Предмет онтологии. Толкование основных онтологических категорий.
Онтология– это учение о бытии в целом, о всеобщих формах и закономерностях бытия. Онтология - раздел философии изучающий бытие и сущее. Предметом изучения онтологии является бытие.
Основной вопрос онтологии: что существует?
Категории онтологии:
Бытие -Это то, что есть. Это всеобщая, универсальная и единственная способность существовать, которой обладает любая реальность.
Небытие – полное отсутствие чего – либо, абсолютное ничто. Это то чего не существует и то о чем мы не можем помыслить.
Сущее – категория онтологии, употребляется для обозначения как всей совокупности всех имеющихся вещей, так и для каждой отдельной вещи, иногда сущее как синоним бытия.
У Хайдеггера сущее противоположно бытию и является единству двух аспектов: бытия и сущности.
В античности сущее включало как человека, так и богов. Для Платона сущее присуще бытию.
В средневековой философии сущее - это творение бога, вся полнота бытия присущее богу.
В эпоху нового времени совокупность вещей, причин и условий. Даже человек является вещью, хотя и центральной.
Сущность - внутреннее существование предметов, выражается во всех формах его бытия.
Ничто – это бытие не-сущего или возможность сущего. Ничто это то потаенное, из чего бытие выводит сущее на свет.
Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Движение – любые изменения. Движение абсолютно и относительно.
Пространство – протяжённость и взаимное расположение материальных объектов и их элементов.
Время – философская категория для обозначения продолжительности протекания различных процессов и степени интенсивности качественных изменений.
Субстанция представляет собой основу, предельное основание мироздания, к которому сводятся все конечные формы его проявления. В этом смысле для субстанции нет ничего внешнего, ничего вне ее, что могло бы быть причиной, основанием ее существования. Она существует, безусловно, благодаря самой себе. В понятии субстанции, таким образом, выражается осознание бытия как единства сущности и существования. То или иное понимание субстанции в философских концепциях мира вводится как исходный постулат: либо материя, либо сознание, поскольку внешний опыт человека способен зафиксировать только эти две реальности. Философские учения, исходящие из признания одной и единственной субстанции, называются монистическими. Так, философия Гегеля представляет собой идеалистический, а марксистская философия – материалистический монизм. Дуалистические концепции мира признают существование двух начал мира как равноправных: материального и духовного (учение Р. Декарта). К плюралистическим относят учения, признающие множества начал в основании мира (атомы Демокрита, монады Лейбница и др.).
Основные виды бытия.
Материально-предметное бытие
«Первая природа» - совокупность предметов и явлений в их естественно-природной данности. Она возникает как результат биолого-космической эволюции и обладает статусом объективной и первичной реальности. Первичность природы понимается в том смысле, что человек и его дух рождается в природе и благодаря природе, являясь одним из поздних звеньев в бесконечной цепи эволюции бытия. Природа первична и объективна и в том смысле, что без нее невозможна сама жизнь и деятельность человека.
«Вторая природа» возникает в процессе человеческой деятельности, воплощает труд и знания человека, т.е. создается сознательно ради обеспечения определенных социокультурных потребностей людей. Бытие «второй природы» есть единство материала и возможностей «первой природы» и потребностей человека, реализованных в его целеполагающей, сознательной деятельности. Таким образом, «вторая природа» представляет собой результат взаимодействия материального и духовного бытия и по сравнению c первой природой» является реальностью нового типа, обладая комплексным (природно-духовно-социальным) характером.
Бытие человека
Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Тело человека сотворено природой. Именно телесность делает человека конечным, смертным существом. Природность тела позволяет включить проблему человеческого бытия в более широкую проблему эволюции природы и возникновения человека (антропогенез). Чтобы мыслить, надо обеспечивать жизнь человеческого тела, удовлетворять хотя бы самые необходимые, фундаментальные его потребности. Существование человека как природного организма подчинено всем законам жизни, прежде всего - законам наследственности. Природно-биологическое «измерение» человеческого бытия - особый мир, относительно самостоятельный и целостный и в то же время вписанный в целостность природы.
Бытие человека - единство тела и духа. Тело связано с работой мозга и нервной системы, а через них - с психикой, душевной и духовной жизнью индивида. Человек для самого себя - не только первая, но и «вторая природа», поскольку мысли и эмоции, являясь важнейшей стороной жизни человека, влияют на жизнь тела.
Особенность человеческого существования состоит в возникновении уникальной для живой природы нежесткой и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны природности его тела, поскольку само тело находится в тесном взаимодействии с мышлением, психикой, эмоциями, волей, самосознанием. Специфика человеческого бытия состоит в соединении трех измерений его жизни:
- - человек как чувствующее тело;
- - человек как индивид, принадлежащий к виду Ноmosapiens;
- - человек как активно действующее и мыслящее социально- историческое существо.
Бытие людей является уникальным единством природного и духовного, личностного и общественного. Люди не просто существуют в мире, но способны трансформировать мир и самих себя. Только человек способен познавать собственное бытие и бытие вообще, испытывать тревогу за «судьбу бытия». Не случайно на пороге XXI века особую значимость получает проблема ответственности человека за судьбы человечества, цивилизации и культуры. Особые надежды возлагаются на духовность и разумность человека.
Бытие духовного
Духовное - это единство многообразных проявлений сознания и бессознательного. Оно включает в себя знания, материализующиеся в языках (естественных и искусственных), нормы и принципы человеческого общения, нравственность, право, художественное творчество и т.д.
Духовное подразделяется на индивидуальное и надындивидуальное духовное бытие.
Индивидуальное духовное представлено реальной жизнью сознания индивида. Его специфика заключается в том, что:
- - оно неповторимо и уникально, и восстановить поток сознания во всей его полноте практически невозможно;
- - процессы индивидуального сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей;
- - индивидуальное сознание «проявляется», артикулируется посредством форм, выработанными культурой (знак, язык, символ и т.д.), которые имеют универсальный характер, поэтому сохранение результатов деятельности индивидуального сознания возможно только в результате их преобразования во внеиндивидуальную (знаково-символическую) форму существования.
Специфика объективированного духовного в том, что оно способно сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Более того, оно способствует становлению духовной жизни общества, человечества в целом. Обогащаясь, мир идей приобретает относительную самостоятельность. Возникают такие устойчивые и объективно присутствующие в культуре формы духовного, как религия, мораль, искусство, философия, наука и т.д.
Бытие социального
Сущностная характеристика человека - его бытие в качестве коллективного, социального субъекта. Как далеко вглубь истории мы не пытались бы заглянуть, человек всегда существовал, объединяясь в различные формы социальных общностей - род, племя, семью, этнос, государство, класс и т.п. Социальность человека непосредственно связана с его способом жизнедеятельности - способностью не только вписываться в окружающую среду, что характерно также и для животных, но активно трансформировать среду своего обитания, формируя «вторую природу», культуру. Социальность неправомерно понимать просто как коллективность (множественность), т.е. совместную бытовую и производственную деятельность. Даже в ситуациях сознательного или вынужденного отстранения от общества (например, в ситуациях монашеского отшельничества) человек все равно остается социальным существом, реализуя свою социальность в «снятом», опосредованном виде: человек осуществляет свою познавательную деятельность в тех интеллектуальных «горизонтах», которые уже открыло человечество, формулирует свои знания в привычном для него звуковом и графическом письме, удовлетворяет свои потребности тем способом, который является типическим для его культуры. Поэтому, фактически, все характеристики человека являются его характеристиками именно как социального существа.