Еще раз о философском методе
Напомним, что мы знаем ряд философских методов, соответ-
ствующих философии античности, средневековья, Нового време-
ни и философии наших дней (так называемой философии новей-
шей, философии XX века). Это означает, что при характеристи-
ке человека или общества нам следует их оценивать в свете из-
вестных нам методов. Поступая по-другому, мы непременно по-
теряли бы из виду саму философию. Основу любых воззрений на
человека, общество, их историю, составляют определенные фи-
лософские положения. Именно это является для нас самым ин-
тересным.
Обзор: Философия о человеке
Для удобства читателя пронумеруем основные воззрения на
природу человека.
1. Философы античности, особенно натурфилософы, рассма-
тривали человека как образ космоса, как «малый мир», микро-
космос. Эта точка зрения, конечно, на новой основе, воспроиз-
водится и в наши дни. Человек ведь действительно часть космо-
са. Не случайно магнитные бури доставляют нам столько хло-
пот. Мы — люди Солнца, без Солнца нам плохо. Но оно не
должно быть слишком близко к нам. Ученые предсказывают, что
Солнце в своем развитии достигнет стадии «красного гиганта»
и поглотит Землю. Что будет с родом человеческим?
2. Начиная с Сократа философы античности считали челове-
ка двойственным существом, состоящим из тела и души. Пла-
тон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.
3. В средневековой философии главное размежевание прохо-
дит не столько между телом и душой человека, сколько между
«плотским человеком» и «духовным человеком». Природа чело-
века понимается как трехчастная: тело — душа — дух. Духов-
ность человека состоит в его совести, со-вести с Богом, реализу-
ется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви.
Развитая в средневековой философии позиция находит свое
продолжение в православной, католической и протестантской кон-
цепциях человека, т.е. в рамках основных вероисповеданий
христианства. Как известно, господствующая христианская цер-
ковь раскололась в 1054 году на восточную (православную) и за-
падную (католическую). В XVII веке из западной церкви выде-
лилась протестантская. В нашу задачу не входит описание тех
многочисленных отличий, которые характерны для различных
христианских антропологии. Отметим лишь самое главное.
Философский стиль православия восходит к Платону и Пло-
тину, в нем много интуитивно-чувственного, подчеркивания
единства истины, красоты и добра, без установления в этом
триединстве, равно как в триединстве Бога-отца, Бога-сына
и Бога-Святого Духа, каких-либо приоритетов.
Философский стиль католицизма восходит к Аристотелю, Ав-
густину и Фоме Аквинскому. По сравнению с православием здесь
больше рационального, человек понимается как субъект воли.
Философский стиль протестантизма основывается, по преиму-
ществу, на нововременной философии с ее выделением личност-
ного начала. С позиций православия Бог существует, ибо он су-
ществует, позиция протестантизма другая: Бог существует пото-
му, что без него человеку плохо. «Во что веришь, то и имеешь»,—
говорил основатель протестантизма М. Лютер.
4. В Новое время специфика человека усматривается в разу-
ме, в мышлении, рациональности. Ясное содержание души — это
сознание. Такова позиция Декарта. Кант привносит в эту кон-
цепцию много нового, но и он ставит в конечном счете превы-
ше других познавательные способности, каковых у него три —
рассудок, способность суждения, разум.
5. В Новое же время наряду с только что рассмотренной
концепцией «хомо сапиенс» (человек разумный) господствующие
высоты завоевывает концепция «хомо фабер» (человек деятель-
ный). Главное в человеке — это реализация способности к дей-
ствию. Либо просто утверждается, что суть каждого отдельного
человека состоит в его действиях, либо это действие, как у Марк-
са, понимается в общественном смысле. Главное в обществе —
труд (деятельность), а отдельный человек есть «атом» общества,
в котором «пересекаются» всеобщественные отношения.
6. Последнее изобретение философии Нового времени — это
«сверхчеловек» Ницше. Теперь разум понимается как болезнь,
заблуждение, омертвляющее человека. Во главу угла ставит-
ся страсть, лидерство, вино, курение, буйство фантазии и им-
провизации, протест против послушания и вообще всякой хи-
лости.
7. Философия XXвека продолжает поиск подлинности чело-
века. Феноменолог Гуссерль провозглашает подлинной природой
человека опыт его сознания — образование эйдосов, понимание
в соответствии с ними мира предметов, жизни.
8. Герменевты считают, что истинность человека реализует-
ся в его существовании в мире, понимании мира, преодолении
потаенности вещи, слияния ее границ с границами человека, ка-
ковыми выступают его временность, забота, страх и реализуемая
в этой связи активность.
9. Философы-аналитики видят в человеке существо, актив-
но реализующее свои языковые способности. В сфере языка че-
ловек решает что, почему и как следует делать.
10. Согласно постмодернистам, человек — существо, бунту-
ющее в поисках возвышенного и избавления от удушающих
объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективно-
го, тоталитарного. Человек может понять существующие обще-
Ш)
ственные нормы лишь в том случае, если он постоянно от них
отодвигается, иначе говоря, деконструирует их.
человек - существо бессознательное
Мы довели до сведения читателя десять интерпретаций при-
роды человека. Если читатель недоволен краткостью приведен-
ных сведений, то ему просто-напросто необходимо перечитать не-
которые страницы из первой части книги под антропологичес-
ким углом зрения. Разумеется, полезно обратиться к дополни-
тельной литературе. К уже рассмотренным интерпретациям при-
роды человека добавим еще одну, которая привлекает внимание
в течение всего XX века. Речь идет о философии бессознатель-
ного, развитой австрийским врачом-психиатром и философом Зиг-
мундом Фрейдом.
О бессознательном в человеке говорили и писали многие фи-
лософы, в том числе знакомые нам Кант, Гегель, Къеркегор, Шо-
пенгауэр, Ницше. Но лишь Фрейд сумел придать представлени-
ям о бессознательном практическое значение, они позволяли
ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Создан-
ное им учение называют психоанализом.
Главная идея Фрейда была довольно простой: человек — су-
щество эротическое. Глубинная сущность человека — сексуаль-
ное влечение — либидо (позднее Фрейд будет много рассуждать
о двух главных инстинктах, инстинкте жизни — эросе и инстинк-
те смерти — танатосе). Это влечение приходит в конфликт с со-
знанием, вынужденным реагировать на окружающую социаль-
ную среду с ее многочисленными запретами. Сексуальные вле-
чения вытесняются из сознания, они становятся бессознательны-
ми, проявляясь в сновидениях, в различного рода нерациональ-
ных действиях, в неврозах. Путь избавления от неврозов — это
анализ психики, сначала обнаруживают бессознательное (это
делает квалифицированный врач-психиатр), а затем, если паци-
ент способен на это, то бессознательное переводится в сознание.
Оно перестает существовать, исчезает источник болезненных
неврозов. Однако никто и никогда не способен избавить человека
от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек
есть существо не сознательное, а бессознательное. Доминиру-
ет именно последнее. Так считают фрейдисты. Далеко не все со-
гласны с ними.