Философия в современном мире
Человечество, однажды осознав роль и значение философии,
всегда будет обращаться к ее идеям, стремиться выявить, постиг-
нуть и развить глубинные смыслы своего собственного бытия.
Философия есть творчество в понимании человеком жизни и обес-
печении ее достоинства. Философия направлена против краха,
кризиса, упадка цивилизации, культуры и духовности челове-
ка. Философия есть творчество в обретении человеком свободы
и ответственности. В современном мире с его многообразием
знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров
осуществление желаемого синтеза сопряжено с определенными
трудностями. Но решать философские проблемы надо, ибо в про-
тивном случае человеку уготовлено безвольное барахтанье в ов-
рагах технократизма и моральной неполноценности.
Много раз пытались найти философии равноценную замену,
но все эти попытки заканчивались полнейшими неудачами.
Не надо искать замену философии, она прославила себя в веках,
намного целесообразнее направить усилия на усвоение ее дости-
жений и дальнейшее развитие. Вся человеческая жизнь в целом
становится в философском отношении все более насыщенной.
Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше фило-
софия необходима человеку. Это в полной мере относится к мо-
лодым. Кто более других дерзает? Молодые. Где их дерзость на-
ходит максимальную поддержку? В философии. В философии не
легкомысленной, не бездумной, а наполненной глубокими жиз-
ненными исканиями. Юный Ромео, влюбленный в Джульетту,
назвал философию «несчастья сладким молоком». В беззаботной
легкой жизни чудный голос философии заглушается выкрика-
ми необузданных страстей и грубых поступков. Но как только
человек возвращается к самому сокровенному в себе, так сразу
же в шумовом оркестре жизни философские мелодии начинают
звучать и весомо, и привлекательно.
Философия не повинна в том, что некоторые воспринимают
ее золотые башни, выложенные из истины, красоты и добра, за ка-
менные стены. Высоты философии манят не всех, это так. Но кто
к ним стремится, тот подобно смелому альпинисту, совершаю-
щему восхождение, открывает ранее неведомое. Дерзайте, кто смел!
Приложение 1
Таблица 1. Четыре эпохи в философии
Историческая эпоха философии | Главный | философский ин- терес |
Античность VI в. до н.э.— III в. н.э. | Космос | |
Средние века IV— XIV вв. | Бог | |
Новое время XV— XIX вв. | Человек и общество | |
Новейшее время XX в. | Язык |
Таблица 2. Античная философия
Этап | Главный философский интерес |
Натурфилософия | Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демок- рит и др.) Числа (Пифагор и др.) |
Интеллектуализм | Идеи (Сократ, особенно Платон и ДР·) Форма (Аристотель и др.) |
Эллинистическая философия | Самодостаточность человека (кини- ки) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики) |
Неоплатонизм | Иерархия: Единое-Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя |
Таблица 5. Философия XX века |
Таблица 3. Средневековая философия
Этап | Основной интерес | Основные идеи |
Фило- | Люби Бога и тогда делай что хо- | Монотеизм |
софство- | чешь | Теоцентризм |
вание в | Воля как сущность личности | Креационизм |
вере (Ав- | Свобода как черта воли (а не ра- | Вера в Бога |
густин) | зума) | Любовь к Богу |
Гармони- | Вера ведет разум, разум подкреп- | Надежда на спасение |
зация ве- | ляет веру | Добрая воля |
ры и ра- | Философия — это введение к ре- | Совесть |
зума | лигии | Духовность человека |
(Фома | Свобода человека как разумная | Символизм |
Аквин- | воля движения к совершенству | |
ский) | Бога |
Таблица 4. Философия Нового времени
Этап | Авторы основных философских концепций | Основной интерес |
XV-XVI вв. | Гуманизм Эстетическое отношение к действи- тельности | |
XVII в. | Декарт | Ясные идеи и дедуктивные построе- ния теории |
Локк | Теория познания: сенсуализм | |
XVIII в. | Кант | Априорные принципы и их вопло- щение в науке и морали |
XIX в. | Гегель | Универсальная системная филосо- фия идей |
Маркс | Концепция общественного труда, | |
Ницше | критика капитализма Критика «разумных» ценностей |
Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной
классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика
«Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Воз-
рождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Ку-
занский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных
оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпо-
хи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштаб-
ности с творениями Декарта, Локка, Канта.
Главное философское направление | Главный философский интерес |
Феноменология | «Работа» сознания с феноменами |
Герменевтика | Бытие человека в мире, поиск сущего |
Аналитическая философия | Логический анализ языка, употребление языка |
Постмодернизм | Деконструкция принятых в обществе пра- вил поведения и ценностей; плюрализм |
Таблица 6. Философия о человеке
Историческая эпоха фило- софии | Что такое человек? |
Античность | Микрокосмос Душа Душа есть проявление идеи (Платон) + тело Душа — это форма человека (Аристотель) |
Средние века | Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надеж- ды, совести |
Новое время | Существо разумное и действующее по законам ра- зума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше) |
XX в. | Существо, осваивающее мир в соответствии с фено- менологической работой сознания (Гуссерль и дру- гие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевты) Существо, границей которого, его подлинной при- родой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи) |
Таблица 7. Философия об обществе | |
Историческая эпоха философии | Что такое общество? |
Античность | Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости |
Средние века | «Град земной», стремящийся к «граду небес- ному» |
Новое время | Люди, живущие в соответствии с ими же ус- тановленным общественным договором (Локк, Руссо) Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс) |
XX в. | Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нор- мам, устанавливаемым в хорошо организо- ванной дискуссии (Хабермас и др.) |
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризует-
ся в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь
в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: фе-
номенологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
Таблица 8. Три главные ценности
Сфера жизнедеятельности человека | Главная ценность |
Практическая жизнь | Добро |
Чувственно-эстетическая жизнь | Красота |
Научная деятельность | Истина |
Таблица 9. Философия о красоте | |
Историческая эпоха философии | Что такое красота? |
Античность | Космически гармоничное и соразмерное |
Средние века | Символ божественного |
Новое время | Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенно- сти композиций (классицизм) Характеристика произведения искусства, во- площающая многообразные способности лич- ности, в том числе юмор, иронию, игру, са- тиру (романтизм) |
XX в. | Ценность, выработанная на основе феномено- логического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология) Сущность произведения искусства, ее откры- тие человеку в качестве истины (герменевтика) Эмоция (аналитическая философия) Воображение реально непредставимого, вы- зывающее чувство возвышенного (постмодернизм) |
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная цен-
ность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не
противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или груп-
па людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершает-
ся посредством использования определенных философских методов.
аза |
Таблица 10. Философия о добре |
Таблица 12. Что такое рациональное познание?
Историческая эпоха филосо- фии | Идеалы добра | Основные добродетели человека |
Античность | Благо | Мудрость, справедли- |
вость, мужество | ||
Средние века | Бог | Вера, любовь, надежда, |
совесть | ||
Новое время | Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо) | Рассудочность, свобода (Локк, Руссо) |
Абсолютный нравствен- ный закон (Кант) | Разумность, свобода (Кант) | |
Общество без эксплуата- ции (Маркс) | Преданность делу проле- тариата (Маркс) | |
Сверхчеловек (Ницше) | Воля к власти (Ницше) | |
XX в. | Положительные ценности (феноменологи) | Умение пользоваться фе- номенологическим мето- |
дом | ||
Достижение единства с | Адекватно отвечать на зов | |
сущим, с сущностью ве- щей (герменевты) | вещи, соответствовать ему | |
Умение посредством ана- | Быть последовательным в | |
лиза языка учитывать | своих действиях | |
последствия поступков (аналитики) | ||
Деконструкция лого- и | Умение «рассеивать» ус- | |
других центризмов (постмодернисты) | тоявшиеся ценности |
Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Философская концепция | Основное содержание концепции |
Локка | Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциям. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи |
Канта | Чувства упорядочиваются в соответствии с априор- ными принципами |
Гуссерля | Чувства вовлекаются в потоке воображения, так об- разуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства |
Историческая эпоха философии | Природа рационального познания |
Античность | Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон) Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражена в прави- лах логики (Аристотель) |
Средние века | Рациональное познание оперирует универса- лиями, которые выражают общее; общее суще- ствует в Боге, в мыслях человека, в самих ве- щах (средневековые реалисты) Общее не существует, слова обозначают еди- ничные вещи (номиналисты) Общее представляет собой мысли — обобще- ния, концепции (концептуалисты) |
Новое время | Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рациона- лизм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант) Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка) Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель) Мышление и логика есть отображение, прак- тики, ее самых массовых ситуаций (Маркс) |
XX в. | Рациональное познание — это обобщение, дос- тигаемое в процессе феноменологической рабо- ты (феноменологи) Логика — это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики) |
Таблица 13. Три современные концепции истины
Таблица 16. Три теоретических метода
Концепция исти- ны | Определение истины |
Соответствия | Соответствие высказываний фактам |
Когерентности | Согласованность высказываний, их непротиворе- чивость |
Прагматическая | Убеждения, способствующие успеху практики |
Таблица 14. Что такое истина?
Историческая эпоха философии | Природа истины |
Античность | Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель) |
Средние века | Бог, вот что является истиной |
Новое время | Истина — это соответствие чувств и идей фак- там |
XX в. | Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевты) Истина — это свойство высказывания, которо- му соответствуют факты (аналитики) |
Таблица 15. Уровни научного исследования
Уровень научного исследования | Цели исследования |
Эмпирический | Добыть новые экспериментальные факты Сопоставить с фактами теорию, проверить сте- пень ее эффективности |
Теоретический | Провести теоретическую интерпретацию экс- периментальных фактов Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой |
Теоретический метод | Характеристика |
Аксиоматический | Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставле- ние знания с экспериментальными фак- тами не проводится |
Гипотетико- дедуктивный | Выдвигаются гипотезы, из них дедуциру- ются новые сведения. Эффективность ги- потез выявляется в процессе сопоставле- ния теории с экспериментальными фак- тами |
Описательный | Проводится накопление и описание фак- тов, их сопоставление, ведется поиск ре- гулярностей |
Таблица 17. Философия языка
Философская концепция языка | Главное содержание философских концепций языка |
Философия имени | Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных при- знаков (номиналисты) |
Философия пред- ложения | Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложе- ние, если оно построено правильно, обла- дает значением и смыслом, функцией ис- тинности/ложности |
Философия ценно- стных установок | Главной единицей языка является текст, для которого характерны ценностные ус- тановки автора, те цели, достижения ко- торых он добивается |
Таблица 18. Философия техники |
Таблица 19. Философия природы |
Историческая эпоха философии | Интерпретации природы техники |
Античность | Техника — это воплощение умений ре- месленника. Знание общего выше тех- нического знания |
Средние века | Техника — это творчество человека в качестве отблеска божественного творче- ства |
Новое время | Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда опре- деляет развитие общества (Маркс) |
XX в. | Техника при недостатке феноменологи- ческой работы выступает как продолже- ние науки и вместе с тем умаление жиз- ненного мира человека (Гуссерль и дру- гие феноменологи) Техника — это преграда, опасность, ко- торую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника со- ответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевты) Техника — это воплощение рациональ- ности человека (аналитики) Техника — это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи тех- нического подхода, точнее, философии технического подхода (Г. П. Щедровиц- кий) |
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы |
Античность | Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной |
Средние века | Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — приро- да именно последним звеном является природа |
Новое время | Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчи- нить ее себе |
XX в. | Природа — это стихия, которая благодаря соз- нательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В. И. Вернадский, Т. де Шарден) Природа — это мир проживания человека. Че- ловек может понять природу благодаря герме- невтическому методу (герменевты) Природа — это наш дом, который должен бла- гоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельно- сти человека (аналитики) Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совме- стную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание) |
Таблица 20. Второй (неприродный) пол
Мужественность | Женственность | Молодость |
Логичность, склон- ность к обобщению, абстрактному мыш- лению, рациональ- ность, практичность, решительность, по- стоянство, властность | Интуитивность, инте- рес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тща- тельность, сострада- тельность, изменчи- вость | Жизненная непосред- ственность, стремле- ние к неформальной общности, непрак- тичность, склонность к новациям, свободо- любие |
Таблица 21. Две интерпретации образования
Образование — это подго- товка | Образование — это усвоение достижений культуры |
Образование — это путь к приобретению тех навы- ков, которые нужны непо- средственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нуж- на | Образование — это максимально дейст- венное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подго- товка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место |
СОВЕТЫ СТУДЕНТАМ |
Приложение 2
1. Относитесь к изучению философии максимально серьезно. Поставь-
те перед собой цель понять основные идеи великих философов. При долж-
ной целеустремленности эти идеи доступны каждому студенту.
2. Составьте себе представление о структуре учебника, вниматель-
но ознакомьтесь с его оглавлением. Обратите особое внимание на назва-
ния глав. В кратком виде они дают представление о содержании кур-
са философии. Научитесь пользоваться приложениями.
3. При подготовке к учебным занятиям сначала бегло ознакомьтесь
с содержанием очередной главы, а затем приступайте к тщательной про-
работке материала.
4. Читайте учебник абзацами. Прочитайте абзац, задумайтесь, вы-
делите его главное положение, выработайте свое личное отношение
к нему (согласны ли вы с ним, нравится ли оно вам).
5. Стремитесь выразить главное положение кратко, одним предло-
жением. Затем конкретизируйте его. Чем больше вы обнаружите про-
явлений главной идеи, тем лучше. Значит, эта идея приобретает в ва-
ших представлениях должный вес.
6. Старайтесь разглядеть философское содержание везде — в изла-
гаемых дисциплинах, в газетных статьях, романах и детективах, пози-
циях политиков и ваших друзей, в своих собственных воззрениях.
7. Изучая философию, стремитесь к основательности, открытости,
справедливости. Путь постижения философии требует и монолога (раз-
мышлений про себя) и диалога (общения с другими). С самим собой каж-
дый может поговорить в любое удобное ему время. Намного сложнее об-
стоит дело с налаживанием диалога. Здесь нет другого пути, кроме как
искать себе интересных собеседников. В первую очередь это великие фи-
лософы, в философском отношении их никто не может заменить. Же-
лательно поэтому не упускать всякую возможность ознакомления с воз-
зрениями выдающихся философов. Чтение книг самих великих фило-
софов или же книг и статей о них — для читателя это также участие
в диалоге. Разумеется, заочный диалог с профессиональными филосо-
фами желательно дополнить живым разговором с друзьями, родителя-
ми, преподавателями.
8. Следуйте древнему призыву: «познай себя». Это предполагает вни-
мательнейшее и критическое отношение к своему собственному уров-
ню философствования. «Каковы мои главные ценности?» — вот глав-
ный вопрос к себе философски настроенного человека.
9. Учитесь философствовать, философствуйте каждый день, не до-
вольствуйтесь соблазнами технической цивилизации. Благородное фи-
лософствование не умаляет, а украшает человека.
Приложение 3 |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПО-
НЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
обязательный минимум содержания
Предмет философии. Основные вехи мировой философской мысли.
Природа человека и смысл его существования. Человек и бог. Человек
и космос. Человек, общество, цивилизация, культура. Свобода и ответ-
ственность личности. Человеческое познание и деятельность. Наука
и ее роль. Человечество перед лицом глобальных проблем.
требования к знаниям и Умениям
i-шеть-представление о философских, научных и религиозных кар-
тинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания
и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении
духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности че-
ловека, общества, цивилизации.
Иметь представление о роли науки и научного познания, его струк-
туре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связан-
ных с развитием и использованием достижений науки, техники и тех-
нологии.
Иметь представление о биологическом и социальном, телесном и ду-
ховном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бес-
сознательного в его поведении.
Иметь представление об условиях формирования личности, ее сво-
боды и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей
природной среды.
Знать нравственные нормы регулирования отношений между людь-
ми в обществе.
ПРОГРАММА КУРСА ФИЛОСОФИИ |
Приложение 4
Тема 1. Что такое философия?
Тема 2. Античная философия
Тема 3. Средневековая философия
Тема 4. Нововременная философия
Тема 5. Философия наших дней
Тема 6. Философия человека, общества и истории
Тема 7. Философия как аксиология
Тема 8. Философия познания и науки
Тема 9. Философия языка
Тема 10. Философия техники
Тема 11. Философия природы
Тема 12. Второй пол и философия
Тема 13. Философия образования
Примечание. Содержание тем совпадает с содержанием одноименных глав
учебника.
тема 1. Что такое Философия?
Смысл слова «философия». Философия как поиск и нахождение че-
ловеком ответов на главные вопросы своего бытия. Примеры философ-
ствования. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая
ориентации философии. Мировоззренческая, методологическая, гума-
нистическая и практическая функции философии. Назначение филосо-
фии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования.
тема 2. античная Философия
Античная натурфилософия. Возникновение философии как ре-
зультат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Еди-
ное как: материальные субстанции (милетцы), числа (Пифагор), моно-
литное целое (элеаты), атомы и пустота (Левкипп и Демокрит).
Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля. Со-
крат о душе человека. Этика Сократа. Диалектика Сократа. Смерть Со-
крата: его следование принципу ненасилия.
Концепции идей Платона. Понимание идей как предела становле-
ния вещей и как порождающей модели класса вещей. Интерпретация
на основе концепции идей природы космоса, человека и общества.
Учение о формах Аристотеля. Четыре типа причин. Логика, эти-
ка и учение об обществе Аристотеля.
Философия эллинизма. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смыс-
ле жизни. Неоплатонизм. Принцип Единого-Блага. Характерные чер-
ты античной философии.
тема 3. средневековая Философия
Философия и религия. Основные библейские идеи философского зна-
чения; монотеизм, теоцентризм, креационизм, вера, добрая воля, эти-
ка морального долга, совесть, любовь, надежда, духовность человека,
символизм. Можно ли доказать существование Бога?
тема 4. нововременная Философия
Философия эпохи Возрождения. Основные идеи: сдвиг в сторону ан-
тропоцентризма, понимание человека как творческой личности, эстети-
ческое отношение к действительности, гуманизм.
Философия от Декарта до Канта (XVII-XVIII вв.). Философия Де-
карта: ясность идей — врожденное качество человека; дедукция; срав-
нение знания с фактами; человек разумный. Концепция чувственного
познания Локка. Противостояние сенсуалистов и рационалистов. Гали
лей и Ньютон — создатели теоретической механики. Природа идеали-
зации. Выработка нового юридического мировоззрения. Философия
Канта: совокупные способности души, познавательные способности, ап-
риорные принципы, этика.
Философия от Гегеля до Ницше. Гегель: философия должна стать
универсальной наукой, логикой идей. Философия Маркса: обществен-
ный труд как базис общества, критика капитализма, практика как кри-
терий истины. Концепция сверхчеловека Ницше как последний всплеск
и закат философии Нового времени.
Характерные черты нововременной философии: антропоцентризм,
гносеологическая установка, выработка методов познания, стремление
устроить жизнь человека на ясных и разумных началах.
тема 5. Философия наших дней
Феноменология. Философия Гуссерля. Интерес феноменологов к «ра-
боте», специфике сознания. Обогащение потока феноменов за счет во-
ображения. Выработка эйдоса, его обозначение высказываниями. Оцен-
ка предмета созерцания на основе выработанного эйдоса. Критика обед-
нения жизненного мира в абстракциях науки и поверхностном понима-
нии техники.
Герменевтика. Бытие человека в мире сущностей. Его вопрошание.
Соотносительность человека и мира (вещей). Заброшенность человека
в мире, его забота, страх, временность. Горизонты человека и вещи. По-
нимание как интерпретация на основе вовлеченности человека в тради-
цию, его образования, вкуса, таланта.
Аналитическая философия. Анализ языка. «Логико-философский
трактат» Витгенштейна и его основные идеи: язык как граница мыш-
ления, соответствие предложений фактам, отнесение эстетического,
этического и религиозного к сфере мистики. Логический позитивизм:
отрицание философии, аналитические и синтетические предложения,
принцип проверяемости, физикализм. Постпозитивизм: гипотетико-
дедуктивное построение теории, ее фальсификация, сменяемость теорий
и научно-исследовательских программ, научные революции. Философия
естественного языка позднего Витгенштейна: значение слова как его
употребление, «семейное сходство» слов.
Постмодернизм. Протест против логоцентризма, единообразия, ав-
торитетов, устоявшихся норм власти. Метод деконструкции Дерриды.
Сближение философии с поэтикой. Эстетика возвышенного Лиотара.
Философия в России. Основные положения диалектического и ис-
торического материализма (первичность материи, познаваемость мира,
практика как критерий истины, законы диалектики, определяющая роль
в обществе экономического базиса, социалистические идеалы). Основ-
ные черты русской философии: идеал цельности, положительного един-
ства. Оправдание абсолютного добра, соборность, интуитивизм, сближе-
ние истины с праведностью, космизм. Философия B.C. Соловьева,
H.A. Бердяева, А.Ф. Лосева.
Восточная философия. Основные черты индийской философии.
Формула: «Атман есть брахман». Основные черты китайской филосо-
фии, ее этическая направленность. Соотношение западной и восточной
философий.
тема 6. Философия человека, общества и истории
Выбор начала систематического философствования.
Философия человека. Человек как микрокосмос и единство души
и тела. Средневековая философия: трехчастность человека — духов-
ность, душа, тело. Человек разумный (Новое время). Человек как со-
средоточие общественных отношений (Маркс). «Сверхчеловек» (Ниц-
ше). Бессознательное — базис человека (Фрейд). Человек с позиций гер-
меневтики, феноменологии, аналитической философии и постмодер-
низма. Человек, его уникальность и универсальность, историчность и твор-
чество.
ПРИМЕРНОЕ ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КНРСА ФИЛОСОФИИ (ДЛЯ ВАРИАН- ТОВ I/II/III) |
Молодость как социальная черта молодых. Ценности молодых: жизненная непосредственность, поддержка групповой идентичности, про- тест против стандартов, игривость и пр. Молодежная философия как ре- акция на вызов современности. |
Приложение 5 |
тема 13. Философия образования
Цель образования — человечность. Соотношение подготовки и об-
разования. Единство истины, красоты и добра в образовании. Будущее —
за творчеством. Непрерывность образования, самообразование. Место фи-
лософии в образовании. Образование — это ответственность.
№ темы | Наименование темы | Лекции или семинары, ч | Самостоятельная рабо- та студентов, ч |
Что такое философия? | 1/2/1 | 1/2/1 | |
Античная философия | 5/8/5 | 5/10/5 | |
Средневековая филосо- фия | 2/4/2 | 2/4/1 | |
Нововременная филосо- фия | 4/8/4 | 4/8/4 | |
Философия наших дней | 6/12/8 | 6/12/4 | |
Философия человека, общества и истории | 4/8/4 | 4/8/3 | |
Философия как аксио- логия | 4/8/4 | 4/8/3 | |
Философия познания и науки | 4/10/4 | 4/8/3 | |
Философия языка | 1/2/- | 1/2/1 | |
Философия техники | 1/2/- | 1/2/1 | |
И | Философия природы | 2/2/- | 2/4/2 |
Второй пол и философия | 1/2/- | 1/2/1 | |
Философия образования | 1/2/- | 1/2/1 | |
Итого < Наши рекомендации
|