Социальное и природное бытие
Общество – это (в широком смысле) обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; (в узком смысле) определенный этап человеческой истории или отдельное общество/социальный организм (например, российское общество).
Общество, будучи обособившейся частью природы, неразрывно связано с ней, как часть с целым, но при этом развивается по собственным законам, несводимым к законам природы.
Общество представляет собой открытую динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой. Будучи динамической системой, общество постоянно изменяет свое состояние, развивается во времени, причем это развитие носит вероятностный (стохастический) характер.
Каждый элемент или подсистема общественной системы могут быть рассмотрены в качестве относительно самостоятельных систем, включающих в себя собственные подсистемы. Вместе с тем, общество, взятое как целое, господствует над своими частями и обладает свойствами, не сводимыми к сумме свойств составляющих его элементов.
Природа – естественная основа общества, естественная среда возникновения и существования человека и всего живого. В ходе истории соотношение природы и общества коренным образом меняется. Происходит это главным образом под воздействием практики. Расширились границы и само понимание географической среды – природы, пригодной для жизнедеятельности (земная кора, нижняя часть атмосферы, околоземное космическое пространство, воды, почвенный покров, растительный и животный мир) – сейчас это не тонкий слой воды и почвы, образующий оболочку нашей планеты, а практически вся планета, рассматриваемая как элемент Солнечной системы.
Земля в ходе своей эволюции породила великое множество видов живой материи. Возникновение одних видов и исчезновение других подчиняется законам естественной эволюции, что влияет на климат, ландшафт и весь облик планеты. С возникновением человека, образованием цивилизации с ее техническим базисом картина постепенно изменялась.
Человек – существо бинарное, одновременно биологическое (природное) и социальное. Несомненная биологичность человека лежит в основе многочисленных биологизаторских (натуралистических) концепций, пытающихся объяснить поведение индивида и общества в целом. Однако целесообразно вспомнить разработанное Ф. Энгельсом учение об отношении высших форм движения материи к низшим. Заметим, что речь идет о принципе, позволяющем объяснить гораздо более широкий круг вопросов, нежели соотношение социального и биологического. Энгельс исходит из четырех моментов:
1. высшие формы движения материи возникают из низших (в результате их усложнения);
2. высшие формы движения включают в себя низшие (будучи существом социальным, человек сохраняет в себе в качестве фундамента биологическое, а посредством его и химическое, физическое, механическое движение);
3. высшие формы движения материи подчиняют себе низшие и преобразуют их (низшее, включаясь в высшее, качественно отличается от того же явления/движения в «свободном» состоянии);
4. высшие формы движения материи не сводятся к низшим (т.е. наряду с содержанием, заимствованным у низших форм, в высшей обязательно встречается некоторое приращение содержания, свои специфические закономерности).
Именно последнее приращение и должно быть принято во внимание, если мы хотим понять социальную сущность человека. Оно состоит, во-первых, в том, что в обществе появляются функции сугубо социальные, прежде всего, труд и сознание; во-вторых, происходит социализация функций по природе своей биологических (насыщение пищей, утоление жажды и пр. приобретает очеловеченную, социализированную форму).
Еще один аспект соотношения человека и общества с природой состоит в том, что, появившись на Земле, человек вынужден был бороться с природой, «покорять» ее. Первобытный человек освоил земледелие и скотоводство, постепенно вывел огромное число культурных растений и животных, которые стали основой его пропитания. В настоящее техномасса, т.е. то, что создано человеком, включая растения и животных, на несколько порядков превосходит то, что произвела дикая природа. При этом для производства этой техномассы требуется значительное количество естественных ресурсов. Проблема в том, что человечество к ХХ в. перешло от экстенсивного характера использования природных ресурсов к интенсивному, при котором они не успевают возобновляться. К тому же в результате развития промышленного производства резко ухудшилась экологическая обстановка.
Общественные отношения
Общество представляет собой сложную систему, элементами которой являются социальные связи и отношения, т.е. взаимодействия между людьми. Индивид или даже миллион изолированных, не взаимодействующих между собой индивидов не составляют социального явления. Индивид сам по себе представляет физический, биологический и/или психический феномен. В качестве родового социального явления, т.е. такого, с которого можно начинать изучение общества, необходимо рассматривать значимое человеческое взаимодействие.
Таким образом, мы приходим к следующему определению общества: это определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и пр., основанная на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Что побуждает человека к личному действию и соучастию в действии с другими индивидами? Человек – одновременно и предпосылка, и результат общественного развития. При этом мы не можем абсолютизировать ни одну из этих сторон. Первичное историческое/социальное действие принадлежит индивиду, который, однако, выступает не в качестве Робинзона, а в качестве члена определенно социальной группы. Внутренним мотивом к такому действию является потребность, т.е. нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия. Чем более развит человек, тем шире круг его потребностей и тем многообразнее формы их удовлетворения. Следующим звеном в рассматриваемой нами цепочке исторической причинности деятельности человека выступает интерес как форма проявления потребности, ее более или менее отчетливое осознание. В отличие от потребности, которая характерна для всего живого, интерес – непосредственный продукт общественного развития. Как непосредственное ближайшее отражение интереса в сознании человека возникает стимул – побуждение к действию, материальному или духовному. Последним звеном в цепочке является цель – предвосхищение в сознании результата деятельности.
Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них.
Можно утверждать, что человек выступает творцом собственных общественных отношений, но при этом необходимо помнить, что общественные отношения, сложившись в результате взаимодействия людей, став определенной традицией, нормой, становятся объективной реальностью, независимой от воли и сознания отдельных индивидов, хотя последние и воспроизводят их в процессе своей деятельности. В этом состоит диалектика объективного и субъективного в обществе.
Все многообразие общественных отношений можно разделить на два больших класса – класс материальных отношений и класс духовных отношений. Материальные отношения возникают в ходе практической деятельности людей и непосредственно отражают ее. Духовные отношения формируются, проходя через сознание, индивидуальное и групповое. Отделить материальные и духовные отношения друг от друга можно только в мышлении, в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и не существуют друг без друга.