Iлава 6. диалектика как учение о всеобщей связи

И РАЗВИТИИ

Основные понятия и принципы диалектики

Диалектические идеи возникли в древней философии как на Востоке, так и на Западе.

В древнекитайской философии даосизма (VI- Vвв. до Н.э.) говорится, чю все находится в движении, изменении, переходит в свою противоположность; единое материальное начало "ци" состоит из противоположных частиц - мужского начала "ян" и женского начала "иньп.

И древнегреческой философии Гераклит (VI- Vвв. до н.э.) говорит, что нес течет, все изменяется, борьба - отец всего. У Сократа (Vв. до н.э.) диалектика это искусство обнаружения истины путем столкновения различных и противоположных мнений. У Платона (IVв. до н.э.) объективная диалектика в теории познания - это переход от частных понятий к общим и, тем самым, восхождение к миру идеальных сущностей. Например, от единичных понятий "красивая чаша", "красивый конь", "красивая девушка" переходят к общему понятию "красота".

В средние века (до XVIв.) диалектика служит для обозначения школьной (схоластической) логики. В философском учении Гегеля дана система диалектических категорий и исследовано содержание основных законов диалектики как метода познающего мышления. Будучи объективным идеалистом, Гегель создает идеалистическую диалектику.

В дальнейшем Маркс и Энгельс (XIXв.) разрабатывают материалистическую диалектику, согласно которой диалектические законы присущи самому материальному миру (а не абсолютному духу, как это было у Гегеля) и находят свое отражение в мышлении человека.

В XXв. диалектические идеи использовались в экзистенциализме, неотомизме, неомарксизме и других учениях.

Таким образом, в истории отмечалось проявление диалектики как в сфере объективной, так и субъективной реальности.

Объективная диалектика — это диалектические закономерности, которым подчиняется объективная реальность, внешний мир вне и независимо от сознания человека. Диалектика вещей порождает диалектику идей. Субъективная диалектика есть отражение объективной диалектики в сознании и познании людей. Субъективная диалектика проявляется, в частности, в логике: во всеобщей взаимосвязи и развитии всех понятий.

Как отмечалось ранее, основными принципами диалектики являются:

1. Принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов
и явлений.

2. Принцип всеобщности движения и развития.

Ключевыми понятиями этих принципов являются диалектические категории - «взаимосвязь» и «развитие». Диалектические (философские) категории - это логические формы, отражающие наиболее общие и сущест­венные свойства, стороны и отношения предметов и явлений действи­тельности. Философские (в частности, диалектические) категории есть предельно широкие понятия.

Взаимосвязь - это такое отношение между предметами и явлениями, которое характеризуется их взаимной обусловленностью. Всеобщность взаимосвязи надо понимать так: не существует изолированных предметов и явлений.

Развитие (следует отличать от движения) -- это закономерные, необратимые, направленные качественные изменения.

Различают:

1) восходящее (прогрессивное) развитие - переход от низшего, простого

к высшему, сложному;

2) нисходящее (регрессивное) развитие - переход от высшего, сложного
к низшему, простому.

Иногда говорят не о двух видах, а о двух ветвях (восходящей и нисхо­дящей) развития.

Современным научным выражением диалектики служит синергетика -учение о самоорганизации (ее основатели - бельгийский ученый И.Пригожин и немецкий ученый Г^Какен). Посредством представлений о неравновесных состояниях в открытых системах синергетика с помощью понятий флуктуации, нелинейности, точки бифуркации, аттрактора и др. объясняет, каким образом из хаоса возникает порядок, как происходит самоорганизация систем.

Концепции развития

В истории философии сложились две противоположные концепции развития: диалектическая и метафизическая (антидиалектическая). Две концепции развития различаются между собой по тому, как они отвечают на три важнейших вопроса, раскрывающих содержание развития в целом (см.: В.И.Ленин «К вопросу о диалектике» в кн.: «Философские тетради»).

Первый вопрос: Каким образом происходит развитие, каков механизм развития?

Диалектики на этот вопрос отвечают диалектическим законом взаимного перехода количественных изменений в качественные. Развитие понимается как качественное изменение.

Метафизики механизм развития связывают лишь с количественными изменениями: увеличением или уменьшением.

Второй вопрос: Почему происходит развитие, в чем его источник, движущие силы?

Диалектики на этот вопрос отвечают диалектическим законом единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей. Источник развития они видят во внутренних противоречиях самих объектов, поэтому для диалектиков развитие - это саморазвитие.

Метафизики источник развития выносят за границы самих объектов, видя его во внешней силе, субъекте, Боге и т.п.

Третий вопрос: Какова общая направленность развития, куда идет развитие?

Диалектики на этот вопрос отвечают диалектическим законом отрицания отрицания. Они доказывают, что развитие имеет спиралеобразный характер.

Метафизики говорят, что развитие имеет одноплоскостной характер, есть движение по прямой или по замкнутому кругу.

Итак, ответы диалектиков на три указанных вопроса опираются на три основных закона диалектики и в совокупности составляют ядро диалектической концепции развития. А ответы метафизиков выражают суть метафизической концепции развития.

В конце XXвека представления о развитии мира сильно видоиз­менились. Постнеклассическое объединение диалектических идей (напомина­ющих синергетику) и антидиалектики (отрицающей направленные изменения -развитие) дают представители постмодернизма Ж.Делез и Ф.Гваттари (в кн.: «Ризома», 1976).

Ризома (фр. - корневище) - фундаментальное понятие постмодернизма, выражающее внеструктурный и нелинейный способ организации целостных объектов, о характере процесса которых нельзя сказать ничего определенного (прогресс или регресс).

Черты ризомы следующие: не имеет семантического (смыслового) центра и центрирующего кода, генетической оси, отсюда антигениалогичность, плюралистичность, отсутствие предпочтений в сменяющих виртуальных структурах. Ризома подобна перепутанным отросткам клубня: имеет всегда множество выходов и входов, в ней перемешано внутреннее и внешнее, она не имеет «ни начала, ни конца, только середину». С позиций ризомы «мир потерял свой стержень», он есть не структурный Космос, а бесструктурный Хаос - «хаосмос».

Основные законы диалектики в систематическом виде впервые были рассмотрены Гегелем как законы развития абсолютной идеи (см. кн. Гегеля «Энциклопедия философских наук»). С позиций материализма основные законы диалектики были сформулированы в марксистской философии (см. кн. Энгельса «Анти-Дюринг»).

Чтобы понять содержание этих законов, необходимо рассмотреть совокупности основных категорий, входящих в эти законы.

Наши рекомендации