Генезис и эволюция философии права в эпоху Античности и Средневековья.
Античность (VIII в. до н. э. — V/VI в.)-> Средневековье (конец V - нач. XVI в.) -> Новое время
Антитеза этих двух начал – основная мысль (сюжет) греческой правовой цивилизации и философской мысли
Периоды античной философско – правовой мысли:
1. Натурфилософский период (ранней классики) VII в. до н.э. – конец V в. до н.э. ГЕСИОД, СОЛОН, ПИФАГОР – то, что соответствует взглядам на справедливость, воспринимается как право
2. Классический период (высокой классики) конец V века – конец IV вв. до н.э СОКРАТ, ПРОТАГОР, ГОРГИЙ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ – Право – явление политическое, право делится на естественное (объективное) и условное (позитивное).
3. Период поздней классики конец IV в до н.э. – VIв.н.э. ЭПИКУР, ПИРРОН, ЦИЦЕРОН, СЕНЕК, МАРК АВРЕЛИЙ – справедливость носит договорной характер (первая философско – правовая концепция либерализма).
Философско-правовая мысль эпохи Средневековья
1. Право трактуется исходя из напутствий «отцов церкви» = христианская догматика
2. Источник нравственного закона – воля Божия → естественное право есть отражение божественной справедливости
3. Система естественного права = римское право + правоположения Священного Писания
4. Идея естественного права носит теократический характер
Особенность философских учений Средневековья состоит в ихтеоцентрическомхарактере:
· Бог – как центр мироздания и главный хранитель мирового и социального порядка.
· Бог – законодательное первоначало, из которого исходят все религиозные, моральные и правовые нормы
Фома Аквинский(«Сумма теологии», «О правлении государей»)
Классификация законов:
1. Вечный закон – всеобщий закон миропорядка, который выражает божественный разум, абсолютное правило и принцип. Он источник других законов.
2. Человеческий закон – положительный закон, который обеспечен принудительной санкцией против его нарушений. Это установления, соответствующие естественному праву. В противном случае, такие установления – не закон, а искажения его. → Разграничивается справедливый и несправедливый закон.
3. Божественный закон –правила исповедания, данные людям в божественном откровении.
Трактовка законов дополняется учением о праве
Право– это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития → христианско-теологический вариант правопонимания
Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
Лоренцо Валла
Положил в основу правовой этики личностный интерес и сделал его моральным критерием.
В оценках человеческих поступков необходимо руководствоваться не абстрактными моральными или правовыми принципами, а конкретными жизненными условиями, определяющими выбор между хорошим и плохим, между полезным и вредным.
Никколо Макиавелли
Цель творчества – создать стабильное государство в условиях нестабильной общественно-политической ситуации Европы того времени.
o Исходит из эгоистичности человека: не существует границ для человеческого стремления к материальным благам и власти. Но в силу ограниченности ресурсов возникают конфликты. Государство должно защищать индивида от агрессивности со стороны других. Сила государства в законе; при отсутствии такой силы возникает анархия, поэтому необходим сильный правитель, для обеспечения безопасности людей.
o Употребляет понятия доброго и плохого государства, а также хороших и плохих граждан.
o Хорошее государство возможно, если оно поддерживает баланс между различными эгоистическими интересами и, таким образом, является стабильным. Соответственно, в плохом государстве открыто конфликтуют разнообразные эгоистические интересы.
o Целью политики является не хорошая жизнь, а содержание властей и, таким образом, поддержание стабильности.
Политика (политическая сила) самостоятельное, отдельное от морали понятие и является правовой основой властных структур.
Мартин Лютер
· Основоположник немецкого протестантизма
o (не был философом и мыслителем, однако его теология включала в себя философские элементы и идеи)
· Жизнедеятельность человека – есть исполнение обязанности перед Богом, которая реализуется в обществе, но не обществом определяется. Общество и государство должны предоставить правовой простор для реализации такой обязанности.
· Человек должен добиваться от властей священного и непререкаемого права на действия, предпринимаемые во имя искупления вины перед Богом.
· Свобода совести – право вести образ жизни, который диктуется верой и выбирается в соответствии с ней.