Объект и предмет философии права.
Объект и предмет философии права.
Объект философско-правового знания — правовая реальность (культура) общества, вся совокупность исторически развивающихся материальных и духовных явлений, вовлеченных в правовое бытие общества.
К правовой реальности относятся: комплекс нормативных правовых актов; совокупность правоотношений в обществе; правосознание в сочетании присущих ему уровней и форм; социальные формы организации права; правовая (юридическая) деятельность, придающая системность правовой культуре общества.
Система и элементы правовой реальности отображаются на всех уровнях правосознания:
· опытном, эмпирическом;
· логическом, теоретическом;
· мировоззренческом (мифология, религия, философия).
Предмет познания представляет идеализированную «модель» реальности, которая выступает как устойчивое единство содержания, форм и методов познавательной деятельности.
Предметом ФП-является право , как социальный феномен т.е. постижение природы права, его роль и смысл в человеческой культуре, выявление наиболее общих закономерностей его развития.
Предметом философии права выступают сущность и наиболее общие закономерности зарождения, функционирования и развития права. Философско-правовые закономерности характеризуют сущность права в категориях определенных философских подходов (космоцентризм, экзистенциализм и пр.), его эволюцию в системе культуры (западной, восточной), связи с другими цивилизационными явлениями и пр.
К основным факторам, определяющим предметное содержание той или иной области познания (включая и философию права), относятся такие как: место в системе научного знания; объект научного познания; цель и функции исследования; структура знания, понятийный аппарат; формулируемые закономерности; формы развития научного познания и др.
Философия права и политология: общее и особенное.
Философия права и политология взаимосвязаны генетически: развитие как философско-правовой, так и политико-правовой мысли шло в русле философских учений. Основы обеих наук были заложены античными философами - Платоном, Аристотелем, Цицероном, мыслителями эпох Возрождения и Просвещения - Н. Макиавелли, Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, представителями классической немецкой философии И. Кантом, Г. Гегелем, родоначальниками диалектико-материалистической философии К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Взаимосвязь философии права и политологии проявляется, в частности, в том, что политика реализуется посредством права, а право зависит от политики. Но и первое, и второе требует философского обоснования.
Необходимо отметить и различия между этими дисциплинами. Прежде всего, философия права рассматривает не частности, не вопросы технологии, не конкретные государства и формы власти, а наиболее общие принципы взаимодействия права и власти, права и политики, политики и закона, политики и правотворчества, политики и правопорядка. Кроме того, исследуются эти явления с позиции не политического, властного интереса, а с точки зрения общечеловеческих ценностей, развития мировой культуры.
Бытие с позиции онтологии
в широком смысле - общее понятие о существовании, о сущем вообще.Бытие есть все, что есть.
Сложнейший вопрос о природе права трансформируется вопрос о том, что значит «быть» для права вообще, то есть где обитает право: во внешнем мире или исключительно в человеческом опыте?
Представители: Лев Петражицкий, Богдан Кистяковский;
2) антропология права, в которой рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.
Представители: Гуго Гроций, Томас Гоббс, Жан Жак Руссо,Имануил Кант.
Современная философская антропология обнаруживает в человеке некое интегральное свойство - его «открытость», незавершенность как создания. Традиционно одной из основных задач правовой антропологии является обоснование идеи права как особого нормативного порядка, исходящее из представлений о сущности человека, или человеческой природе;
3) гносеология права как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве.
Исследуются особенности процесса познания в сфере права, основные этапы, уровни и методы познания в праве, проблема истины в праве, а также правовая практика как критерий правовой истины. Основная задача - изучение предпосылок и условий достоверного познания права, достижение истинного знания о праве и правовых явлениях;
4) аксиология права как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе.
Задачей данного раздела философии права является:
- выявление природы правовых ценностей, их содержания и иерархии, представления о праве как ценности и его ценностном критерии.
- правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение;
5) в структуре философии права можно выделить и прикладной раздел или философско-правовую праксиологию как учение о практическом законотворчестве и практиической реализации права, о принципах правовой деятельности.
10.Значение философии права для профессиональной подготовки юриста.
Философия права необходима специалисту для практической деятельности, для обретения знаний и навыков по оптимизации правоотношений, для выработки умения формировать правосознание, для выявления условий и факторов совершенствования правовой действительности.
Вполне очевидно, что умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста. Такое обоснование, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно в значительной степени определяется доминирующими установками мировоззрения юристов, на формировании которого призвана оказывать влияние философия права. Попытки решать фундаментальные теоретические проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к тому, что за основу берется чье-то мнение, а не вырабатывается собственное.
Таким образом, необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих граждан.
Лоренцо Валла
Положил в основу правовой этики личностный интерес и сделал его моральным критерием.
В оценках человеческих поступков необходимо руководствоваться не абстрактными моральными или правовыми принципами, а конкретными жизненными условиями, определяющими выбор между хорошим и плохим, между полезным и вредным.
Никколо Макиавелли
Цель творчества – создать стабильное государство в условиях нестабильной общественно-политической ситуации Европы того времени.
o Исходит из эгоистичности человека: не существует границ для человеческого стремления к материальным благам и власти. Но в силу ограниченности ресурсов возникают конфликты. Государство должно защищать индивида от агрессивности со стороны других. Сила государства в законе; при отсутствии такой силы возникает анархия, поэтому необходим сильный правитель, для обеспечения безопасности людей.
o Употребляет понятия доброго и плохого государства, а также хороших и плохих граждан.
o Хорошее государство возможно, если оно поддерживает баланс между различными эгоистическими интересами и, таким образом, является стабильным. Соответственно, в плохом государстве открыто конфликтуют разнообразные эгоистические интересы.
o Целью политики является не хорошая жизнь, а содержание властей и, таким образом, поддержание стабильности.
Политика (политическая сила) самостоятельное, отдельное от морали понятие и является правовой основой властных структур.
Мартин Лютер
· Основоположник немецкого протестантизма
o (не был философом и мыслителем, однако его теология включала в себя философские элементы и идеи)
· Жизнедеятельность человека – есть исполнение обязанности перед Богом, которая реализуется в обществе, но не обществом определяется. Общество и государство должны предоставить правовой простор для реализации такой обязанности.
· Человек должен добиваться от властей священного и непререкаемого права на действия, предпринимаемые во имя искупления вины перед Богом.
· Свобода совести – право вести образ жизни, который диктуется верой и выбирается в соответствии с ней.
ЖанБоден
· Обосновал государственный приоритет над всеми иными социальными институтами, включая церковь.
· Впервые ввел понятие «суверенитета» как отличительного признака государства.
· Под суверенным государством понимал верховную и неограниченную государственную власть, противопоставляя такое государство средневековому феодальному государству с его раздробленностью, социальной неравноправностью и ограниченной властью королей.
· Однако субъектом суверенитета является не государство, а конкретные властители (монарх, народ – в демократических республиках), т.е. государственные органы.
· В зависимости от того, кто является носителем суверенитета, выделяются формы государства: монархия, аристократия, демократия.
Гуго Гроций
- Голландский юрист, политик, родоначальник юриспруденции («О праве войны и мира» (1625), где разработана идея права, которая применима в любых условиях, включая войну).
- Право является абсолютным, неизменным, равным для всех; дано самой природой
- Понятие права имеет два значения: первое - это моральное качество (право в субъективном смысле); второе - право тождественно закону (право в объективном смысле).
- Делит право на естественное и волеустановленное.
Естественное право– «предписания здравого разума», которые являются критериями дозволенного и недозволенного.
Волеустановленноеправо -делиться на божественное и человеческое. В свою очередь человеческое право рассматривается им в узком и широком смыслах:
- в узком - отцовское право, господское право;
- в широком - право, устанавливаемое на уровне народов.
Создал основы международного права
Томас Гоббс
· английский философ, родоначальник юридического позитивизма («Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651)).
· Принципиально противопоставляет естественное состояние и гражданское состояние.
· Человек - существо разумное, поэтому общим правилом и предписанием разума является поиск мира и следование ему. Это основной естественный закон.
· Из него Гоббс выводит целый ряд других естественных законов, конкретизирующих правила поиска гражданского мира:
1. в интересах мира человек должен довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, какую он допустил у других по отношению к себе;
2. люди должны выполнять заключенные ими соглашения;
3. каждый должен приспосабливаться ко всем остальным;
4. каждый должен признавать других равными себе от природы…
Джон Локк
основатель политической доктрины либерализма
(«Опыт о человеческом разумении» (1686), «Два трактата о государственном правлении» (1689)).
· Идеи естественного права и договорного происхождения государства интерпретируются в духе утверждения неотчуждаемых прав и свобод личности, разделения власти и правовой организации государственной власти; господства права в общественной и политической жизни.
· В естественном (догосударственном) состоянии господствует естественный закон, закон природы, требующий мира и безопасности для всего человечества. Естественное состояние характеризуется полной свободой личности и таким равенством, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого.
· Закон не как средство ограничения свободы, а наоборот, как средство ее сохранения и расширения. Свобода людей у условиях существования системы правления заключается в том, чтобы жить в соответствии с требованиями законов, принятых законодательной властью и обязательных для каждого.
Принимаемые государством законы должны отвечать требованиям естественного права, ибо люди не могут полностью отказаться от естественных прав.
Шарль Луи Монтескье
«О духе законов» (1748)
· разработал принцип разделения власти как условия свободы
· разработал теорию влияния окружающей среды на политику
· При анализе законов жизни людей выделяет два их вида: естественные (природные) - которые вытекают из биологической природы человека, и собственно социальные законы.
o К естественным законам относятся: стремление к миру; к добыче средств существования; желание жить в обществе; отношения между людьми на основе взаимной просьбы.
o К социальным законам он относит так называемые «законы между людьми»: определяющие отношения между народами (международное право); Объявил важнейшим законом естественного права не войну всех против всех, а мир.
o право - общечеловеческая ценность
o цель права - свобода, равенство, безопасность людей.
· Классификационное описание трех форм государственного правления - республика, монархия и деспотия.
· (открыто симпатизирует республиканскому строю, который, в наибольшей степени гарантирует политические свободы)
· Основополагающим принципом законодательства считает умеренность, на базе которой и строит свой принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Жан Жак Руссо
«Об общественном договоре» (1762)
· Институт частной собственности как результат развития земледелия привел к распределению общества на бедных и богатых и к борьбе противоположных интересов. В этот момент и возникает государство как инструмент укрепления господствующего положения богатых..
· Люди образуют государство на основе договора, но не добровольно, а вынужденно, поскольку он навязывается бедным богатыми. В результате богатые (властные элементы) могут навязывать всему обществу свое понимание правды и прав.
· Общественный договор, в результате которого возникает государство, не разрушает естественного равенства, а лишь заменяет его морально-правовым равенством граждан перед законом.
· Отрицал идею народного представительства. «Суверенитет может быть осуществлен только всем народом как единым целом. «Географическое и политическое тело государства не должны превышать меру, за чертой которой оно будет уже не наращивать силу, а терять ее
В результате слишком большое государственное «тело» может оказаться перед опасностью саморазрушения.
Таким образом, для философии права Нового времени характерно выдвижение на передний план практической ценности научного юридического знания.
Философско-правовая наука превратилась в практически значимую политическую и общественную дисциплину.
Расширилось понимание естественного права, осознание свободы, усовершенствовалась теория общественного договора, сформировались взгляды относительно автономии личности, представительной власти и суверенитете народа, т.е. были заложены основы современной теории и философии права.
Юридический позитивизм.
Основные его представители - Д.Остин, К.Бергбом, Г.Ф.Шершеневич. Возник в середине ХIХв. как теория, оппозиционная теории естественного права. Юридический позитивизм отвергал идею естественного права, считая её заблуждением. Для него право - это только позитивное право, т.е. нормы, правила поведения, установленные или санкционированные государством и адресованные членам общества. А так как эти нормы закрепляются преимущественно в издаваемых государством нормативных актах, законах, то право и есть законы, установленные государством. Причем, какими бы ни были эти законы, демократическими или недемократическими, гуманными или негуманными, справедливыми или несправедливыми, они все равно являются правом, поскольку теорию юридического позитивизма нравственное или какое-либо другое содержание законов совершенно не интересовало.
Близким юридическому позитивизму по духу является нормативизм, основоположником которого считается Г.Кельзен. Нормативизм возник в первой половине ХХ в., как "чистое учение о праве". "Чистота" этого учения по Кельзену состоит в том, что оно изучает только право, освобождая право от всего того, что им не является. С точки зрения нормативизма право - это сфера долженствования, это ступенчатая система, пирамида норм, содержащих правила должного поведения и закрепленных в законах и иных официальных актах государства. Вершину этой пирамиды составляет некая (гипотетическая) основная норма, которая принимается законодателем за исходную для обоснования всего правопорядка. Из основной нормы вытекают все остальные нормы права, вплоть до так называемых индивидуальных норм, создаваемых судебными и административными органами при решении конкретных дел. Вследствие этого право трактуется как замкнутая регулятивная система, в которой нормы находятся в строгой иерархии (соподчинении) и каждая норма приобретает обязательность благодаря только тому, что соответствует норме более высокой силы.
Уровни правовой культуры.
Уровни правовой культуры: обыденная, профессиональная, доктринальная.
Обыденный уровень - характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.
Профессиональный уровень - складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.
Доктринальный уровень - опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.
Правовая культура - качественное правовое состояние личности, и общества, совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики.
Правовая культура общества.
Правовая культура общества — разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества.
Система ценностей — активность субъектов права в правовой сфере, добровольность выполнения требований правовых норм, реальность прав и свобод граждан, эффективность правового регулирования, качественные законы, совершенная законодательная техника, развитая правовая наука, юридическое образование, эффективная юридическая практика, стабильный правопорядок.
Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.
Правовая культура личности.
Правовая культура личности — это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.
Правовая культура личности включает:
1) знание законодательства (интеллектуальный срез). Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности;
2) убежденность в его необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов (эмоционально-психологический срез);
3) умение пользоваться правовым инструментарием — законами и другими актами — в практической деятельности (поведенческий срез).
Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное — активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.
Содержанием правовой культуры личности являются:
1) правосознание и правовое мышление. Правовое мышление должно стать элементом культуры каждого человека;
2) правомерное поведение;
3) результаты правомерного поведения и правового мышления.
Уровни правосознания.
С точки зрения глубины отражения правовой деятельности, как правило, выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Обыденное правосознание формируется стихийно, под воздействием конкретных обстоятельств жизни, собственного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Теоретическое (научное) правовое сознание, в отличие от обычного, складывается на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей, и специальных исследований социально-правовой действительности.
Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику. По данным критериям правосознание делится на три уровня.
Первый уровень - обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т. д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.
Второй уровень - профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменении - одна из бед нашего общества.
Третий уровень - это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.
Формы правового нигилизма
В отечественной литературе правовой нигилизм классифицируют по различным основаниям. Так, профессор Николай Игнатьевич Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:
• умышленное, преднамеренное нарушение законов и иных нормативных правовых актов;
• массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
• издание противоречивых правовых актов;
• подмену законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью;
• конфронтацию представительных и исполнительных государственных органов;
• нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность;
• теоретическую форму (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.) [1].
В. А. Туманов говорит о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерны безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него. Кроме того, автор разделяет правовой нигилизм:
• на высшей ступени общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);
• уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов);
• ведомственном уровне. Он проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся "надзаконными", в них искажаются, игнорируются требования закона [2].
Таким образом, правовой нигилизм многолик. Злободневной реалией правового нигилизма в современном мире стали так называемые "двойные стандарты". В этом варианте необходимость права и законности не отрицается: напротив – они декларативно и демонстративно приветствуются. При этом даже искренне предполагается необходимость права и закона в обществе, но с одной оговоркой – они существуют для "других": "стран-изгоев", "пипла", "быдла" и т.п. Правовыми нигилистами этого рода выступают, как правило, "сильные мира сего": как в международно-правовом аспекте (США), так и внутригосударственном (Россия).
Во внутригосударственном разрезе эта проблема весьма актуальна для современной России, что обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, массовостью разрешения юридических дел по двойным стандартам, во-вторых, интенсивным и масштабным внедрением в обыденное и профессиональное правосознание представления о нормальности этого явления. С использованием всех СМИ (в первую очередь телевидения) представители российских "силовых структур" "ничтоже сумняшеся" (нисколько не сомневаясь, в полной уверенности в своей правоте) вещают об успешном расследовании "резонансных" юридических дел. Эта подленькая по сути формула, в какой-то мере простительная для журналистов, категорически не приемлема для юристов: она свидетельствует о полном непонимании природы права как социального регулятора, основанного на принципе формального равенства (см. гл. 11). Деление юридических дел на "резонансные" и все остальные на практике означает, что к раскрытию преступления, совершенного в отношении "публичного" субъекта, надо прикладывать максимум усилий (во избежание для себя негативных последствий), а от остальных потерпевших можно отмахнуться или начать "расследование" с энергичной попытки внушить потерпевшим, что они сами виноваты в собственном незавидном положении. Двойная стандартизация производится юрисдикционными органами в отношении субъектов права и но признаку их финансово-экономической состоятельности.
Объект и предмет философии права.
Объект философско-правового знания — правовая реальность (культура) общества, вся совокупность исторически развивающихся материальных и духовных явлений, вовлеченных в правовое бытие общества.
К правовой реальности относятся: комплекс нормативных правовых актов; совокупность правоотношений в обществе; правосознание в сочетании присущих ему уровней и форм; социальные формы организации права; правовая (юридическая) деятельность, придающая системность правовой культуре общества.
Система и элементы правовой реальности отображаются на всех уровнях правосознания:
· опытном, эмпирическом;
· логическом, теоретическом;
· мировоззренческом (мифология, религия, философия).
Предмет познания представляет идеализированную «модель» реальности, которая выступает как устойчивое единство содержания, форм и методов познавательной деятельности.
Предметом ФП-является право , как социальный феномен т.е. постижение природы права, его роль и смысл в человеческой культуре, выявление наиболее общих закономерностей его развития.
Предметом философии права выступают сущность и наиболее общие закономерности зарождения, функционирования и развития права. Философско-правовые закономерности характеризуют сущность права в категориях определенных философских подходов (космоцентризм, экзистенциализм и пр.), его эволюцию в системе культуры (западной, восточной), связи с другими цивилизационными явлениями и пр.
К основным факторам, определяющим предметное содержание той или иной области познания (включая и философию права), относятся такие как: место в системе научного знания; объект научного познания; цель и функции исследования; структура знания, понятийный аппарат; формулируемые закономерности; формы развития научного познания и др.