Логос» как программа организации материи
И. Приюжин в своей теории необратимых процессов, защищая материалистическую парадигму, вводит новый взгляд на материю, которая рассматривается им как обладающая свойством спонтанной активности.
И. Пригожий предлагает оригинальную интерпретацию II закона термодинамики: энтропия, по его мнению, это не просто безостановочное соскальзывание системы к состоянию, лишенному организации; энтропия становится прародительницей порядка. Порядок спонтанно возникает из хаоса в результате самоорганизации материи. Однако многие ученые [155, 174] считают, что синтез жизни, органических молекул, самопроизвольно осуществляться не может. Локальное уменьшение энтропии самоорганизующейся системы всегда сопровождается возрастанием энтропии внешней среды.
Если энергию, затрачиваемую на поддержание необратимых структур Вселенной, не объяснить проявлением целенаправленной Воли, то механизма созидания Порядка из Хаоса не понять. В 1982 г. Л. Орджелл, соавтор открытия ДНК, несущей генетический код строения живой материи, писал, что, с точки зрения материалистической науки, непонятны даже общие черты происхождения генетического кода.
«Творческой силой», принципом, творящим миропорядок из хаоса, у И. Пригожина становится все та же случайность, энтропия. Более глубокий анализ показывает, что идея «самоактивности», «спонтанной активности» материи также сомнительна, как и идея «самозарождения» жизни, «самообразования» материи из ничего.
Тут нам кажется уместной аналогия с роботом, который «сам» передвигается, «сам» выполняет заданную программу, но мы же не забываем, что программу его «самостоятельности» в определенных пределах создал и вложил в него человек. Без программы робот представляет собой кучу металлолома или мертвой пластмассы.
Так же, очевидно, и Творец, создавая Вселенную, наделил материю определенными свойствами — активностью — способностью к движению и взаимопереходу разных форм движения друг в друга — и «свободой» в рамках определенных правил. Так, например, атом водорода (HI) может свободно, хаотично перемещаться в любом направлении, но он «несвободен» превратиться в атом углерода или кислорода.
«Свобода» у животного иная — оно может передвигаться в определенном ореале, но не может жить в иной среде (например, в воде сухопутное животное), кроме той, к которой оно приспособлено.
В XX веке возникли такие научные дисциплины, которые описывают общие закономерности в строении и функционировании тварного мира.
К таким научным дисциплинам относится общая теория систем, .которая весь мир представляет как систему систем и описывает общие процессы организации мира. К таким научным дисциплинам относится теория информации, которая рассматривает информационную составляющую во всех процессах, протекающих в мире, начиная от микрочастиц, атомов и кончая функционированием сложнейших биологических, психических и социальных систем. К таким наукам относится и кибернетика — наука об управлении в живых и неживых системах.
Кибернетика открыла «феномен» одинаковости закономерностей, определяющих процессы управления и переработки информации в самых различных сферах реальности. Одни и те же. логико-математические закономерности, «правила» описывают объекты различных уровней организации. Технические управляющие и самоорганизующиеся системы моделируют механизмы самоуправления и самоорганизации в живых системах.
Наличие в стационарной закрытой системе — Земле — открытых систем живых организмов, которые беспрерывно об-
мениваются с окружающей их средой и энергией и веществом, означает, что для этих открытых систем время приобретает значение доминирующего физического фактора. Беспрерывно протекающий обмен веществ организма приводит к беспрерывному возрастанию энтропии вне организма. Одновременно происходит компенсационный процесс: в живых системах возникает негэнтропия. Скорость возникновения энтропии в среде в связи с процессами обмена веществ организма и скорость возникновения негэнтропии в живой системе равны друг другу.
Благодаря негэнтропийным процессам живая система сохраняет стабильность своего состояния, расходуя макроэрги-ческие высокоструктурированные пищевые вещества, беспрерывно образующиеся в закрытой системе.
Феномен жизни, как показал еще Э. Бауэр, есть антиэнтропийный процесс в биологическом объекте [13]. Постоянный обмен живого объекта со средой веществом и энергией создает в нем то неравновесное состояние, то энергетическое напряжение, которое и поддерживает необратимость структурного процесса, обеспечивает не только существование во времени, но и активность структуры — системы.
Вопрос о происхождении жизни сводится, по существу, к проблеме происхождения генетического кода: Взаимодействие информации, хранящейся в молекуле ДНК, с соответствующей средой обеспечивает переход закодированной генетической информации в специфическую структурированную материю живых систем.
По мнению Крика, автора открытия ДНК, случайное происхождение жизни невозможно.
Второстепенные признаки в живой системе могут подвергаться мутации и передаваться по наследству. Правила формирования и согласования функционирования всех органов, тканей и клеток организма могут быть «сформулированы» только на самых высоких уровнях информационной спирали.
Эволюционные изменения признаков биологических форм осуществляются только в пределах, не нарушающих основных признаков данного вида, т.е. в пределах горизонтальной плоскости иерархической информационной модели, соответствующей неизменному уровню иерархической структуры. [155]. Имеющиеся в распоряжении биологов факты свиде-
тельствуют о том, что в акте творения были изначально предусмотрены «правила», ограничивающие возможности изменений видовых и родовых признаков и таким образом обеспечивающих устойчивость к воздействиям внешней среды.
Все информационные системы могут формироваться только согласно опускаемым с верхних уровней правилам, которые «существовали» раньше самих систем в форме изначального плана (идеи Творения) — так считают Седов Е. и Кузнецов Д. [1551.
Уже на уровне биологических систем возникают проблемы учета ценности и смысла информации, что еще более важно для интеллектуальных информационных систем. Вероятно, этот изначальный план и есть логос вещи. Логос, или «идея», ноумен являются воплощением замысла Творца, Его плана относительно данной вещи — это мы выяснили в 4 гл. Таким образом, получается, что структура или информация (если есть воспринимаемый субъект) как величинаснятой неопределенности есть материальное отражение, воплощение логоса, парадигмы, сути данной вещи. Это «структурирование», «материализация», формирование логосом феномена происходит по воле Бога в соответствии с Его замыслом (Идеей).
Логос есть как бы алгоритм, программа «вычерпывания» энергии из среза и связывания ее в определенную структуру;
Если для примера рассмотреть механизм записи и передачи информации биологического объекта, то мы увидим следующую последовательность. Вся «родословная» живого организма записана в гигантской молекуле ДНК в виде специфической последовательности составляющих ее звеньев — нукле-отидов. На ДНК-матрице с участием ферментов синтезируется сравнительно небольшие информационные РНК. С их помощью в специальных клеточных органеллах — рибосомах — формируются соответствующие белки, за каждым свойством живого стоит свой белок.
Таким образом, молекула ДНК — это как бы материализованная программа структурообразования живого организма.
Но прежде чем возникла эта программа в материализованном виде — она существовала как Замысел Творца в Предвеч-ности и как логос, парадигма после сотворения «Неба» — ноуменального, ангельского мира.
Премудрость Божья, Его Нетварные Энергии как «лестница домостроительства» нисходит в мир тварных энергий.
Ранее мы пришли к выводу, что Нетварная Энергия Бога — Его Премудрость творит логосы вещей, феноменов материального мира.
А. Сидоров по этому поводу писал: «логосы обладают четкой оформленностью (или описанием) и ярко выраженными своими границами, в отличие от текучей непостоянности феноменального мира, доступного нам в ощущениях. Именно такая «оформленность» логосов делает «доказательным» наше знание, касающееся сущих вещей» [172, с. 321].
Таким образом, «спонтанная активность материи», которая выражается в способности материи к «самоорганизации» (вспомним, кстати, этимологию слова «способность» — пособить) — как полагает И. Пригожий, на самом деле подчиняется определенной программе, «информационному коду». Именно в соответствии с этой программой-логосом происходит организация — упорядочивание среды'— кванта физического пространства. Упорядочивание пространства — преобразование энтропии материального хаоса в структуру объекта есть проявление действия логоса — Мысли Божьей о данном объекте.
Материя не способна сама организовываться.
Здесь опять позволим себе аналогии на грубом, феноменальном материале, но помня принцип подобия в устроении мира. Программа для компьютера — это нечто «инаковое» по сравнению с его устройством.
Чертеж дома, хоть он и вполне материален, это еще не дом, а замысел в голове архитектора, это еще даже не чертеж. Программа концерта — это еще не исполняемая оркестром музыка.
Таким образом, мы видим, что программа — это как бы руководство к будущей деятельности, это зародыш предстоящих действии, это алгоритм, последовательность действий.
Но Идея, Замысел первичны, затем появляется более или менее «материализованный» план (чертеж) и только потом — сама вещь в феноменальном материальном мире.