Философские категории «причина» и «следствие», «необходимость» и «случайность».

Детерминизм (от лат. determino - определяю), философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

Причина и следствие

Одним из важных типов всеобщей связи является причинно-следственная связь. В ней причина - то, что вызывает следствие, следствие - результат действия причины. Причинно-следственная связь характеризуется некоторыми чертами. Она объективна - существует в самой действительности независимо от сознания. Она всеобща - любое событие, или явление, всегда имеет свою причину, беспричинных явлений не бывает. Она носит необходимый характер - определенная причина всегда при наличии соответствующих условий вызывает одно и то же следствие. Причина отличается от условий, т.е. совокупности внешних причин (внешних взаимодействий). Она активный, действующий фактор, вызывающий событие.

Необходимость и случайность
Изучение данных категорий важно для правильного решения ряда теоретических проблем, для обоснования научной позиции в дискуссии с представителями идеализма и метафизики, неверно толкующих, а то и прямо отрицающих необходимость, извращающих соотношение необходимости и случайности. Для глубокого раскрытия содержания этих категорий следует рассматривать их в единстве и взаимосвязи. Под необходимым понимают то, что обусловлено внутренними причинами и сущностью процессов, что подготовлено всем предшествующим развитием и поэтому наступает неизбежно. Необходимость выражает упорядоченный характер развития мира, его закономерность* необходимость связана с общим. Случайность, существующая вместе с необходимостью, есть явление объективное. Она вытекает из внешних связей, а поэтому может быть или не быть. Случайность связана с единичным. Как и все явления, случайные явления имеют свои причины. Понимание случайности как беспричинного явления - характерная ошибка обыденного сознания. Для правильного понимания случайности важно уяснить ее относительность. Абсолютной, то есть случайной во всех отношениях, случайности нет. Какое-то явление может быть случайным лишь по отношению к определенной закономерной связи. В другом отношении это же явление необходимо. Таким образом, случайность есть внешнее по отношению к данному процессу явление, возможное, но обязательное для него, хотя оно имеет причину, связано с сущностью других процессов и необходимо в них. Рассмотрев связи и взаимопереходы необходимости и случайности, следует уяснить положение о том, что случайность есть дополнение и форма проявления необходимости, означающее, что чистой необходимости без случайностей ни в природе, ни в обществе не бывает.

42. Философские категории «сущность» и «явление», «содержание» и «форма».

Явление и сущность

Это категории, которые определяют различные ступени познания, каждый из которых отражает реальный уровень глубины постижения объекта. Сущность - это философская категория для обозначения внутренней, относительно скрытной и устойчивой стороны объективной действительности, которая определяет природу предмета, процесса и присущие им закономерности развития. Явление-это категория для обозначения в предмете, процессе того, что находит проявление непосредственно, предстает перед нами.

Диалектический взаимосвязь между сущностью и явлением проявляется в том, что:

а) сущность и явление неразрывно связаны между собой явление не может существовать без того, что в нем есть, то есть без сущности.

б) единство сущности и явления не означает, что они совпадают, тождественны. Сущность всегда скрыта за явлением.

в) явление более динамичное, изменчивое, чем сущность, а сущность стойка, менее переменная г) явление более богатое, чем сущность. Оно имеет в себе не только выявление внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и любые случайные отношения, особенные черты этого объекта

Специфической формой взаимоотношения сущности и явления является видимость. Это одностороннее неадекватное отображение нашими ощущениями проявления сущности вещей, точнее, определенных сторон сущности. Цель научного познания и состоит в том, чтобы за видимостью раскрыть сущность вещей.

Содержание и его форма

Эти категории являются дальнейшей конкретизацией сущности и явления. Содержание - это совокупность элементов, сторон, свойств, связей и тенденций, составляющих данный предмет, процесс, явление

Может содержание существовать сам по себе?

Содержание всегда должен быть оформлено - иначе его нет. Следовательно, любому предмету, явлению присущи не только содержание, но и форма. Форма - это способ организации предметов и процессов, которые составляют содержание. Диалектическое взаимодействие между содержанием и формой проявляется в том, что:

1) содержание и форма находятся в тесной взаимосвязи Ни при каких реальных условий, нигде и никогда не существует неоформленного содержания и бессодержательной формы

2) в единстве содержания и формы главный смысл. Форма всегда изменяется вследствие трансформации содержания не какая-то внешняя сила, а именно содержание формирует себя.

3) единство формы и содержания предполагает относительную самостоятельность, активную роль формы над содержанием.

Наши рекомендации