Тема 3. Позитивистские течения в философии середины XIX-XX веков
Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения.
Таким образом, позитивное знание и "положительная наука" противопоставляются в позитивизме традиционной философии как "метафизике". Ставится задача развить философию нового типа - позитивную философию.
Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ. С его именем связано развитие первого этапа позитивизма - "первого позитивизма".
Главное произведение О.Конта - "Курс позитивной философии" в шести томах - издавалось в 1830-1846 гг), а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами. "Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир. Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют. Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.
Так как в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так: " Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как".
Феноменализм - философский принцип, согласно которому в сознании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию действительностью. Вся концепция научного познания Конта тяготеет к феноменализму, потому что познание, по Конту, не идет далее того, что чувственно воспринимается.
Итак, научное знание, по Конту, имеет преимущественно описательный характер.
В отношении гносеологической функции науки необходимо отметить, что описание, по Конту, составляет важную функцию науки, но не главную. Объяснению как функции науки Конт придает минимальное значение. Главную функцию науки Конт видит в предвидении." Таким образом, - говорит он, - истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти, согласно общему положению о неизменности естественных законов".
Именно в предвидении будущего Конт усматривает и социальную функцию науки, особенно поскольку она изучает общественные явления.
Конт формулирует ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ закон, выражающийся в классификации наук.
Конт отвергает бэконовский принцип классификации в зависимости от различных познавательных способностей человека (рассудок, память, воображение). Он выдвигает куда более плодотворную идею, согласно которой все эти способности применяются одновременно и во всех науках. Он предлагает принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания.
Если опустить детали, то основная классификация, предлагаемая Контом, будет выглядеть так:
1. Математика.
2. Астрономия.
3. Физика.
4. Химия.
5. Физиология.
6. Социальная физика (социология).
7. Мораль.
Образцом науки для позитивизма является естествознание.
Методы и приемы естествознания позитивизм переносит на общественные и гуманитарные науки, специфика которых никак не учитывается. Эта особенность составила специфическую ограниченность позитивистского метода, которая вызвала в дальнейшем резкую критику со стороны неокантианцев и философов жизни.
Конт стремится построить " позитивную " науку об обществе - социологию (сам этот термин - его удачное изобретение), которая была чем-то вроде «социальной физики».
Социология Конта представлена в трех разделах: учение об условиях существования общества, учение об изменении социальных систем, программа социального действия.
Первый раздел своей социологии, которую Конт хочет видеть чем-то вроде "социальной физики", он называет "социальной статикой". В нем он рассматривает основные, по Конту, социальные институты (семью, государство, церковь). Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную "субстанцию" социума.
Учение об изменении социальных систем Конт называет "социальной динамикой ".
Представление об общественном прогрессе является ведущим в "социальной динамике" Конта. Развитие и здесь совершается по "закону трех стадий". Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Начало XIX века - постепенное рождение "промышленной" ("позитивной") стадии - результат распространения идей альтруизма, социальности, "позитивной" философии.
Третий раздел своей социологии Конт называет "социальной политикой". Основной ее тезис - это превращение " позитивной философии " в религию всего человечества.
Представления Конта далеки от того, чтобы быть простым описанием фактов. Они не являются " позитивным знанием " в смысле обобщенного описания наблюдательных данных.
Обратите внимание на значительное положительное содержание работ Конта: научную по своему замыслу классификацию наук, попытку строго научного подхода к общественной жизни, основанную на применении к ней понятия факта, первую попытку создания науки об обществе - социологии.
Итак, основателем первого позитивизма был Огюст Конт.
Видным представителем "первого позитивизма" был Джон Стюарт Милль. Из его работ наиболее значительна и известна "Система логики". Милль рассматривал логику как ветвь психологии и давал законам логики психологическое обоснование.
Дедуктивный вывод, по мнению Милля, не может давать никакого нового знания. Источником нового знания и общих предложений, по Миллю, является индуктивное рассуждение, и только оно одно.
В политической философии Милль прославился своей защитой буржуазного индивидуализма и либерализма, прежде всего представительного правления. Его очерк "О свободе" в англоязычных странах считается классическим и переиздается до сих пор.
Завершителем первой формы позитивизма был Герберт Спенсер.
Для учения Спенсера и для того нового, что он внес в философию XIX века, характерно соединение основных принципов позитивизма со всесторонне проведенной идеей эволюции. Эволюция, согласно Спенсеру, является тем абсолютно всеобщим элементом опыта, который дает возможность понять любые явления.
"Вторым позитивизмом" называется философское учение, воспринявшее ряд основных идей Конта, Милля и Спенсера, но создавшее на их основе другой вариант позитивистской философии.
Эрнст Мах - австрийский физик и философ - был основателем второго позитивизма.
К взглядам Эрнста Маха близки идеи Рихарда Авенариуса, выраженные, однако, в другой форме.
Таким образом, основные положения второго позитивизма разработаны почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом.
Второй позитивизм иначе называют махизмом или эмпириокритицизмом.
Второй позитивизм сохранил установку первого позитивизма - тезис о том, что действительным знанием является содержание положительных наук. Более того, второй позитивизм попытался усилить этот тезис, поставив задачу отработки методов отбора того материала позитивных наук, который должен по праву относиться к их содержанию, критериев, способных отсеять то, что включено в состав опытного знания, так сказать, по недосмотру.
Важнейшим составным элементом философии эмпириокритицизма является программа "очищения опыта", в которой нашла специфическое выражение общая антиметафизическая направленность позитивизма.
При этом "опыт" эмпириокритики трактует, исходя из неразрывной связи субъекта с объектом. Авенариус так говорит о "принципиальной координации" субъекта и объекта: "Я" и "среда" являются не только оба первоначально находимыми в одном и том же смысле, но и всегда - оба первоначально находимыми вместе".
Для эмпириокритицизма характерно утверждение о "принципиальной координации" субъекта и объекта - не существует объекта без субъекта и не существует субъекта без объекта. По Авенариусу, мир дан нам только в "принципиальной координации", действительной или только возможной, т.е. как опыт.
Анализируя опыт, эмпириокритики вводят понятия "элементов опыта", т.е. его составных частей. "Элементы опыта", согласно эмпириокритикам, можно характеризовать и как объективное, и как субъективное в зависимости от того, в каком отношении их рассматривать. Этот принцип "нейтральности элементов опыта" составляет важный компонент эмпириокритицизма. Мах усиливает этот принцип, провозгласив "элементы опыта" "элементами мира". "Метафизическому" и потому неправомерному, как считает Мах, разделению элементов на физические и психические соответствует "функциональное различие" их в отношении к комплексу элементов, составляющих человеческое тело, т.е., поясняет он, все зависит от направления исследования.
Важным препятствием на пути "очищения опыта" Авенариус считает "вкладывание" чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида.
Авенариус вводит понятие интроекции для обозначения недопустимого, с его точки зрения, вкладывания чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида, а равно чего бы то ни было идеального в познающее мышление субъекта. Выступая против интроекции, Авенариус отмечает, что "путем интроекции естественное единство эмпирически данного мира распалось... на внешний и внутренний мир, на объект и субъект".
Одним из важных аспектов "очищения опыта" у Авенариуса был "принцип наименьшей меры силы". Мах развил его в принцип, легший в основу второго позитивизма - принцип экономии мышления. В этом принципе Маха соединяются биологизм (познание как биологически экономное приспособление к среде), позитивизм (познание как экономное "чистое описание" явлений) и субъективизм (критерий экономии в познании определяется субъектом, предшествуя всякому опыту).
Рассматривая экономное мышление как "чистое описание", Мах выступил с позиций радикального философского эмпиризма, не признавая за теоретическими понятиями никакой иной роли, кроме роли знака для совокупности чувственных данных. Тем самым "наивный" эмпиризм первого позитивизма трансформировался в "методологический", "радикальный" эмпиризм второго позитивизма, стал "философией чистого опыта". Дальнейшая его трансформация связана с третьей формой позитивизма - неопозитивизмом.
В эволюции позитивизма на смену "первому" позитивизму Конта, Милля, Спенсера, "второму" позитивизму - махизму или эмпириокритицизму - пришел "третий" позитивизм.
Третья историческая форма позитивизма - неопозитивизм. Он сложился в 20-х годах XX века почти одновременно в Австрии, Англии и Польше. Неопозитивизм в своем развитии прошел несколько фаз, имел различные формы.
Логический позитивизм - исторически первая форма неопозитивизма (все остальные его разновидности могут рассматриваться в каком-то смысле как продукты эволюции логического позитивизма).
Основы логического позитивизма были заложены в трудах двух известных философов и логиков - Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна.
Бертран РАССЕЛ - английский философ, логик, математик, который считал, что к любой философской проблеме необходимо подходить с позиций ее анализа средствами математической логики.
Он написал предисловие к книге Л. Витгенштейна "Логико-философский трактат", в котором автор во многом развивал его идеи.
Людвиг Витгенштейн - австрийский философ и логик, автор книги " Логико-философский трактат " (1921 г.), которая с предисловием Рассела (1922 г.) оказала значительное влияние на группу философов, разработавших основы логического позитивизма - так называемый Венский кружок.
В Венском кружке логиков, философов, математиков и социологов, который возник в 1923 г. в Венском университете, сложился и развивался логический позитивизм.
Мориц ШЛИК - австрийский философ и физик - был основателем Венского кружка
Рудольф КАРНАП - наиболее видный, наряду со Шликом, деятель Венского кружка неопозитивистов, впоследствии построивший определенную систему вероятностной логики.
Проблемам вероятностной логики много внимания уделял также немецкий философ и логик Ганс РЕЙХЕНБАХ, входивший в своего рода Берлинский филиал Венского кружка. Он считал, что проблема вероятностей " составляет ядро любой теории познания".
Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. "Логика есть сущность философии" - писал Рассел. Философия,- утверждал Карнап,- это "логика науки".
Каково же отношение логических позитивистов к традиционной философской проблематике?
Все суждения, которые когда-либо высказывались людьми, логические позитивисты делят на два взаимоисключающих класса:
- осмысленные высказывания, т.е. те, которые могут быть выражены в логически совершенном языке,
- бессмысленные высказывания, в которых нарушаются правила логики.
Традиционно философские, "метафизические" высказывания логические позитивисты квалифицируют как бессмысленные.
Осмысленные высказывания они делят на:
1. аналитические, которые тавтологичны по своей природе и не несут содержательной информации,
2. синтетические.
Высказывания логики и математики логические позитивисты относят к классу аналитических, тавтологичных по своей природе. К синтетическим высказываниям по этой классификации относятся все положения опытных наук.
Вопрос об истинности высказываний в этой концепции может решаться двумя способами:
1. путем логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам,
2. через непосредственное или опосредованное (определенными логическими преобразованиями) сопоставление их с данными чувственного опыта.
Вопрос об истинности аналитических высказываний должен решаться путем логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам. А вопрос об истинности синтетических высказываний, в соответствии с концепцией неопозитивистов, должен решаться через непосредственное или опосредованное сопоставление их с данными чувственного опыта.
Через процедуру верификации, в соответствии с логическим позитивизмом, должен решаться вопрос об истинности синтетических высказываний.
Верификация высказывания (проверка его истинности) заключается в получении конечного числа высказываний, фиксирующих данные наблюдений (множества так называемых протокольных предложений), из которых логически следует данное высказывание.
Итак, сведение всех осмысленных положений опытных наук к классу синтетических высказываний содержит в себе два допущения:
1. существует некий базисный уровень знания, множество так называемых протокольных предложений,
2. отношения между научными понятиями исчерпываются связями формально-логического характера.
Эти два допущения вместе с верификационным критерием раскрывают содержание понятия "синтетическое высказывание" и в то же время дают общее представление о неопозитивистском понимании природы научного знания.
А теперь вспомните основателей позитивизма и подумайте над тем, где корни неопозитивистского сведения всех положений опытных наук к классу синтетических высказываний.
Сведение неопозитивистами всех положений науки к классу синтетических суждений - это определенная конкретизация закона Конта - закона подчинения воображения наблюдению. Но если у Конта смысл этой формулы весьма неопределенен, то у неопозитивистов она означает, что позитивным знанием о мире является знание, выраженное в высказываниях, содержание которых сводимо к содержанию протоколов наблюдения.
Итак, прежняя философия, "метафизика", объявляется неопозитивистами бессмыслицей.
Каков же предмет позитивной философии с точки зрения неопозитивистов?
Философия, по неопозитивизму, есть не теория, а деятельность. Содержание этой деятельности нашло отражение в том, как стал называться неопозитивизм с 40-х годов XX века - философия анализа.
Предметом этой философии является деятельность по анализу понятий и положений конкретных наук с целью прояснения их смысла. Задача философа - с помощью определенной логической техники совершить переход от высказываний конкретных наук к предложениям, которые могут быть сопоставлены с чувственными данными.
Итак, философия по неопозитивизму - только аналитическая деятельность по отысканию смысла понятий и предложений конкретных наук.
Формальная логика, по неопозитизизму, является методом позитивной философии.
При этом, по мнению логических позитивистов, позитивная философия должна анализировать только результаты познания - понятия и предложения конкретных наук. По их мнению, процесс познания подлежит рассмотрению только в психологии, а соединение воедино аспектов знания и познания не имеет смысла.
В 20-30-х годах неопозитивисты опирались на редукционистскую модель научного знания, в соответствии с которой все теоретические положения конкретных наук полностью редуцируемы (сводимы) к протокольным, т.е. к эмпирическому базису. Эта редукция и считалась в то время главной задачей анализа науки.
Однако впоследствии неопозитивистами была выдвинута гипотетико-дедуктивная модель научного знания, по которой:
1. научные обобщения - по сути гипотезы, их выдвижение - психологический процесс,
2. процесс выбора, принятия теории происходит чисто логически путем сравнения с фактами.
ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНАЯ модель научного знания была выдвинута неопозитивистами на смену редукционистской модели. Эта модель использовалась и постпозитивистами в их концепциях научного познания.
Родоначальник постпозитивизма К.Поппер выступил с резкой критикой логического позитивизма - но это уже другая тема.
Что касается эволюции неопозитивизма, то в 50-60-х годах его господствующей формой стало направление, которое задачу философа-аналитика видит не в логическом анализе языка науки (как логические позитивисты), а в детальном анализе естественного разговорного языка - лингвистическая философия.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ философия, или философия лингвистического анализа, является течением неопозитивизма, которое приобрело вес особенно с ослаблением влияния логического позитивизма. Иначе это течение называется философией обыденного языка, поскольку предметом его анализа является современный повседневный язык.
Логический позитивизм претендует на то, что он является философией науки, и, безусловно, представляет линию сциентизма в философии.
Лингвистические позитивисты выступают против какого-либо культа научного знания, отстаивают "естественное" отношение к миру, выраженное в обыденном языке, и в определенной мере представляют линию антисциентизма в философии.
Основными понятиями концепции научного знания, развитой К.Поппером, являются следующие: проблема демаркации, принцип фальсификации, принцип фаллибилизма, теория "трех миров".
Краткие пояснения этих понятий следующие.
ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ - понятие из философской концепции К.Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного.
Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.
ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ - принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от "метафизики", ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке.
ПРИНЦИП ФАЛЛИБИЛИЗМА - принцип концепции Поппера, утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.
ТЕОРИЯ "ТРЕХ МИРОВ" - теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.
Концепцию И.Лакатоса можно охарактеризовать с помощью следующих основных понятий: научно-исследовательская программа; "жесткое ядро" исследовательской программы; "защитный пояс" гипотез; гипотеза ad hoc; положительная и негативная эвристики.
Краткие пояснения этих понятий следующие.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА - центральное понятие разработанной Имре Лакатосом универсальной логико-нормативной реконструкции развития науки, которая получила название методологии научно-исследовательских программ. Методология Лакатоса рассматривает рост "зрелой" (развитой) науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез.
"ЖЕСТКОЕ ЯДРО" ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ - в методологии научно-исследовательских программ И.Лакатоса - структурный элемент программы, включающий ее условно неопровергаемые фундаментальные допущения.
"ЗАЩИТНЫЙ ПОЯС" ГИПОТЕЗ - в методологии научно-исследовательских программ И.Лакатоса - структурный элемент программы, состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность "жесткого ядра" программы от опровержений. По Лакатосу, "защитный пояс" гипотез может быть частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами.
ГИПОТЕЗА ad hoc - в методологии научно-исследовательских программ Лакатоса - гипотеза из "защитного пояса", относящаяся лишь к данному случаю, т.е. охраняющая "жесткое ядро" программы от определенного контрпримера.
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ И НЕГАТИВНАЯ ЭВРИСТИКИ - понятия методологии научно-исследовательских программ Лакатоса, обуславливающей смену программ нормативными правилами, предписывающими, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования ("положительная эвристика"), а каких путей следует избегать.
Согласно Лакатосу, в развитии исследовательской программы можно выделить 2 основные стадии - прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии "положительная эвристика" активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание. Однако в дальнейшем развитие исследовательской программы резко замедляется, ее "положительная эвристика" теряет эвристическую мощь, в результате чего возрастает число ad hoc гипотез.
Для концепции Т.Куна, в основном разработанной им в книге "Структура научных революций", характерны следующие основные понятия: парадигма, дисциплинарная матрица, нормальная наука, задачи-головоломки, несоизмеримость парадигм.
Дадим краткие пояснения этих понятий.
ПАРАДИГМА - основное понятие концепции исторической динамики научного знания Т.Куна, которое раскрывает основу формирования и функционирования научных сообществ, конкурентная борьба между которыми и составляет историю науки. Этой основой является принятие членами научного сообщества определенной модели научной деятельности - совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок - которые и называются парадигмой.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТРИЦА - понятие концепции Куна, в основном тождественное понятию парадигмы.
НОРМАЛЬНАЯ НАУКА - понятие концепции Куна, означающее период господства некоторой парадигмы. Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий" (проблем, неразрешимых в ее рамках). Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново.
ЗАДАЧИ-ГОЛОВОЛОМКИ - понятие концепции Т.Куна, введенное для характеристики периода "нормальной науки", когда в рамках определенной парадигмы происходит постепенное кумуляционное развитие научного знания путем решения таких задач.
НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ ПАРАДИГМ - тезис концепции Т.Куна, утверждающий, что невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. С этим связано отрицание Куном преемственности в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга.
Концепцию П.Фейерабенда, названную им "эпистемологическим анархизмом", можно кратко охарактеризовать с помощью следующих понятий: принцип пролиферации теорий, плюрализм в методологии науки, анархизм в методологии науки.
Кратко пояснить эти понятия можно следующим образом.
ПРИНЦИП ПРОЛИФЕРАЦИИ (размножения) ТЕОРИЙ - принцип методологической концепции П.Фейерабенда, утверждающий, что ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Этот принцип был выдвинут Фейерабендом на основе разработанного Поппером и Лакатосом положения о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства). Создание альтернативных теорий, по Фейерабенду, способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Принцип пролиферации призван обосновывать у Фейерабенда плюрализм в методологии научного познания.
ПЛЮРАЛИЗМ В МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ - положение, характерное для методологической концепции П.Фейерабенда, которое он обосновывает с помощью принципа пролиферации теорий, утверждающего для ученого необходимость стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Соединение у Фейерабенда плюрализма с тезисом о несоизмеримости теорий в итоге порождает анархизм.
АНАРХИЗМ В МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ - положение методологической концепции П.Фейерабенда, утверждающее, что каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. К анархизму в концепции Фейерабенда ведет соединение плюрализма, обосновываемого с помощью принципа пролиферации теорий, с тезисом о несоизмеримости теорий. По Фейерабенду, деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки иррационально, и наука ничем не отличается от мифа и религии, представляя собой одну из форм идеологии. Поэтому следует освободить общество от "диктата науки", отделить науку от государства и предоставить науке, мифу, магии, религии одинаковые права в общественной жизни.
Концепцию С.Тулмина кратко характеризуют следующие понятия: стандарты рациональности и понимания, матрица понимания, концептуальные популяции.
Поясним эти понятия.
СТАНДАРТЫ РАЦИОНАЛЬНОСТИ И ПОНИМАНИЯ - в концепции С.Тулмина выступает как основное понятие его эпистемологии, развиваемой как теория исторического формирования и функционирования "стандартов рациональности и понимания, лежащих в основе научных теорий".
По Тулмину, ученый считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. Рациональность научного знания, по Тулмину, есть соответствие принятым стандартам понимания. Стандарты рациональности меняются с изменением научных теорий - непрерывного процесса отбора концептуальных новшеств.
МАТРИЦА ПОНИМАНИЯ - понятие из концепции С.Тулмина, который сформулировал взгляд на эпистемологию как теорию исторического формирования и функционирования стандартов рациональности и понимания.
По Тулмину, ученый считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. То, что не укладывается в "матрицу понимания", считается аномалией, устранение которой (т.е. улучшение понимания) выступает как стимул эволюции науки.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОПУЛЯЦИИ - понятие из концепции С.Тулмина, который рассматривает содержание теорий не как логическую систему высказываний, а как своеобразную популяцию понятий. Согласно Тулмину, основные черты эволюции науки сходны с дарвиновской схемой биологической эволюции. Содержание концептуальных популяций (аналог биологических видов) подвержено изменению, что влечет за собой изменение методов и целей научной деятельности; возникновение концептуальных новшеств балансируется процессом критического отбора (аналог биологической мутации и селекции). Этот двойственный процесс приводит к заметному изменению лишь при определенных условиях (аналог выживания или вымирания видов в борьбе за существование); сохраняются те концептуальные варианты, которые лучше адаптируются к требованиям интеллектуальной среды.
Тестирование по теме 3.
1. Вопрос: Кто был основателем "позитивной философии", позитивизма:
1. Конт
2. Поппер
3. Пирс?
Ответ: 1. Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ. С его именем связано развитие первого этапа позитивизма - "первого позитивизма".
2. Вопрос: Как называется главное произведение Огюста Конта?
1. Логико-философский трактат
2. Курс позитивной философии
Ответ: 2. Главное произведение О.Конта "КУРС ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ" в шести томах издавалось в 1830-1846г.г),а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.
3. Вопрос: Какой закон, согласно Конту, определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии:
1. энциклопедический закон
2. закон трех стадий?
Ответ: 2. "ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.
4. Вопрос: Как называет Конт первую стадию умственного развития человечества:
1. метафизическая
2. теологическая?
Ответ: 2. Первая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.
5. Вопрос: Какая стадия развития человечества , по Конту, приходит на смену теологической?
1. позитивная
2. метафизическая?
Ответ: 2.На смену теологической стадии развития человечества приходит вторая стадия - МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.
6. Вопрос: Как называет Конт третью стадию умственного развития человечества:
1. позитивная
2. метафизическая?
Ответ: 1. Третья стадия, по Конту, - ПОЗИТИВНАЯ. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.
7. Вопрос: На третьей стадии развития человечества, по Конту, полностью вступает в силу закон, основанный на том, что универсальным методом приобретения знаний Конт считает наблюдение. Как называется этот закон?
1. энциклопедический закон
2. закон трех стадий
3. закон постоянного подчинения воображения наблюдению?
Ответ: 3. Закон постоянного ПОДЧИНЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЮ, по Конту, полностью вступает в силу на позитивной стадии развития человечества, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.
8. Вопрос: Какой характер, по Конту, имеет научное знание:
1. объяснительный
2. описательный?
Ответ: 2. Т.к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно ОПИСАТЕЛЬНЫМ. Сам Конт говорит так: " Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их не<