Йогический орден Горакхнатха
Йоги-Гуру Горакхнатх (точнее, Горакша-Натха) – основатель хорошо организованной религиозной традиции, применяющей принципы йоги. Он известен как ученик Матсьендранатха, который, в свою очередь, был учеником Адинатха. Время и место рождения прославленного святого и учителя пока еще точно не определены современными исследователями. В основанной им Сампрадае [1] Адинатх есть не кто иной, как сам Шива, равно как и Горакшанатха принято рассматривать и почитать как нечто большее, нежели просветленного человека и учителя. Его считают равным самому Шиве, Властелину Вселенной, превосходящему привычные законы рождения и смерти, появляющемуся на земле в человеческих формах в различные периоды по своему собственному выбору из сострадания к существам, пребывающим в невежестве, неволе, слабости и страдании.
По всей Индии и даже за ее пределами бытуют бесчисленные предания о его рождении, подвижничестве, религиозных познаниях, милосердных поступках и мистическом могуществе. Бенгалия, Уттар Прадеш (особенно Горакхпур), Пенджаб, Махараштра, пограничные районы на северо-западе, Катхиавар – каждая из названных областей на основании древних местных традиций претендует на то, чтобы быть местом его рождения или свершенных им сверхчеловеческих деяний. Древняя местная литература каждой из областей полна сведений о Горакхнатхе, его учениках и последователях. Историки не способны были вынести однозначное решение в пользу какой-то одной местности или даже какого-то определенного столетия, наиболее вероятных для его жизни. Они не в состоянии дать какое-либо положительное подтверждение для опровержения веры последователей Горакхнатха, что бессмертный маха-йоги, благодаря своей сверхъестественной йогической силе, свободно появлялся и исчезал в разных местах и в разное время, чтобы пролить на людей свою милость.
Проф. Бриггс в научном трактате «Горакшанатх и Канпхата Йогины» (1938) отмечает: «Cо времен средневековья Горакшанатх хорошо известен в Северной и Западной Индии как чудотворец и мастер йоги. И он сам, и члены его ордена прославляются в легендах и песнях многочисленных деревень от Непала до Раджпутана, от Пенджаба до Бенгалии, от Синдха до Деккана. Предания и сказания полны ссылок на Горакхнатха и повествуют о совершенных им чудесах. Он известный святой, обладающий сверхъестественными силами, основатель и выдающийся учитель шайвитского ордена аскетов, практиков хатха-йоги, которых в народе называют канпхатами, великий учитель шайвитской веры, брахманский оппонент вайшнавским реформаторам Северной Индии и школе Рамананды, святой-покровитель и хранитель штата Горакша, королевский дом которого ныне правит в Непале, а также противник и, в конечном счете, победитель Матсьендранатха, древнего буддистского покровителя Непала... В некоторых фрагментах встречается странное заявление, что он был приемным отцом и учителем Мухаммеда, а в других фрагментах утверждается, что он обучал Гуге, мусульманской вере… Горакхнатха обожествляют на протяжении долгого времени, а в народных верованиях его считают представителем и даже воплощением Шивы. Его имя также приписывается Шиве. Он и есть Творец».
Исследовав огромное количество свидетельств, как литературных, так и легендарных, которые он обнаружил в процессе старательных исследований, проф. Бриггс признал свою неспособность определить время и место рождения Горакхнатха. Однако, он осмелился предположить, что «пока не обнаружены дополнительные данные, приходится считать, что Горакхнатх жил не позже 1200 г., вероятно в начале XI столетия, и что он происходил из Восточной Бенгалии». Данное утверждение – простая гипотеза. Доктор Мохан Сингх, другой известный ученый, в своей книге «Горакшанатх и средневековый индуистский мистицизм» предположил, что Горакшанатх вероятно жил в IX столетии в Пенджабе. Доказательства, полученные из политической и религиозной истории Непала, развития шиваизма и культа натха-йоги, а также исследования традиций различных местностей, привели многих ученых (Сильвана Леви, д-ра Шахидуллаха и др.) к заключению о том, что знаменитый основатель традиции натха-йоги должен был жить в VII столетии, если не раньше. Некоторые ученые располагают данными, приводящими к заключению, что он принадлежал к V или VI столетию. Существует также предание о том, что Иисус Христос обучался у некоего натха-йога в Гималаях.