Глава 3. БЫТИЕ И МАТЕРИЯ 3.1. Понятие субстанции и акциденции
В соответствии с исходной философской проблемой наиболее широкими философскими понятиями являются категории бытия и небытия.
Бытиечего-либо означает существование чего-либо в составе, в связи с другими вещами, процессами мира, включенность в мир. В предельно широком смысле слова бытие - это всеохватывающая реальность, все реально существующее. Форма проявления бытия -- нечто (вселенная, планета, животное, человек, мысль и др.)
Бытию противостоит небытие. Небытие— это то, чего нет; это несуществующая реальность, или реальное несуществование. Таковыми, например, являются нерождение и смерть чего-либо. Форма проявления небытия - ничто. Разрушение, умирание, исчезновение предметов и явлений означает их переход из нечто в ничто.
С проблемой существования мира тесно связано понятие субстанции. Субстанция- это то, что имеет основание в самом себе и выступает причинной основой всего существующего, Субстанция — это сущность мира, 1«^порая всегда является абсолютной и неизменной.
Представление о субстанции связано с вопросом о первопричине мира: "Откуда все есть?" Проблема субстанции в явном виде была поставлена древнегреческим философом Аристотелем (IVв. до н. э.). Специфическую трактовку понятие субстанции получает в схоластической средневековой философии, где основой существующего мира материальных явлений считают божественное духовное начало.
В Новое время в учении нидерландского философа Спинозы (XVIIв.) под субстанцией понимается весь материальный мир, в котором растворен Бог. Спиноза говорит, что субстанция является причиной самой себя (саиза зш). В этот же период французский философ и математик Декарт различает абсолютную субстанцию (Бог) и порожденные ею две независимые друг от друга субстанции - телесную (материя) и духовную (мышление).
В марксистской философии под субстанцией понимается материя. Она сама является основанием своего существования и всех своих формообразований.
В конце XXвека философия постмодернизма уходит от понимания субстанциальности мира, который предстает для нее хаотичным, неустойчивым, случайным. Такой мир не может иметь однозначных определений.
Категория субстанции в философии дополняется противоположным понятием «акциденция» это несущественное, преходящее, временное свойство вещей. Впервые данное понятие встречается у Аристотеля в «Метафизике»; в XVIIвеке Спиноза заменил понятие акциденции понятием «модус», которое означает единичное проявление субстанции.
Все многообразие бытия, все реально существущее включает в себя дв основных вида реальности:
1) объективную реальность,
2) субъективную реальность.
Объективная реальность содержит вещи, процессы, состояния, существующие вне и независимо от сознания, мышления, воли, желания человека. В объективной реальности философы различают, с одной стороны, материальную (телесную, вещественную и т.п.) реальность, с другой стороны, духовную (бестелесную, идеальную) реальность.
Субъективная реальность включает в себя ощущения, представления, |п человека, т.е. его сознание и бессознательные явления. Существовать 1ИЖН0 значит существовать в сознании, в сфере психической и. и ости человека.
11 объективные, и субъективные явления реально существуют, но пред-•по г два различных вида реальности.
13 философии выделяются следующие формы бытия: иыгие природы, »>ытие человека, I>ы Iие духовного (идеального), ы.гтие общества (социального).
Основными типами небытия являются:
1) абсолютное небытие - это небытие без бытия; небытие,
предшествующее бытию как таковому;
2) относительное небытие - это небытие, связанное с бытием; оно
проявляется как небытие одного предмета в бытии других предметов.
Относительное небытие имеет следующие виды: небытие-до-бытия, «1ебытие-в-бытии, небытие-после-бытия.
Взаимосвязь бытия и небытия может быть выражена так: Бытие -- это переход от небытия-до-бытия в небытие-после-бытия (см. кн.: Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.,1989; Солодухо Н.М. Философия небытия. Казань, 2002).
22