Понятия и принципы теории познания

Как известно, большинство философов признает познаваемость мира; к их числу относятся все материалисты, а также многие идеалисты. Независимо от того, какую философскую позицию занимают философы при исследовании процессов познания, они обязательно в структуре познавательных отношений выделяют два основных элемента:

1) объект познания (гносеологический объект);

2) субъект познания (гносеологический субъект).

В первом приближении объект познания - это то, что познается, а субъект познания - это тот, кто познает. Между ними складываются определенные отношения - познавательные отношения.

Конкретное понимание объекта, субъекта познания и характера их взаимоотношений зависит от философского направления, которого

придерживается тот или иной философ.

1. Домарксовский материализм исходил из того, что процесс познания -
это отражение субъектом объекта. Первая материалистическая гносео­
логическая концепция - концепция "мягкого воска". Согласно этой концепции
объект воздействует на субъект и оставляет в нем отпечатки, иначе говоря -
субъект, подобно воску, пассивно отражает объект. При этом сознание
человека выступает в качестве "чистой доски" (лат. *аЪи1а газа),
на которой природа пишет свои письмена (Дж. Лот). Таким образом, первый
принцип этой гносеологии - принцип пассивного отражения.

Второй принцип домарксовской гносеологии - "гносеологическая робинзонада"', согласно этому принципу субъект познания понимается как отдельный индивид, оторванный от общества и лишенный социальной сущности. Гносеологический субъект, подобно Робинзону Крузо, в одиночку познает окружающий мир.

Третий принцип этой гносеологии говорит о характере отношения между субъектом и объектом познания. Игнорирование общественно-исторической практики, активного воздействия человека на природу с помощью орудий труда приводит к выводу, что человек и природа находятся без посредников, "с глазу на глаз" (фр. 1ё1-а-1ё1).

2. В идеалистических теориях познания в целом:

1) отрицалось понимание процесса познания как отражения;

2) подчеркивался активный характер субъекта познания;

3) практика понималась как чистая духовная деятельность.

В объективном идеализме вместо принципа отражения выдвигался принцип припоминания. Так, древнегреческий философ Платон утверждал: для того чтобы познать мир, надо закрыть глаза, заткнуть уши и придаться воспоминаниям о том мире идеальных сущностей, в котором пребывала душа человека до его рождения. С точки зрения немецкого философа Гегеля, познание - это диалектический процесс исторического воспоминания. При этом субъект познания имеет социальную сущность (в гносеологии: Я з Мы).

В субъективном идеализме также отрицается принцип отражения, вместо него выдвигается принцип беспредпосылочной гносеологии, который предполагает, что гносеологический объект не существует независимо от гносеологического субъекта. На рубеже XIX- XXвв. швейцарский философ Авенариус развивал теорию принципиальной координации между объектом и субъектом познания ("нет объекта без субъекта").

Родоначальник феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (XIX~ XXвв.) хотя и говорил, что сознание не создает объект, однако считал, что сознание обладает объектом и основой познания служит феноменологическая редукция, очищающая субъективное сознание от реальности окружающего мира.

Исходные положения диалектико-материалистическойгносеологии

В марксистской философии диалектико-материалистическая теория познания использовала, с одной стороны, материалистический принцип отражения, с другой стороны, понимание активности субъекта познания, распространенное в идеализме.

Наряду с этим в теорию познания было введено представление о мате­риальной общественно-исторической практике. Здесь структура познаню-тельных отношений представляется следующим образом.

Субъект познания

Орудия труда

Объект познания

Активное отражение

Общественно-историческая материальная ПРАКТИКА

Человек познает действительность, практически изменяя ее. В прак­тической деятельности человек между собой и природой помещает орудия труда. В общем случае орудия труда либо присутствуют непосредственно, либо опосредованно в виде знаний, полученных ранее с использованием орудий труда.

Субъект познания с помощью орудий труда (непосредственно или опосредованно) воздействует на объект познания и в результате воздействия объект активно отражается субъектом, и все это осуществляется на основе общественно-исторической материальной практики.

Марксистская гносеология предполагает, что в своей практической и познавательной деятельности человек с помощью орудий труда изменяет действительность. Поэтому человек познает природу не саму по себе, он познает фактически результат практических воздействий на природу. В связи с этим принципиально изменяется понимание объекта и субъекта познания.

Субъект познания социален и выступает на трех уровнях: это индивид, коллектив, общество в целом. Объект познания - это, прежде всего, часть объективного мира, вовлеченная в сферу познавательно-практической деятельности людей, а также это и субъективная реальность - психика человека, его сознание и бессознательное. Объект познания постоянно расширяется и углубляется.

Практика - это материальная, общественно целесообразная и много­образная деятельность людей, обусловленная данной ступенью общественного развития и направленная на преобразование природы, общества и самого человека. Практике как материальной деятельности противостоит теория как духовная деятельность.

Основные виды практики:

1) материально-производственная деятельность;

2) общественно-историческая деятельность;

3) научно-исследовательская (опытная) деятельность.
Основные функции практики в процессе познания:

1) практика - исходный пункт познания;

2) практика - основа познания;

3) практика - конечная цель познания;

4) практика - критерий истинности знаний.

Взаимодействие между субъектом и объектом познания носит диалек­тический характер. Эта диалектика проявляется в том, что процесс познания есть переход от незнания к знанию, от неполного и неточного знания ко все более полному и точному знанию, от знания явлений к знанию сущности, от знания сущности первого порядка - к сущности второго, третьего и т.д. порядков; диалектика также проявляется в единстве чувственного и ра­ционального в познании, в единстве теории и практики и т.д.

Таким образом, диалектико-материалистической гносеологией выдвигается три основных принципа

1) принцип активного отражения

2) принцип практики',

3) принцип диалектики.

Наши рекомендации