Раздражительное, чувственное начало души
Посредством чувств душа соединяется с естеством вещества. Органы чувств составляют сенситивный элемент души. Внешние чувства есть внешний ум души — дискурсивный ум.
Ум и чувство взаимосвязаны; «Ни ум без чувства не проявляет своей деятельности, ни чувство без ума» [157].
Единое внутреннее чувство души — тимос — является основой чувствительности и реактивности, это энергетический аспект — сила, энергия души.
«Тимос» — значит горю, страстно стремлюсь, пламенею. Тимос — напряженность душевной энергии [141]. Сила души, по св. Исааку Сирину, проявляется в природной ревности и усердии. Главные проявления противоестества тимоса и эпи-тимии — гнев и похоть.
Эмоции, чувства — это незаменимый «помощник», «союзник» разума в деле осуществления человеком его богоподобного предназначения. Они сообщают душе ту напряженность энергии, тот неослабный подъем духовной силы, которые обеспечивают ей непрерывность возрастания в добродетели, стойкость в борьбе со злом.
С.М. Зарин пишет, что в таком подходе к эмоциям святоо-теческая психология примыкает к платоновской. По учению Платона, «желательная» сторона души по природе подчинена разумной, но также ей и противоположна. Вследствие этого, господство разумной способности над желательной возможно только при посредстве силы ти|АО<; (сердечный жар, пламя, горение), которая служит посредницей между ними, по натуре Своей стоя на стороне разума. Разум только благодаря ей утверждает свое господство над чувственностью [65, с. 279]. Таким образом, разум, чувство, соединяемые с волей, желанием, действительно представляют собой целостный акт.
По своей природе душа бесстрастна. Страсти есть .нечто придаточное, в них виновна сама душа. Страсти происходят от желаний. ,
Немезий, преп. И. Дамаскин: «страсть — есть возбуждающее чувство, движения желательной .способности, вследствие представления блага или зла».
«На основании данных святоотеческой аскетической психологии, — пишет С.М. Зарин, — всякую страсть вообще можно определить как сильное и длительное желание, а желание в свою очередь, — как осознанную потребность, выяснившуюся и определившуюся, благодаря прежним опытам ея удовлетворения» [65, с. 238].
Страстная сила души может иметь разные направления.
Ненависть ко злу и любовь к ближнему и Богу — это энергии страстной части души — так считает св. Григорий Палама. «Этой силой души мы любим и отвращаемся, породняемся и отчуждаемся, и жаждущие блага, преустрояют, а не умерщвляют эту способность» [133, с. 342]. Страстная сила и есть в душе то, что способно любить.
Бесстрастие — это не умерщвление страстной силы души, а ее направленность от худшего к лучшему.
Бесчувствие есть зло. Для обожения и спасения души надо умертвить злую страсть, а не божественные и благодатные страсти и служащие им силы души.
Бессловесные страсти в человеке возбуждаются, по мнению св. Григ. Нисского, сродством с бессловесной природой.
Чем бессловесная природа пользуется для своего сохранения (гнев, наглость, трусость, ненависть служат у животных для выживания) — то, привнесенное в человеческую жизнь, стало страстями [126].
Страсти, сродные влечению бессловесных, возрастают в союзе с помыслами. Отсюда и ненависть, зависть, ложь, коварство, лицемерие — считает св. Григ. Нисский. «Все это от злого земледелия ума ... и наоборот, если помысел возьмет обратно власть над такими движениями, каждое из них вновь станет видом добродетели. Тогда гнев создает мужество, трусость — осторожность, страх — послушание, ненависть — отвращение к злу, способность, (сила) любить — желание истинно прекрасного. А гордость права возвышает над страстями и сохраняет мысль не порабощенной злом» [126, с. 61].
Катастатическое изменение чувств выразилось в их неразумной деятельности, проявляющейся: 1) в гедонизме — чувства стали давать наслаждения; 2) чувства стали давать неточную картину внешнего мира; 3) в плотскости — огрублении.
Душевные чувства оказались наиболее уязвимыми в грехопадении и испытали наибольшие изменения. Единое внутреннее чувство распалось на две части: на чувство удовольствия, наслаждения и чувство страдания. Первое чувство стало субстратом всех человеческих страстей, увлекши в своем падении и другую силу души — эпитимию; а второе — чувство страдания, стало субстратом гнева, печали, тоски, страха, отчаяния [141].
В той или иной степени борьба со страстями имеет место почти у всех людей. Эта борьба обычному самосознанию человека, пишет С.М. Зарин, представляется борьбой между различными естественными, природными стремлениями. В таких случая^ борьба со страстями не может быть полной, решительной, потому что сама воля человека как бы колеблется, раздваивается, частично склоняясь в пользу удовлетворения страсти, частично сопротивляясь ей. Полная борьба открывается тогда, когда у человека образуется решительное отвращение к «страстям» как состояниям, враждебным идеальной природе человека {65].
Третье начало, или сила души —желательная, или вожде-левательиая, волитивный элемент души, или эпитимия.
Волитивность — это низший аспект воли, отражение нужды или потребности, влечения нашего естества к вещественной жизни. Грехопадение извратило и исказило свободную волю человека, присущую «логосу природы».
После грехопадения у человека вместо «жизни в духе» возникает «жизнь по плоти» и все поведение человека обуславливается делами плоти, страстями. Плотское желание мирского становится главным проявлением греха и грешить — значит желать, вожделевать.
Центр тяжести «плотских» страстей лежит в психической области и именно есть акт волевой по преимуществу.
Св. Иоанн Златоуст учит, что должное, нормальное состояние тела бывает тогда, когда оно повинуется душе, господство его над душой — зло. Не пища — зло, но чревоугодие; не деньги — но сребролюбие; не слава — а тщеславие. Таким об-
разомкнет в природе зла, а только злоупотребление. Грех есть неправильное употребление.
В. Зеньковский пишет, что нельзя отождествлять трех в человеке с полом. Пол и психофизичен, и духовен, одну сторону нельзя оторвать от другой. Это огневая сила в человеке;
по силе и страстности, напряженности она занимает исключительное место. Но пол больше всего раздирает целостность человека — в этом его «темная стихия».
Следует различать, по его мнению, энергию пола и половую энергию. Половая энергия связана с психофизическими проявлениями половой жизни, а энергия пола может сублимироваться и переходить в новые формы творческой силы. Все проявления пола имеют самое непосредственное отношение к духовной жизни. Через пол больше всего человек приближается к греху, поэтому правильное устроение жизни пола имеет фундаментальное значение для духовной жизни [71];
Св. Антоний Великий говорил, что воля, которая действует в сердце человеческом, бывает трояка: первая — от диавола, вторая — от человека, третья — от Бога.
Самый главный дар человеку от Бога — разум и свобода воли; по мнению многих св. отцов, в этом состоит Образ Бога.
И этот «царственный» дар делает человека царем;
Об устроении человека св. Григорий Нисский писал так:
«Наилучший Мастер сотворил нашу природу как бы сосудом, нужным для царственной деятельности (энергии), устроив, чтобы и по душевным преимуществам, и даже по телесному виду она была такая, как требуется для царствования. Ибо душа обнаруживает собой царственность, совсем далекую от тупой приниженности, потому что, не имея владыки над собой и будучи самовластной, она самодержавно располагает своими хотениями. А у кого это может быть, кроме царя?» [126, с. 15].
Воля как способность свободного самоопределения — это первейшая способность, человека. Так говорит С. М. Зарин, написавший труд, обобщающий аскетическое учение святых отцов [65].
Совершение дела спасения лежит в области человеческой воли. По православному учению, человек ни в каком случае не оказывается страдательным залогом при действии сверхъестественной силы — благодати; он должен сам решиться, сделать свой выбор и сам участвовать в своем спасении. Нравственное
добро всегда и совершенно свободно — в этом его неотъемлемая сущность, оно никогда не может быть осуществлено путем насилия, навязано человеку извне [65].
Свобода воли человека выражается в способности деятельно относиться к Богу. После крещения человека в его воле состоит или пребывать «самоохотно в заповедях Того, в Кого крестились... и ходить путем повелений Его», или уклоняться от правого пути [136]. По словам преп. Симеона Нового Богослова, Крещение не отбирает у человека самовластия и свободной воли, но дарует свободу от тиранства дьявола, который не может больше против воли нашей властвовать над нами.
«Ведь добро воистину будет добром только по воле,
Без воли же добро не будет добром» [157].
Св. Гр. Палама называл волю и желание страстной силой души [133].
Воля как настойчивое упрямство и желание рассматривались у христианских писателей как пара активных нерассудительных сил души.
Феодорит Киррский писал, что порывы слишком упрямой воли сдерживаются силой желания, а растекающееся желание одергивается волей [I80].
Разум заставляет эту упряжку служить добродетели, В понятии «разума» как нравственного начала свобода человеческой воли мыслится как его существенная сторона.
Евагрий утверждал, что природная наклонность воли — бороться против всевозможных демонов, отстаивая переживаемые человеком наслаждения; зная это, Божий ангелы показывают человеку красоту духовных наслаждений, которую воля и начинает защищать против демонов. Неиспорченная воля — «копьеносец духа», на лей строится добродетель терпения; извращенная воля — гневливость. Доброе желание — любовь, извращенное — похоть [62].
Самоопределение — способность сознательного выбора из различных стремлений, способность принимать решение с точки зрения критерия добра и зла, противопоставляется святыми отцами avay^', совершению чего-либо Xaiteiuap-pev-nv2 и характеризуется эпитетами e^ovcnoe3, eXevOepot4.
1 необходимости, неволе, року; 2 по определению судьбой; 3 добровольной; 4 независимой.
Именно благодаря способности свободного выбора человек является auxe^oixJio^5. UpoiKpeof;6 называется i§ia7, как относящаяся к сознательно-свободной личности человека.
AvTiE(;oocnoTT|i8 определяет способ действования и проявления человеческой воли в отличие от животных.
Человек отличается от животных тем, что ему присущи такие духовные свойства, которые делают его 'koyi'x.w,9 и которые объединяются в той высшей стороне его существа, которая обозначается обычно как 'kogoc,10 или ovovs; u [65].
Последовательность волевого движения описана у преп. И. Дамаскина.
Желание имеет цель. Желание слагается из 3-х элементов:
неудовлетворенного стремления, представления предмета, способного удовлетворить этому стремлению, чувства удовольствия, знакомого из прежних опытов удовлетворения возникшей склонности соответствующим предметом [65].
После акта желания наступает обсуждение и исследование. Если желаемое нам доступно, то возникает совет, совещание о том, нужно или нет его осуществлять. Выбор лучшего — решение. Затем в пользу избранного человек настраивается и проявляет к этому любовь [этот момент называется ууо>цг|12],
Если человек не почувствовал любви к тому, что избрано, то такое состояние не будет yvcouri12.
Затем — добровольное решение или выбор.
Потом человек устремляется к действию — это называется возбуждением (импульс). Затем пользуется достигнутой целью =* пользование.
После пользования он успокаивается от стремления.
В религиозно-нравственной жизни человека наиболее важное значение имеет уусоцт]12 — расположение, склонность в чувстве любви к предызбранному и окончательное избрание — соизволение. В этом — начало преданности-благодатному воздействию или противлению ему.
По учению св. отцов, Христос пришел исправить человека именно в этой его способности [65].
«Страстное состояние любви в душе поднимает над землей и устремляет к Богу и другие душевные силы; придя в такое
5 самоопределяющийся; 6 выбор, добровольное решение; 7 частным делом, собственным мнением;8 самоопределение;9 разумным;10 ум; " дух;
12 расположение к предызбранному.
состояние, она придает молитве чистоту, очищает ум и помогает ему хранить память о Боге, дает силу пренебрегать плотью и переносить телесную скорбь» — так писал св. Григ. Палама [133, с.183].
С.Л. Франк: «Некая потенция любви образует само существо человеческой жизни» [188].
Только любовь может преобразовать нашу свободную волю, которая через страстную любовь к себе (т.е. через себялюбие, самость) заключает нас в узкие рамки индивидуального существования, и возродить нас, обратив к нашему «ипостас-ному призванию».
Любовь «обновляет» нашу свободную волю, преобразуя ее в «славную свободу», способную «воипостазиронать» единую человеческую природу в живом общении личностей и избежать греховной абсолютизации своего «я» [172, с. 297].
По мнению В. Зеньковского, целостность заключается не в гармоничном развитии души, а в установлений условий внутреннего равновесия [71]. Это внутреннее равновесие души человека и нарушается после грехопадения.
По мере того, как дух у человека падшего, пррвавщи союз любви с Богом, стал отделяться от него, чувственность, освобождаясь от подчинения духу, от контроля и управления разума, все более и более, пишет С.М. Зарин, вступала в антагонизм с духовной сущностью человека [65]. Вся гармония духовной жизни расстроилась —" в какой мере ослабевал ум, в такой же мере усиливалась чувственность.
Низшие^ душевные и физиологические потребности человека разбрелись в разные стороны, увеличились в своей численности и усилились в своей интенсивности. «Изведанный предмет становится предметом пожелания всякий раз, как возбудится потребность» — так объяснил св. Феофан Затворник образование новых потребностей [182, с. 302]. Пользуясь благоприятными внешними обстоятельствами, человек прямо измышляет себе новые потребности, никак не успокаиваясь.
Человек, поставивший целью своей жизни удовольствие, в удовлетворении своих потребностей не знает меры — удовлетворение их раздражает .его еще более и он переходит границы естественной необходимости.
Во всем этом оказывается влияние духа, пишет С.М. Зарин, порабощенного чувственностью и душевностью и обращенного ими на служение себе [65].
Нарушились взаимоотношения и взаимопроникновения высших сил и способностей человека с низшими силами — в результате их разобщенности образовались односторонности, преобладание одних над другими.
Так, рассудок, пишет С.М. Зарин, редко уживается в мире с сердцем и должным образом управляется волей. Часто мы видим людей, живущих как бы одной умственной жизнью, холодных формалистов, нечувствительных к окружающим. Сердечная мягкость, «чувствительность», служит часто синонимом бесхарактерности. Бывают люди упорные с сильно развитой волей, но не управляемой ни сердцем, ни рассудком.
Может быть разлад самых искренних убеждений с образом жизни и деятельности [65]. Расстройство и однонаправленность сил человека находит свое наиболее полное выражение в страстях, которые становятся второй природой человека.
По учению Немезия, до грехопадения человек владел своими страстями, а после грехопадения страсти и неразумная природа овладели им.
Единичный интерес, чрезмерно разросшись в ущерб других, подчиняет своему деспотическому господству волю человека, поэтому страсть является болезнью, по преимуществу, воли, хотя и другие силы человека извращаются.
Приходя в страстное движение, душа оказывается «вне своего естества, поскольку приводится в движение чем-то чуждым, внешним, а не своим собственным. Следовательно, страсти — недуг, а не «естественны и природны» [65].
Обобщая православное Святоотеческое учение об аскетическом делании, С.М. Зарин пишет, что в способности Про-aipeoig, размышлять, принимать решение — самой высшей человеческой способности — прежде всего полагается богопо-
добие.
Свобода выбора может иметь у человека и хорошее и худое направление. Благо человек приобретает свободным подвигом постоянного напряжения сил. Аскетизм предполагает свободу человеческой воли. В аскетизме приобретаются навыки, существенно изменяющие природные свойства человека.
Навык к добру — добродетель.
Навык ко злу — страсть, порок.
Добро и зло — это добрые или худые навыки, привычки — наученность — это не природа, а выбор.
Таким образом, благодаря присущей ему свободе, человек может коренным образом перерабатывать свою природу, как бы создавая новую, существенно изменяя ее жизнеопределе-ние и свойства.
Очень тонко и точно эту мысль выразил С.Л. Франк: «Называя внутреннее бытие "душой", мы должны сказать, что душа не замкнута изнутри, не обособлена от всего иного; в направлении внутрь, в глубину, душа не только не встречает нигде своего конца, какой-либо преграды, ее ограничивающей, но, напротив, расширяется, незаметно переходя в то, что уже не есть "она сама", и сливаясь с ним. Хотя она при этом и сохраняет сознание различия между собой и тем, что есть уже нечто иное, чем она... Однако в глубине это различие становится не более явственным и резким, а, наоборот, все менее отчетливым. Так... в мистическом опыте душа ощущает Бога, как реальность, в которую она сама вливается...» [189, с. 60], оставаясь сама иной, тварной реальностью.