Богословский взгляд на проблему развития человека
В богословии есть точка зрения, близкая высказанной мысли.
В 1816 г. митрополит Филарет в «Записках на Книгу Бытия» высказал мысль, что человек создан не единократным действием, но постепенным образованием [184].
Преп. Серафим Саровский также говорил, что до того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному.
Епископ Феофан: «Было животное в образе человека, с душею животного, потом Бог вдунул в него дух Свой — и из животного стал человек» [183].
Св. Ир. Лионский полагал, что Адам был создан ребенком, ему надлежало вырасти.
А. Мень выражает эти мысли таким образом: творческий акт потряс мирозданье, когда высокоорганизованное человекоподобное существо стало носителем духовной личности — «прах земной» (психофизическое естество человека) сделался носителем «души живой» [ 114].
Итак, человек, тварь создан тремя действиями Бога:
I. «И сказал Бог: сотворим человека...» [Быт. I, 26]. По согласованному мнению большинства св. отцов, здесь идет речь о божественном совете лиц Пресвятой Троицы — прежде чем сотворить человека, Бог держал совет и с Логосом и со Св. Духом.
II, «И создал Господь Бог человека из праха земного»... [Быт. II, 7].
В создании тела человека из земной персти заключена идея о родстве человека со всей видимой природой, а также идея о разрушимости и тлении физической природы человека.
III. «...и вдунул'в лице его дыхание жизни; и стал человек душею живого» [Быт. II, 7].
Это следует понимать так, что когда земной прах принял форму человека, она, особым действием Бога, получила душу как начало разумной жизни.
Насколько эти три акта творенья были растянуты во времени, нам не дано знать — включала ли стадия от «праха» до «духа» несколько сот тысячелетий или несколько тысяч лет или была вне времени — на сегодня этот вопрос не имеет однозначного ответа2.
Но так или иначе, с момента создания человека нельзя утверждать, что он существует неизменным.,
В святоотеческой литературе описаны три состояния человека, которые можно рассматривать как этапы его развития,
2 Сегодня сроки антропогенеза в секулярной антропологии могут быть пересмотрены, т.к. существует интерпретация результатов использования радиоактивного метода для установления давности найденных человеческих останков, которая приводит к выводу, что человек на Земле появился не ранее 8000 лет [70, 109, 120].
но они не соответствуют представлениям «прогресса» или «эволюции» в секулярной науке. Эти состояния следующие:
1) естественное, по сотворении человека до грехопадения;
2) нижеестественное, падшее после грехопадения;
3) сверхестественное, восстановленное искуплением человека Христом.
Бог сотворил человека по Образу Своему и Подобию. К Подобию Бога человек должен был придти как результату своей жизни. По Замыслу — Адам — «делатель божественных помыслов» (св. Гр. Богослов).
1. В своем естественном состоянии по сотворении человек был непричастен злу, целостен и целомудрен. В нем жило и действовало одно цельное добро. Творец наделил человека властью над миром, Вселенной. Человек был поставлен царем Вселенной и, как свидетельство этой власти, ему дана способность нарекать имена прочей твари.
Мир, сотворенный Богом, нуждается и в слове человеческом. Бог хочет видеть, как Адам назовет мир [98].
Арх. Филарет по этому поводу писал, что для внешней части человека — тела — вещество берется от земли, которою он должен обладать, дабы он имел непосредственное познание о свойствах подчиненных ему вещей.
«И как оное вещество собственными руками Творца образовано было чистейшее, совершеннейшее и, следовательно, сильнейшее, то сила, .которою, посредством оного, первобытный человек мог действовать в видимом мире, долженствовала быть столь же велика» [184].
Необходимая черта Образа Бога в человеке — свобода. Свобода тварного человека не исключает возможность делать зло. Человек, сотворенный свободным, необходимо должен был пройти путь испытания.
Не выдержав искушения, человек выбирает зло — так совершается его грехопадение.
2. Человек изгоняется из Рая и оказывается в нижеестественном, современном падшем состоянии.
Он теряет изначальную целостность, ум отделяется от сердца и становится бессердечным, а сердце неразумным. Извращается иерархия в его тримерии: дух подчиняется душе, а душа телу.
Зло в человеке смешивается и сливается с природным добром.
Позднее естество поражено слепотой ума. Оно не видит своего падения, не видит грехов своих, но жестоко судит и осуждает грехи ближних. С грехопадения начинается генезис самости.
3. Милостивый Творец, воплотившись в Сына человеческого, искупляет своим смертным страданием на Кресте грех Адама, и падший человек получает возможность перейти в сверхъестественное, обновленное состояние. Смерть Христа есть врачество всех болезней человечества — так сказал арх. Филарет [ 184]. Обновленное естество имеет благодатное знание и зрение греха и зла, даруемые Богом, видит зло в себе, человеках и демонах и пребывает неоскверненным от зла [31].
В сверхъестественном состоянии происходит одухотворение тримерии, восстановление утраченной целостности. Богочеловек обновил человека Собою и в Себе. Такое обновленное Господом естество человеческое прививается к естеству падшему посредством Крещения Св. Духом. Крещение, не уничтожая естества, уничтожает- его падшее состояние, изменяет состояние человека, приобщая человеческое естество естеству Божию [31].
Человек обоживается, возвращается к Богу.
Таким образом, «путь» человека от естественного состояния через нижеестественное к сверхъестественному — это Начало и Конец, это путь испытаний — от Бога и к Богу.
Вот как о цели этого пути говорит преп. Максим: «Когда в каждом из сущих наступает внутреннее соответствие и равновесие между получаемой от Бога "энергией" и "энергией", направленной на Бога, то тогда «Бог» почивает. Но этот "покой Божий" одновременно является "покоем" и для твари. Бог является не только причиной, но и Целью всякого движения сущих, и данная Цель есть "покой"» [172, с. 325].
И вот какие слова для описания этого таинственного процесса преобразования человека находит великий мистик восточного христианства преп. Симеон Новый Богослов:
«Он (Сын Божий) воспринял плоть мою и дал мне Духа,
и я сделался Богом по благодати Божественной,
Сыном по усыновлению, однако Сыном Божиим О высокое достоинство!» [157].