Основные сведения о возникновении религии
За много веков своего существования эта религия была хорошо изучена специалистами вместе со всеми своими обрядами, догматами и историко‑культурной традицией, нашедшей отражение в Священном Писании. Как и все народы, евреи имеют свое божество, носящее священное имя Яхве и представляющее, по словам Ф. Энгельса, «… всю совокупность природных и общественных атрибутов множества богов…».
Характерной чертой этой религии является ее монотеизм, корни которого уходят в эпоху Древнего Египта (в то время евреи считались подданными египетского фараона), где он получил свое рождение под влиянием идеи абсолютной власти и высшего суверенитета обожествленного правителя. Дело в том, что древние евреи считали своего правителя представителем высшего божественного существа. Поэтому неудивительно, что такая концентрация земной власти со временем привела их к мысли, что на небесах, в мире сверхъестественных сил, структура власти идентична земному порядку.
Именно эти предположения способствовали зарождению идеи монотеизма. Что же касается тенденций к реализации этой идеи, то они проявились также достаточно рано, еще во времена фараона Эхнатона.
В то время в Египте существовали различные культы богов, поддерживаемые жрецами, ведущими между собой непримиримое соперничество. С этим нужно было что‑то делать, а фараон Эхнатон был достаточно слаб и не смог заменить единым божеством все культы. Его реформы были подвергнуты дискредитации и вконец подорвали ту идейную базу, на которую мог бы опереться кто‑либо еще, попытавшийся объединить все культы жрецов и вывести на Олимп единое божество. Таким образом, в Египте, где были все предпосылки для появления монотеизма, этого не произошло в силу прочно укрепившейся религиозной системы, опиравшейся на огромный пласт вековых традиций. Однако, несмотря на это, идее монотеизма не суждено было погибнуть, она получила свое развитие в слаборазвитых семитских племенах древних евреев, находившихся в тот период в непосредственном контакте с империей фараона.
Таким образом, в племена иудеев проникла идея монотеизма, но культ Яхве, сведения о котором были получены в основном из материалов Библии (Ветхого Завета), возник несколько позже. Дело в том, что поначалу племена древних евреев, так же как и народ Египта, верили в различных богов, духов и существование души, считая, что последняя материализуется в крови. Это также не мешало им включать в свой пантеон и других богов, в основном завоеванных ими народов. Но, несмотря на политеизм, в каждой этнической древнееврейской общности было свое верховное божество, считавшееся покровителем и божественным предком одного из колен (родственных групп) иудейского народа. Ученые‑историки считают, что Яхве был одним из таких богов.
В более поздние времена культ Яхве стал выдвигаться на передний план и скоро оказался объектом поклонения всего еврейского народа. Однако в чем причина такого выдвижения?
Здесь стоит вспомнить библейскую легенду, которая гласит, что при сыновьях Иакова все иудеи, прибывшие в Египет вслед за Иосифом (сыном Иакова), попали в долину Нила, где были радушно приняты фараоном, чтившим Иосифа за его мудрость. После смерти своего сородича и его двенадцати братьев все двенадцать колен, представляющих собой потомков от двенадцати сыновей Иакова, сына Исаака и внука легендарного праотца Авраама, еще несколько веков жили в Египте, но при этом их жизнь постепенно осложнялась.
Но вот в колене Левия был рожден Моисей. Впоследствии он был назван долгожданным мессией, пророком
Яхве. Именно по его совету Моисей вывел евреев из Египта и привел в «страну обетованную», т. е. в Палестину. По Священному Писанию, именно Моисей стал первым законодателем еврейского народа и ему принадлежат десять всемирно знаменитых заповедей, начертанных на скрижалях по указанию Яхве.
Помимо этого, Моисей совершил еще много чудес, которые способствовали тому, что он вошел в историю как отец иудейской религии. Так, например, во время бегства из Египта Моисей одним мановением руки заставил отступить море, чтобы беглецы могли переправиться на другой берег и не утонуть при этом подобно своим преследователям. В другой раз, странствуя по пустыне, он высек из скал воду, благодаря чему иудейский род вновь был спасен и не прекратил своего существования.
Изучая Библию, многие исследователи сомневаются в достоверности некоторых моментов. В частности, они утверждают, что в древнеегипетских исторических документах нет прямых доказательств, касающихся египетского плена и бегства евреев в Палестину. И нужно признать, что сомнения эти имеют под собой достаточно твердую почву. Так, необходимо принять во внимание скудость древних источников, которые могли преувеличить масштабы описанной в Библии истории и даже приукрасить ее. Возможно, что в Египте или где‑то рядом и в самом деле на протяжении нескольких веков проживало небольшое семитское племя, которое потом покинуло эти места (может быть, даже по причине конфликта) и унесло с собой некоторый пласт местной культуры, в том числе и идею монотеизма.
Таким образом, не найдя иных доказательств вышеописанных событий, за исключением Священного Писания, историки стали исследовать следы египетской культуры в философских принципах евреев на том материале, который был им доступен, т. е. на материале Библии. И вот что было ими установлено: во‑первых, библейская космогония чуть ли не слово в слово повторяет основные положения одной из египетских космогоний (в Египте их было несколько); во‑вторых, были найдены весьма убедительные параллели между гимном богу Атону времен фараона Эхнатона и 103 псалмом Библии. Академик М. А. Коростовцев первый обратил внимание на тот факт, что оба текста в идентичных выражениях и в очень близких по смыслу выражениях прославляют единое великое божество и его деяния.
Возможно, реформы Эхнатона и в самом деле оказали сильное влияние на философские понятия одного из иудейских племен, проживавших поблизости от Египта в середине II тыс. до н. э. По крайней мере, все описанные события могли происходить именно таким образом. Кстати, найденные факты не отрицают и возможности появления в среде этого народа лидера, описанного в Библии под именем Моисея, который вывел иудеев из Египта и изменил их верования. Он выдвинул на передний план образ Яхве, которого наделил ореолом всемогущего Творца, ниспославшего евреям реформы и законы, сыгравшие впоследствии очень важную роль как в формировании государственности и религии, так и в жизни каждого отдельного человека. Хотя, скорее всего, заслуги Моисея несколько преувеличены.
Итак, мы подошли к тому, что под образом легендарного мессии, избавившего евреев от дальнейшего прозябания в плену египетского фараона и давшего ему законы Яхве, вполне может таиться реальный процесс постепенного преобразования иудейского политеизма в монотеизм. Тем более что происходило это как раз в то время (XIV–XIII вв. до н. э.), когда Эхнатон только‑только претворил в жизнь свои реформы, касающиеся объединения различных культов.