Логика (формы) научного познания

Одним из важных аспектов теории познания является вопрос о том, с чего начинается и чем заканчивается процесс научного познания. По сути дела, речь идет о логике научного познания, о его этапах, о его формах. Познание вообще начинается с незнания чего-либо, с вопроса «что это?» На протяжении всей своей жизни человек задает себе (или другим) подобные вопросы. А что понимается под вопросом?

Вопрос – это такая форма познания, когда выражается требование найти неизвестное или получить информацию о каком-либо объекте. Вопросы могут касаться любой сферы действительности, любой области знания. «Какова структура научной теории?» ̶ это вопрос методологии научного познания, задаваемый преподавателем студенту на зачете. «Какой сегодня день недели?» ̶ вопрос из повседневной жизни. Нередко мы легко сами отвечаем на встающие перед нами вопросы. Особенно тогда, когда для ответа на них не требуется никаких усилий. Бывают и более сложные вопросы, заставляющие нас для ответа на них обращаться к различным справочникам или учебникам. Но бывают вопросы, на которые не удается найти ответа и в наличных источниках.

Проблема – это вопрос, который не разрешим в рамках данной теории, или вопрос, условия ответа на который неизвестны. Проблема возникает там, где есть неопределенность, предполагающая множество решений и необходимость выбора одного из них. В жизни мы часто сталкиваемся с про-блемами быта, которые пытаемся разрешать путем проб и ошибок. Это очень неэффективный и часто очень длительный путь. Часто мы так и не находим пути для быстрого разрешения проблемы. В научном познании ученые выдвигают гипотезы для решения подобных задач.

Гипотеза –это научное предположение о путях разрешения проблемы.

Как правило, в силу того, что гипотетическое знание носит вероятностный ха-рактер, выдвигают несколько гипотез. Одна из них избирается в качестве ра- бочей, а другие выполняют роль запасных.

Доказательство гипотезы – следующая форма научного познания. Оно может осуществляться либо теоретически, либо экспериментально, т.е. с по-мощью научно поставленного опыта. Если в результате доказательства гипо-тезы нам удалось получить желаемый результат, значит гипотеза была избрана правильно. Если же результат нас не удовлетворил, то мы вынуждены отказаться от избранной гипотезы и начать доказывать следующую, которая была запасной. Процесс этот может повторяться неоднократно.

В результате доказательства гипотезы может быть получено новое знание в виде нового принципа использования уже имевшегося знания. Либо может быть открыт новый закон, если нам удалось установить наличие устойчивых, необходимых, повторяющихся, существенных связей и отношений между объективными явлениями. Или, что бывает весьма редко, удастся создать новую теорию, т.е. получить новое систематизированное знание об изучаемом фрагменте действительности.

Вопрос – проблема – гипотеза – доказательство гипотезы – теория – такова логика научного познания, таковы этапы научного познания, формы существования научного знания.

Контрольные вопросы

1. Что такое методология, метод и методика?

2. Каково соотношение понятий «методология», «метод» и «методика»?

3. Раскройте содержание методов, применяемых на эмпирическом уровне.

4. Раскройте содержание методов, применяемых на теоретическом уровне.

5. Что представляет собой системный подход в познании?

6. Что представляет собой синергетический подход в познании?

7. Что такое диалектический метод?

8. В чем отличие диалектического метода познания от метафизического?

9. Каковы требования диалектического метода?

10. Какие ошибки мышления подстерегают исследователя?

11.Назовите основные этапы научного познания.

Логические задачи по теме

1. Какую «среднюю линию» имеет в виду автор следующих строк: «Юм считал, что между детерминизмом и индетерминизмом нет средней позиции: либо мир представляет собой жесткий каузальный механизм, тогда свобода воли невозможна, либо он не механизм, в этом случае открывается возможность для свободы воли, но тогда следует признать существование в нем провалов, из которых непонятно, как появляются случайности. Поппер утверждает, что такая средняя линия существует и можно привести объективные основания для свободы воли?»

2. Объясните, на основании анализа какой ситуации автор делает следующие выводы: «Очень скоро, однако, стало ясно, что разработка этих, как и более общих, вопросов — о месте и роли общественных наук в современном мире, путях их дальнейшего развития — требует самого серьезного внимания к проблемам методологии, характеризующей принципы и механизмы как организации и развития, так и применения знаний, их положений, выводов, рекомендаций».

Библиографический список

Горелов, А. А. Философия: учеб.пособие / А. А. Горелов. – М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 285–292.

Кармин, А. С. Философия / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001. С. 398–416.

Миголатьев, А. А. Философия: адаптированный учебник. 20 ключевых тем. 80 основных вопросов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 269–283.

Михайлова, И. Б. Методы и формы научного познания / И. Б. Михайлова. – М.: Мысль, 1968.

Основы современной философии. Изд. 2-е доп. – СПб.: Лань, 1999. С. 192–197.

Сичивица, О. М. Методы и формы научного познания / О. М. Сичивица. – М.: Высш. шк., 1972. – С. 80–106.

Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1998. – С. 496–520.

Философия. Ч. 2. Основные проблемы философии: учеб.пособие для вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. С. 84–122.

Наши рекомендации