Изложите становление научного познания в античном мире.
Первая стадия – зарождающаяся наука (или преднаука) характеризуется тем, что здесь изучаются преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в обыденном опыте и в производственной деятельности. Он стремился построить модели таких вещей и их изменений с тем, чтобы предвидеть результаты своих будущих практических действий.
Однако по мере развития познания и практики наряду с отмеченным способом построения знаний постепенно формируется новый тип познавательной деятельности, знаменующий переход ко второй стадии – собственно научному исследованию вещей и их отношений.
Собственно наука, таким образом, зародилась в греческих полисах западного побережья Малой Азии – Милете и Эфесе, а затем Абдере, Афинах и других городах-государствах. Естественно-научные и философские воззрения составляли здесь еще единую науку.
Серьезные достижения в раннегреческой науке связаны с именем Фалеса Милетского, снискавшего славу одного из «семи мудрецов» Древней Греции. Изучив приемы измерения площадей, применявшихся в Египте, он построил элементарную геометрию, а опираясь на астрологические знания вавилонян, положил начало астрономии, пытаясь решить вопрос о том, как устроена Вселенная. Его ученик Анаксимандр ввел в употребление солнечные часы, создал модель небесной сферы, составил первую в Греции географическую карту.
Действительно серьезное начало развития теории чисел, а в геометрии – методов точного определения математических понятий и строгих доказательств связано с Пифагором (580-500 г. до н.э.), который обосновал необходимость аксиом и постулатов в геометрии, впервые введя в математику принцип доказательства. Им же были введены в математику понятия бесконечного, предела, непрерывности, составляющие стержень и современного математического анализа. Он также пришел к выводу, что целых чисел недостаточно для математических построений, и ввел понятие иррационального числа. Ему же приписывается теорема о равенстве суммы углов треугольника 180°, его имя, как известно, носит и теорема о равенстве в прямоугольном треугольнике квадрата гипотенузы сумме квадратов катетов.
Достаточно высокого развития достигла наука в трудах Архимеда (287-212 гг. до н.э.), который совмещал в своем творчестве гениальные теоретические открытия, такие, как названный его именем закон гидравлики, с замечательными изобретениями в области техники. Он, в частности, является автором многих инженерных изобретений, которые работают на человечество и сегодня – так называемого «винта Архимеда», на основе которого им была построена водоподъемная машина для орошения полей. Такой подъемный механизм имеет преимущество даже по сравнению с современным поршневым насосом, поскольку может работать с жидкостями любой консистенции, тогда как поршневой насос – только с чистой водой. Он же открыл закон рычагов и, по легенде, был настолько потрясен практическими возможностями своего открытия, что позволил себе некоторую хвастливость, заявив: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю».
Наиболее полная система знаний о мире была создана Аристотелем (384-322 г. до н.э.). Она включала в себя знания из области метафизики (философии), логики, политики, физики, космогонии, ботаники, зоологии и т.д. Естественнонаучные знания великого мыслителя изложены главным образом в работах: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «Механика», «О небе». Логические и методологические идеи – в трактате «О категориях», первой и второй «Аналитиках», «Топике».
В Древней Греции были заложены и начала исторической науки, «отцом» которой считается афинянин Геродот(V веке до н.э.). Стремясь сохранить для потомков память о победах эллинов над могучей Персией, он написал историю греко-персидских войн. Его книга «История» – один из важнейших источников наших знаний о Древней Греции, Малой Азии и Египте – отличается широтой замысла и мастерством изложения. Автор описывает особенности природных условий стран, обычаи их народов, памятники искусства. Рассказывая, например, о походе Дария на скифов, он подробно описал жизнь народов, живших на южных территориях нынешних России и Украины.
Необходимость борьбы с болезнями людей и животных положила начало развитию медицины. Самым известным врачом был Гиппократ (460 г. до н.э.), которого называют «отцом медицины» Он основал школу врачей, создал практически систему медицинских знаний, обосновав почти все направления медицины. Труды Гиппократа дошли до нашего времени и до сих пор являются весьма полезными для практических врачей. Он же обосновал этические воззрения на медицину в трудах «Клятва», «Закон», «О враче». Их главное содержание – гуманизм врача по отношению к больному. По окончании обучения в школе Гиппократа врачи должны были, подняв руку над пылающим светильником, повторить клятву, которую и в наши дни принимают все выпускники медицинских вузов.
В научной литературе латинской античности особое место занимают проблемы природы, которые рассматривались авторами в соответствии с аристотелевской традицией. Рассмотрению природы посвящены 37 книг «Естественной истории» Плиния Старшего. Мир у Плиния вечен, безграничен, не имеет начала и не будет иметь конца. По форме Вселенная напоминает абсолютно круглый шар. Неподвижная Земля находится в ее центре, а универсум вращается вокруг нее. Мир управляется законами природной необходимостью. Даже само божество, олицетворяющее разум и чувства Вселенной, находится во власти этих законов.
Традиционного взгляда о неподвижной Земле в центре Вселенной придерживался и живший во II веке до н.э. Клавдий Птолемей, обосновавший это положение последовательным применением тригонометрии и других разделов математики. Его книга «Великая математическая система астрономии» вплоть до XVII в. служила образцом для составления таблиц и расчета положения светил на небе.