Изложите становление научного познания в античном мире.

Первая стадия – зарождающаяся наука (или преднаука) характеризуется тем, что здесь изуча­ются преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталки­вался в обыденном опыте и в произ­водственной деятельности. Он стремился построить модели таких вещей и их изменений с тем, чтобы предвидеть резуль­таты своих будущих практических действий.

Однако по мере развития познания и практики наряду с отмеченным способом построения знаний постепенно формиру­ется новый тип познавательной деятельности, знаменующий переход ко второй стадии – собственно научному иссле­дованию вещей и их отношений.

Собственно наука, таким образом, зародилась в греческих полисах западного побережья Малой Азии – Милете и Эфесе, а затем Абдере, Афинах и других городах-государствах. Есте­ст­венно-научные и философские воззрения составляли здесь еще единую науку.

Серьезные достижения в раннегреческой науке связаны с именем Фалеса Милетского, снискавшего славу одного из «семи мудрецов» Древней Греции. Изучив приемы измерения площадей, применявшихся в Египте, он построил элементарную геометрию, а опираясь на астрологические знания вавилонян, поло­жил начало астрономии, пытаясь решить вопрос о том, как устроена Вселенная. Его ученик Анаксимандр ввел в употребление солнеч­ные часы, создал модель небесной сферы, составил первую в Греции географическую карту.

Действительно серьезное начало развития теории чисел, а в геометрии – методов точного определения ма­те­матических понятий и строгих доказательств связано с Пифагором (580-500 г. до н.э.), который обосновал необходимость аксиом и постулатов в геометрии, впервые введя в мате­матику прин­цип доказательства. Им же были введены в математику понятия бесконечного, предела, непрерывности, составляющие стержень и современного математического анализа. Он также пришел к выводу, что целых чисел недоста­точно для математических построений, и ввел понятие иррационального числа. Ему же приписывается Изложите становление научного познания в античном мире. - student2.ru Изложите становление научного познания в античном мире. - student2.ru Изложите становление научного познания в античном мире. - student2.ru теорема о равенстве суммы углов треугольника 180°, его имя, как известно, носит и теорема о равенстве в прямоугольном треугольнике квадрата гипотенузы сумме квадра­тов ка­тетов.

Достаточно высокого развития достигла наука в трудах Архимеда (287-212 гг. до н.э.), который совмещал в своем творчестве гениальные теоретические открытия, такие, как названный его именем закон гидравлики, с замечательными изобретениями в области тех­ники. Он, в частности, является автором многих инженер­ных изобре­тений, которые работают на человечество и сегодня – так называе­мого «винта Архимеда», на основе которого им была построена водоподъемная машина для орошения полей. Такой подъем­ный механизм имеет преимущество даже по сравнению с современным поршневым насосом, поскольку может работать с жидкостями любой консистенции, тогда как поршневой насос – только с чис­той водой. Он же открыл закон рычагов и, по легенде, был настолько потрясен практическими возможностями своего открытия, что позволил себе некоторую хвастливость, заявив: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю».

Наиболее полная система знаний о мире была создана Аристотелем (384-322 г. до н.э.). Она включала в себя знания из области метафизики (филосо­фии), логики, политики, физики, космогонии, ботаники, зоологии и т.д. Естественнонаучные знания великого мыслителя изложены главным образом в работах: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «Механика», «О не­бе». Логические и методологические идеи – в трактате «О категориях», первой и второй «Аналитиках», «Топике».

В Древней Греции были заложены и начала исторической науки, «отцом» которой считается афинянин Геродот(V веке до н.э.). Стремясь сохранить для потомков память о побе­дах эллинов над могучей Персией, он написал историю греко-персидских войн. Его книга «История» – один из важнейших источников наших знаний о Древней Греции, Малой Азии и Египте – отличается широтой замысла и мастерством изложения. Автор описывает особенности природных условий стран, обычаи их народов, памятники искусства. Рассказывая, например, о походе Дария на скифов, он подробно описал жизнь народов, живших на южных территориях нынешних России и Ук­раины.

Необходимость борьбы с болезнями людей и животных положила начало развитию медицины. Самым известным врачом был Гиппократ (460 г. до н.э.), которого называют «отцом медицины» Он основал школу врачей, создал практи­чески систему медицинских знаний, обосновав почти все направления медицины. Труды Гиппократа дошли до нашего времени и до сих пор являются весьма полезными для практических врачей. Он же обосновал этические воззрения на медицину в трудах «Клятва», «Закон», «О враче». Их главное содержание – гуманизм врача по отношению к больному. По окончании обучения в школе Гиппократа врачи должны были, подняв руку над пылающим све­тильником, повторить клятву, которую и в наши дни принимают все выпускники медицинских ву­зов.

В научной литературе латинской античности особое место занимают проблемы природы, которые рас­сматривались авторами в соответствии с аристотелевской традицией. Рассмотрению природы посвящены 37 книг «Естественной истории» Плиния Стар­шего. Мир у Плиния вечен, безграничен, не имеет на­чала и не будет иметь конца. По форме Вселенная напоминает абсолютно круглый шар. Неподвижная Земля находится в ее центре, а универсум вращается вокруг нее. Мир управляется законами природной необходимостью. Даже само божество, олицетворяющее разум и чувства Вселенной, находится во вла­сти этих законов.

Традиционного взгляда о неподвижной Земле в центре Вселенной придерживался и живший во II веке до н.э. Клавдий Птолемей, обосновавший это положение последовательным применением тригонометрии и других разделов матема­тики. Его книга «Великая математическая система астрономии» вплоть до XVII в. служила образцом для составления таблиц и расчета положения светил на небе.

Наши рекомендации