Дидактические средства и современные формы контроля

Приложение 1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

Кафедра философии, истории и политологии

(наименование кафедры)

Перечень дискуссионных тем для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)

Философия

по дисциплине(наименование дисциплины)

1. Роль философии в жизни современного общества

2. Проблема свободы человека в современном обществе

3. Достаточно ли человеку быть только разумным?

4. Принес ли прогресс человеку счастье?

5. Как влияют современные информационно-коммуникационные технологии на духовное развитие человека?

Критерии оценки

Оценка Критерии
Отлично (5 баллов) Соответствие выступления теме дискуссии, выделение основной мысли, логика ясная, четкая, аргументированное изложение своей позиции, умение обобщать и делать выводы. Форма представления позиции и аргументов показывает культуру общения, конструктивная критика мнения собеседника
Хорошо (4 балла) Позиция в основном сформулирована, подтверждается аргументами, логичностью изложения. Демонстрирует культуру общения
Удовлетворительно (3 балла) Позиция сформулирована нечетко. Не все аргументы основаны на фактах. Логика нечеткая, аргументы не всегда поддерживают позицию
Неудовлетворительно (2 балла) Отсутствие собственной точки зрения. Отсутствие аргументов или они не основаны на фактах. Логика отсутствует. Отсутствие понимания культуры общения

Сост. Емельяненко В.Д..   «29» августа 2014 г.

Приложение 2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

Кафедра философии, истории и политологии

(наименование кафедры)

Темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

по дисциплинеФилософия

(наименование дисциплины)

1. Философия и другие науки.

2. Философия в системе культуры.

3. Философия и мировоззрение.

4. Философский метод Сократа.

5. Проблема человека в философии Древнего Востока.

6. Философский метод Сократа и его значение.

7. «Идеальное государство» Платона.

8. Проблема человека в античной философии.

9. Проблема связи веры и разума в средневековой философии.

10. Гуманизм и антропоцентризм в философии Возрождения.

11. Проблема метода в философии 17–18 вв.

12. Этическое учение И. Канта.

13. Теория познания И. Канта.

14. Г.Гегель и значение его философского учения.

15. Марксистская философия и современность.

16. Проблема человека в экзистенциализме.

17. Проблема бытия в истории философии.

18. Взаимосвязь сознания, мышления и языка.

19. Проблема искусственного интеллекта в философии и науке.

20. Проблема истины в философии.

21. Специфика познания в гуманитарных, социальных и естественных науках.

22. Проблема многообразия и единства исторического развития.

23. Проблема свободы в философии.

24. Роль науки в жизни общества.

25. Проблема необходимости и сознательной деятельности людей в историческом процессе.

26. Проблема происхождения человека.

27. Проблема свободы и ответственности человека.

28. Стратегии решения глобальных проблем.

29. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.

30. Объективные и субъективные факторы в развитии общества.

31. Роль философии в жизни современного общества

32. Проблема свободы человека в современном обществе

33. Достаточно ли человеку быть только разумным?

34. Принес ли прогресс человеку счастье?

Критерии оценки:

Оценка Знания, умения, владения и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент
Отлично (5 баллов) Письменная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к рефератам. Тема письменной работы полностью раскрыта, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы, работа оформлена на высоком уровне. В работе использованы практические кейсы по выбранной теме, содержится анализ российского и зарубежного опыта, проведен обзор научной литературы. Автор свободно ориентируется в материале, оперирует научной терминологией по рассматриваемой проблеме, может аргументировано отстаивать свою точку зрения и ответить на возникающие вопросы.
Хорошо (4 балла) Тема письменной работы в целом раскрыта, прослеживается авторская позиция, сформулированы необходимые выводы; использованы соответствующая основная и дополнительная литература, а также нормативные правовые акты и другие источники. Автор уверенно ориентируется в материале. Имеются замечания /неточности в части изложения и отдельные недостатки по оформлению работы.
Удовлетворительно (3 балла) Тема письменной работы раскрыта недостаточно полно, использовались только основные источники; имеются ссылки на литературные источники и нормативные правовые акты, однако не выражена авторская позиция; выводы не обоснованы; материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и необходимого анализа. Имеются недостатки в оформлении.
Неудовлетворительно (2 балла) Тема письменной работы не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на литературные источники и другие источники. Имеются недостатки в оформлении работы. Автор плохо ориентируется в представленном материале. Содержание работы заимствовано из какого-либо источника.


Сост. Емельяненко В.Д.   «29» августа 2014 г.

Приложение 3

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

Кафедра философии, истории и политологии

(наименование кафедры)

Вопросы для коллоквиумов, собеседования, устного опроса и экзамена

по дисциплинеФилософия

(наименование дисциплины)

Теоретические вопросы

1.Предмет философии, ее разделы. Методы и функции философии.

2. Философия Древней Индии и Древнего Китая, их особенности.

3. Натурфилософские учения Древней Греции, их особенности.

4.Философские учения Древней Греции классического периода (Сократ, Платон, Аристотель и др.), их особенности.

5. Общая характеристика европейской философии ХVII–ХVIII вв.

6.Проблема метода в европейской философии XYII в.(Ф.Бэкон, Р.Декарт и др.)

7. Немецкая классическая философия, ее особенности. Учение И.Канта.

8. Философские учения Г.Гегеля, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Л. Фейербаха.

9. Развитие русской философии XI - XYIII вв.

10. Русская философия XIX – XX вв. (В.С.Соловьев, Н. А.Бердяев и др.)

11. Западноевропейская философия XIX - XX вв. Рационалистическая традиция.

12. Западноевропейская философия XIX - XX вв. Иррационалистическая традиция.

13. Философская концепция бытия. Проблема субстанции в философии.

14. Философское учение о материи. Свойства, виды, атрибуты, формы движения материи.

15. Диалектика как теория развития и метод философского мышления, ее исторические формы. Объективная и субъективная диалектика. Альтернативы диалектики.

16. Отражение как предпосылка сознания. Сознание, его возникновение и общественно-историческая природа. Общественное и индивидуальное сознание.

17.Проблема идеального. Сознательное и бессознательное. Сознание и язык. Сознание и мышление.

18. Движущие силы и ступени познания. Формы чувственного и рационального познания. Место и роль практики в познании.

19.Диалектика познавательного процесса, его противоречивый характер. Проблема истины в философии. Критерии истинности знания.

20.Научное познание и его особенности. Методы и приемы научного познания.

21.Глобальные проблемы современного общества, их причины, общая характеристика, иерархия, возможные пути решения.

22.Предмет философской антропологии. Проблема человека в истории философии. Многомерность человека.

23.Проблема природы и сущности человека. Человек как целостное и противоречивое существо.

24.Человек и общество. Проблема свободы и ответственности, смысла жизни и призвания, преодоления отчуждения человека. Смертность и бессмертие человека.

25. Понятия духовной жизни, общественного сознания. Структура, функции и закономерности развития общественного сознания. Основные формы общественного сознания, их особенности.

Вопросы на умение анализировать

1.Раскройте сущность основного вопроса философии. Каковы варианты его решения?

2.Сравните философские учения эпохи средних веков и эпохи Возрождения.

3.Докажите, что философия имеет мировоззренческую природу.

4.Покажите взаимосвязь природы, человека, общества и культуры.

5. Сравните натуралистические, идеалистические и материалистические концепции общества.

6. Сравните формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.

7. Почему категории философии имеют системный характер? В чем их особенности?

8.Почему познание имеет социальную природу? Покажите взаимосвязь субъекта и объекта познания.

9.В чем заключаются источники агностицизма?

10.Покажите роль принципов и законов диалектики для понимания развития.

11.Объясните, какую роль играют основные категории диалектики (единичное и общее, сущность и явление, форма и содержание, причина и следствие, возможность и действительность). Почему большинство из них парные?

12.Каковы причины возникновения философии?

13.Докажите, что сферы общественной жизни находятся во взаимосвязи и единстве.

14.Каковы особенности познания в социально-гуманитарных науках?

15.Почему наблюдается кризис природы человека и каковы пути его выживания в современном мире?

16.Почему деятельность является способом существования человека? Каковы формы ее проявления?

17. Почему природа является необходимым условием существования общества?

18. Каковы причины и возможные решения глобальных проблем общества?

19. Раскройте причины изменения взаимосвязи общества и природы в современных условиях.

20. Каковы особенности марксистской философии? Чем вызваны ее диаметрально противоположные оценки?

21.В чем специфика объективной и субъективной истории философии?

22. Покажите взаимосвязь и отличия категорий «движение» и «развитие».

23. В чем состоит сложность проблем возникновения Вселенной, происхождения жизни и человека?

24. В чем особенности, достоинства и недостатки вненаучных форм познания?

25. Раскройте особенности взаимосвязи сознания, мышления и языка.

Критерии оценки:

Оценка Знания, умения, навыки и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент
Отлично (5 баллов) На вопросы даны исчерпывающие ответы, проиллюстрированные наглядными примерами там, где это необходимо. Ответы изложены грамотным научным языком, все термины употреблены корректно, все понятия раскрыты верно.
Хорошо (4 балла) На вопросы даны в целом верные ответы, но с отдельными неточностями, не носящими принципиального характера. Не все термины употреблены правильно, присутствуют отдельные некорректные утверждения и грамматические / стилистические погрешности изложения. Ответы не проиллюстрированы примерами в должной мере.
Удовлетворительно (3 балла) Ответы на вопросы носят фрагментарный характер, верные выводы перемежаются с неверными. Упущены содержательные блоки, необходимые для полного раскрытия темы. Студент в целом ориентируется в тематике учебного курса, но испытывает проблемы с раскрытием конкретных вопросов. Также оценка «удовлетворительно» ставится при верном ответе на один вопрос и неудовлетворительном ответе на другой.
Неудовлетворительно (2 балла) Ответы на вопросы отсутствуют либо не соответствуют содержанию вопросов. Ключевые для учебного курса понятия, содержащиеся в вопросах, трактуются ошибочно.

Сост. Емельяненко В.Д.   «29» августа2014 г.

Приложение 4

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

Кафедра философии, истории и политологии

(наименование кафедры)

Темы индивидуальных письменных творческих
заданий

по дисциплинеФилософия

(наименование дисциплины)

1.Особенности философского мировоззрения.

2. Исторические и современные представления о предмете философии.

3. Категории и законы философии.

4. Роль философии в познании человеком мира.

5. Теоцентризм как особенность средневековой философии.

6. Гуманизм и антропоцентризм.

7. Европейская философия XVII–XVIII вв.: проблема научного метода (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

8. Социально-философские учения Т.Гоббса и Д.Локка.

9. Французский материализм и английский субъективный идеализм.

10. Немецкая классическая философия, её роль в развитии духовной культуры (И.Кант, Г. Гегель, И. Фихте, Ф. Шеллинг).

11. Основные идеи и особенности философии марксизма, его современные оценки.

12. Иррационализм в западной философии XIX–XX вв. (экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм).

13. Рационализ в западной философии XIX–XX вв. (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, современная религиозная философия).

14. Основные черты отечественной философской мысли, этапы её становления и развития.

15. Основные идеи русской философии (западники, славянофилы, почвенники, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, представители русского космизма и др.).

16. Монистические и плюралистические концепции бытия.

17. Основные формы бытия, их особенности и диалектика.

18. Детерминизм и индетерминизм.

19. Проблема возникновения Вселенной, происхождения жизни и человека.

20. Природа мышления.

21. Нейрофизиологические основы сознания.

22. Философские аспекты проблемы искусственного интеллекта.

23. Познание и творчество.

24. Рациональное и иррациональное в познании.

25. Многообразие форм познания и типы рациональности.

26. Единство научного и вненаучного познания в универсальном духовном освоении человечеством Вселенной.

27. Научная картина мира как результат и идеал познания, её мировоззренческое и методологическое значение.

28. Общество как многоуровневая система.

29. Человек в системе социальных связей.

30. Соотношение понятий человек, индивид, личность.

31. Основные теоретические модели общества.

32. Содержание современных процессов глобализации.

33. Концепции коэволюции, устойчивого развития, «нулевого роста», ноосферы.

34. Проблема природы и сущности человека, его происхождения.

35. Проблема зависимости социально-гуманитарных наук от социального контекста: подходы классической, неклассической и постнеклассической науки.

36. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.

37. Проблема объяснения, понимания и интерпретации в СГН.

Критерии оценки:

Оценка Знания, умения, владения и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент
Отлично (5 баллов) Содержание творческого задания соответствует поставленной цели и задачам. Содержание творческого задания имеет содержательную целостность и системность, информация представлена на хорошем научном уровне. Задание содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания убедительно, ярко и логично. Высокая глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов лаконичны и аргументированы. Защита творческого задания сопровождается творческим применением мультимедийных технологий.
Хорошо (4 балла) Содержание творческого задания соответствует поставленным целям и задачам. Содержание творческого задания имеет целостность и системность, информация представлена на достаточном научном уровне. Творческое задание содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания убедительно и логично. Достаточная глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов в основном лаконичны и логичны.
Удовлетворительно (3 балла) Содержание творческого задания в основном соответствует поставленным целям и задачам. Содержание творческого задания не в полной мере отражает педагогическую целостность и системность, информация представлена на слабом научном уровне. Творческое задание не содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания неубедительно. Недостаточная глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов не всегда лаконичны и логичны.
Неудовлетворительно (2 балла) Содержание творческого задания не соответствует поставленным целям и задачам. Информация представлена на репродуктивном уровне.

Сост. Емельяненко В.Д.

«29» августа 2014 г.

Приложение 5

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

Кафедра философии, истории и политологии

(наименование кафедры)

Темы творческих
заданий для самостоятельной работы

по дисциплинеФилософия

(наименование дисциплины)

1. Значение философии в жизни человека и общества, ее объект как науки.

2. Структура философского знания.

3. Философия и частные науки.

4. Развитие представлений о бытии в истории философии.

5. Самоорганизация бытия.

6. Материальное и идеальное бытие.

7. Жизнь как уникальное явление бытия.

8. Специфика человеческого бытия.

9. Динамические и статистические закономерности.

10. Научные, философские и религиозные картины мира.

11. Идея единства и развития сущего в истории философии.

12. Основные принципы диалектики.

13. Знание, сознание, самосознание.

14. Творческая природа сознания.

15. Основные подходы в решении вопроса о познаваемости мира.

16. Вера и знание.

17. Понимание и объяснение.

18. Соотношение истины и ценности.

19. Действительность, мышление, логика и язык.

20. Рост научного знания. Противоречивая роль науки в жизни общества.

21. Научные революции и смены типов рациональности.

22. Место человека в современной научной картине мира.

23. Насилие и ненасилие.

24. Мораль, справедливость, право, нравственные, эстетические и религиозные ценности.

25. Гражданское общество и государство.

26. Человек и исторический процесс.

27. Специфика социальной формы движения материи.

28. Люди как субъекты истории.

29. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

30. Смысл человеческого бытия.

31. Понятие и природа ценностей, их роль в жизни человека и общества.

32. Особенности субъекта познания в социально-гуманитарных науках.

33. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании.

34. Явные и неявные ценностные предпосылки в СГН.

35. Важнейшие категории в социально-гуманитарном познании (жизнь, история, время, пространство, хронотоп).

36. Вера, сомнение, знание.

37. Проблема исторического факта.

Критерии оценки:

Оценка Знания, умения, владения и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент
Отлично (5 баллов) Содержание творческого задания соответствует поставленной цели и задачам. Содержание творческого задания имеет содержательную целостность и системность, информация представлена на хорошем научном уровне. Задание содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания убедительно, ярко и логично. Высокая глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов лаконичны и аргументированы. Защита творческого задания сопровождается творческим применением мультимедийных технологий.
Хорошо (4 балла) Содержание творческого задания соответствует поставленным целям и задачам. Содержание творческого задания имеет целостность и системность, информация представлена на достаточном научном уровне. Творческое задание содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания убедительно и логично. Достаточная глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов в основном лаконичны и логичны.
Удовлетворительно (3 балла) Содержание творческого задания в основном соответствует поставленным целям и задачам. Содержание творческого задания не в полной мере отражает педагогическую целостность и системность, информация представлена на слабом научном уровне. Творческое задание не содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания неубедительно. Недостаточная глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов не всегда лаконичны и логичны.
Неудовлетворительно (2 балла) Содержание творческого задания не соответствует поставленным целям и задачам. Информация представлена на репродуктивном уровне.

Приложение 6

ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет

имени академика И.Г. Петровского»

УТВЕРЖДАЮ
030900.62 «Юриспруденция» (код и наименование направления подготовки/специальности)  
Зав. кафедройфилософии, истории и политологии

(наименование кафедры)

_________________ Ветошко А.Н

(подпись) (Ф.И.О.)

«_______» ______________________ 2014

по дисциплинеФилософия

(наименование дисциплины)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №

1. Предмет философии, ее разделы. Методы и функции философии.

2. Сравните философские учения эпохи средних веков и эпохи Возрождения.

3. Проанализировать текст и ответить на вопросы к нему

Экзаменатор _________________________Емельяненко В.Д.

(подпись)

Текст для анализа

Подобно тому, как обилие законов часто служит оправданием для пороков — почему государственный порядок гораздо лучше, когда законов немного, но они строго соблюдаются, — так вместо большого количества правил, образующих логику, я счел недостаточным твердое и непоколебимое соблюдение четырех следующих.

Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым c очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно а столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению.

Второе — делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления.

Третье — придерживаться определенного порядка мышления, начиная c предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.

И последнее — составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.

Длинные цепи доводов, совершенно простых и доступных, коими имеют обыкновение пользоваться геометры в своих труднейших доказательствах, натолкнули меня на мысль, что все доступное человеческому познанию одинаково вытекает одно из другого. Остерегаясь, таким образом, принимать за истинное то, что таковым не является, и всегда соблюдая должный порядок в выводах, можно убедиться, что нет ничего ни столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть. Мне не стоило большого труда отыскание того, c чего следует начинать, так как я уже знал, что начинать надо c самого простого и доступного пониманию; учитывая, что среди всех, кто ранее исследовал истину в науках, только математики смогли найти некоторые доказательства, то есть представить доводы несомненные и очевидные, я уже не сомневался, что начинать надо именно c тех, которые исследовали они. (Р.Декарт)

1.К какому разделу философии относится проблема, поднимаемая Р.Декартом?

2.Как относится автор отрывка к проблеме познаваемости мира?

3.Какую науку, кроме философии, больше всего ценит Р.Декарт?

Критерии оценки:

Наши рекомендации