хайдегер предложил блестящие образцы интерпретации филологических и философских текстов. Он различает первичное безотчетное понимание как сам способ бытия человека и вторичное понимание, возникающее не рефлексивном уровне как филос и филолог интерпретация.

Вторичная интерпретация коренится в первичном предпонимании. Предзнание, предмнение очень важно для интерпретации. В герменевтике поле интерпретации расширяется.

И в герменевтике н и сводится к методу работы с Т, но имеет дело с фундаментальными проблемами бытия человека в мире. Интерпретация элементов языка также изменила свою природу, язык рассматривается не как продукт субъективной деятельности сознания, но (по Хайдегеру) как то, к чему надо прислушиваться.

Для Гадамера язык – универсальная среда, в кот отложились предмнения и предрассудки. Именно в Я осуществляется понимание посредством интерпретации.

Временная среда между текстом и интерпретатором рассматривается как преимущество позиции, исходя из которого, можно задать новые смыслы, созданного автором текста. Возможность множества интерпретаций ставит проблему истины, правильности, гипотетичности интерпретации.

По мнению Рикёра, интерпретация соединяет истину и метод, реализует единство семантического, рефлексивного, экзистенциального планов интерпретации. Рикёр полагает, что множественность и даже конфликт интерпретаций является достоинством понимания. Можно говорить о текстуальной полисемии.

В любой интерпретации понимание предполагает объяснение в той мере, в какой объяснение развивает понимание. По Рикёру, понимание – искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием другому; а интерпретация – истолкование знаков и текстов, передаваемых в письменном виде.

Исследователи-методологи выявили ряд функций научной теории, в частности, информативную, систематизирующую, объяснительную, предсказательную и др. Объяснительная функция является ведущей, тесно связанной с предсказательной функцией. В гуманитарном знании в качестве оснований для объяснения часто выступают типологии, а процедуры объяснения с необходимостью дополняются пониманием и интерпретацией.

По эвристическим возможностям понимание не уступает рациональному способу познания, но значительно расширяет палитру познавательных средств, включая в них интуицию, чувства, переживание. Тем не менее процедуру понимания не следует квалифицировать как иррациональный способ познания, иррациональный момент не является в ней основным.

Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории.

Понимание предполагает проникновение на мотивационный, интенциональный уровень человеческой деятельности либо

а) путем психологического «вживания» в цели, намерения, представления и чувства индивидов (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Зиммель), либо б) путем депсихологизированного уяснения семантики этой деятельности и ее результатов — знаков, знаковых образований, социальных институтов и т. п. (Г. Шпет, Г.Г. Га-дамер, П. Рикер и др.).

Понимание — активная процедура постижения смысла, которая состоит в обозначении и обследовании внутрипредметнои и околопредметной сферы. Осмысление может выступать в двух ракурсах — как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Первое связано с постижением другого, второе — с организацией собственного бытия.

Понимание осуществляется в диалоге. Диалог — специфически человеческая форма передачи и выработки информации. В нем реализуются два стремления — понять и быть понятым. В диалоге собеседники равны и активны, вместе формируют поисковое поле, ставят вопросы и определяют методы решения проблем.

Неклассическая философия, отвергающая классический идеал Разума, безразличный к судьбе конкретной человеческой индивидуальности, обернувшийся логическим автоматизмом, трактует понимание как постижение действительности в ее уникальности. Важнейший принцип понимания — принцип конкретности, учет обстоятельств, ситуации, контекста. Конкретизация — это сложное переплетение общего и единичного. Реализация принципа конкретности состоит в том, что при оценке каждого единичного случая масштаб всеобщего исправляется и дополняется. Конкретное, в свою очередь, должно быть представлено как преломление, модификация всеобщего.

Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Сущность герменевтической методологии состоит в выделении знаково-символической стороны познавательной деятельности и привнесении лингвистических и литературоведческих исследовательских процедур в общую методологию социально-гуманитарного знания. Предметной основой герменевтической методологии является текст, понимаемый как знаково-символическая система в ее социокультурном и историческом контексте.

Соотношение между пониманием и объяснением в герменевтической методологии тяготеет к предпочтению понимающих методик, однако это не означает абсолютизации понимания. Всякое объяснение способствует пониманию, и, наоборот, понимание чего-либо является ответом на вопрос о причине, приведшей к ситуации понимания.

Для Гадамера понимание — это развертывание внутренней логики предмета, соответственно понять текст означает понять «суть дела», обсуждаемого автором, произвести свой смысл по отношению к нему, а не реконструировать авторский. Текст оказывается объективно самостоятельным в отношении как автора, так и его среды и эпохи. Задача герменевтического исследования усматривается не в выявлении мыслившихся в свое время подтекстов, а в установлении различных возможных (в том числе и ранее не предполагавшихся) интерпретаций. Понимание в философской герменевтике связано с применением — решением задач конкретизации. Понимать — значит быть, быть — ставить цели и решать задачи жизнедеятельности в соотвествии с условиями этой жизнедеятельности во взаимодействии с другими субъектами.

21. Наука и образование как социальные институты

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Наука (как и система образования) является центральным социальным институтом во всех современных обществах. Во все большей степени само существование современного общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и само представление о мире.

Предпосылки развития науки:

· Формирование речи;

· Развитие счёта;

· Возникновение искусства;

· Формирование письменности;

· Формирование мировоззрения (миф);

· Возникновение философии.

Обычно выделяют следующие периоды возникновения и развития науки:

· Преднаука — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, грамоты, нумерологии.

· Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаникаТеофраста, геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии.

· Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира (знаменитый арабский алхимик, врач, фармацевт, математик и астроном.)

· Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея.

· Неклассическая (постклассическая) наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, теория Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.

Историю возникновения образования можно разделить на этапы. Этап первобытно-общинной стадии развития. Общая организация охоты и распределение добычи, управление бытовыми нуждами и общей системе передачи знаний от поколения к поколению. Этап рабовладельческой стадии. При возникновении рабовладельческого строя, как утверждают ученые, происходит разрыв между физическим трудом и интеллектуальной деятельностью. Результатом этого является появление выделенных из общества узлов и центров хранения, переработки и передачи знаний - школ и философских общин. Сюда светская наука не включает религиозные центры, хотя прекрасно известно, что именно религия с самого начала фигурировала во всех до единого известных источниках письменности как основная тема их содержания. Этап феодального строя. Монополияна интеллектуальное образование досталась духовенству, и само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер. Эпоха Возрождения. Система образования наконец-таки «отодвинулась от Церкви», что привело к постепенной утере онтологического (Онтология-учение о сущем, о бытии, раздел философии) смысла обучения. Эпоха Просвещения. Здесь образование продолжило свою трансформацию, все более удаляясь от религии и философии. Оно становится все более практически ориентированным, все больше меняет свои задачи с небесных на земные, обучает человека жить более «головой» - умом, чем «сердцем» - совестью. Основной задачей образования становятся «воспитание свободной личности. В эту же эпоху в России появился человек, разработавший, наконец, цельную дидактическую систему - Константин Дмитриевич Ушинский, который сумел свести, воедино, требования общества и глубинной потребности души человека в Боге.

Социальные функции науки:

· Мировоззренческая (сюда входит познание мира).

· Управленческая (зная законы развития мира мы можем управлять собственной деятельностью для получения тех или иных результатов)

· Культурологическая (наука способна формировать не только отношение человека к природе но, на основе новых знаний о самом человеке, отношения между людьми в обществе)

· Функции науки как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

Социальные функции образования:

1. Воспитание (выработка культурных и моральных ценностей).

2. Обучение как процесс передачи знаний, умений и навыков.

3. Подготовка квалифицированных специалистов.

4. Приобщение к продуктам культуры и технологиям.

5. Социализация (привитие образцов поведения, социальных норм и ценностей).

Особенности функционирования науки на современном этапе развития.Одной из важнейших составляющих культуры общества является наука. Наука — высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обосно­ванных знаний о природе, обществе и мышлении. Она доводит до совершенства такие функции культуры, как познавательная, практическая и методологическая.

Особенности функционирования образования на современном этапе развития. Новые подходы к реформированию образования, отвечающие перспективным тенденциям мирового развития, определяются перемещением источников и движущих сил социально-экономического прогресса из материальной в интеллектуальную сферу. Под воздействием этого фундаментального сдвига меняются роль и структура образования: оно становится не производным, а определяющим фактором экономического роста, оно уже не столько удовлетворяет общественные потребности, сколько формирует будущие общественные возможности.

Наши рекомендации