Часть 1.0 единстве мира в богословии и
Часть 1.0 ЕДИНСТВЕ МИРА В БОГОСЛОВИИ И
НАУКЕ......................................................................................... 13
Часть I.
О ЕДИНСТВЕ МИРА В БОГОСЛОВИИ И НАУКЕ
Основные направления решений онтогносеологических вопросов секулярной человеческой мыслью
Г.И. Челпанов в 1900 г. писал, что нет возможности строить философскую систему, «если не определить заранее, что может наш ум познать и от познания чего он должен отказаться навсегда». Необходимо определить заранее пределы человеческого познания [204].
С этой же мысли начал свой капитальный труд «Бытие и сознание» С.Л. Рубинштейн. Вопрос о связи психического с материальным это вопрос о познаваемости психических процессов. «Два вопроса — различные и даже как будто разнородные: один — гносеологический — о познавательном отношении психических явлений к объективной реальности, и другой — естественнонаучный — о связи психического с миром, — взаимосвязаны настолько, что решив определенным образом один из них, нельзя уже решить иначе, чем соответственным, строго определенным образом, и другой» (150, с. 5].
«Главные» вопросы, над которыми тысячелетия бьется философская мысль — учение о бытии — онтология и учение о познании — гносеология, образуют узел всей психологической проблематики, как в ее теоретических, так и прикладных аспектах.
Вопрос о познаваемости и об истинности познания мира человеком неизбежно связан с вопросом о сущности и природе самого человека; есть ли в природе человека «органы» для адекватного познания мира, может ли человек познать мир до конца и во всей его полноте. Вопрос о полноте и истинности
знания с неизбежностью проистекает из Картины мира — системы воззрения на мир, куда входит и человек.
Круговая взаимосвязь этих вопросов показывает, что решение их не может быть «внутри» круга. Для решения хотя бы одного из этих вопросов надо выйти за «пределы» круга и принять один из постулатов, которые сформулировала человеческая мысль по поводу взаимоотношения основополагающих категорий. Во всех направлениях религиозно-философской и научной мысли таких основополагающих, фундаментальных категорий — две: материя и дух. И все многообразие направлений человеческой мысли всех времен и народов по вопросу о взаимоотношении этих категорий обобщается в три русла:
I — материя является «причиной» духа, порождает его и генерирует; сознание — это тоже движение материальных атомов, или особый вид телесных процессов, или их результат;
II — дух является причиной материи, определяет и детер-минирует-ее развитие;
III — дух и материя существуют параллельно друг другу, или дух и материя являются аспектами единой субстанции -— «духоматерии». Наличие «духоматерии» утверждает теория психофизического монизма, параллелизма — теория психофизического параллелизма, или дуализма.
Теория познания имеет своей целью определить отношения между «бытием» и «мышлением»; ^ежду субъектом и объектом, между образом и объектом. Таковы ли объекты (на самом деле), как мы их познали? Теория познания должна определить, что в нашем познании принадлежит субъекту, и что — объекту.
Проблема познания мира человеком имеет разные решения в трех основных направлениях философской мысли.
Естественно, что решение онтологического вопроса той или иной школой мысли определяет и решение гносеологической проблемы.
Рассмотрим более подробно, как решается гносеологическая проблема в рамках материалистической, идеалистической, дуалистической и христианской парадигм.
Дуализм
Третье русло философских теорий — психофизический монизм и психофизиологический параллелизм (дуализм). Дуализм признает существование двух субстанций — материальной и духовной. Декарт говорил, что материальная субстанция характеризуется одним свойством — протяженностью, а духовная — способностью мышления. Коренное различие между ними: духовная субстанция не обладает протяженностью, а материальная — никогда не в состоянии мыслить. Декарт не смог решить вопроса о взаимодействии души и тела, которое происходит, несмотря на их различие.
Философами (Гольбахом, Ламетри) часто делался вывод, что если душа действует на протяженное тело, то значит, и она сама протяженна, а, следовательно, и материальна.
По мнению материалистов, между физическим и психическим такое же отношение, как между причиной и следствием.
Г.И. Челпанов писал: «Многие думают, что появление материализма во второй половине XIX в. было возможно только благодаря успехам естествознания»,... но это неверно... главная причина -^ «в недостатках самой философии первой половины XIX в. ... метод, которым пользовалась эта философия, был метод спекулятивный, умозрительный; это значит, что в своих построениях философы этого направления пренебрегали эмпирическими данными. Философия, пользовавшаяся таким методом, и была главной причиной появления материализма» [204, с. 49].
И обыденной жизнью, и наукой накоплено огромное количество фактов, показывающих взаимосвязь психических и телесных явлений. Когда имеет место процесс психический, то имеет место и процесс физический, и наоборот. Если оставаться в рамках эмпирического научного исследования, то можно только констатировать: всякому психическому процессу соответствует определенный физический процесс.
Учение, утверждающее параллелизм физических и психических процессов, называется психофизическим параллелизмом, или дуализмом.
Любая интерпретация параллельности есть выход за пределы эмпирического научного исследования в область мировоззрения.
По мнению С.Л. Рубинштейна, сведение психофизической проблемы в конце XIX — началеXX в. в психофизиологическую (проблему души и тела) — вне отношения человека и его психической деятельности к окружающему миру — закрывает путь к пониманию психической деятельности и делает проблему неразрешимой [150].
Законы для мира физического и психического оказываются различными. Физический замкнутый круг явлений объясняется физическими законами. Движение материальное получает начало из движения материального. Психическое получает начало только из психического. В психическом мире действует психическая причинность. Какое-то воспоминание рождает определенное чувство. Психический мир также замкнут внутри себя.
Декартовский дуализм имеет агностический смысл: утверждение разнородности психических и всех прочих функций организма превращается в утверждение принципиальной непознаваемости их связи, их соотношения, признается, что разрешение проблемы лежит по ту сторону научного знания.
Характерно, что на позициях психофизического параллелизма стоит ряд крупных физиологов — Шеррингтон, Экклз, Пенфилд, Беритов, а также психологов — Фехнер, Эббингауз, Келер, Ж. Пиаже.
Так, Фехнер считал, что взаимодействия между физическими и психическими явлениями нет, между ними существуют только функциональные отношения, параллельность. В функциональных отношениях безразлично, какая переменная зависимая, а какая независимая. Измерение интенсивности ощущений с введением минимального порога не свидетельствует в пользу материальности психических процессов.
Связь между психическим и физическим — это отношения обусловливающего к обусловленному (Авенариус), это связь функциональная: мысль есть функция мозга, но и физические изменения в мозгу суть функции изменений в психической сфере. Эмпирический параллелизм с научной точки зрения безупречен.
Ж.Пиаже полагал, что параллелизм между состояниями сознания и соответствующими физиологическими процессами означает изоморфизм между системами импликаций в широком смысле и системами, относящимися к причинности.
32 .
Разновидность дуалистического параллелизма — гешталь-тистская теория изоморфизма Келера. Согласно Келеру два рода явлений — физиологических процессов в мозгу и феноменальных психических процессов — объединяются общей динамической структурой.
Нетварное бытие
В православном богословии природа Бога Творца представлена как Божественная Сущность и Божественные энергии [90].
Бог — Единая Сущность в трех ипостасях — Бог-Отец, Сын и Святой Дух. Ипостаси в Троице неразделимы и несли-янны. Единосущный Бог обладает единой Божественной энергией, которая исходит от Отца и сообщается через Сына в Духе Святом. Проявление Святой Троицы вовне есть Ее Божественная Нетварная энергия, внешнее по отношению к самому Троичному бытию.
«Бог есть созидающая сущность и сверхсущностное Первоначало бытия, Он есть созидающая силу и наимогущественнейшая Основа; наконец, Он есть бесконечное и действенное состояние всякого действия. Кратко сказать, Бог есть Творческая Причина сущности, силы и действия, то есть начала, середины и конца» (преп. Максим Исповедник [172, с. 215]).
Попытаемся дальше развернуть и пояснить эту концентрированную мысль, выражающую основные догматы богословия.
Катафатическое богословие, богословие «Божественных имен», писал Вл. Лосский, утверждает, что Бог нисходит к нам
в Своих энергиях, которые Его проявляют. В акте творения Единосущная Троица дает познание о Себе через Свои природные энергии. В Священном Писании даны Божественные имена в соответствии с энергиями, в которых Бог сообщается, оставаясь неприступным по своей Сущности. Одна из антиномий утверждает доступность недоступной Божественной природы, где недоступна человеку Сущность Бога, а доступны познанию Его энергии. Таким образом, следует различать непостигаемую Божественную Сущность (апофатическое богословие) и познаваемые (переживаемые) нетварные Божественные энергии — то, что «после» Сущности, внешнее по отношению к самому Троичному бытию — Благодать, Любовь, Премудрость. Эта трансцендентная Божественная сила, Благодать, действует в христианских таинствах и мистическом эффекте аскезы [106].
Светоотеческое Предание и богословие веками отшлифовывало понятия Сущности Бога, Нетварного и тварного бытия, Нетварных и тварных энергий.
Св. Григорий Палама продолжил традицию, представленную в трудах святых: Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника.
Так, св. Вас. Великий писал: «Нет ни сущности по природе без энергии, ни какой бы то ни было энергии без сущности, и больше того, мы познаем сущность через энергию, имея для удостоверения саму эту энергию как показание сущности: ведь Божией сущности никто никогда не видел, но мы все равно достоверно знаем эту сущность через ее энергии».
Некая аналогия мысли ев. Вас. Великого просматривается в секулярной науке. В. Джеме в своей обобщающей работе представил многочисленные свидетельства многообразного опыта религиозных переживаний [59]. В достоверности этого огромного опытного материала также не приходится сомневаться, как и в других эмпирических данных, хотя и получаемых обычно другими путями через органы чувств.
Здесь можно привести аналогию из области физического знания: невидимая «черная дыра» в космосе обнаруживает себя по определенным гравитационным эффектам.
Термин «энергия» традиционно переводится с греческого языка как «действие». Св. Григорий Нисский: «природная энергия есть сила, обнаруживающая всякую сущность, которой лишено только несущее, потому что сущее, причастное
той или иной сущности, во всяком случае причастно по природе и обнаруживающей ее силе» [126].
Так как в цитате «энергия» и «сущность» пишутся с малой буквы, то речь идет уже о тварном бытии. Взаимоотношения «сущности» и «энергии», таким образом, аналогичны как для Нетварного бытия, так и для Тварного бытия. Тварное бытие тоже имеет сущность, силу и действие. Всякое феноменальное явление имеет скрытую невидимую сущность.
Бог является не только первопричиной и Творцом Вселенной и человека, но Создающей Сущностью. Он «связывает, сочетает и ограничивает все, умопостигаемое и чувственное, про-мыслительно соединяя одно с другим и с Самим Собою. И будучи Причиной, Началом и Концом, Он удерживает около Себя вещи, по природе отделенные друг от друга, заставляя их соединяться силою одной связи с Собою как с Началом» (преп. Максим Исповедник [172]). На языке западной философии это утверждение выражает наличие некоей идеальной субстанции, «первоосновы» мира. Современные физики сегодня тоже настойчиво возвращаются к различным гипотезам «единого поля», единого вакуума, «ничто», из которого возникло все, «эфира».
Бог — Первоначало, Первопричина, Наимогущественная основа тварного бытия. И далее у преп. Максима Исповедника: «Благодаря этой силе [«Основе»] все приводится к неуничтожимому и неслиянному тождеству движения и бытия, так что, при всем различии природы или движения, ни одно из сущих первоначально не восстает против другого и не отделяется от другого, но все без смешения соединено между собой посредством единой нерушимой связи и благодаря сохранению одного Начала и Причины» [172, с. 157].
Текст, написанный в VII в. монахом, очень напоминает образец научного «системного мышления»XX в.
Вселенную, Мир, созданный Богом — тварное бытие, с точки зрения позитивистского мышления концаXX в., можно рассматривать как Систему Систем, в которой все со всем связано («Бог все во всем» [1 Кор. 15:28]) и которая имеет свою структуру, иерархию и законы. Бог же как «действенное Состояние всякого действия» (см. выше в цитате преп. М. Исповедника) по этой «логике» выглядит как «системообразующий фактор». «Фактор», образующий систему, находится вне ее, он
запределен ей, трансцендентен. Этот «Фактор» — действующая связь, которая «...упраздняет и покрывает собой все частные связи, зримые, соответственно природе каждого, во всех сущих. Однако она упраздняет и покрывает не разрушением, уничтожением или приведением их к небытию, но побеждая и являясь им сверху, как является целое частям, как причина -самому целому» [преп. Максим Исповедник, с. 157]. С утверждением, что эта «связь» — Бог — является «энергетической Первоосновой тварного мира», согласились бы, вероятно, сегодня многие современные ученые.
О. Василий Кривошеий, исследователь наследия св. Гр. Па-ламы, писал: «Бог есть и называется естеством всех существ, ибо все являются Его причастниками и образуются Его причастием — причастием Его энергий» ...в этом смысле Он является бытийностью существующих — «Всем для всех» [95]. «Миру не принадлежит его бытие — оно ему дано», — гласит исходный тезис С. Булгакова [32, с. 176].
А вот что по этому поводу пишет современный ученый С.С. Хоружий: «Учение В.И. Вернадского о ноосфере, философские идеи Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, В.И. Муравьева и др., а вслед за ними и появление конкретных дисциплин, таких как семиотика, теория систем, синергетика, создают предпосылки нового единства знания и, более того, нового способа знания, глобального по своему охвату и универсального по своему методу. Намечающиеся контуры такого способа позволяют предположить, что в его рамках целокупная реальность, и чувственная и духовная, могла бы описываться по образцу многоуровневой иерархической системы, причем единый каркас описания создавался бы путем универсальных структурных парадигм, прослеживаемых во всех уровнях реальности, где сложность организации достаточна для их наличия» [201, с. 412].
Метанаука
Общая Теория Систем
ОТС — Общую Теорию. Систем сегодня рассматривают как метанауку — как методологию для всех других частных конкретных наук.
Известный системолог М.С. Каган назвал системный подход «высшим достижением научной мысли в конце XX в.». Основной категориальный аппарат ОТС — «система», «самоорганизация», информация, «управление», «самоуправление», «структура», «элементы», «связь».
Развитие ОТС связано с изучением процессов организации и управления, которые присутствуют в любых системах — технических, биологических, социальных, психологических.
С точки зрения ОТС, весь мир, Космос можно рассматривать как гигантскую Систему, состоящую из иерархии подсистем.
Общепринятое понятие «системы» в теории систем можно найти у Г. Акоффа: «Система — это совокупность из 2-х и более элементов, удовлетворяющих 3 условиям:
1. Поведение каждого элемента влияет на поведение целого.
2. Поведение элементов и их воздействия на целое взаимозависимы.
3. Если существуют подгруппы элементов, каждая из них влияет на поведение целого и ни одна не оказывает такого влияния независимо...
Каждая часть системы обладает качествами, которые теряются, если ее отделить от системы.
Каждая система обладает существенными качествами, которые отсутствуют у его частей. Существенные свойства системы, взятой как целое, вытекают из взаимодействия ее частей, а не из их действий, взятых в отдельности. Пб данной причине — и это главное — система есть целое, которое нельзя понять посредством анализа» [4, с. 38—39].
Самоорганизация
Одна из основных категорий ОТС — самоорганизация — носит междисциплинарный характер. Самоорганизация — это свойство, которое обеспечивает развитие сложных систем в природе и обществе.
В самом общем виде под самоорганизацией понимается свойство системы реагировать определенным образом на изменение другой системы, выступающей по отношению к ней внешней. По мнению многих ученых, Вселенная есть результат самоорганизации материи.
И. Пригожий, автор новой научной дисциплины — синергетики, теории необратимых процессов, спасая материалистическую парадигму мироздания, вводит новый взгляд на материю, наделяя ее свойством «спонтанной активности» [146].
И. Пригожий и Стенгерс писали, что в состоянии равновесия материя «слепа», в неравновесных условиях она обретает способность воспринимать различия во внешнем мире [146].
Сегодня умы многих ученых привлекает это новое направление естественной науки — синергетика. Синергетика — это попытка материалистической науки ответить на вопрос — как возникла жизнь, живое. «Путем САМОорганизации материи» — отвечает синергетика, анализируя процессы возникновения порядка из хаоса.
Идея самозарождения жизни, «самоорганизации» (правда, без этого термина) впервые была высказана А.И. Опариным. Более полувека ряд ученых пытались доказать эту теорию экспериментально, но у них это не получилось.
Свою теорию И. Пригожий основывает на открытии химических обратимых реакций (реакции Белоусова-Жаботинского).
Порядок, по мнению И. Пригожина, может спонтанно возникать из хаоса в результате самоорганизации, именно энтропию рассматривает он как прародительницу порядка [146]. Открытые системы, по теории И. Пригожина, создают подсистемы, которые непрестанно флуктуируют. Флуктуация может разрушить организацию, систему. В этот переломный момент, который И. Пригожин называет точкой бифуркации, принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие системы — перейдет она к хаосу или на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности. В этом случае система будет иметь диссипативную структуру, для поддержания которой требуется больше энергии, чем для поддержания более простой структуры, которая была прежде. До бифуркации в системе действовали законы детерминизма.
Для возникновения более упорядоченной необратимой диссипативной структуры необходим приток энергии извне.
Всю Вселенную И. Пригожий рассматривает как незамкнутую нелинейную неравновесную структуру со свойством необратимости [146].
44 .
Необратимость, утверждает И. Пригожин, не может быть в мире с обратимым временем; Происхождение необратимости, таким образом, есть космологическая проблема, как и проблема необратимости времени, которое возникло с образованием Вселенной.
В таком случае закономерен вопрос — откуда Вселенная получает приток энергии для «закрепления» в ней необратимости процессов? Сам И. Пригожин, развивая «новый взгляд на роль материи» — считает ее не пассивной субстанцией, а обладающей свойством спонтанно самоорганизовываться, черпая, по-видимому, энергию для этого из самой себя. Но далеко не все представители естественных наук. согласны с концепцией И. Пригожина.
Так, Е. Седов и Д. Кузнецов полагают, что органические химические реакции, участвующие в формировании жизни, являются обратимыми и эти виды синтеза самопроизвольно осуществляться не могут. Без средств, делающих необратимыми обратимые химические реакции, ни в каком первобытном океане никогда не мог начаться синтез жизни, сколько бы времени ни было для этого предоставлено. Жизнь на земле возникла в результате воздействия разумной информации на материю [155].
Это мнение, что в рамках термодинамики необратимых стационарных процессов невозможно объяснить прогрессивную эволюцию живой материи, разделяет и Тринчер К. [174}. Концепция образования первичной генетически программированной клетки с помощью самопроизвольного развития является анахронизмом. Живые системы явились не только стойкими образованиями, но и обладали свойством неограниченно усложнять свою структуру. Заслуга неравновесной термодинамики заключается в том, что она сумела выявить механизмы антиэнтропийных процессов, не противоречащих II началу термодинамики, поскольку локальное уменьшение энтропии самоорганизующей системы всегда оплачивается большим по абсолютной величине возрастанием энтропии внешней среды (155].
Таким образом, теоретическая гипотеза Опарина о самопроизвольном зарождении жизни на Земле в «первобытном бульоне» у многих современных ученых вызывает большие сомнения.
«Спонтанность» возникновения порядка из хаоса в результате самоорганизации, как и дальнейшее поддержание порядка в «самоорганизующейся системе», требует притока энергии. Если открытые подсистемы получают ее из Вселенной, то «откуда» поступает энергия в Систему «Вселенная»? Как возникла эта Первая Система «Вселенная»? Этих ответов в синергетике нет. Проблема «Первотолчка», Первопричины синергетикой с повестки «Происхождения Вселенной» не снимается.
Итак, Первопричина, Первотолчок, образующий систему «Вселенная», Фактор, обеспечивающий ее целостность, гармоничность и взаимосвязь всех подсистем, в нее входящих, -— таковы аспекты видения научным мышлением Бога-Творца. Действия Творца, которыми Он создал мир, запредельны этому миру, значит — инокачественны, таковы, что нам в пределах этого мира их не понять. Этими Действиями держится наш мир и в настоящем. Эти Действия Его мы называем «энергией» этого мира. Движение, энергия — это сущностное свойство тварной природы.
Энергия
«Энергия» — другая из самых распространенных в современном научном позЕнании категорий. То, что Бог повсюду присутствует, и все вмещает («Его же не вмещает ничто»), блаженный Кирилл именует богодостойной энергией и силой.
Иоанн Златоуст называет сущностной энергией Бога то, что Его нигде нет, не из-за небытия, но из-за возвышения над местом, временем и природой.
Физики под «энергией» понимают единую меру различных форм движейия материи. Качественно различным формам движения материи соответствуют виды энергии: механическая, внутренняя, электромагнитная, химическая, ядерная, которые все имеют количественные характеристики.
Если рассматривать категорию «энергии» в более широком смысле, то ее можно понимать как меру активности (действия, работы) — т.н. актуальная энергия или как способность к активности — потенциальная энергия.
Любое материальное тело или явление СПОСОБНО быть активным. Этимология слова «с-пособность» — «с-пособием»,
«пособить» — что значит «помочь». «С-пособность» — значит с помощью (чего-то, кого-то) что-то сделать, с Чьей-то помощью проявить активность.
Само ли тело может двигаться? Мы говорим: «тело может двигаться, если обладает энергией (= обладает помощью!). «Само» тело не может ничего. Даже остановиться, — Так утверждает закон инерции.
Из опыта физики установлено, что физические тела получают эту «способность к активности» — энергию — друг от друга. Один из первых постулатов физики утверждает, что энергия не исчезает в замкнутой системе (а как таковую можно рассматривать Вселенную), а лишь переходит из одной формы в другую. И закономерный вопрос «Откуда же взялась та первая энергия, которая стала переходить из формы в форму?» приводит к ответу о необходимости Первотолчка. У св. Вас. Великого есть учение о даре активности. Этот дар активности, сообщенный Земле при творении мира, действующий и доныне, связывает мир с его Творцом [35]. И второй Вопрос к этому постулату о сохранении энергии — «Откуда во Вселенной это конечное «количество энергии?» — тоже не может иметь ответа, кроме: «Таким образом она была сотворена» (если не верить в утверждение, что Вселенная возникла случайным образом). «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» [Бытие, 2:2].
Тварное бытие
Преп. Максим Исповедник: «Каждый из миров (умопостигаемый и чувственный), сращенных в единении, не отвергает и.не отрицает другого, по закону Творца, соединившего их и, соответственно этому закону, в них заложен логос еди-нообразующей силы, не позволяющий быть в неведении, несмотря на природную инаковость двух миров, относительно тождества их по ипостаси в этом единении. Также непозволительно утверждать, что своеобразные свойства, замыкающие каждый из миров в самом себе и ведущие к разделению и разъединению их, обладают большей силой, чем дружественное родство, таинственным образом данное им в единении. Сообразно этому родству осуществляется всеобщий и единый способ незримого и неведомого присутствия в сущих всесо-держащей Причины, разнообразно наличествующей во всех и делающей их несмешанными и нераздельными как в самих себе, так и относительно друг друга, показывая, что эти сущие, согласно единообразующей связи, принадлежат скорее друг другу, нежели самим себе» [172, т. I, с. 168]. Что же объединяет эти «миры», что держит их вместе, не давая рассыпаться?
Всесодержащая причина, наимогущественнейшая основа — тот самый «системообразующий» «фактор». Бог, Его Нетварная Энергия.
Божественное слово, Логос является принципом связи всего тварного бытия.
Слово —Логос содержит в себе логосы всех сущих в твар-ном мире.
«Все и во всем Сам (Христос)» [Гал, 3:28] [Кол. 3:11]. " Который одной простой и беспредельно мудрой силой Своей Благости все заключает в Себе, подобно тому, как центр соединяет в себе прямые линии вследствие одной простой и единственной причины и силы. Он не позволяет началам сущих рассыпаться по периферии, но замыкает их центро-
52 -
бежные стремления, приводя к Себе многоразличные виды сущих, получившие бытие от Него» {172, т. I, с. 158].
Таким образом, Нетварная Энергия Божья объединяет умопостигаемый и чувственный края тварного мира.
Св. Гр. Палама, продолжая святоотеческую традицию, говорил, что Бог устроил этот мир как некое отображение над-мирного мира.
О предвечном бытии прообразов тварного мира говорили и св. Дионисий, и преп. Иоанн Дамаскин, и преп. Симеон Новый Богослов. Осуществляющиеся логосы существ, которые объединение предсуществуют в Боге, и которые богословы именуют прообразами, премудростью Божией, мыслями Бога, предначертаниями или божественными благими хотениями — они определяют и создают все сущее, тварное бытие. Премудрость Божья — Его нетварная Энергия в икономии Домостроительства таинственно образует тварную энергию, которая является вселенской константой. Это — чудо, это тайна, недоступная человеческому разуму, имеющему свои пределы, «это непреодолимый для естествознания момент — переход из "ничего" в нечто»», — писал физик-богослов В.Н. Ильин [78].
И все же человеческая мысль не может смириться с пределом человеческого познания и упорно возвращается к этой «тайне».
Премудрость Божья выступает у разных мыслителей, бьющихся над этой «тайной», под разными именами: София. Всеединство, Всетварность, Мировая Душа (B.C. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, В.Н. Ильин, св. Феоф. Затворник и мн. др.). По мнению В.Н. Ильина, София — это тварная энергия Слова — Логоса [78]. Творенье мира начинается со Слова. Слово — 2-я Ипостась Троицы — Христос.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [Еванг. От Иоанна, 1:1].
«В начале» из книг Бытия и Евангелия — это два совершенно различных «начала». В Евангелии — начальный принцип Бога — Слово, через которое сотворен мир, в «Бытии» — первооснова творения, «начало пути». В этом «начале» как бы содержится потенциально вся тварь.
В, 8-й главе «Притчей Соломоновых» это «начало» само себя именует «Премудростью».
С одной стороны, это таинственное «Начало» содержит в себе момент несозданности, ибо вытекает из недр Божественной безначальности, с другой стороны, это есть принцип, начало воетварности. Эту всетварность можно было бы назвать Божественными «идеями», которые сотворены Богом, — и в то же время сами творят мир {78].
Совокупность этих идей, эта всетварность, по выражению ап. Павла, и есть то, что С. Эриугена назвал «природой сотворенной и творящей». Бог-Слово, через которого все «начало^ быть», есть Творец идей, той совокупной личной всетварнос-ти, с которой Он от века соединен неслиянно и нераздельно. Эта одушевленная всетварность, личная Премудрость и есть то Божественное орудие, через которое Слово «мастерит» мир.
Устанавливается особого рода внутренняя связь между идеями и самим «Демиургом», пишет В. Ильин [78].
Идеи — это прототипы отдельных вещей. «Демиург» — их личная, живая совокупность — София. По Платону, «мир — одушевленное существо», «икона Творца». Однако, если между Богом и миром существует нераздельная связь через личную, целокупную софийную всетварность, то, с другой стороны, между миром и Богом есть отношение неслиянности. Между миром и Богом — пропасть.
Само небытие, из которого вызвана Тварь, есть таинственное дело рук Божиих и есть как бы потенциальная тварь, жаждущая бытия как высшего блага. «Ничто, небытие» есть «материя» твари: Божественные идеи «оформляют» материю, творческая совокупность идей и есть начало путей Божиих — София Премудрость. Идеи — суть персты Божественных сил, которыми мрак созданного «ничто» преобразуется в различные и реальные вещи Космоса.
Филон Александрийский установил двойную функцию идей — они принадлежат Богу; но в то же время и миру. Таким образом, «идея», «логос» является как бы скрепой, которая соединяет 2 мира — нетварный мир и феноменальный тварный мир. Логосный слой реальности — это «промежуточный» онтологический слой,
Дальнейшее развитие учение об умопостигаемом мире получило в трудах религиозных русских философов В.В. Зень-ковского, С.Л. Франка (к этой теме. мы вернемся в гл. 3).
Святоотеческая мысль показывает, что логос, идея в тварном бытии есть «присутствие» Нетварной мысли Бога в твари.
А.И. Сидоров, комментируя «Творения преп. М. Исповедника», писал, что «в логосе естества есть полная зависимость его по бытию от Бога («логос» есть энергия Божия) и независимость от условий внешнего существования» [172, с.187].
По его мнению, преп. М. Исповедник понимал «логос» как Божественную мысль, принадлежащую Логосу.
У Евагрия Понтийского «логос» каждой вещи есть онтологическая основа, смысловой центр ее бытия [62, 133]. У св. Гр. Паламы «логос» отождествляется с божественными «энергиями».
Божественная Мысль и есть проявление Божественной Энергии, как считали многие из святых отцов.
Таким образом, в Священном Предании содержится анти-номичность в высказывании о «логосе»:
— с одной стороны, «логос» — это Божественная Мысль, Божественная энергия;
— с другой стороны, «логос» — это часть тварного бытия — его умопостигаемый край — тварная сущность.
Именно здесь, вероятно, и совершается главное чудо — переход из одной Реальности в другую — из Горнего в дольнее, «пребывание» Одного в другом.
«Идеи в мире — от Бога, но в мире они не есть Бог и не делают мир Богом; они "пребывают" в тварном мире»», — так писал В. Зеньковский [68, с. 128].
Нетварная энергия творит тварную сущность — так можно понимать антиномию.
Логос есть и Нетварная энергия, и тварная умопостигаемая сущность.
Вспомним слова преп. М. Исповедника о том, что Бог есть Творческая Причина сущности, силы и действия, то есть, начала, середины и конца явления твари.
Тварная сущность, в свою очередь, выступает творящей силой, силой, созидающей «вещь», феномен тварного мира.
феномен («конец») содержится в сущности [ноумене, логосе] и «начале» потенциально.
«Середина» — это «переход», процесс становления потенциального в актуальное.
Умопостигаемая и чувственная части есть как бы края тварного бытия, писал Сидоров А.И. [172]. Как же происходит взаимодействие этих «краев»? Преп. Максим Исповедник и на этот вопрос предлагает свой ответ. «Всякая сущность вводит вместе с собою и предел самой себя, ибо ей присуще быть началом движения (= энергии, активности), созерцаемого в ней как возможность. .
Всякое естественное движение к действию, мыслимое после сущности и до действия, есть середина, поскольку оно естественным образом постигается как нечто среднее между обоими» [172]. Комментируя триаду «сущность движение — действие», А.И. Сидоров уточняет, что движение есть «середина», ибо оно возникает в сущности (потенциально содержась в ней) и влечет действие, которое является как бы «осуществлением» сущности [172, с. 321]. «А всякое действие, естественно ограничиваемое своим логосом," есть завершение мыслимого до него сущностного движения» (172, с. 215].
Под «логосом», ограничивающим это действие, следует, видимо, понимать ту внутреннюю идею (или принцип), которая определяет это действие — комментирует А.И. Сидоров [172, с. 321]. Таким образом, энергия, по мысли преп. М. Исповедника, есть движение сущности.
А.И. Сидоров пишет: «Понятие начала, середины и конца сближаются у преп. Максима с понятиями сущности, силы и деятельности» [172, с. I83]. Т.о., координата времени соединяет «сущность» и действие. Время «потенциальное» делает «актуальным».
Как пишет о. К. Копейкин (1993) [92], имманентно присущие тварному бытию Пространство и Время оказываются некими субстанциями, причем Пространство представляет собой как бы субстрат бытия. Время же служит связующим звеном между Богом и миром, превращающим абсолютную потенциальность Пространства в относительную актуальность тварного мира.
Таким образом, ВРЕМЯ — есть «системообразуюший фактор» тварного мира — время объединяет 2 края тварного мира — умопостигаемый, логосный, ноуменальный, сущностный, невидимый, содержащий потенцию, и — чувственный, феноменальный, видимый, актуальный.
56 -
Тварное бытие, по мнению преп. Максима Исповедника и св. Гр. Нисского, прерывно, существует в «интервале», следовательно, существует во времени.
В современной физике категории «пространства-времени» являются основополагающими и в последнее время пересматриваются и осмысляются с разных позиций.
Попытки познать сущность пространства-времени, анализируя свойства наполняющей его материи, неоднократно предпринимались естествоиспытателями на протяжении всей истории человечества, отмечает К.В. Копейкин [92]. Ньютон определял «абсолютное пространство» и «абсолютное время» как нечто «безотносительное к чему бы то ни было внешнему», как некое пассивное вместилище событий, основываясь на предположении об абсолютном характере физических процессов, независимых от условий наблюдения. Классическая механика с неизбежностью пришла к детерминизму. Сто<