Современная философия и наука о сознании

Один из вариантов современного философского понимания сознания дает диалектический материализм, который опирается на данные науки. Диалектический материализм исходит из того, что сознание вторично по отношению к материи и связано с функционированием материального мозга. 11ри этом сознание в марксистской философии рассматривается как идеальное пиление.

Под вторичностью сознания понимается следующее:

1) сознание возникает лишь на определенном этапе развития матери-
.шмюго мира и связано с появлением социальной формы движения материи;

2) возникнув, сознание продолжает оставаться вторичным по отношению
моему субстрату - мозгу и социальной форме движения и существует лишь

| мм, где они есть;

3) сознание вторично, как образ вторичен по отношению к оригиналу, как
ни,мое отражение вторично по отношению к объективному миру.

В диалектическом материализме сознаниерассматривается как субъективный образ объективного мира (В.И.Ленин). Это означает, что сознание есть идеальное отражение материального мира субъектом практически-познавательной деятельности. Субъективная реальность оказывается неразрывно связанной с объективной реальностью.

Диалектический материализм определяет сознание как высший продукт материи, свойство высокоорганизованной материи - мозга, высшую форму отражения действительности, итог общественно-исторического развития человека.

Диалектический материализм рассматривает сознание как функцию мозга, связывает сознание с нейродинамическими, физиологическими процессами в коре больших полушарий мозга, но не сводит сознание к этим материальным процессам.

Данные современной науки говорят о том, что сознание есть функция материального мозга. В понимание сознания как второй сигнальной системы и его связи с рефлекторным механизмом значительный вклад внесли русские физиологи Сеченов и Павлов.

В медицине хорошо известно, что повреждение височных долей мозга приводит к обонятельным и слуховым галлюцинациям, нарушение затылочной части мозга влечет за собой расстройство зрительных образов, сбои в лимбической системе мозга дают нарушение в эмоциональной сфере человека, им овладевает тревога, тоска.

В последнее время обнаружена функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга: люди с доминирующим левым полушарием являются более рациональными, люди с доминирующим правым полушарием являются более эмоциональными в восприятии мира.

Американские исследователи сделали открытие: активность левой лобной доли мозга вызывает веселое настроение, а активность правой доли, наоборот - подавленное, пессимистическое состояние.

Отечественный психолог А.Леонтьев отмечал тесную связь между эволюцией головного мозга и развитием психики, сознания. Кора мозга современного человека содержит - 14 млрд. нервных клеток (нейронов) и имеет сложное строение.

Проблема создания искусственного интеллекта сводится к задаче моделирования функций головного мозга с помощью средств кибернетики и вычислительной техники. Информационные процессы в кибернетических и. к-мах на основе системы материальных знаков воспроизводят смысловую м.|.оиу сознания человека, но не само идеальное сознание. Искусственные шческие системы, например, компьютеры, дают материальные аналоги I-.и».)| ы мозга, не создавая идеальных образов, подобных сознанию человека.

Природа сознания и его идеальный характер

Понимание происхождения сознания и его сущности материалистическая диалектика связывает с теорией отражения. Согласно этой теории, вся материя обладает свойством, родственным ощущению, - это свойство отражения.

Отражение • это такое всеобщее свойство материи, которое \(бактеризуется как изменение объектов в результате их взаимодействия между собой, причем эти изменения соответствуют характеру взаимодействующих объектов. Результатом отражения служат отпечатки, следы и т.п. изменения в структуре объектов взаимодействия. Формы отражения материи в целом соответствуют основным формам движения материи.

Различают формы отражения в неживой, живой природе и обществе.

В неживой природе - это механическая, физическая и химическая формы

Отражения.

В живой природе - низшим живым организмам присущи такие формы отражения, как раздражимость и чувствительность; более сложные живые существа обладают ощущением. Нервная система является еще более сложной формой отражения живого. Психическое отражение внешнего мира возникает на основе нервной системы у высших животных. Им присущи чувственные формы отражения - ощущение, восприятие, представление в виде идеальных образов и даже зачатки интеллектуальной деятельности (например, у высо-м коразвитых обезьян).

В человеческом обществе возникает высшая форма психического

отражения действительности. Здесь наряду с чувственным отражением мира

(подобное есть и у животных) наблюдается и рациональное отражение в виде

мышления. Формы мышления - понятия, суждения, умозаключения и др.

Диалектическое единство чувственного и рационального отражения

действительности и составляет сознание человека.

Согласно трудовой теории, разработанной Фридрихом Энгельсом на основе эволюционной теории Дарвина, сознание человека формировалось в течение длительного исторического времени в процессе совместной трудовой деятельности людей. Особую роль в формировании сознания играли речь, язык как средство коммуникации между членами трудового коллектива и как форма хранения и передачи накопленного знания.

Таким образом, становление сознания человека проходило в структуре формирующихся общественных отношений, поэтому сознание имеет социальную, общественно-историческую сущность. Социальная сущность сознания проявляется, в частности, в том, что сознание ребенка формируется только среди людей (многочисленные случаи с "маугли", лишенными человеческого языка и сознания, говорят об этом).

Вся сложность понимания сознания, его изучения связана с его идеальным характером. Если язык есть знаковая система, а знак материален, то сознание существует в виде образов, а они идеальны/ Образ идеален и имеет отражательную природу.

Согласно немецкому философу рубежа XIX- XXв., представителю феноменологии Эдмонду Гуссерлю, идеальное сознание человека обладает иптенциональностью. В соответствии с идеалистической установкой Гуссерля сущность сознания раскрывается при его очистке от всего, что связано с материальным миром ^феноменологическая редукция"), тогда остается неразложимое единство сознания, освобожденного от любых социальных и психологических характеристик. Это и есть интенционалъностъ как чистая направленность на предмет.

Идеальный характер сознания проявляется в следующем.

1. Сознание не обладает никакими физическими, материальными свойст­
вами, поэтому его в принципе нельзя воспринять с помощью органов чувств
и нельзя непосредственно зафиксировать с помощью приборов.

2. Идеальные образы сознания имеют предметный характер, т.е. они воспроизводят не физиологические состояния мозга, а дают целостную модель отображаемых объектов.

3. Идеальные образы сознания объективированны, т.е. возникают
в мозгу человека, а воспринимаются как существующие вне головы. Это
свойство сознания есть результат длительного эволюционного приспособления
животных и человека к окружающей среде обитания.

4. Идеальность сознания проявляется в субъективном характере, т.е.
сознание глубоко интимно, оно дано каждому человеку только лично, как его
внутренний мир. .

5. Идеальные образы сознания, будучи отражением внешнего мира,
обладают творческой активностью, они могут опережать естественное
возникновение или искусственное создание предметов и явлений из субстрата
объективной реальности.

Диалектики учение о всеобщих связях, движении и развитии природы, общества и мышления

Само слот> "диалектика" в переводе с греческого языка означает ."искусство вести бесседу" и в этом смысле диалектика - это наука логики. Однако диалектика имеет прежде всего онтологическое измерение, т.к. диалектика характеризует наиболее общие законы бытия.

Наши рекомендации