Монистическая шайва-сиддханта
Основной целью в этом направлении монистического шиваизма является постижение единства души с Господом Шивой в их совершенном единении и неразрывности. Такое состояние описывается термином "нирвикальпа-самадхи" (Самореализация). Оно достижимо в данной жизни и приводит к мокше - освобождению из цикла рождений и смертей. Вторичной целью является достижение савикальпа-самадхи, реализация Сат-чит-ананды - опыта единения в сверхсознании, в котором доступны совершенная Истина, Знание и Блаженство.
Вопреки часто встречающемуся неправильному пониманию мокша не означает смерть. Это свобода от реинкарнации, достигнутая до смерти, или после ее. После этого души продолжают свое развитие в Антаралоке и Шивалоке и, в итоге, сливается с Господом Шивой, подобно водам реки, возвращающимся в океан. Мокша достигается лишь при полном избавлении от кармы. Веды обещают: "Если душа способна реализовать Его до смерти физического тела, то она освободится от уз этого мира". Все воплощенные души, независимо их от вероисповедания и убеждений, независимо от того, следуют ли они путем индуизма или нет, достигнут мокши - но не обязательно в данной жизни. Шиваиты знают об этом и не тешат себя иллюзией, что нынешняя жизнь является последней. "Старые", или же, иными словами, развитые души, отрекаются от мирских стремлений и в поисках Парашивы уже в раннем возрасте принимают обет санньясы. Более молодые, по своему развитию, души всё еще желают учиться на уроках, преподаваемых жизнью на их пути, что ведет к многочисленным рождениям на Земле.
После достижения мокши (что является следствием выполнения большого количества садхан и достижения различных ступеней реализации) создаются лишь тонкие кармы, которые быстро растворяются - как буквы, написанные на воде. В конечном итоге, на вершине своего развития, каждая душа приходит к состоянию "вишваграса" - полному слиянию с Шивой. "Атмана нельзя достичь ни слабому, ни беззаботному; Он не достижим посредством бесцельных практик. Лишь тот, кто знает путь и стремится к цели верными средствами, достигает обители Господа" (Атхарваведа, Мундака Упанишада, 3.2.4).
Могут спросить: "Так кто же такой Шива?". В катехизисе индуизма "Танец с Шивой" дается объяснение: "Господь Шива - это Полнота Вселенной, пребывающая в каждой ее точке. Он - Единое Верховное Существо и Абсолютная Реальность. Господь Шива - это Пати, наш Господь, Неизменный и Трансцендентный. Творение, сохранение, разрушение, способность скрывать и открывать - являются Его пятью энергиями. Аум. Господь Шива является единым, хотя мы постигаем Его в трех аспектах: как Абсолютную Реальность, Чистое Сознание и Первичную Душу. В качестве Абсолютной Реальности Шива является непроявленным, неизменным и запредельным. Он - Атман, вне времени, вне формы, вне пространства. Как Чистое Сознание Шива проявляет себя в качестве первичной субстанции, чистой любви и света, проникает во все формы, существует повсюду во времени и пространстве как бесконечный разум и энергия. В качестве Первичной Души Шива проявляется в пяти формах: Брахма - Творец; Вишну - Поддерживающий Творение; Рудра - Разрушитель; Махешвара - Господь, Скрывающий Вуалью и Садашива - Открывающий Завесу Неведения. Он является нашим личным Богом, источником всех трех миров. Он - наши божественнын Отец и Мать. Он защищает, растит, направляет нас; по мере нашего становления и при достижении определенной степени духовного развития, достаточной для получения божественной милости, Он открывает нам Истину. Господь Шива является Всем мыслимым и немыслимым одновременно в каждой точке Вселенной. Он велик и пребывает за пределами нашего понимания. Господь Шива - это священная Тайна, которую можно постичь в прямом общении с Ним. Воистину, когда Шива познан, познано всё, подлежащее познанию.
Веды утверждают: "Та Его часть, которая относится к тамасу, зовется Рудрой; та Его часть, которая относится к раджасу, является Брахмой; та Его часть, которая относится к саттве, зовется Вишну"(Кришна Яджурведа, Майтрея Упанишада, 5.2)"
Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Слияние с Шивой. Продолжение книги.