Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?
а) обоснованность
б) доказательность
в) неопровержимость
г) системность
03. По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на:
а) фундаментальные и прикладные
б) точные и приближенные
в) достоверные и вероятностные
г) естественнонаучные и технические
04. Один из основоположников философии техники:
а) Э. Фромм
б) К. Циолковский
в) П. Энгельмейер
г) М. Фарадей
05. Греческое слово «технэ» первоначально имело значение:
а) знание, наука
б) искусство, мастерство
в) метод, язык, речь
г) машина, устройство
06. Чувственное познание отличается от рационального тем, что:
а) первое оперирует фактами, второе – рациональными аргументами
б) первое эмоционально, второе – нейтрально
в) первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума
г) первое более адекватно, чем второе
07. Исходная, простейшая форма чувственного познания:
а) восприятие
б) измерение
в) ощущение
г) представление
08. Форма рационального познания:
а) ощущение
б) представление
в) понятие
г) восприятие
09. Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства:
а) умозаключение
б) суждение
в) понятие
г) силлогизм
10. Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается:
а) умозаключение
б) суждение
в) понятие
г) опровержение
11. Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета:
а) суждение
б) понятие
в) восприятие
г) ощущение
12 .Форма эмпирического познания:
а) суждение
б) гипотеза
в) факт
г) проблема
13. Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов:
а) гипотетический мультиплет
б) теоретический закон
в) эмпирическое обобщение
г) рациональный синтез
14. Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании:
а) умозаключение
б) гипотеза
в) верификация
г) интерпретация
15. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности:
а) апория
б) эмпирический базис
в) парадигма
г) теория
16. К важнейшим функциям научной теории можно отнести:
а) коммуникативную
б) эмоциональную
в) побудительную
г) систематизирующую
17. Научная гипотеза относится к:
а) концептуальным средствам познания
б) техническим средствам познания
в) трансцендентным средствам познания
г) физиологическим средствам познания
18.Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях» относится к:
а) наблюдению
б) измерению
в) эксперименту
г) идеализации
19. Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения:
а) ощущение
б) моделирование
в) эксперимент
г) наблюдение
20. Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях:
а) наблюдение
б) измерение
в) эксперимент
г) идеализация
21. Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок:
а) индукция
б) синтез
в) абстрагирование
г) дедукция
22. Логический вывод частных следствий из общего положения:
а) индукция
б) дедукция
в) формализация
г) анализ
23. Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях:
а) дедукция
б) индукция
в) синтез
г) абстрагирование
24. Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы:
а) анализ
б) абстрагирование
в) синтез
г) индукция
25. Процедура мысленного расчленения целого на части:
а) дедукция
б) индукция
в) анализ
г) синтез
26. Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое:
а) синтез
б) абстрагирование
в) аналогия
г) индукция
27. Метод, не применяющийся в научно-техническом познании:
а) комбинационно-синтезирующий
б) герменевтический
в) эксперимент
г) анализ
28. Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в:
а) гуманитарных науках
б) естественных науках
в) технических науках
г) математических науках
29. Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон характерно для:
а) понимания
б) объяснения
в) верификации
г) описания
30. Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»:
а) исследовательская программа
б) научная революция
в) теория
г) парадигма
- ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
01. Автор произведений: «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Искусство любить», «Бегство от свободы»:
а) Ж.-П. Сартр
б) Э. Фромм
в) К. Ясперс
г) К.-Г. Юнг
02. Впервые определил человека как «общественное животное» (zoonpolitikon):
а) Декарт
б) Аристотель
в) Августин
г) Сенека
03. Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит:
а) Протагору
б) Ф. Ницше
в) Спинозе
г) Эпикуру
04. «Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»:
а) индивид
б) самость
в) индивидуальность
г) личность
05. Личность – это:
а) личность – врождённое качество каждого индивида
б) личностью является не каждый человек, а только выдающийся
в) поскольку понятие «личность» неотделимо от понятия «общество» - каждый человек потенциальная личность
г) личность есть стабильное, неизменное свойство каждого индивида
06. Личность – это:
а) личностью не рождаются, личностью становятся
б) личностью является не каждый человек, а только выдающийся
в) поскольку понятие «личность» неотделимо от понятия «общество» - каждый человек потенциальная личность
г) личность есть стабильное, неизменное свойство каждого индивида
07. Личность – это:
а) индивид как представитель человеческого рода
б) человек, оказывающий активное воздействие на исторические общественные отношения в соответствии со своими способностями и наклонностями
в) продукт общественных отношений
г) совокупность свойств характера, темперамента и волевых установок
08. Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других:
а) индивидуальность
б) персона
в) человек
г) личность
09. Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка:
а) совесть
б) сознание
в) чувства
г) разум
10. Индивидуальное сознание – это:
а) выражение повседневных нужд и потребностей людей
б) отражение индивидуального бытия конкретной личности
в) система знания, присущая выдающейся личности
г) психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека
11. Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает:
а) индивидуализм
б) коллективизм
в) субъективизм
г) агностицизм
12. Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для:
а) коллективизма
б) анархизма
в) индивидуализма
г) либерализма
13.Сущность проблемы биологического и социального в человеке состоит в вопросе:
а) о приоритете материальных, либо духовных потребностей
б) о взаимодействии и соотношении генов и воспитания
в) о формах борьбы за существование в человеческом обществе
г) о соотношении сознательных и бессознательных факторов в детерминации человеческих поступков
14. Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий характерно для:
а) марксизма
б) позитивизма
в) буддизма
г) конфуцианства
15. Для кого из нижеперечисленных мыслителей проблема смысла жизни не была центральной?:
а) Л.Н Толстого
б) В. Франкла
в) С.Л. Франка
г) И. Лакатоса
16.Проблема смысла жизни была центральной для философии:
а) О. Конта
б) В. Франкла
в) Т. Куна
г) И. Лакатоса
Кому принадлежат следующие высказывания: «Смысл есть для каждого и для каждого существует свой особый смысл», «Смысл не может быть создан искусственно, он может быть только найден», «В поисках смысла нас направляет наша совесть»?
а) З. Фрейду
б) К.Роджерсу
в) В. Франклу
г) Э. Фромму
18. Как Вы полагаете, кому могут принадлежать следующие строки: «Любая попытка вновь поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто уже не мог больше верить в будущее, в своё будущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно… Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всей психотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова Ницше: « У кого есть зачем жить, может вынести почти любое Как»?
а) В. Франклу
б) Ж.-П. Сартру
в) А. Камю
г) К. Льюису