Все виды заработка дозволено, кроме тех на которые пришел запрет в Шариате Аллаха. И когда можно пользоваться харам имуществом?

Говорит имам Аль Барбахари: «И знай что все виды заработка являются разрешенными, из тех которые ты считаешь действительными, все это разрешено, кроме того что является недействительным (на основе доводов из Корана и Сунны). И если у тебя есть, какое-то запретное имущество, то ты можешь взять из него, то, что сдержит твою жизнь».

Например тебе твои родители оставляют наследство, они мусульмане и ты мусульманин, имеешь ли ты право на это имущество, да, но ты знаешь что это наследство заработано харамом, например твой отец всю жизнь работал в банке и все его имущество харам, знай брат это наследство для тебя запрещено, но имам аль Барбахари говорит если ты нуждаешься в этом настолько что ты погибнешь от голода например если ты не возьмешь часть из этого имущества, то говорит возьми из него такую часть, которая для тебя будет достаточна чтоб поддержать твою жизнь, понятно или нет, а что касается больше этого, то это не разрешено.

[Примечание от редактора стенограммы]:

О запрещенности в поклонении (хазр) и дозволенности в быту (ибаха)

Cказал шейх АбдуРрахман Насыр ас Саади:

«Основой в обрядах поклонения является запрещенность (хазр), поэтому ничто не может быть узаконено как обряд поклонения, кроме того, что было узаконено Аллахом и Его посланником.

Основой же в бытовых вопросах является дозволенность (ибаха), поэтому ничто из этого не может считаться запрещенным, кроме того, что запретил Аллах и Его посланник.

Это правило содержит в себе две великие основы, на которые не единожды указывают Кур’ан и Сунна!

Относительно первой основы в пример можно привести следующие слова Всевышнего: «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» («аш-Шура», 21), а также неоднократное повеление поклоняться только Ему, не придавая Ему в сотоварищи никого.

Все ученые единодушны в том, что поклонение заключается в повелениях, как обязательного (уаджиб), так и желательного (мустахабб) характера.

Относительно же второй основы в пример можно привести следующий аят: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле». («аль-Бакара», 29). То есть, чтобы мы использовали все вещи, которые заключают в себе хоть какую-то пользу, кроме тех, относительно которых существует текст шариата запрещающий их.

А также слова Аллаха: «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и благой удел?» («аль-Аъраф», 32).

Таким образом мы видим, что Всевышний порицает тех, кто запрещает то, что Он создал для Своих рабов, подобно запрету чего-либо из пищи, напитков, одежды и прочих вещей.

Итак, любое обязательное или желательное деяние, которые вменили Аллах и Его посланник (салла Ллаху `алейхи уа салам) являются поклонением посредством которого надлежит поклоняться Единому Аллаху! Поэтому тот, кто объявляет нечто обязательным или желательным, относительно чего нет указаний ни в Кур’ане ни в Сунне, вводит нововведение (бидъа) в религию, которое не дозволил Аллах, и подобное деяние не принимается от совершившего его, как об этом сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто совершил нечто, на что не было нашего повеления, это является отвергнутым». Хадис согласован.

Прежде мы уже говорили о том, что условием любого поклонения, является искреннее посвящение его Аллаху, и следование в нем примеру посланника Аллаха.

Знайте же, что нововведения (бидъа) в обрядах поклонения бывают двух видов:

Либо это привнесение нового, в основе своей, вида поклонения, не узаконенного ни Аллахом, ни Его посланником (салла Ллаху `алейхи уа салам). Либо выполнение существующего обряда поклонения в новом виде, не в том, который был установлен для него Аллахом и Его посланником.

Что же касается всех бытовых вопросов, как пищи, напитков, одежды, повседневных деяний, взаимоотношений между людьми, профессий и ремесел, то в их основу положена абсолютная допустимость.

Поэтому тот, кто запретит что-либо из этого, относительно чего нет запрета ни в Кур’ане ни в Сунне, тот является приверженцем нововведений (мубтадиъ), подобно многобожникам, запретившим себе некоторые виды скота, которые дозволили Аллах и Его посланник (салла Ллаху `алейхи уа салам). Или же подобно тому, кто по своему невежеству желает запретить некоторые виды одежд, профессий, современных изобретений, не имея для этого никакого шариатского довода.

Однако следует отметить, что вредные и скверные вещи и поступки, относящиеся к категории бытовых, являются запретными, что подробно разъяснено в Кур’ане и Сунне. И тот, кто внимательно исследует сущность подобных вещей, найдет, что они содержат в себе различные виды вреда и пагубных последствий.

Польза, извлекаемая из этих основ – велика! Ибо посредством них мы выявляем нововведения, как в обрядах поклонения, так и в бытовых вопросах. И тот, кто строго будет держаться этих двух основ, тот будет стоек на прямом пути. Тот же, кто не согласен с какой-либо из них - обязан привести довод!».

Источник: "аль-Кауаъид уаль-Усуль аль-Джамиъа, уаль-фурук уа ат-такасим аль-бадиъа ан-нафиъа"/31-33.

Шейх уль-Ислам ибн Теймия был спрошен о человеке, который совершал риба (ростовщичество), и который оставил после себя имущество и сын знал о состоянии отца – является ли дозволенным сыну наследовать это имущество?

Он ответил: «В отношении суммы, которая известна сыну как сумма полученная от ростовщичества, то ему следует избавиться от нее, или вернув владельцу, если возможно или раздав в качестве милостыни. Оставшаяся сумма не является запрещенной для него.

Сумма в отношении которой он сомневается - мустахабом является не брать ее, кроме случаев когда необходимо оплатить долг или потратить на находящихся на иждивении. Если отец умер, участвуя в таких ростовщических операциях, которые разрешены некоторыми факихами, то можно использовать эти деньги. Если халал и харам смешаны до такой степени, что трудно определить долю, то следует разделить на две половины».

Источник: Маджму аль-Фатава, 29/307.

[Конец примечания].

Наши рекомендации