Синергетика и идея глобального эволюционизма

Проблема самоорганизации материальных систем в 20 веке стала одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Но обе эти области исследования имеют дело, в основном, с материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов. Решение этой задачи взяла на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой- область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации устойчивых структур в открытых системах.

Синергетика (от греч. συν — «совместное» и греч. εργος — «действие») — наука, целью которой является выявление и исследование общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения упорядоченных временных и пространственных структур в сложных неравновесных системах различной природы.

Синергетика представляет собой новый этап изучения сложных систем, продолжающий и дополняющий кибернетику и общую теорию систем. Синергетика изначально представлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, одни и те же в системах любой природы (в физике, химии, технике, биологии, социологии, экономике):

· Самоорганизующаяся система является сложной, состоящей из многих элементов;

· Система является открытой, неравновесной и нелинейной;

· При увеличении неравновесности выше некоторого предела система переходит в неустойчивое состояние;

· Выход из неустойчивости переходит скачком за счет быстрой перестройки элементов системы;

· Наблюдается согласованное поведение элементов системы, которое приводит к переходу системы в качественное состояние с упорядоченной структурой (пространственной или временной);

· Выбор одного из возможных новых состояний является случайным

Синергетика отличается от традиционной научной дисциплины – она пока существует как бы в нескольких вариантах, отличающихся названием и степенью общности. Область исследований синергетики до сих пор до конца не определена.

Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых самоорганизующих структур был обнаружен в физике еще в начале 20 в., но суть этих процессов удалось раскрыть позже, в частности, на основе термодинамических принципов И.Р. Пригожина. Вскрываемые синергетикой механизмы самоорганизации согласуются с законами диалектики, категориями необходимости и случайности, вероятности, информации, определенности и неопределенности и позволяют глубже понять многие философские вопросы. Результаты исследований в области синергетики позволяют по-новому взглянуть на процессы возникновения живых, биологических систем из неживых, расширяют наши представления о самодвижении. Значение синергетического подхода к изучению природных процессов трудно переоценить. Можно утверждать, что именно синергетика на настоящий момент является наиболее общей теорией самоорганизации. Она формулирует общие принципы самоорганизации, действительные для всех структурных уровней материи, на языке математики описывает механизмы структурогенеза, в её рамках способность к самоорганизации выступает как атрибутивное свойство материальных систем.
Центральными понятиями являются: неустойчивость, нелинейность, неравновесность, открытость, альтернативность, хаос, случайность, точка бифуркации (точка ветвления), диссипативная структура (структура, существующая на грани порядка и беспорядка).
Одно из центральных мест в современной научной картине мира занимает концепция глобального (универсального) эволюционизма, выстраивающая общую схему единого мирового развития. Она исходит из следующих принципов: системности, самоорганизации и эволюции, которая представлена следующими видами - космическая, химическая, биологическая и социальная, объединенными между собой генетической и структурной преемственностью.
Глобальный эволюционизм - результат научных исследований в области космологии (теория нестационарной Вселенной), биологии (теория эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы), синергетики (теория самоорганизации).
В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат принципы:
•Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;
• эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;
во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие; Основной целью этой концепции является попытка связать воедино различные стороны (фрагменты) бытия и дать научное обоснование единого процесса развития Универсума, которая находит воплощение в создании единой модели универсальной эволюции, способной связывать в одно целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение планеты Земля (геогенез), появление жизни (биогенез) и, наконец, происхождение человека и общества (антропосоциогенез). Поэтому такой тип целостного знания предполагает интеграцию и синтез наук о живой, неживой природе, технике и социуме.





16. Наука как система подготовки кадров

В философии науки известна полемика между К. Поппером и М. Полани по поводу возможности объективации знаний, суть которой состоит в следующем. Во второй половине шестидесятых годов Поппер выступил с идеей трех «миров»: 1) мира физических объектов и состояний, 2) субъективного мира мыслительно-ментальных состояний сознания и 3) мира объективного содержания мышления, т.е. совокупности научных идей и художественных образов.

По мнению Поппера, этот «третий мир» вполне объективен и осязаем. Это мир книг и библиотек. Книга, согласно Попперу, содержит объективное знание независимо от того, прочитает ее кто-нибудь или нет. Настаивая на самостоятельном и независимом существовании этого мира, Поппер, в частности, предложил следующий мысленный эксперимент. Представим, что уничтожены все наши машины и орудия труда, а также все субъективные знания и навыки, позволявшие пользоваться ими. Восстановится ли после этого цивилизация? Да, отвечает Поппер, если при этом сохранятся библиотеки и наша способность читать и понимать книги.

М. Полани придерживался другой точки зрения по поводу природы знания. По его мнению, значительная часть того, что мы знаем, носит неявный или личностный характер. Это знание нельзя выразить в явной или объективной форме, например, в виде текстов и диаграмм. Несмотря на необъективируемый характер, личностное знание имеет очень большое значение, так как оно тесно связано с индивидуально формируемым опытом познания, а также результатом непосредственного влияния других людей. Понятие «личностного знания» охватывает не только сферу обыденного, житейского опыта, тех или иных практических навыков, но и имеет отношение к области научного знания.

Конечно, на первый взгляд, такая позиция выглядит странной: ведь мы привыкли считать, что научное, во всяком случае, естественнонаучное знание «объективно», что оно не зависит от вкусов и предпочтений своих создателей. Ведь еще Бэкон в образе «идолов» критиковал субъективность схоластической учености.

Все это верно, однако Полани все же настаивает на том, что значительная часть того, на что ученый опирается в своей работе, неявные предпосылки и скрытые предпочтения, которые даже нельзя полностью вербализировать, тем не менее, очень важны в его работе. Он считал, что большое количество учебного времени, которое студенты-химики, биологи и медики посвящают практическим занятиям, свидетельствует о важной роли, которую в этих дисциплинах играет передача практических знаний и умений от учителя к ученику. Действительно, в основе науки существуют области практического знания, которые через формулировки передать невозможно. Знания такого типа Полани назвал неявными знаниями.

Традиции могут быть как вербализованными, существующими в виде текстов, так и невербализованными, существующими в форме неявного знания. Последние передаются от учителя к ученику или от поколения к поколению на уровне непосредственной демонстрации образцов деятельности или, как иногда говорят, на уровне социальных эстафет. Что бы ни делал ученый, ставя эксперимент или излагая его результаты, читая лекции или участвуя в научной дискуссии, он, часто сам того не желая, демонстрирует образцы, которые, как невидимый вирус, «заражают» окружающих.

Таким образом, как считают современные исследователи науки, мы попадаем в сложный и мало исследованный мир, в мир, где живет язык и научная терминология, где передаются от поколения к поколению логические формы мышления и его базовые категориальные структуры, где удерживаются своими корнями так называемый здравый смысл и научная интуиция. Очевидно, что родной язык мы усваиваем не по словарям и не по грамматикам. В такой же степени можно быть вполне логичным в своих рассуждениях, никогда не открывая учебник логики. А где мы заимствуем наши категориальные представления? Все это – мир неявного знания.

Историки и культурологи часто используют термин «менталитет» для обозначения тех слоев духовной культуры, которые не выражены в виде явных знаний и, тем не менее, существенно определяют лицо той или иной эпохи или народа. Но и любая наука имеет свой менталитет, отличающий ее от других областей научного знания.

Противопоставление явных и неявных знаний дает возможность более точно провести и осознать давно зафиксированное в речи различие научных школ, с одной стороны, и научных направлений, с другой. Развитие научного направления может быть связано с именем того или другого крупного ученого, но оно вовсе не обязательно предполагает постоянные личные контакты людей, работающих в рамках этого направления. Другое дело – научная школа, в которой эти контакты абсолютно необходимы, ибо в научных школах огромную роль играет опыт, непосредственно передаваемый на уровне образцов от учителя к ученику, от одного члена сообщества к другому. Именно поэтому научные школы имеют, как правило, определенное географическое положение: Казанская школа химиков, Московская математическая школа и т.п.

Следует заметить, что в условиях современного уровня научно-технического прогресса проблема своевременной подготовки научных кадров имеет очень больше значение. Дело в том, что современная наука и техника очень сложна и требует непрерывных усилий для поддержания ее в работоспособном состоянии. Создавать, эксплуатировать, выводить из эксплуатации и утилизировать многие виды современных технических устройств способны лишь специалисты высочайшей квалификации.

Что же касается дальнейшего развития по пути научно-технического прогресса, предполагающего, среди прочего, решение ряда глобальных экологических проблем, то для этого необходим непрерывный приток свежих кадров и своевременная подготовка новых специалистов. И, в первую очередь, в наукоемких и высокотехнологичных отраслях производства и знания.

Проблема в том, что этот процесс обязательно должен быть непрерывным. Если произойдет остановка даже на относительно короткий период времени, и череда смены поколений нарушится, то последствия будут иметь фатальное значение. Старшее поколение уйдет, а вновь прибывшие не смогут за приемлемый срок самостоятельно освоить все необходимые знания и навыки. Вряд ли стоит говорить, к каким последствиям это может привести, в том числе, и для проблемы обеспечения обороноспособности государства.

Наши рекомендации