Творчество и познание. Единство объекта и субъекта в познании.
Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание — объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание — обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Однако существует такое учение, как агностицизм (от греч.agnostos — непознаваемый), представители которого отрицают(полностью или частично) принципиальную возможность познания реального мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.
В отличие от агностиков сторонники скептицизма (от греч.skeptitos — рассматривающий, исследующий) не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности егопознания, либо, не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате (скептицизм как «паралич истины»).
В диалектико-материалистической философии познаниепонимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом («гносеологическим Робинзоном»), а как сложный диалектический социокультурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Данный процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе изменения им этой действительности, т. е. в ходе социально-исторической практики.
Теория познания (гносеология) — раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности,субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.
Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов познания в целом. Этим специально занимается философия (точнее, гносеология как один из основных ее разделов), опираясь на данные других наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса.
Характерной особенностью познавательного процесса начала XXI в. является изменение характера объекта и усиление ролимеждисциплинарных комплексных подходов в его изучении..
В современной методологической литературе все более склоняются к выводу о том, что если объектом классической наукибыли простые системы, а объектом неклассической науки —сложные системы, то в настоящее время внимание ученых всебольше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своейорганизации. Причем возникновение каждого нового уровняоказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связикомпозицию их элементов.
Нужным понятием, которое сегодня все шире входит в современную теорию познания, является понятие виртуальнойреальности (виртуальный — возможный, такой, который может или должен проявиться при определенных условиях). Данное понятиепришло из квантовой физики, где под виртуальными частицамистали понимать частицы в промежуточных состояниях,существующих короткое время At с их энергией в соотношении неопределенностей.
Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из этих этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества.
Уже на ранних этапах истории человечества существовалиобыденно-практическое и игровое познания. Важную роль здесь и впоследствии играли мифологическое и художественно-образное познания. Одними из древних форм являются религиозное и философское познания. Большую известность приобрела концепция личностного знания, разработанная британским ученымXX в. М. Полани. Есть и другие классификации форм знания и познания, в частности, научное и вне научное, эссенциалитские и феноменолистические и т.п.