Пути преодоления нигилистических и идеалистических тенденций в российской правовой культуре.
Основной причиной правового нигилизма есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма. Также развитию правового нигилизма способствует ряд психосоциальных факторов.
Условиями, способствующими распространению правового нигилизма, являются несовершенство законодательства Российской Федерации и практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за их нарушение.
Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд).
В связи с такой постановкой вопроса, проблема правового нигилизма в России обсуждена на государственном уровне. В 2011 году утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г.).
Так, например, предусматривалось:
правовое воспитание с дошкольного возраста, приобщение детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи нуждающимся, уважение к окружающим);
помощь в формировании позитивного правосознания с использованием СМИ, теле- и радиоканалов, учреждений культуры;
распространять социальную рекламу правовой направленности;
отказаться от популяризации криминальной культуры и перейти к демонстрации положительных примеров социального поведения.
развивать систему правового просвещения и информирования граждан, в том числе через информационно-правовые ресурсы;
повышать правовую культуру чиновников и сотрудников правоохранительных органов.
Правовое государство в Российской Федерации может стать реальностью в той мере, в какой гражданское общество и органы государства смогут:
1. Преодолеть правовой нигилизм, воспитать в обществе уважение к праву;
2. Устранить рассогласованность в системе права как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами с одной стороны, и законами субъектов РФ – с другой, привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ;
3. Усилить контроль за исполнением уже принятых законов;
4. Устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией РФ путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты.
Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути его преодоления кроются в повышении уровня общей и правовой культуры; пропаганде правосознания; предупреждении правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствовании законодательства; массовом правовом просвещении; правовом воспитании; укреплениие законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительном отношении к личности человека, обеспечении его прав и свобод; подготовке высококвалифицированных кадров юристов; правовой реформе и пр.
Однако нельзя с помощью одних только правовых средств, в декретно-волевом порядке побороть бедность, преступность, коррупцию, алкоголизм, наркоманию.
Не следует поддаваться идеалистической возможности, укоренившейся в массовом сознании, навести порядок исключительно с помощью юридических установлений.
Эти средства должны использоваться в совокупности с другими мерами – экономическими, политическими, социальными, культурными, нравственными, организационными. Лишь тогда они могут дать желаемый эффект, а не остаться на бумаге. А в России всегда страдала именно исполнительно-управленческая и контролирующая сторона дела.
В свое время Джон Локк (1632 – 1704) советовал: «Создавайте как можно меньше законов, но следите за их соблюдением».
Попытки подогнать социальный прогресс с помощью одних законов, как правило» заканчивался конфузом.
Закон, как известно, есть официальное признание факта, не более. Он лишь оформляет реально сложившиеся отношения. Так, на каждом шагу подтверждается тезис К.Маркса о том, что право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества.
А еще древние римляне говорили: в наиболее испорченном государстве наибольшее количество законов.
Возникает вопрос: что надо делать раньше – создавать условия или принимать законы? Противопоставление этих двух начал неверно и контрпродуктивно – они взаимосвязаны. Законодательные и общественны процессы должны развиваться синхронно. Между тем у нас нередко наблюдается ситуация, когда юридические нормы либо забегают вперед, либо принимаются «вдогонку», либо издаются для снятия недовольства и напряжения в обществе, особенно в социальной сфере.
Обществу необходимо преодолеть как правовой нигилизм, так и правовой идеализм, которые «питают» друг друга.