Два способа переработки информации мозгом
В психологии известно 2 режима, способа функционирования мозга: сукцессивный и симультанный. Переработку поступающей информации в режиме симультанирования осуществляет правое полушарие, продуктом этих процессов является образ.
Переработку поступающей информации в сукцессивном режиме осуществляет левое полушарие — продуктом его деятельности является понятие, обобщение, речь. Когда человек воспринимает конкретный образ на уровне метрического инварианта, «узнавание» объекта происходит довольно легко и это требует от человека минимальной внутренней активности, т.е. минимума внутренней, субъективной энергии.
Можно предположить, что активация РФ и правого полушария при этом значительны, в то время как активация левого полушария незначительна. Если человек принимает образ на уровне афинного или проективного изоморфизма, образ сигнал на фоне помех и искажения, ему нужно проявить больше внутренней активности для «узнавания» объекта, понимания того, что он видит. В этом случае, как можно предположить, внутренняя активность, субъективная энергия будет больше, чем при принятии конкретного образа, метрического инварианта, и, соответственно, больше активация левого полушария. Активация правого полушария и РФ, вероятно, в этом случае ниже, и, наконец, когда человек принимает образ сигнал на уровне топологического инварианта, который сохраняет очень приближенное подобие объекта, от него требуется максимум внутренней субъективной энергии для опознания и, соответственно, называния объекта. Активация левого полушария, вероятно, значительна, активация правого, полушария и РФ незначительны. Таким образом, гипотетически можно предположить, что величина затрат внутренней энергии при интери-оризации образа объекта обратно пропорциональна внешней энергии, получаемой человеком при восприятии объекта. Минимум внутренней энергии при интериоризации метрического инварианта соответствует максимуму энергии и информации, получаемой от объекта, максимум внутренней энергии при интериоризации топологического инварианта — обобщенного образа — соответствует минимуму энергии и информации, получаемой от объекта.
Вероятно, эту закономерность энерго-информационных соотношений можно продолжить и за сферу восприятия, на процессы мышления.
Когда человек воспринимает изображение объекта, или некий уже готовый образ, то, очевидно, что изображение объекта, по сравнению с самим объектом, несет меньше внешней энергии и информации. Но осознание образа, называние, классификация требует от человека больше внутренних усилий, внутренней энергии, чем узнавание объекта.
И, соответственно, для освоения понятия, особенно абстрактного (например, написанного слова «мебель» или «материя»), которое несет существенно Меньше внешней энергии и информации, чем изображение стула, от человека требуется достаточно большая внутренняя работа, внутренняя активность. Косвенно эта гипотеза подтверждается онтогенезом человека. Данные возрастной психологии показывают, что формирование абстрактного мышления у человека завершается достаточно поздно — к 15—6 годам, в то время как образное, конкретное мышление сформировано к 6—8 годам. Развитие абстрактного, понятийного мышления требует большой внутренней активности человека, произвольности, усилия. Такая произвольная психическая активность формируется в онтогенезе достаточно поздно. Несмотря на то; что оба режима функционирования мозга — симультанный и сукцессивный, дополняют друг друга, доминантность того или другого способа переработки информации задается не только ситуацией профессий, но и индивидуальными особенностями человека, и, кроме того, культурой, в которой человек живет.
Индивидуальные различия людей проявляются в преобладании доминирования правого полушария у одних и, соответственно, образного мышления, у других — левого и, соответственно, вербально-понятийного мышления.
Взаимодополняемость двух способов переработки информации, их гармоничное сочетание, когда и образное и понятийное мышление достигают высокой эффективности — остается идеальной нормой. Аксиологическая координата рождает напряжение и создает стремление к гармоничному функционированию.
Можно высказать предположение, что доминирование у человека того или иного способа мышления является резуль-
татом того раскола «ума», которое есть следствие грехопадения/Вероятно, ум Адама был гармоничным — он мог давать имена животным, так как «видел» их суть. Язык Адама был «сущностный», т.к. выражал сущность, логос вещей. Человек падший к видению сути вещи — ее логоса — приходит в результате продолжительных размышлений, требующих значительных усилий, внутренней активности. Этот процесс долго созревает в онтогенезе. Адам, как следует из Священного Писания, затруднений в процессе называния и раздачи имен не имел.
Таким образом, падшему человеку предстоит восстановить утраченную целостность не только «ума-сердца», но и внутри «ума» — гармонию чувственно-абстрактного мышления. При интериоризации 3-го вида информации — символа — происходит интеграция процессов, ответственных и за интериориза-цию образа объекта или изображения, и за усвоение понятия. Символ — это предмет или изображение, несущий еще и особый смысл, понятие. Поэтому как при интериоризации объекта человек получает максимум информации и максимум внешней энергии, он должен употребить максимум и внутренней энергии на усвоение понятия.
Таким образом, интериоризация символа требует как максимальных внутренних затрат, так и сопровождается максимальным получением внешней энергии.
П. Флоренский в теории философского символизма утверждает, что феномен и ноумен взаимно доставляют точное выражение друг друга, образуя неразделимое двуединство — символ [186]. Вероятно, символ и являет собой ту гармонию, координацию образного и вербально-понятийного мышления, которая и образует целостное отражение мира.
Язык описания целостности, как было установлено выше, — символ, аналогия. Аналогия, символ «открываются», непосредственно «усматриваются» субъектом. В психологии такой процесс усмотрения и открытия истины описан как «интуиция».
«Интуиция» является многозначным термином в науке. В науке интуиция, наряду с аналогией и индукцией, рассматривается в качестве эвристического средства, в качестве ориентира и опоры рассуждения. Интуитивное озарение является тем механизмом, который лежит в основе научных открытий и
художественного творчества. История науки — это описание успехов и неудач познавательной деятельности, являющейся эмпирической, интуитивной и рациональной в различных отношениях [33].
Способность человека к творчеству это то качество, в котором, как утверждают святые отцы, проявляется Подобие человека Богу.
Интуитивное озарение — это видение сердцем нераздельности мира. Секулярная гносеология — это видение неслиян-ности сквозь призму дискурсивного мышления.
Т.о., можно сказать, что человеческая мысль, психика — это внутренний мир, отражающий внешний мир, отразивший Сотворившего все. Лестница «домостроительства» отражается в лестнице подобия.
Проведенный анализ показал, что познание мира, интериоризация человеком внешнего мира в виде внутренней модели происходит через информационные свойства этого мира. Внешний мир отражается в человеке в 3-х информационных формах — образе, понятии (ноумене) к символе. Целостный психический акт разложим на 3 координаты: информация объекта, энергия объекта и энергия субъекта. Объект благодаря внутренней активности субъекта приобретает ноуменальное, понятийное бытие в субъекте. Субъект выступает в таком случае как бы преобразователем физического, феноменального бытия в ноуменальное, логосное — таким образом, человек строит свой внутренний мир, творит свой субъективный мир логосов. "