Философские подходы к пониманию сознания
Бытие как все реально существующее наряду с явлениями объективной реальности содержит явления субъективной реальности. Центральным компонентом субъективной реальности является сознание человека. Кроме того, субъективная реальность включает бессознательные психические процессы. В целом субъективная реальность выступает как внутренний мир человека, в отличие от внешнего, объективного мира. Следует подчеркнуть, что сознание существует не менее реально, чем материя, однако представляет собой другой вид реальности.
Философское понимание сознания связано с решением проблемы соотношения двух видов реальности - сознания и материи:
1) Как относится сознание к внешнему материальному миру?
2) Как относится сознание к материальному мозгу?
На эти вопросы в истории философии по-разному отвечали представители идеализма и материализма.
В целом для идеализма характерно признание независимого существования сознания в виде субстанции или самостоятельной сущности, от которой зависит существование предметных форм мира. При этом идеалисты указывают на идеальный (т.е. бестелесный, невещественный, нематериальный) характер сознания и не связывают его происхождение с материальным мозгом.
Объективные идеалисты (Платон, Аквинский, Гегель) утверждают, что сознание является частью или проявлением над природной мировой духовной субстанции. Объективно-идеалистическое понимание сознания служит основой религиозного понимания души человека.
Субъективные идеалисты (Беркли, Мах, Авенариус) считают, что сознание выступает в качестве субстанциальной основы субъекта и определяет характер или существование материальных предметов и явлений.
Близким к объективно-идеалистическому пониманию сознания является дуалистическая концепция сознания. Согласно дуалистам (Декарт, Кант) сознание существует как самостоятельная субстанция наряду с материальной субстанцией. Так, Рене Декарт говорил, что есть субстанция протяженная, но не мыслящая - это материя, и есть субстанция мыслящая, но не протяженная -это мышление (сознание).
В XIXвеке дуалистическое понимание сознания получило форму психофизического параллелизма, согласно которому ряды психических и физиологических процессов существуют параллельно и не связаны между собой причинно-следственными отношениями.
Материализм в целом всегда связывал существование сознания с материей, рассматривал сознание как свойство материи, указывал на связь между работой материального мозга и сознанием.
Древнегреческие материалисты упрощенно понимали сознание как нечто вещественное. Демокрит говорил, что сознание состоит из особого сорта атомов, представляет собой соединение огня и воздуха, «теплое дыхание».
В эпоху Возрождения в рамках материализма получает развитие гилозоистическое понимание сознания. Согласно гилозоизму (с греч. - живое вещество) способностью ощущать или мыслить обладают все формы материи. Представители гилозоизма: раннегреческие философы, Дж.Бруно, Спиноза, Дидро и др. Например, нидерландский философ XVIIв. Спиноза утверждал, что камень мыслит. А французский философ XVIIIв. Дидро говорил: "И камень ощущает".
В рамках метафизического материализма в XIXв. возникло вульгарно-материалистическое понимание сознания. Представители вульгарного материализма (физиологи Бюхнер, Фогт, Молешотт, философ Дицген) рассматривали сознание только как следствие физиологических процессов, не учитывали его социальную сущность. Они отождествляли сознание с материей, считали, что сознание не идеально, а материально. Например, Фогт утверждал, что мозг вырабатывает мысли так же, как печень выделяет желчь.
Современные варианты вульгарного материализма: мысль это электромагнитное поле, или биополе, или х-лучи. На эти представления порой опирается парапсихология — учение о передаче мысли на расстояние:
Современный представитель так называемого «научного материализма» американец Армстронг говорит, что задача заключается в том, чтобы показать, что духовные процессы являются чисто физиологическими процессами в центральной нервной системе.