Часть 1.0 единстве мира в богословии и

Часть 1.0 ЕДИНСТВЕ МИРА В БОГОСЛОВИИ И

НАУКЕ......................................................................................... 13

Часть I.

О ЕДИНСТВЕ МИРА В БОГОСЛОВИИ И НАУКЕ

Основные направления решений онтогносеологических вопросов секулярной человеческой мыслью

Г.И. Челпанов в 1900 г. писал, что нет возможности стро­ить философскую систему, «если не определить заранее, что может наш ум познать и от познания чего он должен отказать­ся навсегда». Необходимо определить заранее пределы челове­ческого познания [204].

С этой же мысли начал свой капитальный труд «Бытие и сознание» С.Л. Рубинштейн. Вопрос о связи психического с материальным это вопрос о познаваемости психических про­цессов. «Два вопроса — различные и даже как будто разнород­ные: один — гносеологический — о познавательном отно­шении психических явлений к объективной реальности, и дру­гой — естественнонаучный — о связи психического с миром, — взаимосвязаны настолько, что решив определенным обра­зом один из них, нельзя уже решить иначе, чем соответствен­ным, строго определенным образом, и другой» (150, с. 5].

«Главные» вопросы, над которыми тысячелетия бьется философская мысль — учение о бытии — онтология и учение о познании — гносеология, образуют узел всей психологической проблематики, как в ее теоретических, так и прикладных ас­пектах.

Вопрос о познаваемости и об истинности познания мира человеком неизбежно связан с вопросом о сущности и приро­де самого человека; есть ли в природе человека «органы» для адекватного познания мира, может ли человек познать мир до конца и во всей его полноте. Вопрос о полноте и истинности

знания с неизбежностью проистекает из Картины мира — сис­темы воззрения на мир, куда входит и человек.

Круговая взаимосвязь этих вопросов показывает, что ре­шение их не может быть «внутри» круга. Для решения хотя бы одного из этих вопросов надо выйти за «пределы» круга и при­нять один из постулатов, которые сформулировала человечес­кая мысль по поводу взаимоотношения основополагающих ка­тегорий. Во всех направлениях религиозно-философской и научной мысли таких основополагающих, фундаментальных категорий — две: материя и дух. И все многообразие направле­ний человеческой мысли всех времен и народов по вопросу о взаимоотношении этих категорий обобщается в три русла:

I — материя является «причиной» духа, порождает его и генерирует; сознание — это тоже движение материальных ато­мов, или особый вид телесных процессов, или их результат;

II — дух является причиной материи, определяет и детер-минирует-ее развитие;

III — дух и материя существуют параллельно друг другу, или дух и материя являются аспектами единой субстанции -— «духоматерии». Наличие «духоматерии» утверждает теория психофизического монизма, параллелизма — теория психофи­зического параллелизма, или дуализма.

Теория познания имеет своей целью определить отноше­ния между «бытием» и «мышлением»; ^ежду субъектом и объектом, между образом и объектом. Таковы ли объекты (на самом деле), как мы их познали? Теория познания должна определить, что в нашем познании принадлежит субъекту, и что — объекту.

Проблема познания мира человеком имеет разные реше­ния в трех основных направлениях философской мысли.

Естественно, что решение онтологического вопроса той или иной школой мысли определяет и решение гносеологи­ческой проблемы.

Рассмотрим более подробно, как решается гносеологичес­кая проблема в рамках материалистической, идеалистической, дуалистической и христианской парадигм.

Дуализм

Третье русло философских теорий — психофизический монизм и психофизиологический параллелизм (дуализм). Ду­ализм признает существование двух субстанций — материаль­ной и духовной. Декарт говорил, что материальная субстанция характеризуется одним свойством — протяженностью, а ду­ховная — способностью мышления. Коренное различие между ними: духовная субстанция не обладает протяженностью, а материальная — никогда не в состоянии мыслить. Декарт не смог решить вопроса о взаимодействии души и тела, которое происходит, несмотря на их различие.

Философами (Гольбахом, Ламетри) часто делался вывод, что если душа действует на протяженное тело, то значит, и она сама протяженна, а, следовательно, и материальна.

По мнению материалистов, между физическим и психичес­ким такое же отношение, как между причиной и следствием.

Г.И. Челпанов писал: «Многие думают, что появление ма­териализма во второй половине XIX в. было возможно только благодаря успехам естествознания»,... но это неверно... глав­ная причина -^ «в недостатках самой философии первой поло­вины XIX в. ... метод, которым пользовалась эта философия, был метод спекулятивный, умозрительный; это значит, что в своих построениях философы этого направления пренебрега­ли эмпирическими данными. Философия, пользовавшаяся та­ким методом, и была главной причиной появления материа­лизма» [204, с. 49].

И обыденной жизнью, и наукой накоплено огромное ко­личество фактов, показывающих взаимосвязь психических и телесных явлений. Когда имеет место процесс психический, то имеет место и процесс физический, и наоборот. Если оста­ваться в рамках эмпирического научного исследования, то можно только констатировать: всякому психическому процес­су соответствует определенный физический процесс.

Учение, утверждающее параллелизм физических и психи­ческих процессов, называется психофизическим параллелиз­мом, или дуализмом.

Любая интерпретация параллельности есть выход за пре­делы эмпирического научного исследования в область миро­воззрения.

По мнению С.Л. Рубинштейна, сведение психофизичес­кой проблемы в конце XIX — началеXX в. в психофизиологи­ческую (проблему души и тела) — вне отношения человека и его психической деятельности к окружающему миру — закры­вает путь к пониманию психической деятельности и делает проблему неразрешимой [150].

Законы для мира физического и психического оказывают­ся различными. Физический замкнутый круг явлений объяс­няется физическими законами. Движение материальное полу­чает начало из движения материального. Психическое получа­ет начало только из психического. В психическом мире дей­ствует психическая причинность. Какое-то воспоминание рож­дает определенное чувство. Психический мир также замкнут внутри себя.

Декартовский дуализм имеет агностический смысл: утвер­ждение разнородности психических и всех прочих функций организма превращается в утверждение принципиальной не­познаваемости их связи, их соотношения, признается, что раз­решение проблемы лежит по ту сторону научного знания.

Характерно, что на позициях психофизического паралле­лизма стоит ряд крупных физиологов — Шеррингтон, Экклз, Пенфилд, Беритов, а также психологов — Фехнер, Эббингауз, Келер, Ж. Пиаже.

Так, Фехнер считал, что взаимодействия между физичес­кими и психическими явлениями нет, между ними существуют только функциональные отношения, параллельность. В функ­циональных отношениях безразлично, какая переменная зави­симая, а какая независимая. Измерение интенсивности ощу­щений с введением минимального порога не свидетельствует в пользу материальности психических процессов.

Связь между психическим и физическим — это отношения обусловливающего к обусловленному (Авенариус), это связь функциональная: мысль есть функция мозга, но и физические изменения в мозгу суть функции изменений в психической сфере. Эмпирический параллелизм с научной точки зрения безупречен.

Ж.Пиаже полагал, что параллелизм между состояниями сознания и соответствующими физиологическими процессами означает изоморфизм между системами импликаций в широ­ком смысле и системами, относящимися к причинности.

32 .

Разновидность дуалистического параллелизма — гешталь-тистская теория изоморфизма Келера. Согласно Келеру два рода явлений — физиологических процессов в мозгу и фено­менальных психических процессов — объединяются общей динамической структурой.

Нетварное бытие

В православном богословии природа Бога Творца пред­ставлена как Божественная Сущность и Божественные энер­гии [90].

Бог — Единая Сущность в трех ипостасях — Бог-Отец, Сын и Святой Дух. Ипостаси в Троице неразделимы и несли-янны. Единосущный Бог обладает единой Божественной энергией, которая исходит от Отца и сообщается через Сына в Духе Святом. Проявление Святой Троицы вовне есть Ее Боже­ственная Нетварная энергия, внешнее по отношению к само­му Троичному бытию.

«Бог есть созидающая сущность и сверхсущностное Пер­воначало бытия, Он есть созидающая силу и наимогуществен­нейшая Основа; наконец, Он есть бесконечное и действенное состояние всякого действия. Кратко сказать, Бог есть Творчес­кая Причина сущности, силы и действия, то есть начала, сере­дины и конца» (преп. Максим Исповедник [172, с. 215]).

Попытаемся дальше развернуть и пояснить эту концентри­рованную мысль, выражающую основные догматы богословия.

Катафатическое богословие, богословие «Божественных имен», писал Вл. Лосский, утверждает, что Бог нисходит к нам

в Своих энергиях, которые Его проявляют. В акте творения Единосущная Троица дает познание о Себе через Свои природ­ные энергии. В Священном Писании даны Божественные име­на в соответствии с энергиями, в которых Бог сообщается, ос­таваясь неприступным по своей Сущности. Одна из антиномий утверждает доступность недоступной Божественной природы, где недоступна человеку Сущность Бога, а доступны познанию Его энергии. Таким образом, следует различать непостигаемую Божественную Сущность (апофатическое богословие) и позна­ваемые (переживаемые) нетварные Божественные энергии — то, что «после» Сущности, внешнее по отношению к самому Троичному бытию — Благодать, Любовь, Премудрость. Эта трансцендентная Божественная сила, Благодать, действует в христианских таинствах и мистическом эффекте аскезы [106].

Светоотеческое Предание и богословие веками отшлифо­вывало понятия Сущности Бога, Нетварного и тварного бы­тия, Нетварных и тварных энергий.

Св. Григорий Палама продолжил традицию, представлен­ную в трудах святых: Дионисия Ареопагита, Василия Велико­го, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника.

Так, св. Вас. Великий писал: «Нет ни сущности по приро­де без энергии, ни какой бы то ни было энергии без сущности, и больше того, мы познаем сущность через энергию, имея для удостоверения саму эту энергию как показание сущности: ведь Божией сущности никто никогда не видел, но мы все равно достоверно знаем эту сущность через ее энергии».

Некая аналогия мысли ев. Вас. Великого просматривается в секулярной науке. В. Джеме в своей обобщающей работе представил многочисленные свидетельства многообразного опыта религиозных переживаний [59]. В достоверности этого огромного опытного материала также не приходится сомне­ваться, как и в других эмпирических данных, хотя и получае­мых обычно другими путями через органы чувств.

Здесь можно привести аналогию из области физического знания: невидимая «черная дыра» в космосе обнаруживает себя по определенным гравитационным эффектам.

Термин «энергия» традиционно переводится с греческого языка как «действие». Св. Григорий Нисский: «природная энергия есть сила, обнаруживающая всякую сущность, кото­рой лишено только несущее, потому что сущее, причастное

той или иной сущности, во всяком случае причастно по при­роде и обнаруживающей ее силе» [126].

Так как в цитате «энергия» и «сущность» пишутся с малой буквы, то речь идет уже о тварном бытии. Взаимоотношения «сущности» и «энергии», таким образом, аналогичны как для Нетварного бытия, так и для Тварного бытия. Тварное бытие тоже имеет сущность, силу и действие. Всякое феноменальное явление имеет скрытую невидимую сущность.

Бог является не только первопричиной и Творцом Вселен­ной и человека, но Создающей Сущностью. Он «связывает, со­четает и ограничивает все, умопостигаемое и чувственное, про-мыслительно соединяя одно с другим и с Самим Собою. И бу­дучи Причиной, Началом и Концом, Он удерживает около Себя вещи, по природе отделенные друг от друга, заставляя их соединяться силою одной связи с Собою как с Началом» (преп. Максим Исповедник [172]). На языке западной философии это утверждение выражает наличие некоей идеальной субстанции, «первоосновы» мира. Современные физики сегодня тоже на­стойчиво возвращаются к различным гипотезам «единого поля», единого вакуума, «ничто», из которого возникло все, «эфира».

Бог — Первоначало, Первопричина, Наимогущественная основа тварного бытия. И далее у преп. Максима Исповедни­ка: «Благодаря этой силе [«Основе»] все приводится к неунич­тожимому и неслиянному тождеству движения и бытия, так что, при всем различии природы или движения, ни одно из сущих первоначально не восстает против другого и не отделя­ется от другого, но все без смешения соединено между собой посредством единой нерушимой связи и благодаря сохране­нию одного Начала и Причины» [172, с. 157].

Текст, написанный в VII в. монахом, очень напоминает образец научного «системного мышления»XX в.

Вселенную, Мир, созданный Богом — тварное бытие, с точки зрения позитивистского мышления концаXX в., можно рассматривать как Систему Систем, в которой все со всем свя­зано («Бог все во всем» [1 Кор. 15:28]) и которая имеет свою структуру, иерархию и законы. Бог же как «действенное Со­стояние всякого действия» (см. выше в цитате преп. М. Испо­ведника) по этой «логике» выглядит как «системообразующий фактор». «Фактор», образующий систему, находится вне ее, он

запределен ей, трансцендентен. Этот «Фактор» — действую­щая связь, которая «...упраздняет и покрывает собой все част­ные связи, зримые, соответственно природе каждого, во всех сущих. Однако она упраздняет и покрывает не разрушением, уничтожением или приведением их к небытию, но побеждая и являясь им сверху, как является целое частям, как причина -самому целому» [преп. Максим Исповедник, с. 157]. С утверж­дением, что эта «связь» — Бог — является «энергетической Первоосновой тварного мира», согласились бы, вероятно, се­годня многие современные ученые.

О. Василий Кривошеий, исследователь наследия св. Гр. Па-ламы, писал: «Бог есть и называется естеством всех существ, ибо все являются Его причастниками и образуются Его прича­стием — причастием Его энергий» ...в этом смысле Он является бытийностью существующих — «Всем для всех» [95]. «Миру не принадлежит его бытие — оно ему дано», — гласит исходный тезис С. Булгакова [32, с. 176].

А вот что по этому поводу пишет современный ученый С.С. Хоружий: «Учение В.И. Вернадского о ноосфере, фило­софские идеи Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, В.И. Муравь­ева и др., а вслед за ними и появление конкретных дисциплин, таких как семиотика, теория систем, синергетика, создают предпосылки нового единства знания и, более того, нового способа знания, глобального по своему охвату и универсально­го по своему методу. Намечающиеся контуры такого способа позволяют предположить, что в его рамках целокупная реаль­ность, и чувственная и духовная, могла бы описываться по об­разцу многоуровневой иерархической системы, причем единый каркас описания создавался бы путем универсальных структур­ных парадигм, прослеживаемых во всех уровнях реальности, где сложность организации достаточна для их наличия» [201, с. 412].

Метанаука

Общая Теория Систем

ОТС — Общую Теорию. Систем сегодня рассматривают как метанауку — как методологию для всех других частных конкретных наук.

Известный системолог М.С. Каган назвал системный под­ход «высшим достижением научной мысли в конце XX в.». Основной категориальный аппарат ОТС — «система», «само­организация», информация, «управление», «самоуправление», «структура», «элементы», «связь».

Развитие ОТС связано с изучением процессов организа­ции и управления, которые присутствуют в любых системах — технических, биологических, социальных, психологических.

С точки зрения ОТС, весь мир, Космос можно рассматри­вать как гигантскую Систему, состоящую из иерархии под­систем.

Общепринятое понятие «системы» в теории систем можно найти у Г. Акоффа: «Система — это совокупность из 2-х и бо­лее элементов, удовлетворяющих 3 условиям:

1. Поведение каждого элемента влияет на поведение целого.

2. Поведение элементов и их воздействия на целое взаи­мозависимы.

3. Если существуют подгруппы элементов, каждая из них влияет на поведение целого и ни одна не оказывает такого влияния независимо...

Каждая часть системы обладает качествами, которые теря­ются, если ее отделить от системы.

Каждая система обладает существенными качествами, ко­торые отсутствуют у его частей. Существенные свойства сис­темы, взятой как целое, вытекают из взаимодействия ее час­тей, а не из их действий, взятых в отдельности. Пб данной причине — и это главное — система есть целое, которое нельзя понять посредством анализа» [4, с. 38—39].

Самоорганизация

Одна из основных категорий ОТС — самоорганизация — носит междисциплинарный характер. Самоорганизация — это свойство, которое обеспечивает развитие сложных систем в природе и обществе.

В самом общем виде под самоорганизацией понимается свойство системы реагировать определенным образом на из­менение другой системы, выступающей по отношению к ней внешней. По мнению многих ученых, Вселенная есть резуль­тат самоорганизации материи.

И. Пригожий, автор новой научной дисциплины — синер­гетики, теории необратимых процессов, спасая материалисти­ческую парадигму мироздания, вводит новый взгляд на мате­рию, наделяя ее свойством «спонтанной активности» [146].

И. Пригожий и Стенгерс писали, что в состоянии равно­весия материя «слепа», в неравновесных условиях она обрета­ет способность воспринимать различия во внешнем мире [146].

Сегодня умы многих ученых привлекает это новое на­правление естественной науки — синергетика. Синергетика — это попытка материалистической науки ответить на вопрос — как возникла жизнь, живое. «Путем САМОорганизации мате­рии» — отвечает синергетика, анализируя процессы возник­новения порядка из хаоса.

Идея самозарождения жизни, «самоорганизации» (правда, без этого термина) впервые была высказана А.И. Опариным. Более полувека ряд ученых пытались доказать эту теорию экс­периментально, но у них это не получилось.

Свою теорию И. Пригожий основывает на открытии хими­ческих обратимых реакций (реакции Белоусова-Жаботинского).

Порядок, по мнению И. Пригожина, может спонтанно возникать из хаоса в результате самоорганизации, именно энт­ропию рассматривает он как прародительницу порядка [146]. Открытые системы, по теории И. Пригожина, создают подсис­темы, которые непрестанно флуктуируют. Флуктуация может разрушить организацию, систему. В этот переломный момент, который И. Пригожин называет точкой бифуркации, принци­пиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие системы — перейдет она к хаосу или на новый, более дифференцированный и более вы­сокий уровень упорядоченности. В этом случае система будет иметь диссипативную структуру, для поддержания которой требуется больше энергии, чем для поддержания более про­стой структуры, которая была прежде. До бифуркации в систе­ме действовали законы детерминизма.

Для возникновения более упорядоченной необратимой диссипативной структуры необходим приток энергии извне.

Всю Вселенную И. Пригожий рассматривает как незамк­нутую нелинейную неравновесную структуру со свойством необратимости [146].

44 .

Необратимость, утверждает И. Пригожин, не может быть в мире с обратимым временем; Происхождение необратимости, таким образом, есть космологическая проблема, как и пробле­ма необратимости времени, которое возникло с образованием Вселенной.

В таком случае закономерен вопрос — откуда Вселенная получает приток энергии для «закрепления» в ней необрати­мости процессов? Сам И. Пригожин, развивая «новый взгляд на роль материи» — считает ее не пассивной субстанцией, а обладающей свойством спонтанно самоорганизовываться, черпая, по-видимому, энергию для этого из самой себя. Но далеко не все представители естественных наук. согласны с концепцией И. Пригожина.

Так, Е. Седов и Д. Кузнецов полагают, что органические химические реакции, участвующие в формировании жизни, являются обратимыми и эти виды синтеза самопроизвольно осуществляться не могут. Без средств, делающих необратимы­ми обратимые химические реакции, ни в каком первобытном океане никогда не мог начаться синтез жизни, сколько бы времени ни было для этого предоставлено. Жизнь на земле возникла в результате воздействия разумной информации на материю [155].

Это мнение, что в рамках термодинамики необратимых стационарных процессов невозможно объяснить прогрессив­ную эволюцию живой материи, разделяет и Тринчер К. [174}. Концепция образования первичной генетически программи­рованной клетки с помощью самопроизвольного развития яв­ляется анахронизмом. Живые системы явились не только стойкими образованиями, но и обладали свойством неограни­ченно усложнять свою структуру. Заслуга неравновесной тер­модинамики заключается в том, что она сумела выявить меха­низмы антиэнтропийных процессов, не противоречащих II началу термодинамики, поскольку локальное уменьшение эн­тропии самоорганизующей системы всегда оплачивается боль­шим по абсолютной величине возрастанием энтропии внеш­ней среды (155].

Таким образом, теоретическая гипотеза Опарина о само­произвольном зарождении жизни на Земле в «первобытном бульоне» у многих современных ученых вызывает большие со­мнения.

«Спонтанность» возникновения порядка из хаоса в ре­зультате самоорганизации, как и дальнейшее поддержание порядка в «самоорганизующейся системе», требует притока энергии. Если открытые подсистемы получают ее из Вселен­ной, то «откуда» поступает энергия в Систему «Вселенная»? Как возникла эта Первая Система «Вселенная»? Этих ответов в синергетике нет. Проблема «Первотолчка», Первопричины синергетикой с повестки «Происхождения Вселенной» не снимается.

Итак, Первопричина, Первотолчок, образующий систему «Вселенная», Фактор, обеспечивающий ее целостность, гармо­ничность и взаимосвязь всех подсистем, в нее входящих, -— та­ковы аспекты видения научным мышлением Бога-Творца. Действия Творца, которыми Он создал мир, запредельны это­му миру, значит — инокачественны, таковы, что нам в преде­лах этого мира их не понять. Этими Действиями держится наш мир и в настоящем. Эти Действия Его мы называем «энерги­ей» этого мира. Движение, энергия — это сущностное свой­ство тварной природы.

Энергия

«Энергия» — другая из самых распространенных в совре­менном научном позЕнании категорий. То, что Бог повсюду присутствует, и все вмещает («Его же не вмещает ничто»), бла­женный Кирилл именует богодостойной энергией и силой.

Иоанн Златоуст называет сущностной энергией Бога то, что Его нигде нет, не из-за небытия, но из-за возвышения над местом, временем и природой.

Физики под «энергией» понимают единую меру различных форм движейия материи. Качественно различным формам движения материи соответствуют виды энергии: механичес­кая, внутренняя, электромагнитная, химическая, ядерная, ко­торые все имеют количественные характеристики.

Если рассматривать категорию «энергии» в более широком смысле, то ее можно понимать как меру активности (действия, работы) — т.н. актуальная энергия или как способность к ак­тивности — потенциальная энергия.

Любое материальное тело или явление СПОСОБНО быть активным. Этимология слова «с-пособность» — «с-пособием»,

«пособить» — что значит «помочь». «С-пособность» — значит с помощью (чего-то, кого-то) что-то сделать, с Чьей-то помо­щью проявить активность.

Само ли тело может двигаться? Мы говорим: «тело может двигаться, если обладает энергией (= обладает помощью!). «Само» тело не может ничего. Даже остановиться, — Так ут­верждает закон инерции.

Из опыта физики установлено, что физические тела полу­чают эту «способность к активности» — энергию — друг от друга. Один из первых постулатов физики утверждает, что энергия не исчезает в замкнутой системе (а как таковую мож­но рассматривать Вселенную), а лишь переходит из одной формы в другую. И закономерный вопрос «Откуда же взялась та первая энергия, которая стала переходить из формы в фор­му?» приводит к ответу о необходимости Первотолчка. У св. Вас. Великого есть учение о даре активности. Этот дар актив­ности, сообщенный Земле при творении мира, действующий и доныне, связывает мир с его Творцом [35]. И второй Вопрос к этому постулату о сохранении энергии — «Откуда во Вселен­ной это конечное «количество энергии?» — тоже не может иметь ответа, кроме: «Таким образом она была сотворена» (если не верить в утверждение, что Вселенная возникла слу­чайным образом). «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» [Бытие, 2:2].

Тварное бытие

Преп. Максим Исповедник: «Каждый из миров (умопос­тигаемый и чувственный), сращенных в единении, не отвер­гает и.не отрицает другого, по закону Творца, соединившего их и, соответственно этому закону, в них заложен логос еди-нообразующей силы, не позволяющий быть в неведении, не­смотря на природную инаковость двух миров, относительно тождества их по ипостаси в этом единении. Также непозволи­тельно утверждать, что своеобразные свойства, замыкающие каждый из миров в самом себе и ведущие к разделению и разъединению их, обладают большей силой, чем дружествен­ное родство, таинственным образом данное им в единении. Сообразно этому родству осуществляется всеобщий и единый способ незримого и неведомого присутствия в сущих всесо-держащей Причины, разнообразно наличествующей во всех и делающей их несмешанными и нераздельными как в самих себе, так и относительно друг друга, показывая, что эти су­щие, согласно единообразующей связи, принадлежат скорее друг другу, нежели самим себе» [172, т. I, с. 168]. Что же объе­диняет эти «миры», что держит их вместе, не давая рассы­паться?

Всесодержащая причина, наимогущественнейшая основа — тот самый «системообразующий» «фактор». Бог, Его Нетварная Энергия.

Божественное слово, Логос является принципом связи всего тварного бытия.

Слово —Логос содержит в себе логосы всех сущих в твар-ном мире.

«Все и во всем Сам (Христос)» [Гал, 3:28] [Кол. 3:11]. " Который одной простой и беспредельно мудрой силой Своей Благости все заключает в Себе, подобно тому, как центр соединяет в себе прямые линии вследствие одной про­стой и единственной причины и силы. Он не позволяет нача­лам сущих рассыпаться по периферии, но замыкает их центро-

52 -

бежные стремления, приводя к Себе многоразличные виды су­щих, получившие бытие от Него» {172, т. I, с. 158].

Таким образом, Нетварная Энергия Божья объединяет умопостигаемый и чувственный края тварного мира.

Св. Гр. Палама, продолжая святоотеческую традицию, го­ворил, что Бог устроил этот мир как некое отображение над-мирного мира.

О предвечном бытии прообразов тварного мира говорили и св. Дионисий, и преп. Иоанн Дамаскин, и преп. Симеон Новый Богослов. Осуществляющиеся логосы существ, кото­рые объединение предсуществуют в Боге, и которые богосло­вы именуют прообразами, премудростью Божией, мыслями Бога, предначертаниями или божественными благими хотени­ями — они определяют и создают все сущее, тварное бытие. Премудрость Божья — Его нетварная Энергия в икономии Домостроительства таинственно образует тварную энергию, которая является вселенской константой. Это — чудо, это тайна, недоступная человеческому разуму, имеющему свои пределы, «это непреодолимый для естествознания момент — переход из "ничего" в нечто»», — писал физик-богослов В.Н. Ильин [78].

И все же человеческая мысль не может смириться с преде­лом человеческого познания и упорно возвращается к этой «тайне».

Премудрость Божья выступает у разных мыслителей, бьющихся над этой «тайной», под разными именами: Со­фия. Всеединство, Всетварность, Мировая Душа (B.C. Соло­вьев, С. Булгаков, П. Флоренский, В.Н. Ильин, св. Феоф. Зат­ворник и мн. др.). По мнению В.Н. Ильина, София — это тварная энергия Слова — Логоса [78]. Творенье мира начина­ется со Слова. Слово — 2-я Ипостась Троицы — Христос.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [Еванг. От Иоанна, 1:1].

«В начале» из книг Бытия и Евангелия — это два совер­шенно различных «начала». В Евангелии — начальный прин­цип Бога — Слово, через которое сотворен мир, в «Бытии» — первооснова творения, «начало пути». В этом «начале» как бы содержится потенциально вся тварь.

В, 8-й главе «Притчей Соломоновых» это «начало» само себя именует «Премудростью».

С одной стороны, это таинственное «Начало» содержит в себе момент несозданности, ибо вытекает из недр Божествен­ной безначальности, с другой стороны, это есть принцип, на­чало воетварности. Эту всетварность можно было бы назвать Божественными «идеями», которые сотворены Богом, — и в то же время сами творят мир {78].

Совокупность этих идей, эта всетварность, по выражению ап. Павла, и есть то, что С. Эриугена назвал «природой сотво­ренной и творящей». Бог-Слово, через которого все «начало^ быть», есть Творец идей, той совокупной личной всетварнос-ти, с которой Он от века соединен неслиянно и нераздельно. Эта одушевленная всетварность, личная Премудрость и есть то Божественное орудие, через которое Слово «мастерит» мир.

Устанавливается особого рода внутренняя связь между идеями и самим «Демиургом», пишет В. Ильин [78].

Идеи — это прототипы отдельных вещей. «Демиург» — их личная, живая совокупность — София. По Платону, «мир — одушевленное существо», «икона Творца». Однако, если меж­ду Богом и миром существует нераздельная связь через лич­ную, целокупную софийную всетварность, то, с другой сторо­ны, между миром и Богом есть отношение неслиянности. Между миром и Богом — пропасть.

Само небытие, из которого вызвана Тварь, есть таин­ственное дело рук Божиих и есть как бы потенциальная тварь, жаждущая бытия как высшего блага. «Ничто, небытие» есть «материя» твари: Божественные идеи «оформляют» материю, творческая совокупность идей и есть начало путей Божиих — София Премудрость. Идеи — суть персты Божественных сил, которыми мрак созданного «ничто» преобразуется в различ­ные и реальные вещи Космоса.

Филон Александрийский установил двойную функцию идей — они принадлежат Богу; но в то же время и миру. Таким образом, «идея», «логос» является как бы скрепой, которая со­единяет 2 мира — нетварный мир и феноменальный тварный мир. Логосный слой реальности — это «промежуточный» он­тологический слой,

Дальнейшее развитие учение об умопостигаемом мире по­лучило в трудах религиозных русских философов В.В. Зень-ковского, С.Л. Франка (к этой теме. мы вернемся в гл. 3).

Святоотеческая мысль показывает, что логос, идея в тварном бытии есть «присутствие» Нетварной мысли Бога в твари.

А.И. Сидоров, комментируя «Творения преп. М. Исповед­ника», писал, что «в логосе естества есть полная зависимость его по бытию от Бога («логос» есть энергия Божия) и незави­симость от условий внешнего существования» [172, с.187].

По его мнению, преп. М. Исповедник понимал «логос» как Божественную мысль, принадлежащую Логосу.

У Евагрия Понтийского «логос» каждой вещи есть онто­логическая основа, смысловой центр ее бытия [62, 133]. У св. Гр. Паламы «логос» отождествляется с божественными «энер­гиями».

Божественная Мысль и есть проявление Божественной Энергии, как считали многие из святых отцов.

Таким образом, в Священном Предании содержится анти-номичность в высказывании о «логосе»:

— с одной стороны, «логос» — это Божественная Мысль, Божественная энергия;

— с другой стороны, «логос» — это часть тварного бытия — его умопостигаемый край — тварная сущность.

Именно здесь, вероятно, и совершается главное чудо — переход из одной Реальности в другую — из Горнего в доль­нее, «пребывание» Одного в другом.

«Идеи в мире — от Бога, но в мире они не есть Бог и не делают мир Богом; они "пребывают" в тварном мире»», — так писал В. Зеньковский [68, с. 128].

Нетварная энергия творит тварную сущность — так можно понимать антиномию.

Логос есть и Нетварная энергия, и тварная умопостигае­мая сущность.

Вспомним слова преп. М. Исповедника о том, что Бог есть Творческая Причина сущности, силы и действия, то есть, на­чала, середины и конца явления твари.

Тварная сущность, в свою очередь, выступает творящей силой, силой, созидающей «вещь», феномен тварного мира.

феномен («конец») содержится в сущности [ноумене, ло­госе] и «начале» потенциально.

«Середина» — это «переход», процесс становления потен­циального в актуальное.

Умопостигаемая и чувственная части есть как бы края тварного бытия, писал Сидоров А.И. [172]. Как же происходит взаимодействие этих «краев»? Преп. Максим Исповедник и на этот вопрос предлагает свой ответ. «Всякая сущность вводит вместе с собою и предел самой себя, ибо ей присуще быть на­чалом движения (= энергии, активности), созерцаемого в ней как возможность. .

Всякое естественное движение к действию, мыслимое после сущности и до действия, есть середина, поскольку оно естественным образом постигается как нечто среднее между обоими» [172]. Комментируя триаду «сущность движение — действие», А.И. Сидоров уточняет, что движение есть «середи­на», ибо оно возникает в сущности (потенциально содержась в ней) и влечет действие, которое является как бы «осуществле­нием» сущности [172, с. 321]. «А всякое действие, естественно ограничиваемое своим логосом," есть завершение мыслимого до него сущностного движения» (172, с. 215].

Под «логосом», ограничивающим это действие, следует, видимо, понимать ту внутреннюю идею (или принцип), кото­рая определяет это действие — комментирует А.И. Сидоров [172, с. 321]. Таким образом, энергия, по мысли преп. М. Ис­поведника, есть движение сущности.

А.И. Сидоров пишет: «Понятие начала, середины и конца сближаются у преп. Максима с понятиями сущности, силы и деятельности» [172, с. I83]. Т.о., координата времени соединя­ет «сущность» и действие. Время «потенциальное» делает «ак­туальным».

Как пишет о. К. Копейкин (1993) [92], имманентно прису­щие тварному бытию Пространство и Время оказываются не­кими субстанциями, причем Пространство представляет собой как бы субстрат бытия. Время же служит связующим звеном между Богом и миром, превращающим абсолютную потенци­альность Пространства в относительную актуальность тварно­го мира.

Таким образом, ВРЕМЯ — есть «системообразуюший фак­тор» тварного мира — время объединяет 2 края тварного мира — умопостигаемый, логосный, ноуменальный, сущностный, невидимый, содержащий потенцию, и — чувственный, фено­менальный, видимый, актуальный.

56 -

Тварное бытие, по мнению преп. Максима Исповедника и св. Гр. Нисского, прерывно, существует в «интервале», следо­вательно, существует во времени.

В современной физике категории «пространства-времени» являются основополагающими и в последнее время пересмат­риваются и осмысляются с разных позиций.

Попытки познать сущность пространства-времени, анали­зируя свойства наполняющей его материи, неоднократно предпринимались естествоиспытателями на протяжении всей истории человечества, отмечает К.В. Копейкин [92]. Ньютон определял «абсолютное пространство» и «абсолютное время» как нечто «безотносительное к чему бы то ни было внешне­му», как некое пассивное вместилище событий, основываясь на предположении об абсолютном характере физических про­цессов, независимых от условий наблюдения. Классическая механика с неизбежностью пришла к детерминизму. Сто<

Наши рекомендации