Самоорганизация и управление в развитии общества
Общество как качественно специфическая часть материального мира является высшей формой его движения. Возникнув в результате эволюции природы как ее естественное продолжение, оно с самого начала своего существования определялось своими особыми системными характеристиками и специфическими законами развития. В отличие от специальных общественных дисциплин, которые исследуют отдельные аспекты социальной жизни, философия изучает состояние общества как целостной системы, общесоциологические законы его функционирования и развития, а также взаимодействие его с природой и миром в целом. Законы общественного развития, как и законы природы, являются объективными, но в отличие от последних реализуются только через деятельность людей. Поэтому изучение общественных законов необходимо предполагает включение в их содержание субъективного фактора, который определяет механизм и форму их реализации. Через совокупную деятельность миллионов людей многих поколений проявляется содержание и направленность социальных процессов, которые реализуются как единый цивилизационный процесс развития человечества.
Вопросы о том, развивается общество или остается неизменным, и если развивается, то каковы причины и движущие силы изменений, к каким результатам они приводят, в философии истории всегда рассматривались как основные, определяющие содержание всех остальных проблем. Но ответы на эти вопросы были прямо противоположными. Не являются они однозначными и в настоящее время. Такая ситуация в социальной сфере определяется: во-первых, исключительной сложностью самой общественной системы; во-вторых, в обществе, в отличие от других материальных систем, действует наделенный сознанием человек; и, в-третьих, социальная неоднородность общества сопровождается присутствием идеологических аспектов при объяснении социальных процессов. Наличие двух последних факторов может создавать представление о том, что в обществе, в отличие от природы, вообще отсутствуют объективные законы, а главным условием изменений является человеческий разум.
Такие взгляды на историю общества господствовали вплоть до середины XIX в. Одной из наиболее известных фигур в социологии того времени являлся О. Конт, который признавал наличие в обществе материальных и духовных факторов, считал в качестве ведущего человеческий разум. Он писал, что ему удалось открыть «великий и основной закон» развития человечества, который устанавливал, что сначала изменяются идеи, затем нравы, и наконец, меняется само общество. Основоположник органической школы в социологии, Г. Спенсер сравнивал общество с живым организмом, считал, что оно состоит из индивидов, подобно тому, как организм состоит из клеток. Законы эволюции одинаковы в природе и обществе. Нормальным состоянием общественной системы, как и любой другой, является равновесие, нарушение которого в виде революций, потрясений и т. д. характеризуется как социальная болезнь. Хотя Спенсер и говорит о неких законах эволюции, он считает, что они непознаваемы, поскольку человек может воспринимать лишь явления, а не сущность. Французский социолог и философ второй половины XIX в. Э. Дюркгейм, подвергнув критике взгляды Конта и Спенсера за их попытки свести общественные явления к психологическим и биологическим факторам, также не преодолел идеалистические воззрения на содержание общественных процессов. Утверждая, что единицей социологического исследования является не индивид, а группа, он отождествлял материальные и духовные факторы, считал, что ведущую роль в социальной эволюции играют коллективные представления. В данном случае сознание индивида как основа развития общества было заменено групповым сознанием, что не имеет принципиального значения в методологическом отношении.
С появлением марксизма впервые был выработан материалистический подход к обоснованию общественных процессов. К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули теорию социального детерминизма, установили, что законы развития общества являются объективными, не зависящими от воли и сознания людей. Разработав теорию общественно-экономических формаций, К. Маркс показал, что их развитие и смена являются реальным воплощением действия объективных социологических законов. Особенность этих законов заключается в том, что они проявляются не автоматически, как это имеет место в законах механики, физики и т. д., а через деятельность людей, реализуясь в связи с их сознанием, и предстают во взаимодействии материальных (определяющих) и идеальных (ведущих) факторов. Марксизм исходит из того, что среди многообразных социальных процессов определяющую роль играют экономические, но это, однако, не означает, «что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное — лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь».* Маркс и Энгельс говорили об исключительной сложности научного анализа общественных законов, поскольку они осуществляются весьма запутанным и приблизительным образом.
* См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 39. С. 175.
В современной западной социологии большинство концепций, относящихся к описанию общества, в различных вариантах по-прежнему утверждают, что причиной и источником изменений являются человеческий разум и активность творческих личностей. Так основоположник деконструктивизма французский философ Ж. Деррида отрицает понятие бытия как присутствия. Мир, в том числе и социальный, предстает как нечто неопределенное, в котором постоянно происходят акты разрушения, отрицания и реконструкции, инициированные сознанием человека и лишенные каких-либо закономерностей. О кризисе социологической науки свидетельствует и постмодернизм, который претендует на объяснение дел сегодняшнего дня, ссылаясь при этом на информационно-технологические процессы как якобы нематериальные. В социотехнической реальности, утверждают представители этого направления, происходит превращение вещно-предметной среды в знаковую, а техники — в нематериальную систему, поскольку в ее содержании все большую роль играет информация. При этом человек как личность исчезает и становится элементом этой системы, полностью подчиняющимся в своем поведении ее требованиям. В этих условиях, по их мнению, наука становится все более открытой для религии и теологии. Характерным для современной западной социологии является также односторонний подход в исследовании общества, когда отдельные стороны общественной жизни абсолютизируются и превращаются в самодовлеющие: например, «технологический детерминизм», «общество массового потребления» и т. д.
Материалистическая точка зрения по данному вопросу основывается на том, что законы общества объективны и являются продуктом его внутренней самоорганизации на основе материального производства. Они определяют необходимые, существенные, устойчивые связи в отношениях между людьми и реализуются через деятельность социальных групп, имеющих свои, иногда взаимно противоположные, цели. В результате взаимодействия многообразных и разнонаправленных интересов и сил складывается равнодействующая, определяющая содержание закона. Совокупность законов формирует закономерность или тенденцию развития. Общественные законы, будучи объективными, не могут быть изменены по чьему-либо желанию или воле, но в зависимости от конкретно-исторических условий обладают своеобразием формирования и действия. Они носят статистический, вероятностный характер, в их проявлении велика роль случайностей, но они выражают объективный ход истории и имеют направленное развитие. Важнейшими социальными законами являются: закон обусловленности общественного сознания людей общественным бытием, закон определяющей роли материального производства в жизни общества, закон свободы как осознанной необходимости и др.
Появление теории систем и разработка системного подхода как метода исследования позволяют в настоящее время рассматривать общество как большую сложную систему, функционирование которой подчинено некоторым общим для всех типов систем закономерностям. Получившая развитие синергетика устанавливает, что к их числу относятся такие характеристики систем, как открытость (для вещества, энергии и информации), нелинейность, удаленность от состояния равновесия, наличие бифуркационных периодов, возможность случайных флуктуаций, непредсказуемость окончательных результатов и др. Синергетика, имея своей парадигмой процессы самоорганизации и изучая состояния нестабильных систем, является наукой о становлении порядка из хаоса. Это принципиально новый уровень изучения законов развития материального мира, в том числе и социальных законов.
Самоорганизация — это такое закономерное развитие материальных систем, которое определяется внутренними причинами и состоянием самой системы. Но в отличие от процессов самоорганизации в природных системах, в которых они осуществляются автоматически, в системных образованиях социального типа они изначально связаны с необходимостью их организации или управления как целенаправленного воздействия со стороны субъективного фактора на их состояние. Социально-экономические законы, правовые, нравственные и другие регулятивы выступают в обществе как результат имманентного развития самой системы, следствие ее самоорганизации, тогда как целенаправленное воздействие, связанное с обеспечением ее устойчивости, является содержанием процесса управления. Самоорганизация и управление в развитии социальных систем необходимо взаимосвязаны и дополняют друг друга. От характера их взаимодействия зависит состояние системы. Так, например, рыночную экономику в нашей стране надо понимать как многоукладную, с сильной государственной властью, способной в сложных условиях оказать направленное воздействие для позитивного развития общественных процессов. Необходимость этого подтверждает практика всех экономически развитых стран.
Основным препятствием сегодня в управлении обществом остается некомпетентность и идеологическая ограниченность основных политических сил во взглядах на его устройство. Во-первых, — это либерализм, считающий ненужным государственное управление вообще, так как якобы рынок сам автоматически устанавливает порядок. Во-вторых, — консерватизм, исходящий из необходимости статичного, неизменного состояния основных параметров общественной жизни. Но, хотим мы того или не хотим, социальная практика поставила человека перед необходимостью научного обоснования процессов общественного развития, знания их законов, тогда как навязывание обществу волюнтаристских решений поставило его сегодня на грань гибели и уничтожения. Задача заключается в том, чтобы, руководствуясь научными данными и опираясь на знание требований объективных законов, разработать программу выхода из кризиса, а не оправдывать и не обосновывать хаос.
Литература
Васильчук Ю. А. Эпоха НТР: новые основы массового производства и общество // Полис. 1996. № 2.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Дилегенский Г. Г., Лекторский В. А. Проблемы целостного мира // Вопр. философии. 1990. № 12.
Зотов А. Ф., Шевченко В. Н. Очерки социальной философии. М., 1994.
Иноземцев В. Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопр. философии. 1997. №10.
Козловский П. Современность постмодерна // Вопр. философии. 1995. №10.
Кутырев В. А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала. // Вопр. философии. 1998. № 5.
Панарин В. И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопр. философии. 1998. № 7.
Парсонс Г. Человек в современном мире. М., 1985.
Рузавин Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества //Вопр. философии. 1995. № 8.
Социальная теория: к новой парадигме (материалы «круглого стола») //Полис. 1995. № 4.
ТоффлерА. Новая волна на Западе. М., 1986.
Экономическая теория на пороге XXI века. СПб., 1996.