Учитель, которого вы можете видеть и чувствовать

Гуру говорит ученику: "У тебя три задачи: первая - найти меня; вторая - любить теня; третья -уйти от меня".

- Индийская пословица

Цель йоги - понять, что все мы связаны друг с другом. У всех нас одно сердце, одно сознание и один Божественный источник. Средства йоги призваны дать нам опыт, который поможет это понять. Чтобы осознать всеобщую взаимосвязь, полезно для начала установить контакт хотя бы с одним человеком. В йогической традиции эта связь развивается через отношения с гуру -учителем, пробуждающим в нас сознание единства. Склоняясь перед гуру, вы соединяетесь с теми" кто прошел по пути до вас. Делая это, вы развиваете в себе смирение и повышаете свои шансы на пробуждение.

Большинству людей Запада трудно принять концепцию гуру, потому что мы привыкли считать, будто сами за себя отвечаем. Но в действительности большинством жизней управляют господствующие силы нашего общества. Большие корпорации и рекламные агентства, которые на них работают, формируют ценности нашего общества и решают, что должны думать люди. В школе не учат, как стать хозяином своей жизни; наоборот, делается ударение на труде ради материального накопительства. Почти все мы зависим от своих эмоций, и когда не можем сними справиться, то принимаем алкоголь или наркотики, смотрим шоу по телевизору, едим, занимаемся сексом, чтобы чувствовать себя счастливее. Идея о том, что прочное счастье можно найти внутри, без необходимости что-то покупать" курить, есть, пить или смотреть, нам совершенно чужда - как иностранный язык. Поэтому нам нужен переводчик. Им и является гуру.

Для западных людей гуру - весьма таинственное понятие. Многие спрашивают: "Как мне найти своего гуру? Нужно ли ехать в Индию? Как я узнаю гуру?" Мы хотели бы, пользуясь случаем, демистифицировать слово "гуру". Гуру не обязательно должен быть индийцем или просветленным. Он может быть монахом, а может состоять в браке. У него может быть постоянная работа, и он может не быть главой ашрама. Гуру - учитель, который делится своим пониманием и открытиями в области йоги. Гуру может также дать вам практический метод, ведущий вас к осознанию истинности этих открытий.

Гу означает "мрак, неведение; то, что затеняет Красоту и Истину". Ру- "тот, кто устраняет". Таким образом, гуру - это тот, кто устраняет неведение.

Чтобы человек стал вашим гуру, вы должны по крайней мере знать его и ценить. Гуру не провозглашает сам: "Я - ваш гуру". Выбор предоставлен ученику. И если с его стороны возникает уважение и признание, то обучениеускоряется. Гуру не требует (как иногда ошибочно полагают на Западе), чтобы вы присягали на крови или отдали ему все свое имущество. А если "гуру" все-таки требует нечто в этом роде, хорошо подумайте: может быть, пора бежать от него подальше!

Подобное же недоразумение бывает на Западе со словом "свами", которым в Индии просто называют человека, который ради углубления своей духовной практики отрешился от мира" принял обет безбрачия и жизни на подаяние. Это не означает, как часто считают западные люди, что такой человек является просветленным (хотя некоторые просветленные имеют титул "Свами").

Вам дадут столько, сколько вы способны воспринять. Поэтому, прежде чем искать гуру, станьте идеальным учеником. Став пустыми, перестаньте сопротивляться гуру. Чтобы вас можно было учить, нужно, чтобы в присутствии гуру у вас не было мысли "я знаю". Если же вы переполнены знанием, как полная чашка, и ваш учитель попытается налить в эту чашку чаю, она только переполнится и от этого не будет никакой пользы.

Если вы хотите достичь истинного счастья, просто будьте собой; не теряйте свое "Я" -это и есть настоящее счастье. Если же вы считаете это трудным, найдите кого-нибудь, кто кажется вам совершенно счастливым, и проводите с ним как можно больше времени.

В этой традиции знание передается от гуру к ученику в непрерывном, неразрываемом потоке. Чтобы передача знания состоялась, отношения между гуру и учеником должны быть необыкновенно чистыми. Уважение и любовь к учителю должны быть такими же, как уважение и любовь к Божественному. И это может оказаться трудным, особенно для западных людей.

"Больше всего американцам недостает умеренности и скромности. Здесь не хватает смирения, -- говорил нам индийский гуру во время одного из первых визитов в Штаты. - Обрести данное качество будет очень трудно, - продолжал он, - потому что ваша культура не поощряет смирения. В этом обществе смирением воспользовались, а затем выбросили его. В Индии же смирение и умеренность ценятся очень высоко".

Мы можем развить в себе смирение, признав, что другой человек способен зажечь свет, рассеивающий мрак нашего неведения. Смирение подобно волшебному эликсиру, который излечивает от самоуверенности. Самоуверенность всегда отдаляет нас друг от друга и от Бога. И она уводит нас прочь от самадхи - потому что самоуверенность и экстаз несовместимы.

Традиция учителей-гуру основана на уважении и смирении. Уважение, которое проявляет ученик, нужно не учителю, а, прежде всего, ученику: он учится уважать людей и преклоняться перед ними, и благодаря этому у него постепенно налаживается связь с высшим "Я".

Хороший учитель должен отвечать трем условиям: Преемственность. Учителю нужно было получить знание от своих учителей. Учитель должен получить от своих учителей также и благословение учить других. Практика. Учитель должен сам ежедневно придерживаться йоги-ческой садханы. Любовь. Учитель должен любить учеников и быть готовым пожертвовать для них чем угодно.

Иногда полезно воспринимать Гуру как силу, а не как человека. Йог идет по лезвию бритвы, но иногда это лезвие становится тупым. Гуру может заострить вашу практику, вытряхнув вас из состояния самодовольства, и тогда у вас появятся новые возможности.

Как выбирать гуру? Здесь нет места чисто интеллектуальному подходу. Ваше решение посвятить себя учителю должны направлять интуиция, чувство и опыт.

Все гуру во все времена связаны видьей (вселенской истиной). Учения йоги передаются по цепи преемственности. Многое из этого знания не может быть выражено словами, ибо касается того, что лежит вне тела и ума. Из-за своей тонкости, таинственности и даже невыразимости это знание можно передавать только лично. Прикоснуться к искомому знанию невозможно без прямой передачи от того, кто его уже получил.

Все мы знаем, что окружающие на нас влияют, воодушевляя или удручая. Например, некоторые люди стонут от каждой проблемки своей жизни и после разговора с ними вы тоже замечаете, что зациклены на своих бедах. Другие же люди настолько оптимистичны, сосредоточенны и дисциплинированны, что вы начинаете верить, будто можете в жизни всё.

Когда вы рядом с гуру, его вдохновляющий эффект особенно заметен. Георг Фёрштайн в своей чудесной и содержательной книге "Энциклопедия йоги" (The Yoga Tradition) пишет: "Рядом с мастером, познавшим Бога, ученик непрерывно ощущает на себе одухотворяющее влияние его тела-ума, и оно так заразительно, что телесная и психическая сущность обучающегося постепенно преобразуется, В современных терминах это можно описать как передачу колебаний: высокочастотные вибрации гуру постепенно повышают частоту вибраций ученика".

В этом и состоит принцип сатсанга ("пребывания среди Истины"). Этим словом называют общение не только с гуру, но и со святыми, верующими, а также другими учениками йоги - с теми, кто занят духовной практикой и искренне стремится к самопознанию. Если люди устремлены к Богу, их состояние заразительно и нам передается их возвышенное опьянение Всевышним.

Быть вместе с другими ради достижения Бога -это глубокое эмоциональное переживание. Оно проникает в сердце, и критический ум на некоторое время отступает. Сат-санг отличается от обычных светских встреч. Когда почетным гостем является Бог, многие из привычных правил общения не действуют. В сатсанге нет места светской беседе - здесь слышны только вдохновенная речь и пение. Бог принимает всех, кто искренен.

Сатсанг - очень важная часть йоги, однако западные ученики часто им пренебрегают. Возможно, это происходит потому, что мы склонны преувеличивать достижения одного человека ("Ничего себе, она может завести ноги за голову!") и преуменьшать возможности группы. К тому же когда у нас люди собираются вместе, это обычно сопровождается ощущением неловкости и всевозможными манипуляциями. Редко бывает так, чтобы взрослые собирались без алкоголя или наркотиков: люди принимают их в надежде избавляться от неловкости и почувствовать себя ближе друг к другу.

Самая быстрая садхана -это, конечно, общаться с теми людьми, которые любят Бога.

- Шьям Дас

Вы можете спросить: "Если все люди едины, не все ли равно, с кем мне общаться? Если Бог находится везде, почему это так важно?"

Конечно, для людей просветленных, которые видят Бога в каждом человеке и в каждом событии, это не важно. Но пока вы не достигли такого видения, лучше тщательно выбирать людей и ситуации, в которые вы попадаете. Если вы посадили молодое дерево, сначала нужно сделать оградку, чтобы защитить саженец от животных, которые могут его растоптать или съесть, и от детей, которые могут его поломать. И когда оно вырастет, это беззащитное в прошлом дерево станет таким крепким, что дети смогут лазить по нему, не причиняя вреда, и к нему можно будет спокойно привязать корову. Сатсанг - это безопасная среда для вашего духовного развития.

Когда человек достигает просветления, все общество сразу же становится богаче. Этот принцип - основа социальной революции буддистов.

-Роберт Турман. "Внутренняяреволюция"

Быть рядом с гуру или участвовать в сатсанге, который побуждает нас изменяться в лучшую сторону, может оказаться трудным делом. Поначалу бывает неловко встречаться с людьми, которые подталкивают нас к внутренним переменам. К тому же на Западе, где весьма высоко ценится демократия и равенство, мы обычно полагаем, что лучший учитель -тот, кто более всех похож на нас (вернее, на наше индивидуальное "я"). Но традиция йоги говорит, что лучший учитель не может быть человеком, подобным вам. Гуру должен быть способен стоять с палкой позади вас и время от времени подталкивать, чтобы вы могли проявить свой скрытый потенциал.

Обучающиейоге должны соблюдать ее моральные и этические принципы. Обучающиеся йоге должны посвятить себя Богу, присутствующему в учителе (это и есть Гуру). Идеальный учитель -тот, кто уже обрел предмет ваших поисков. Вообразите учителя

игры на скрипке, который не умеет играть, а просто читал о том, как нужно это делать, и решил обучать игре.

Больше всего человека уполномочивает на обучение йоге достижение просветления. Просветленных учителей в мире всего несколько, но саттвичный учитель будет стараться познакомиться со священными текстами, которые содержат слова святых и других существ, познавших Бога. Если гуру пока еще не достиг просветления, то в передаче знания ученикам он должен основываться на традиционных текстах и словах своего гуру. Саттвичный гуру всегда обращается к традиционным текстам -для самообразования и обучения других. Именно так проявляется линия ученической преемственности.

Если учителя йоги не поддерживают линию преемственности, она ослабевает. В результате на Западе большинство преподавателей йоги выглядят скорее как личные тренеры, а не как духовные учителя. Это ошибка не учеников, а учителей. От йоги сохраняется только видимость, лишенная тонкой сущности Истины, которую можно получить только благодаря преданности гуру. Если же у учителя нет такого опыта, как может он передать его ученикам?

Возможно, у вас нет достаточного опыта, чтобы оценить квалификацию учителя и уровень его обучения. Поэтому мы рекомендуем вам начинать приобщаться к йоге с интенсивного ее изучения; читайте священные тексты и посещайте занятия. Вы также должны развивать в себе доверие к учителю.

В нашем случае Гуру янился нам как триада выдающихся учителей: Шри Брахманан-да Сарасвати, Шри Свами Нирмалананда и Шри К. Паттабхи Джойс. Мы принадлежим к их линии духовной преемственности, свет которой исходит от всего, что мы пишем, говорим и делаем.

Просветленный анархизм -потребность времени. Ум непросветленного человека может заставить его сделать зло, даже если сердце говорит ему делать добро. Только после просветления мы способны стать свободными, разумными людьми.

- Свами Нирмалананда. "Гирлянда лесных цветов"

Самого первого своего гуру мы нашли но почте. В 1984г. мауни (йог" хранящий обет молчания) по имени Свами Нирмалананда написал письмо в Либертарианский[23] книжный клуб Нью-Йорка, в котором просил связать его с анархистами. Наш друг Питер Ламбори Вильсон, анархист, писатель и основатель "Семиотекст Пресс"" дал нам адрес этого Свами, и мы смогли написать ему письмо.

Свами Нирмалананда родился в 1925 г. в Индии, в штате Керала. В начале 1960-х годов он в поисках истины и мира за несколько лет посетил страны Азии, Турцию, Россию, Англию, Европу и Америку. Он встречался с такими людьми, как Мартин Бубер, Алан Уотс и Т. 3. Судзуки, выступал с беседами и вел занятия но йоге (главным образом в церковных и общественных центрах). Вернувшись в Индию в 1964 г., Свамиджи некоторое время путешествовал по ней, а затем удалился в Гималаи. Там он встретил своего гуру -английского еврея Арьядэва.

Побыв немного со своим гуру, Нирмалаианда поселился б джунглях Билгири-Хиллс в небольшой травяной хижине. Он полюбил обитателей джунглей: птиц, деревья" обезьян, цветы, дикарей, слонов и тигров. Он жил в полном уединении, соблюдая мауну (воздержание от речи). Контакт с миром он поддерживал только через письма.

Снами Нирмалананда вел активную переписку со многими людьми всего мира. Больше всего его интересовал всеобщий мир. На хорошем английском языке он обращался к известным мировым лидерам с просьбой об отказе от насилия. Когда мы начали с ним переписываться, он прислал нам несколько своих эссе об анархии. Этот замечательный человек называл себя "Свами Анархист".

В те времена идеи анархии были очень популярны -особенно в культуре андеграунда. Общее представление об анархии было таким: "Мы можем делать все, что хотим. Мы не признаем никаких правил, навязанных правительством и властями". Но Свами Нирмалананда понимал это слово совсем не так, как рокеры и панки, которые рисовали на стенах города букву "А" в круге.

Ложное "я" думает -истинное "Я" знает.

- Свами Нирмалананда. "Гирлянда лесных цветов"

Свами Нирмаланандаопределял анархию как Самоуправление,тоесть "жизнь под руководством просветленного "Я"". Согласно Свамиджи, чтобы быть истинным анархистом, нужно освободиться от "тирании думающего ума, выйти за пределы мышления". Мы должны стать просветленными.

Цвет нашей кожи, каста, происхождение, национальность, религия, вера, идеология, статус, образование, культура, традиции и т. д. -все это характеристики тела и ума. Но сущность нашего существования бесконечна, вечна, всегда чиста и не имеет начала и конца. Эта сущность -основа всех форм и изменений. Она подобна невидимой нити цветочной гирлянды, и она остается незапятнанной и незатронутой внешними проявлениями и различиями, порождающими в обществе враждебность и антагонизм.

- Свами Нирмалананда. "Гирлянда лесных цветов"

Шэрон переписывалась со Свамиджи в течение нескольких лет, а в 1986 г., путешествуя по Индии, мы решили его посетить. Чтобы добраться до его ашрама в Билгири-Хиллс в южном штате Карнатака, пришлось осуществить длинную утомительную поездку. Сначала мы ехали ночным поездом от Тривандрума в южной оконечности Индии на север к Бангалору (штат Карнатака). Дэвид очень ослаб от дизентерии, которой страдал несколько недель без всякого улучшения.

В Бангалоре мы сели в автобус, набитый козами" цыплятами, детьми и взрослыми, и поднялись на нем до горной станции Б. Р. Хиллс. При пятидесятиградуснойжаре мы шесть часов тряслись и толкались, проезжая по патриархальной сельской местности.

В итоге поездка завершилась подъемом к вершине, на высоту несколько тысяч футов, где над бесконечно пыльными, выжженными солнцем окрестностями возвышается Вишва-шанти пикетам (ашрам Свами). Мы добрались до места совершенно разбитые и больные и уже собирались постучать, как вдруг заметили на двери надпись:

"Просьба не беспокоить с 2 до 4 часов пополудни". О Боже! На часах было 14:30. Ничего не оставалось, нужно было ждать.

Мы уже повернулись назад, надеясь найти дерево и в его тени отдохнуть до четырех часов, как вдруг услышали, что кто-то прочищает горло. Мы посмотрели вокруг, ожидая увидеть невысокого скромного человека в оранжевой одежде, упирающегося подбородком в ладони с длинными пальцами.

Однако внешность его напоминала Дракулу в исполнении Клауса Кински. И наша встреча была очень похожа сцену в фильме, где Дракула открывает дверь, приветствуя наивного Джонатана и завлекая его в замок. Поблескивая большими глазами, Свами Нирмалананда жестом пригласил нас в свой маленький дом. Он шел впереди, покачивая бедрами и наклоняя вперед высокие плечи - этакий скелет ростом чуть более полутора метров. Поскольку он соблюдал мауну и не мог говорить, то делал знаки руками и наклоном головы. Общаясь, он издавал также довольно четкое мычание, стоны и вздохи.

Свами жестом пригласил нас сесть и принес свежеиспеченный хлеб из цельной пшеницы и чатни, приготовленные из дикого крыжовника джунглей. Со слегка раскрытым ртом он ждал нашей реакции на каждый кусочек еды. Он смеялся, как ребенок, радуясь получаемому нами удовольствию от этой простой пищи. После еды он пододвинулся к нам, взял ручку, бумагу и написал небольшую записку: "Идите к небольшому дому недалеко отсюда и отдыхайте. А в 5 часов мы будем пить чай". Он закончил писать, ритмично покачивая головой из стороны в сторону, с радостной улыбкой на лице.

Мы пробыли у Свами неделю. Он лечил нас приятной родниковой водой, свежим пшеничным хлебом, овощами, и конечно, светом своего присутствия.

Хотя Свами Нирмалананда жил в отдаленном районе Индии и много лет ни с кем не разговаривал, он был намного более информированным и современным, чем большинство людей. Забавно было заметить у него па стене рядом с фотографией святого Раманы Махарши плакат "Освободи свой ум -разбей телевизор".

Энергию, сохраненную благодаря молчанию, Свами с энтузиазмом ежедневно отдавал переписке. В тишине леса часто можно было слышать неустанный стук его старой пишущей машинки.

Ежедневно он писал письма главам государств с призывами к миру во всем мире. Также он поддерживал своих многочисленных последователей советами и духовными поучениями. Свами написал несколько замечательных книг и брошюр: "Гирлянда лесных цветов", "Цветы из леса", "Просветленный анархизм", "Дзэн -путь жизни" и "Музыка и поэзия в жизни".

Эту деятельность Свамиджи мы особенно оценили, потому что в Соединенных Штатах учителя и ученики йоги иногда ошибочно понимают провозглашенное Конституцией отделение церкви от государства, подразумевая, что человек, занимающийся духовной практикой, должен быть аполитичен. Он подтвердил наше крепнущее ощущение необходимости для каждого, занятого духовной практикой, быть политически активным.

Есть огромная разница между птицей, поющей на дереве, и птицей, чирикающей в клетке. Человек может быть свободен только тогда, когда свободен его ум, и никак иначе. Со свободным, спокойным умом мы можем жить в унисон со звучащей в сердце песней жизни, песней любви, песней радости! Но нашу свободу нельзя использовать, чтобы делать все, что взбредет в голову. Если у нас есть истинная свобода и счастье, нам нравится то, что мы делаем, но мы не всегда делаем то, что нам нравится.

- Свами Нирмалананда. "Гирлянда лесных цветов"

Свами Нирмалананда исключил из своего рациона все животные продукты, в том числе и молочные. Индийскому брахману почти невозможно воздерживаться от употребления молока, но Свами Нирмалананда был строгим вегетарианцем по нравственным причинам. Он понимал страдание всех существ, порабощенных и эксплуатируемых из-за их способности производить товар. Он понимал, что в современной Индии с коровами нередко обращаются жестоко. Он знал, что, вопреки утверждениям представителей молочной промышленности, а также индийских шастр и аюрведы, людям вовсе нет необходимости пить молоко. В наше время этот пищевой миф поддерживается ради извлечения прибыли.

Свамиджи жил, подобно святому Франциску Ассизскому, будучи примером добродетельного святого, придерживающегося ахимсы (отказа от насилия). Он обучилнас могущественной мантре:

Локах самаста сукхино бхаванту

Пусть повсюду все существа будут счастливы и свободны. И пусть мои мысли

и поступки способствуют всеобщему счастью и свободе.

Свамиджи жил этой мантрой. Она является основой и нашей духовной практики: мы повторяем ее каждый день. При этом мы ощущаем его присутствие, чувствуем, какой продолжает жить в нас, хотя и оставил тело в 1997 году.

Свамиджи достиг такого совершенства ахимсы, что в его присутствии все существа становились тихими и добрыми. Лесные животные были его преданными друзьями. Каждый день своей жизни он искренне радовался, давая корм огромному множеству диких птиц, которые регулярно посещали его ашрам.

Мы пришли в этот мир, чтобы нести мир всем существам. Чтобы достичь этой цеди, во всех наших делах нам нужно следовать по пути мира, непричинения вреда и невмешательства.

- Свами Нирмалананда. "Гирлянда лесных цветов"

Свами Нирмалананда жил в уединении, глубоко в лесу, ведя образ жизни одинокого отшельника. Его садхана состояла из приготовления вегетарианской пищи, политической активности, доброты ко всем существам, медитации, поклонения Божественному и в соблюдении обета молчания. Атмосфера в ашраме была очень спокойной и мирной. Если бы не пели птицы, там бы стояла полная тишина, и Свамиджи был частью этой

тишины.

За эти годы мы многократно посещали ашрам Свамиджи на вершине горы. Дэвид получил там посвящение в саннъясу (монашество), и Свамиджи дал ему имя Свами Бод-хананда. С 1997 года, после смерти Свамиджи, ашрам поддерживает его преданный ученик Свами Брахмадэв.

Второй гуру, которого мы встретили, в отличие от Свами Нирмалананды был женат и у него был громкий голос. Шри К. Паттабхи Джойс преподавал йогу более 60 лет, сперва пройдя обучение у своего гуру.

Гуру Паттабхи Джойса был Т. Криш-намачарья; гуру его гуру был Рамамохан Брахмачари. Все трое были мирянами и имели жен и детей. Паттабхи Джойс показал нам, что йог может ходить по городам и селам, общаться с людьми, иметь работу, семью и все же быть свободным от прибыли и убыли, взлетов и падений, от хорошего и плохого. Чтобы практиковать йогу, вам нет необходимости переезжать в Индию или становиться индусом. Вы не должны уезжать от семьи и бросать друзей. Где бы вы ни находились, йога -это свобода от болтовни, свобода от колебаний читты (ума).

Духовным учителем моего Гуру был Рамамохан Брахмачари. Семьдесят-восемьдесят петназад мой Гуру преподавал в школе в Бенаресе. В то время Гуру был большим специалистом вобласти философии, религии, аюрведы, санскрита и аштанга-йоги Патапджали. В поисках сведущих людей он посетил многие места, и кто-то посоветовал ему пойти на Север, вглубь джунглей, и найти йога, живущего там. Он пошел туда и нашел ашрам Рамамохана Брахмачари, у которого было восемь детей. К тому времени Рамамохан прожил на земле более 150 лет, но он был высоким и сильным.

- Шри К. Паттабхи Джойс

Паттабхи Джойс утверждает, что мы впервые приехали учиться в его дом в Майсуре (Индия) в 1989 году. С этим трудно спорить, потому что он (в отличие от нас) записывает все в бухгалтерской книге: дату рождения, возраст, имя матери и размер оплаты.

Мы сразу же полюбили его. Проводя нас через трудную первую серию асан аштанга-йоги, он был мягким, но требовательным. Иногда он смеялся над нашей неуклюжестью, а иногда, делая замечание, повышал голос. Прежде у нас никогда не было индийского учителя, который был бы не саниьясином, а семейным человеком. Он объяснил нам, что в нынешнее время отказ от мира - не лучшая основа для йогических достижений; современным людям больше подходит семейная жизнь. Он и его жена, которую мы звали Амма, были замечательной парой.

Метод [Рамамохана Брахмачари] включал в себя преподавание текстов (таких, как Бхагавад-гита) с параллельным обучением асанам йоги. Таков метод аштанги: йога, философия, грамматика, аюрведа, а затем и йога-терапия. И все эти предметы преподавал один гуру.

- Шри К. Паттабхи Джойс

Паттабхи Джойс обладает огромным обаянием, у него аура истинного сиддха - свои необычайные способности он приобрел благодаря практике йоги и тому, что обучал ей более шестидесяти лет. Болезни, которые не поддаются никакому лечению, после его прикосновения быстро исчезают.

После нашей первой встречи мы посещали Паттабхи Джойса в Индии ежегодно, а в 1993 году принимали его у себя в Нью-Йорке. Он продолжает путешествовать и знакомить с йогой людей, обучая их эффективной системе асан, известной в мире как аштан-га-йога.

Его супруга, Амма, уже оставила тело, но даже без нее Паттабхи Джойс остается семьянином. Его сын, дочь и внук помогают ему преподавать и сопровождают в поездках.

Паттабхи Джойс знает, где находятся все ваши потайные клавиши. Несколькими словами он может заставить ученика почувствовать себя магараджей или плохим ребенком. Если человек всецело отдает себя мастеру, осуществляется тонкая психологическая работа. Асаны становятся всего лишь фоном для настоящего дела - внутренней

трансформации.

Паттабхи Джойс передает свое знание доступно, в личном общении, и подкрепляет его священными санскритскими текстами. Он человек старой школы. И это нам особенно нравится. Он говорит и действует правдиво.

Дэвид Лайф: Гуруджи, вы входили в сама дхи ?

Паттабхи Джойс: Я просто обычный человек.

(Говорят, чтобы узнать просветленного, нужно самому быть просветленным.)

Зал для занятий пульсирует в предчувствии урока Паттабхи Джойса. Через несколько минут от напряженного выполнения сложных асан со всех учеников будет литься пот. Некоторые начинают потеть уже от самого ожидания учителя.

Дэвид: Что, если человек очень сильно

потеет?

Паттабхи Джойс: Потение - это хорошо. Пот нужно снова втирать в кожу. Потение придает легкость и удаляет токсины. Слишком обильное потоотделение может вызвать слабость, но со временем это обычно проходит.

Гуруджи передвигается по комнате, дает инструкции и делает замечания, которые помогают выполнять асану правильно и... вызывают смех. Этот человек внушает к себе уважение, которое и заставляет каждого из нас быть внимательным и реагировать быстро. А смеяться приходится над собой - вместе с ним.

Дэвид Лайф, Шри К. Паттабхи Джойс и Шэрон Гэннон

Паттабхи Джойс: Во время выполнения упражнения продолжительность дыхательного цикла не должна меняться.

Во время занятий Паттабхи Джойс ведет счет продолжительности каждого вдоха и выдоха. Он дразнит нас, не нарушая ритма своего дыхания, смеется с этим дыханием и делает замечания с той же длиной дыхания. Сила этого учителя еще и в том, что каждый из более чем сотни человек в зале чувствует, будто занимаются только с ним. Он действительно занимается с каждым, дает конкретные инструкции в соответствии с болезнями, индивидуальными трудностями, возрастом и характером. Глубина его обучения удивительно сочетается с внешней простотой. Кажется, что он заглядывает в душу каждого человека и учит его максимальному раскрытию внутренних возможностей.

Гуру требует от учеников полной самоотдачи. А у учеников есть огромная потребность в одобрении гуру. Это одна из тонких движущих сил их отношений.

Возможно, вы уже пятый раз делаете навасану (позу лодки) и буквально умираете. Раньше ваши ноги выпрямлялись, но теперь они не слушаются. ("Почему они не могут выпрямиться? Обычно они выпрямлялись. А если он увидит, что я жульничаю? Он будет кричать на меня, называя по имени? Нет, я все-таки должен попробовать. Я не могу выглядеть перед ним как дрожащее месиво. Надо сосредоточиться на дыхании".)

Паттабхи Джойс:Еще раз.

("Еще раз... конечно. Он всегда подгоняет нас на этом пути. Хорошо, попробую еще раз - для него".)

После каждого занятия выстраивается очередь за получением благословения. Вы кланяетесь Гуруджи, касаясь его стоп, и затем прикладываете руки к голове или к сердцу.

Один ученик сказал: "Я хочу подойти к Гуруджи, хотя раньше никогда никому не кланялся. Я не уверен, но кажется, меня тянет это сделать".

"Кланяйся не просто человеку, -ответили мы ему. - Поклонись своему высшему "Я", которое видишь в нем. Тогда поклон ему будет поклоном своему высшему потенциалу".

И тот ученик поклонился. После этого он выглядел освобожденным. Возможно, для многих людей этот жест - самая трудная часть программы. Гуру это умеют делать: они дают нам возможность избавиться от эгоизма и заменить его служением и преданностью.

- Каковы основные требования к учителю, что такое хороший учитель йоги?

Гуру может и не быть совершенным просветленным существом. Просветление ученика зависит не от достижений учителя, а от его искренней преданности Истине. Жил-был гуру с тремя учениками. Однажды гуру говорит первому ученику: "Ты не тело и не ум. Прыгни вон с той скалы. Ты не умрешь". И ученик прыгнул со скалы. Гуру говорит второму ученику: "Ты - бессмертное "Я". Ты можешь делать все что угодно. Иди и прыгни вон с той скалы". И ученик прыгнул со скалы. Гуру говорит третьему ученику: "Ты божественный и бессмертный Атман. Иди и прыгни вон с той скалы". Ученик прыгнул со скалы. Гуру осторожно подошел к краю пропасти, ожидая увидеть три мертвых тела. Он посмотрел вниз и увидел трех счастливых и улыбающихся учеников, подпрыгивающих и машущих ему руками. Гуру ужасно загордился. "0, - подумал он, - а ведь я лучше, чем мне казалось". С этими словами он прыгнул со скалы и разбился.

Паттабхи Джойс: У него должно быть видео... [смеется] Полное знание метода йоги и терпение по отношению к ученикам.

- Каковы основные требования к ученикам?

Паттабхи Джойс: Они должны немного знать санскрит и получать инструкции

по йоге у квалифицированного учителя.

Гуруджи очень критически настроен к употреблению мяса. Он полагает, что для занимающихся йогой просто нет другого выбора, кроме вегетарианской диеты.

- Некоторые учителя йоги говорят, что вегетарианская диета не является необходимой.

Паттабхи Джойс: [смеется] О... новый метод!

- Многие индийцы и западные люди едят мясо.

Паттабхи Джойс: Они не знанимаются йогой. Употребление мяса делает вас жесткими.

- Какой из аспектов йоги в наше время самый важный?

Паттабхи Джойс: Вегетарианская диета - это и есть самый важный аспект йоги.

Ом саха нававату

Саха над бхунакту

Саха вирьям карававахай

Тсджасви навадхитам ас ту

Ма видвиишвахай Ом шанти шанти шангпи

Прими нас обоих,

Защити нас обоих,

Да возрастают наши знание и сила,

Да не станем мы соперничать друг с другом.

ОМ, мир, мир, мир.

Таково традиционное песнопение ученика и учителя. Ученик и учитель -эчороли, которые могут со временем поменяться. Тем не менее они нужны. Чтобы шел ток, требуются положительный и отрицательный полюсы: тот, кто дает, и тот, кто получает.

По внешним особенностям и склонностям учителей можно классифицировать так же, как во второй главе мы определяли учеников, т. е. в соответствии с тремя Гунами: саттва (равновесие, свет), раджас (страсть, активность) и та-мас (инерция, тьма).

Саттвичных учителей интересует только достижение Истины и помощь ученикам в ее достижении. Эти учителя считают, что служить ученикам - значит служить Богу. Если и учитель, и ученик саттвичны, они оба учатся и развиваются, потому что оба заинтересованы только в атма-джня-не (познании "Я"). Саттвичные учителя относятся ко всем ученикам одинаково - согласно их потребностям и способностям.

Раджасичные учителя не хотят иметь учеников, которые могут сами упорядочивать свою жизнь; они хотят иметь последователей. Такие учителя материально, эмоционально и духовно зависят от своих учеников. Они очень беспокоятся о впечатлении, производимом на других, и могут расстроиться, если ученик их не любит. Их внутренняя связь с глубокими духовными истинами слаба, потому что им не хватает дисциплины. Вместо углубления своей садханы и развития смирения они развивают в себе гордость и стяжательство.

Если саттвичные учителя никогда не имеют любимчиков и преподают согласно потребностям учеников, то рад-жасичный учитель всегда держит фаворитов, которые ему льстят. Раджасичные учителя могут сплетничать о других учителях и нередко запрещают своим ученикам заниматься с другими учителями, причем делают это не из беспокойства о духовном развитии учеников, а вследствие неуверенности в себе. Раджасичные учителя чрезмерно озабочены оплатой за обучение, от которой зависит степень прилагаемых ими усилий, Раджасичные учителя очень зависят от похвалы и стараются получить в первую очередь одобрение учеников, а не Бога.

Вы не можете никому помочь - вы можете только служить.

- Свами Вивекананда

Тамасичные учителя воспитывают бездумных последователей, которые будут делать все что угодно, включая вещи безнравственные и неэтичные. Они могут зайти так далеко, что начнут поощрять наркоманию, убийство и самоубийство. Тамасичный учитель любит помыкать учениками, что-

бы увеличить свою власть. Тамасичные учителя готовы на все, лишь бы усилить свое эго. Свою харизму тамасичные учителя используют для манипуляции людьми.

Всегда стремитесь развивать саттвичные качества. Если вы преподаете, попытайтесь быть материально, эмоционально и духовно независимы от своих учеников. Старайтесь зависеть только от Бога. Если же вы ученик и ваши намерения чисты, то не так уж важно, какой у вас учитель. Вы будете продвигаться в любом случае. Взращивайте в себе саттву, и ошибки учителя вас не затронут. Ученик может достичь освобождения даже с тамасичным учителем.

Хороший учитель заинтересован только в вашем просветлении. Он хочет, чтобы вы зависели только от своего внутреннего естества. Задача гуру -убрать из вашего сознания ложные структуры, которые мешают вам чувствовать свою душу. Гуру напоминает вам, что вы есть божественное "Я".

Старая индийская пословица гласит, что задача ученика -найти гуру, любить гуру, и наконец покинуть гуру. Когда гуру покидает тело, для его приверженцев могут настать тяжелые времена. На сложные отношения учителя и ученика может пролить свет история жизни и смерти нашего третьего гуру - Шри Брахмананды Сарасвати.

Еще в 1979 году ясновидящая сказала Шэрон, что у нее есть духовный учитель - врач. Шэрон спросила, встретит ли она когда-нибудь этого человека, и ответ был: "Да, но в будущем. Он говорит, что нужно хранить терпение и продолжать работать. Ты на правильном пути".

В мае 1993 года мы ездили в район Поконских гор на конференцию "Единство в йоге", посвященную столетию йоги в Америке. В списке участников были Свами Сатчидананда, Йоги Бхаджан" Сайт Кешавадас, Амрита Дешай, Йоги Хари, Свами Даянанда и Шри Брахмананда Сарасвати. Рядом с этими удивител

Наши рекомендации