Опыт 2. Оценка понятийного мышления с помощью методики «Сравнение понятий»
Вводные замечания. Понятийное мышление в онтогенезе начинает развиваться у детей в период школьного обучения. Для того чтобы использовать в качестве орудия мышления понятия, надо пройти достаточно длительный период осознанного и адекватного владения ими. Обычно понятийное мышление связывают с взрослым человеком, для которого этот вид является не только основным и самым удобным, но и подчиняющим себе, буквально пронизывающим все остальные виды, особенно наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятие определяется как единица мышления, отражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности и выражающаяся в словесной (вербальной) форме. В маленький ребенок под влиянием окружающих его взрослых также может пользоваться понятиями, но у него они скорее используются в приблизительном неосознанном виде, за что и получили даже название «псевдопонятий». Впрочем, и взрослый человек, особенно пользующийся вербальными знаками другого, неродного языка, довольно часто уходит на этот путь, результатом которого являются многочисленные ошибки коммуникаций.
Сравнивая понятия между собой, испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков и отбирает наиболее устойчивые, наиболее характерные. В некоторых случаях инструкцию меняют с целью определения творческих возможностей испытуемого, и ему предлагают пару понятий из заведомо разных семантических сфер: предположим, найти общий признак для таких пар понятий, как «ложка» и «лодка». В предлагаемой методике, составленной из 22 пар сравниваемых понятий, испытуемый сам должен установить наличие общего семантического поля и отдифференцировать «однополевые» пары от несопоставимых, которые соответствуют разным семантическим полям. Если испытуемый не видит различий между однородностью—разнородностью понятий и находит общие признаки у любых пар, ему можно приписать не только хорошую фантазию и склонность к воображению, но и склонность к резонерским демагогическим рассуждениям, которая может проявиться и в ряде других методик.
Цель исследования – оценка понятийного мышления.
Используемые материалы. Бланки 22 парами сравниваемых понятий.
Процедура исследования. Испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 — к разным.
Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. Обратите внимание, что в инструкции не требуется обязательно найти общие признаки. Желательно регистрировать и время выполнения эксперимента, с тем, чтобы определить индивидуальные и групповые временные особенности.
Обработка и анализ результатов. После проведения эксперимента в группе вместе с экспериментатором обсуждаются выделенные признаки и указывается на необходимость более простого и рационального решения задач. Испытуемым, не дифференцирующим характер семантических полей, указывается на необходимость более очевидного и рационального пути. Правильные ответы по 15 однополевым парам оценивают в баллах, результаты суммируют. Норма соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Более низкие результаты свидетельствуют о недостаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.
Пример материала методики «Сравнение понятий»
Укажите общие существенные признаки для следующих пар понятий:
1.Утро—вечер 12. Сани — телега
2. Корова — лошадь 13. Очки — деньги
3. Летчик — танкист 14. Озеро — река
4. Река — птица 15. Поезд — самолет
5. Дождь — снег 16. Стакан — петух
6. Маленькая девочка — большая кукла 17. Ось — оса
7. Обман — ошибка 18. Яблоко — вишня
8. Волк — луна 19. Лыжи — коньки
9. Ботинок — карандаш 20. Красный — зеленый
10. Золото — серебро 21. Ворона — воробей
11. Молоко — вода 22. Ветер — соль
Список правильно выделенных признаков для «однополевых» пар понятий:
1. Часть (время) суток.
2. Домашние (сельскохозяйственные) животные.
3. Военная профессия (управление военной техникой).
5. Атмосферные осадки.
6. Внешнее сходство, аналогия, размер, игра.
7. Причинно-следственное искажение действительности.
10. Драгоценные металлы.
11. Жидкость для питья.
12. Сельский транспорт (гужевой транспорт).
14. Естественные водоемы.
15. Транспорт.
18. Плоды фруктовых деревьев (фрукты — ягоды).
19. Спортивный зимний инвентарь, зимние виды спорта.
20. Цвет.
21. Птицы.
Семь пар понятий относятся к семантически разным полям, и признаки между ними можно отнести к слабым, случайным, чисто внешним (например, в слове «ось» столько же букв, сколько и в слове «оса», или «ботинок» и «карандаш» обозначают предметы быта). Как уже указывалось ранее, подобные признаки могут указывать на резонерский демагогический характер мышления.
Тема ВНИМАНИЕ