Шива в «Шива-гите» и йога-шастрах
«Шива-гита» – одно из авторитетных священных писаний йога-сампрадаи. В этой книге сам Шива предстает, раскрывая свой собственный характер своим преданным и посвящая их в процесс получения прямого духовного опыта подобного качества. Он провозглашает себя единым недвойственным Брахманом, который описывается в ведах как единственная окончательная Причина и Источник всего многообразия Вселенной. Его основное качество – это единое независимое сущее постоянство, неизменное неопределенное блаженное осознание вне времени и пространства, без начала и конца, превыше рождения, смерти и изменения, лишенное имени, формы и действия, находящееся за пределами воображения и рационального понимания ограниченного ума, насравнимое с любыми самыми прославленными божествами или силами в мироздании. Все это характеризует его как Пара-Самвит. [6]
Затем Шива милостиво нисходит в интеллектуальный план человеческого мышления и утверждает, что он есть всепроникающая Духовная Личность, присущая миру, вечное самовоплощение в мировом организме, безграничном в пространстве и времени, а также налаживает и гармонизирует все действия этого организма, как свое собственное Совершенство, тождественное Божественности. Он описывает себя как единую Космическую Личность с тремя глазами – Солнцем, Луной и Огнем. Не утрачивая своего единства и умиротворенности, он проявляется в бесчисленных формах живых существ и неживых предметов, отличающихся друг от друга всеми возможными способами и исполняющих соответствующие роли в его космическом теле. [7] Полностью проявляя себя во всех этих формах, создавая и разрушая их в своем теле снова и снова на всем протяжении пространства и времени, он остается вечно запредельным и сияет в своей трансцендентной славе. Его тело подвергается многим изменениям, переходя от самых тонких состояний, где все различия растворяются в полном единении, к самым грубым и разнообразным состояниям, а затем возвращается обратно. Эти процессы эволюции и инволюции происходят постоянно в течение его космического воплощения. Как Высший Дух, он пронизывает и поддерживает все процессы жизни, направляя и гармонизируя их, вечно превосходя их по сути.
Далее он спускается к еще более низкому плану опыта и дает преданным чувственное описание cвоей сверхчувственной природы. Он изображает себя как самосознание самостоятельно воплощенной личности с совершенно белым лицом, которое отражает его абсолютную чистоту и божественность, с тремя бессонными глазами, указывающими на его постоянную бдительность над действиями во всех мирах и спокойное сознание его трансцендентного характера, с сияющей улыбкой, выдающей его внутреннее блаженство, любовь и милосердие ко всем творениям. Его горло посинело от выпитого яда, неизменно напоминая преданным о том, что Маха Йогешвара, Маха Каруника и Маха Дева всегда готов выпить и переварить самую смертоносную отраву ужасных бедствий, вспахтанную дурными и злыми поступками его творений, подобных девам и асурам, навсегда и повсюду покоряя их милосердием, чтобы они могли наслаждаться сладким нектаром (амритой) своих божественных деяний. Это подразумевает, что он всегда милостив по отношению к своим творениям, будь они неизменно преданы ему или восстают против него, и всегда готов простить их грехи и ошибки, если они искренне и серьезно молят о прощении. Его лоб излучает безмятежное и ясное сияние молодой луны, которая всегда посылает благую весть надежды и радости людям, страдающим от беспокойств и тревог мира, и призывает их принять прибежище милосердного, всепрощающего, запредельного и вселюбящего Бога.
Белоснежное тело Шивы испачкано пеплом, оставшимся после сожжения огнем джняны и вайрагьи всех мирских различий и уничтожения всяческой суеты мирской жизни. Его почти полная обнаженность выражает идеал отречения и строгости. Его тело украшают ядовитые змеи, утратившие злобу и ставшие кроткими и послушными, безотчетно покорившись силе любви. Его окружают разные звери, которые кажутся устрашающими и свирепыми обычному человеку, они резвятся вокруг Маха-Йогешвары в благодатной атмосфере любви и счастья. Все виды созданий дышат любовью и радостью и равны в его присутствии. Иногда вместо одежды он облачен в звериные шкуры. Он принимает жизнь и смерть с одинаковой любовью, выступая прибежищем всех творений. Шива всех любит и никого не ненавидет, всех принимает и остается полностью незатронутым. Он пребывает над всеми созданиями и шутливо играет со всеми. Он поглощен самим собой, хотя двери его сердца открыты для всех.
Кроме того, Шива извечно олицетворяет джняну, вайрагью и самадхи, хотя обычно он представляется как обитатель шмашана (места кремации) – духовной области, где разнообразия растворяются в единстве. Он всегда предстает погруженным в глубокую медитацию внутри себя, крайне равнодушным ко всем действиям космического процесса, хотя он вечный Повелитель и Божественный Супруг Умы, или Кали – Маха-Шакти, или Космической Энергии, Динамического Источника вселенского разнообразия, Матери всего ограниченного и временного существования. Маха-Шакти, Парама-Пракрити, или Маха-Майя описывается как его вечная супруга, составляющая половину его тела, сущая в нем и для него. Она перенимает от него все качества, необходимые для творения, совершая космические деяния в абсолютной зависимости от него, проявляя его во всевозможных ограниченных и меняющихся формах в пространстве и времени, и представляет их как блаженствующие в нем объекты. Шива предстает как обладатель силы бытия, пребывающий в вечных объятиях с Пракрити, вдохновляя ее и наслаждаясь ее действиями, зарождением существования в ней и через нее, которое развивается во множестве ограниченных творений. В то же время он сам существует в безучастности и трансцендентности, вечно поглощенный собой, наслаждаясь неделимым постоянным трансцендентным состоянием. Шива со своей Пракрити, или Шакти, представляет собой Абсолютную Реальность. Эта великолепная концепция Шивы принята йога-сампрадаей.
Шива в ведах и упанишадах
Подобные описания трансцендентной и феноменальной природы Шивы обнаруживаются в некоторых упанишадах. Почти в тех же самых терминах, что и в «Шива-гите», он описывается в «Кайвалья упанишаде». В данном тектсе уточняется, что Шива – истинная Самость всех и каждого, рожденная посредством своей собственной единой и необъяснимой силы – Майи, своей Вечной Супруги в форме множества ограниченных джив, и проходит через череду феноменальных событий земного существования. Именно он сам снова, с течением времени, поднимается из рабского положения к освобождению, из очевидного мирского состояния ограниченности, изменчивости, смертности и несчастья – к реальному сверхмирскому состоянию бесконечности, постоянства, бессмертия и трансцендентного блаженства, используя для этой цели систематическую самодисциплину на пути йоги, вайрагьи и таттва-джняны. Далее провозглашается, что именно Шива представлен разными школами мыслителей, преданных и верующих в разнообразных именах и формах. Его называют Брахмой (творец разнообразия), Вишну (хранитель и вершитель сущего разнообразия), Рудрой (единый разрушитель разнообразия), Праной (жизненная сила Вселенной), Калой (принцип изменения), Агни (принцип силы), Чандрамой (принцип радости) и др. Это показывает ищущим, что после исчезновения всего раздельного, ограниченного и относительного существования Шива один сияет в себе как единое, недвойственное, недифференцированное, неизменное, блаженное Трансцендентное Сознание. Все священные писания шайвов воспроизводят данную концепцию Шивы.
В «Шветашватара упанишаде» объясняется в доступной форме, что, когда человеческое сознание поднимается к плану опыта, где присутствует совершенная отрешенность, вернее, полное объединение всего разрозненного существования, и нет никакого различия света и темноты, дня и ночи, добра и зла, бытия и небытия, времени и пространства, соединения и разделения, Шива один пребывает как сущий в себе и благодаря себе. Индивидуальное сознание отождествляется с Шивой, и в этом трансцендентном опыте нет никакого субъект-объектного отношения. Динамический Источник всех существ остается единым в своем самосияющем блаженном сознании существования.
Для того чтобы получить самое возвышенное и прекрасное представление о высшем характере Шивы и его Шакти, обратимся к «Насадия-шукте» из «Риг-веды», где его называют Одним, не имеющим имени или формы. Когда нет ни бытия, ни небытия, ни земли, ни небес, ни какой-либо сферы посредине, выше или ниже их, когда нет ни жизни, ни смерти, ни дня, ни ночи, ни каких-либо явных или скрытых проявлений, ни воспринимающего субъекта, ни воспринимаемого объекта, тогда Единый пребывает наедине со своей уникальной Силой, совершенно неподвижной и неотличной от его трансцендентной природы (аниидавахам свадхьяя тадекам). Ничто, кроме него самого, не существует ни внутри, ни снаружи. В этом состоянии бытия полная темнота покрыта полной темнотой (тамасиит еамаса гудхамагре). Это состояние предшествует творению в качестве абсолютного растворения (маха-пралая), или абсолютного маха-самадхи, наивысшей исключительности Высшего Духа. Но даже в таком состоянии он сохраняет жизнь, полон сознания и силы, хотя они остаются без какого-либо эмпирического проявления, внутреннего познавательного или чувственного процесса и любого иного внешнего самовыражения. Таково состояние трансцендентного тапаса (подвижничества). В действительности, это состояние совершенной полноты существования, жизни, сознания и счастья. В силу уникального и великолепного тапаса Единый порождает проявленное бытие, нисходя из бесконечного, вневременного, непроявленного, трансцендентного состояния, проявляясь среди ограничений пространства, времени и меняющегося разнообразия (тапастанмахимна джаяте кам).
В трансцендентном сознании Единого, таинственным образом, так или иначе проявляется Желание (Кама) как стремление к созданию или самоприумножению (Каматадагре самавартатадхи манасоратах пратхамах ядасиит). Желание – первое самовыражение Динамической Силы, врожденной трансцендентной природы Самосущего, семя всех возможных разнообразий и несовершенств. Проявление Желания, или Творческой Воли, в блаженном трансцендентном сознании Единого показывает, что по сути Единый наделен природой бесконечного вечного абсолютного Духа и воистину выступает Высшей Духовной Личностью, Шивой, хотя до появления Желания он никак не проявляет свой личностный характер. Именно от всемогущего непостижимого Желания происходит развитие бесчисленных ограниченных душ и множества феноменальных относительных реальностей, составляющих этот мир.
Необходимо отметить, что в ведах использовались категории времени и пространства просто в силу лингвистической и концептуальной необходимости, вот почему безвременный и бесконечный трансцендентный характер Абсолютного Духа описан как Бытие, предшествующее творению, а впоследствии преобразованное в космос. На самом деле, здесь нет двух состояний, следующих одно за другим. Никакое преобразование неизменного во временное невозможно. Они суть лишь два аспекта Реальности, и оба они вечны.
Проявление Желания, или Творческой Воли, становится началом отделения его Силы от него самого, Активной Энергии – от Постоянного Сознания, динамического аспекта духовной природы – от ее трансцендентного аспекта, принципа множественности – от принципа единства, которые вечно едины. По преимуществу, Единый характеризуется трансцендентностью и динамичностью, бесконечностью и временностью, самосиянием и саморазнообразием. Два аспекта совершенно неотличимы, и именно эта неразличенность называется в ведах тaмасом – состоянием, предшествующим творению и наступающим после растворения. [8] Йог переживает полную тождественность обоих аспектов на самой глубокой стадии медитации (нирвикальпа-самадхи), когда индивидуальное сознание становится совершенно чистым, спокойным, сосредоточенным и единым, и достигает постоянного сияющего состояния недвойственности, запредельного субъект-объектным отношениям. Просветленный йог постигает трансцендентный (нирвикальпа) и феноменальный (савикальпа) аспекты Единого в соответствующих состояниях своего собственного сознания.
Единый в «Риг-веде» – это Шива в «Шветашватара-упанишаде», «Кайвалья-упанишаде», «Шива-гите», «Шива-веданте» и всех священных писаний, где упаминаются Шива и йога-сампрадая. По сути, это тот же самый Высший Дух, который обозначается такими божественными именами как Вишну, Нараяна, Бхагаван, Брахма, Параматма, Рама или Кришна в священных писаниях других сампрадай. Имена отличны, а Дух тот же; вачакас множество, в то время как вачья один единственный. Фундаментальные концепции Единого в авторитетных священных писаниях различных традиций индуизма фактически идентичны. Только религиозные фанатики, не готовые проникнуться духом священных писаний, спорят о различии имен, форм и концепций, поэтому они не способны подняться к высшим планам духовности и осуществить Высшую Истину в своей жизни.