Понимание «духа» в Святоотеческом Предании и Священном Писании
Что такое дух в человеческой тримерии и тождественен ли он Духу Божественному?
В Ветхом Завете «дух» понимается как:
— жизненная сила, действующая внутри человека и задающая направление;
— божественное дуновение, которое остается в человеке и принадлежит ему;
— существо, сознание человека;
— переживания, чувства человека, которые выражаются в его дыхании;
— как посторонняя злотворная сила [164, 217]. В Новом Завете:
— дар Духа Святого в человеке, который вдохновляет его поведение, обновляет человека;
— Святой Дух присоединяется к нашему духу — это значитовладеть своей личностью, преобразовать ее;
— как флюид Божественной благодати;
— сверхчувственное, сверхреальное начало;
— основа природы, одухотворяющаяся в трансценденции в сверхреальность [164, 217].
Св. Гр. Палама обобщал Святоотеческое учение о человеке:
«отцы говорят, что есть некая общая для тела и души энергия, поистине добрый и святой Божий дар, который доставляет душе божественное просвещение, избавляет ее от злых страстей и приводит на их место весь ряд добродетелей» [133, с. 177].
Разделяя Божественную Сущность и Божественные Энергии — Славу Его природы, св. Гр. Палама учил, что «человеческой природе Он тоже дал славу божественности». Эта Слава, Божественная Энергия, сила, дарованная Господом ученикам, есть то, благодаря чему мы приобретаем в самих себе Бога [133].
Духовный человек, по мнению св. Гр. Паламы, состоит, по ипостаси, из трех частей: благодати небесного духа, разумной души и земного тела [133].
О духе как «силе» говорят и другие святые отцы.
Св. Исаак Сирин говорит о«принятии силы, аналогичной той силе, которуюприняли апостолы в «виде огненном» [160, с. 238], о нисхождении силы Духа Святого на духовную силу человека особенно во время ночного бдения: «Ум одним бдением может привести в благородство душу и дать уразумение сердцу к дознаниюдуховной силы... Приближается благодать и приходитиная сила, в которой сокрывается всякое благо и все роды помощи» [160, с. 354].
«Тогдавселится в тебя оная неведомая сила,и ощутительно почувствуешь, что с тобоюнесомненно сила, — та сила, которую ощутив в себе многие идут в огонь, и не боятся, и ходят по водам». Сила есть атрибут духа — обобщает мнения многих святых отцов А. Позов [141].
Реактивный аспект силы — исхис — чувство.
Подлинная духовность и назначение духа — в одухотворении души и тела.
В Триединстве ума, воли и силы — чувства — сила Духа.
В.Зеньковский писал, что «начало духовности в человеке не есть отдельная сфера, не есть некая обособленная жизнь, а есть творческая сила, энтелехийно пронизывающая собой всю жизнь человека (и души и тела) и определяющая новое «качество» жизни. Это — основная жизнь в человеке, проводниками которой во вне и является психическая и физическая сфера [71, с. 70].
Эта духовность не «самосущая», она загадочно сочетается с его тварностью, но все же она есть средоточие, живая сердцевина человека, истинный центр («реальное я»), основа индивидуальности человека, метафизическое его ядро.
Арх. Киприан Керн в своей обобщающей работе говорит о двух условиях обожения: кроме личных усилий человека, в нем заложена в самой природе онтологическая основа — вдунуто Божественное дыхание. Человеку дано от Духа Божьего его вечное начало, поэтому св. Гр. Богослов называл человека «частицею Божества», «струею Божества».
Преп. Симеон Новый Богослов высказывал такую же мысль: внутри тварей «остался тот невещественный свет, непричастный ничему из этого мира» [157, с. 206]. Поэтому тварь и может одухотворяться.
Св. Кирилл Александрийский говорил; что Бог прирожда-ет человеку корень разума, являя его причастным Своей собственной природе и посылая в его ум как бы некие световид-ные пары неизреченного Своего блеска, тем самым делая человека богоподобным [цитируется по Керну].
Феоф. Авсенев приводит доказательства, умственные и опытные этому положению [2]. Человек имеет: 1) стремление к Бесконечному и 2) способность к восприятию Бесконечного. Умственное доказательство стремления к Бесконечному:
все конечные существа существуют только для проявления Божественного совершенства сообразно природе каждого из них, и только все вместе, в возможной полноте они могут отразить весь образ Божий.
Опытно мы познаем неудовлетворенность своих желаний конечными предметами. '
Способность к восприятию Бесконечного доказывается Ф.Авсеневым таким образом: человек не только стремится к Богу, но имеет некоторую уверенность, что искомое действительно существует, а также неясные представления о Его свойствах — Бог, заложив потребность в нас, даровал и способность ее удовлетворить.
Доказательство существования Бога мы слышим от внутреннего голоса [2].
С. Франк: «Мистический опыт и связанное с ним усмотрение глубинного, богосродного и богослитного слоя человеческой души означает прорыв сквозь чистую тварность, и в этом смысле признание нетварного, сверхтварного начала человеческой души» [189, с. 275].
В догматическом богословии постулированы такие свойства духовного бытия, как сознание, разум, свобода. Бог как Дух, имеющий нечто сходное с духом человеческим, обладает такими же духовными свойствами, только сообразными с его бесконечной природой. Так как Бог по Своей природе — Дух, то и сущность человека, созданного Творцом по Своему Образу и Подобию — духовная. Образ Божий — это те свойства, которые составляют сущность духовной природы человека, приближают его к Богу. Образ Божий дан человеку как нечто прирожденное, а Подобие — только в возможности [90].
Отец В. Зеньковский писал, что Святоотеческое учение об Образе Божием очень разноречиво и по этому вопросу в цер-
ковном сознании не достигнуто единомыслие. Отсутствие системы антропологии способствовало тому, что из богатого содержания библейского учения об Образе Божием было извлечено прежде всего то, что необходимо было для учения о спасении и обоснования возможности для человека общения с Богом [67].
Чаще всего святые отцы видят Образ Божий в разуме, свободной воле, даре слова, бессмертии. Святые отцы раскрывают Образ Божий, писал В. Зеньковский, либо разыскивая в душе человека отсвет начала троичности, либо выделяя те свойства, которые возвышают человека над природой — «богоподобные» [67].
Что в человеке Образ Божий? В чем он заключается? Об этих вопросах рассуждает и старец Силуан. В теле, психофизическом строении, в тройственности его душевных сил или проявлений. Ответ на этот вопрос чрезвычайно сложен. Какие-то преломления и отблески Образа Божия не исключены во всем перечисленном, но самым существенным является ОБРАЗ БЫТИЯ.
Св. Ефрем Сирии сравнивает тело; душу и дух человека с тремя Лицами Божественной Троицы.
Душа — это низшая духовная сущность, в которой сосредоточено начало чувственных восприятий, влечений, рассудка. Тело — жилище души и до некоторой степени ее внешнее оформление [90]. Таким образом, все компоненты человеческой тримерии слиты нераздельно и неслиянно. Как в человеке есть ум, слово и дух, и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге, и сами по себе. Так же, как неслиянность и нераздельность в Троице Отца (Ума), Сына (Слова) и Святого Духа (Духа) [90].
Догматическое богословие раскрывает понимание духа человеческого как «Богосознающую, Богоищущую и Богом живущую силу», существенными чертами которой являются сознание и свобода [90]. Проявление жизни духа человеческого — страх Божий, действие совести, жажда Богообщения, выражающаяся недовольством ничем-тварным. Это и есть то дыхание жизни Богоподобной, по словам преосвященного Феофана, которое вдохнул Бог человеку при его творении. Духовен каждый человек.
По мнению о. В. Зеньковского, Образ Божий в человеке — это динамическое начало — поиск Бога, вечной жизни, творче-
ства. Духовная жизнь в человеке выражается в неустанной подвижности разума в поисках надопытного [67]. «Направленность на Бога — это дар Божий — никакая эволюция Твари не могла бы родить томление о Бесконечном, если бы это томление не было порождено в нас самим этим Бесконечным», — пишет он [67]. Образ Божий не сила, а возможность силы, путь к ней. Сила — в единении с Богом — таковы мысли О.Василия об Образе Божием в человеке.
На символическом языке Святоотеческого Предания дух — вершина человека, алтарь, на котором почивает Дух Божий, символическое отражение Духа Божьего. Дух — орган Богообщения, Богом живущая сила. Духовное существо, делающее человека Образом Божиим, распространяется от Адама в души всех людей как непосредственное действие Божьей силы.
Как возможно приобщение тварного нетварному? Это также необъяснимо и непостижимо, как и тайна творения мира «из ничего». Но человек может стать богом по благодати.
Святой Дух присоединяется к человеческому духу, обитает в духе человека.
Человек как тварное существо каким же образом соприкасается с нетварной энергией? С.С.Хоружий высказывает такие гипотезы:
— либо это «энергийное» соединение, связь двух горизонтов бытия — их актуальное соприкосновение и сохранение их различий, их взаимного отстояния, не слияние, не переход;
— либо экстатическое соединение — «тварный горизонт» стремится к нетварному, достигает его, но в то же время не перестает быть собой («касание») [200, с. 73].
Синергию С.С. Хоружий вослед за святыми отцами рассматривает как настраивание всех энергий в стремлении к обожению, как «соработничество Божественной и человеческой энергии» [202]