Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. письма. В 2 т. - М.,1991.

85.Чернышевский Н.Г. Избр. филос. соч. В З т. Т.З. Эстетические отношения искусства к действительности. Антропологический принцип в философии. - М. - Л., 1951.

86.Юркевич П.Д. Философские произведения. - М.,1990.

Справочники и учебные пособия

87.Антология мировой философии в 4-х т. Т.1,2,4. -М.,1969-1972.

88.Современный философский словарь. - Москва, Бишкек, Екатеринбург,1996.

89.История философии:3апад - Россия - Восток. Кн. 1,2,3.- М., 1995-1998.

90.Русская философия. Словарь. - М., 1995.

91.Философская энциклопедия. В 5-и тт. - М., 1960-1970.

92.Хрестоматия по истории философии./От Нестора до Лосева А.Ф./. ч. З - М.,1997.

93.Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. - М.1998.

94.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Изд.2-е-М,1999.

Исторические исследования и обзоры

95.Бессонов Б. Русская идея. Мифы и реальность. - М.,1993.

96.Васецкий Г.С. Мировоззрение М.В. Ломоносова. М.,1986

97.Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Русская философия 9-19вв. - Л.,1989.

98.Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль 10-11вв.-М.,1990.

99.3еньковский В.В. Русские мыслители и Европа-Л. 1997.

100.Зеньковский В.В. История русской философии - М.,2001

101.Карагин Ю.Ф. Достоевский и канун 21 века. - М., 1989.

102.Коротаев Ф.С. Г.В.Плеханов. Человек и политик. - Пермь. 1992.

103.Кувакин В.А. Мировоззрение Ленина: формирование и основные черты. - М.,1990.

104.Куракин О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. - М.,1993.

105.Кузнецов М.А.. В.И. Вернадский о ноосфере.- М., 1989.

106.В.В. История либерализма в России 1762-1914.- М.,1995.

107.Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М., 1990.

108 Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991.

109.Лымарь А.Т Философия России в вопросах и комментариях. - Маг.2000.

110.Половинкин С.М. П.А. Флоренский: Логос против хаоса. - М.. 1989.

111.Рачин Е.Н. Философские искания Льва Толстого. - М.,1993.

112.Русская идея. - М.,1992.

113..Семенова С.Г. Николай Федоров: творчество жизни. - М.,1990.

114.Струве П.Б. Муравьев и Пестель /Новое время. № 51.- М.,1993.

115.Тарасов Б.Н. Чаадаев. - М.,1986.

116.Ударцев С.Ф. Кропоткин. - М.,1989.

117.Фатеев В.А. В. Розанов: Жизнь, творчество, личность.- М.,1991.

118.Шкуринов П.С. Философия России 18 века. - М., 1992.

119.Федотов Г.П. Святые Древней Руси.- М.. 2003.

120.Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. Соч.- M. 1989.

3.3.0.0. Примерная тематика индивидуальных заданий самостоятельной работы по изучению работы третьего модуля и информационные источники к ним.

1. Философия России 12-14 в.в.: Нестор –12 в.; В. Мономах –12 в.; С. Радонежский –14в.; А. Рублев /1360-1430 г.г./ [28;87, т.2;89;90;91;92;97;98;100;108;109;119;120]

2. Русское Просвещение: И. Пересветов –14в.; И.Т. Посошков /1652-1726гг. /; В.Н. Татищев /1689-1750гг. /; М.В. Ломоносов /1711-1765гг. / ;А.Н. Радищев /1749-1802гг./ [49;50;62;87. т.2;89;90;91;92;96;97; 100;108;109]

3. Декабристы: П.И. Пестель /1793-1826 гг. /; Муравьев Н.М. /1796-1843 гг. /; И.Д. Якушкин /1793-1857 гг. / [49;58;87,т.4; 90;91;92;93;97;114;118]

4. Демократическое течение: В.Г. Белинский /1811-1848 гг. /; А.И. Герцен /1812-1870 гг. /; Н.Г. Чернышевский /1796-1843 гг. / [5; 21; 22; 23; 85; 87.т.4;89;90;92;93;97;100;108;109;120]

5. Славянофилы: П.Я.Чаадаев /1794-1856 гг. /; К.Н. Леонтьев /1831-1891 гг. /; А.С. Хомяков/1804-1860 гг. / [48; 84; 87.т. 4;89; 90;91;92;93; 97;99; 100;108; 115; 118;120]

6. Религиозные реформаторские течения: Н.В. Гоголь /1809-1852 гг. /; Ф.М. Достоевский /1821-1881 гг. / ; Л.Н. Толстой /1828-1910 гг. /; В.В. Розанов /1856-1919гг./ [24;25; 30;31;32;65;66;67;73;74;75;87.т.4,с.445, 447 - 448; 89;90;91;92;93;95;97;99;100;101;108;109;111;112; 117;120]

7. Анархизм: М.А. Бакунин /1814-1878 гг. /; П.А. Кропоткин /1842-1921 гг. / [3;4;39;40;41; 87.т.4;89;90;91;92;93;97;100;106;108;109]

8. Народничество: П.Л. Лавров /1823-1878 гг. /; Н.К. Михайловский /1842-1904 гг. / [42; 87.т. 4;89;90;91;92;93;97;100;106;108;109]

9. Философия всеединства: В.С. Соловьев /1853-1900 гг. /; П.А. Флоренский /1882-1937 гг. / [68;69;70;77;78;79;90;91;92;93;97;100;107;108;109;110]

10. Философия космизма: Н.Ф. Федоров /1828-1903 гг. /; В.И. Вернадский /1869-1945 гг./; А.Л.Чижевский /1897-1964гг./ (19;20;76;90;91;92;93; 100;104; 105;106;109;113]

11. Неокантианство: П.Д. Юркевич /1827-1874 гг. /; А.А. Богданов /1873-1928 гг. /; Н.О.Лосский /1870-1965гг/ (2;13;14;55;56; 57;86;89;90;91;92;93 ;99;100;108; 109;120]

12. Либеральное течение: С.Л. Франк /1877-1950 гг. /; Н.А. Бердяев /1874-1948 гг. /; П.Б. Струве /1870-1944 гг. /; С.Н. Булгаков /1871-1944 гг. / [7;8;9;10;11;15;16;17;71;72;80;81;82;83;89;90;91;92;93;99;100;108;109;120]

13. Философия марксизма: Г.В. Плеханов /1856-1918 гг. /; В.И. Ленин /1870-1924 гг. / [43;44;45;46;47;59;60;90;91;100;102;103;108;109]

14. Символизм: А. Белый /1880-1934 гг. /; В.И. Иванов /1866-1949 гг. /; А.Ф.Лосев /1893-1991 гг. / [6;35;51;52;53;63;64;90;91;92;100;108;109]

15. Философия жизни: Л.Н. Гумилев /1912-1992 гг. /; Д.Л. Андреев/1906-1956 гг. /; Е.И.Рерих и Н.К.Рерих /1879-1955 гг. / и /1874-1947 гг. / [1;2;26;27;28;29;63;64;88;90;]

16. Критическая философия советского периода: М.М. Бахтин /1895-1975 гг. /;Э.В.Ильенков /1924-1979 гг. /; А.А.Зиновьев [33;34; 36;37;89; 90; 1; 109]

Задание 1. Светские и религиозные идеалы и их согласование как проблема отечественной философии.



  1. Понятие идеала, его роль в жизни человека и общества. Гуманизм идеалов отечественной философии.
  2. Патриотизм как способ личностного бытия человека в гражданском обществе.

Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним

1.Формирование новых идеалов в России после принятия христианства и их роль в консолидации народа /Нестор, В. Мономах, С. Радонежский, А. Рублев/ [28;38, т.1, с. 219-261, 598-616; 87, т. 1, ч. 2, с. 694-709; 90; 91;92, ч 3,с.15-30;93;97,с. 20-40;98;100, с.25-48; 109,с.5 – 24; 119)

2.Идеалы отечественного просвещения /И.Пересветов, И.Т.Посошков, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев / (38,т. 2, с.391 -450; 87,т.2,с.412-460; 90; 92; с.30-45;93;с. 45-49;96;97;100; с.73-103;108,с. 65-90]

3.Идеалы декабристов /П.И. Пестель; Н.М. Муравьев, И.Д. Якушкин/ [58;87, т, 4, с. 57-74;90;91;92, с. 50-55; 93; с. 51-56;97;114;115]

4.Социально-политические, нравственные и эстетические идеалы в демократическом духовном течении России /В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский/ [5;21;23;85;87, т, 4, с. 139-151, 188-196,217-248, 259-265,90,91,92,93,97,100; с.264-291,311-335;108;120]

5.Социально-политические и религиозно-нравственные идеалы славянофилов /П.Я. Чаадаев, К.Н. Леонтьев, А.С. Хомяков/ [48;84;87, т. 4, с. 92-122;90;91;92;93;97;100, с.129-168,422-441;108;109,с.5 – 24;115]

6.Проблема согласования светского и религиозного идеалов в творчестве Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.В.Розанова. [24;30;32;67;75;87,т. 4, с. 445, 447-448,90;91;99,с.213-242;100, с.380-389,399-421; 101;108; 109,с.5 – 24; 111;117]

7.Идеалы анархизма /М.А. Бакунин, Н.А. Кропоткин/ [3, с. 276-307;40, с.284-308;41;87,т. 4, с.348-365,375-380;90;99;109,с.5-23,116]

8.Идеалы народничества /П.Л. Лавров, Н.К.Михайловский/ [42;71;87,т. 4, с. 325-348,365-375,380-389;89;90;92;93; 97;100;106;108; 109,с.5-23; 120]

9.Светский и религиозный идеалы С.Соловьева [68;89;90;91;92;93;97;100,с.455-480;107;108;109,с.5-29]

10.Религиозный идеал П.А. Флоренского [79;90;92;93;100,с.841-862;108;109,с.5-23; 110]

11.Светские и религиозные идеалы отечественного космизма: Н.Ф.Федоров, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский (76;89;90;91;100; 104;105; 108;109;113)

12. Философские идеалы неокантианства /П.Д. Юркевич, А.А. Богданов, Н.О. Лосский / [14;86;90;91;92;93;97;99;100,с.304-306,716-719,638-654;108;109; 120]

13.Идеалы религиозно-философского либерализма /С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Н. Булгаков/[9;11;16; 17;72;81;83;91;92; 100,с.733-752,789-793,821-840;857-878;106;108;109;120]

14.Идеалы отечественного марксизма /Г.В. Плеханов, В.И. Ленин / [43;47;59;91;100,с.705-728;102;103;109]

15.Идеалы символизма /А.Белый, В.И.Иванов, А.Ф.Лосев/ (6;35;52;90;91;92;100,с.802-808;108;109;110;120]

16.Идеалы философии жизни /Рерих Е.И. и Н.К.; Д.А. Андреев, Л.Н. Гумилев/ [1;2;26;27;28;29;;63;64;88;90;91;109]

17.Идолы и идеалы философии советского периода / Э.В. Ильенков, М.М. Бахтин, А.А. Зиновьев /; (3,34,36,37,89,90,91,109/

Глоссарий

Абсолют- термин, имеющий в русской философии значение системообразующего принципа, всеобщей основы, неиссякаемого источника полноты и совершенства бытия. Укорененность личности в абсолюте наполняет ее жизнь смыслом, становится основанием ответственности и мотивом к совершенствованию. В философском смысле « абсолют» есть предельное выражение идеала, поэтому в конкретных учениях является синонимом таких понятий как «бог», «абсолютный дух», «абсолютная идея», «Я», «материя», «субстанция» и т.п.

Богочеловечество - термин, обозначающий процесс становления сообщества людей – личностей укорененных в Абсолюте как своем естественном основании. В.С. Соловьев считал, что обретение полноты и совершенства личностного бытия есть исторический процесс соединения материально – природного и божественно - духовного. В Боге для человека открывается абсолютная полнота бытия и надо активно содействовать процессу становления их органического единства.

Н.А. Бердяев трактует становление богочеловечества как процесс творчества нового, пополнение сущего все новым содержанием. Человеку вменена Богом историческая обязанность продолжения Его творения. Он есть «восьмой день» творения.

С.Н. Булгаков понимал богочеловечество как естественно – космический процесс единения божественного и тварного. Человек по своему естеству богочеловечен, а богочеловечество - естественная форма общественного развития.

Идеал - термин, обозначающий предел совершенства, высшую норму, абсолютный эталон, святыню. Нравственно – практическая ориентация русской философии получает своеобразное отражение в понимании идеала. Его содержание раскрывается в таких терминах как « добро», «красота», «истина», «святыня».

В.С. Соловьев для характеристики идеальных отношений, явлений, действий использует термин « достоинство». Этот термин соединяет идеальное и должное. Идеал или достойное бытие в познавательной деятельности предстает как истина; в отношениях людей как благо; в материально – практических действиях как красота.

Патриотизм – термин, обозначающий отношение человека к своей Родине, Отечеству как к святыне. Это отношение обеспечивает духовные условия идентификации личности в конкретной исторической общности людей, является предпосылкой для укорененности человека в национальную социокультурную среду. В патриотизме активно задействованы эмоционально – волевая, социально- ценностная и рациональная компоненты отношения человека к Родине. Противоположностью патриотизму является национализм в его крайних формах выражения – шовинизме и расизме.

Святыня - термин, обозначающий особо почитаемый, жизненно значимый идеал бережно сохраняемый и защищаемый. Святыня является носительницей единого, связующего, основополагающего в культуре. Благодаря ей, осуществляется передача значимых для жизни норм, правил, идей, символов, сохраняется целостность и непрерывность исторической памяти народа.

Харизма - термин, обозначающий особое человеческое качество, носитель которого превращается в нечто выделяющееся, исключительное, святое, божественное. Человек – харизматик обладает набором ярко выраженных качеств: силой воли, целеустремленностью, честолюбием, подвижничеством, бесстрашием. Он способен направить их на достижение исторически значимых и общественно важных целей. В религиозной жизни харизматики становятся святыми, а в светской - героями.

3.4.3.0.Зондирующие вопросы и комментарии к ним

3.4.3.1.Что такое идеал и какую роль в жизни человека и общества играют идеалы?

Одной из существенных особенностей развития истории отечественной философии является ее ориентация на нравственно - практические основания бытия и сознания. В их основе лежит принцип соотнесения реальных актов жизнедеятельности людей, их поступков с идеалом как образцом, истинной мерой, нормой, абсолютом, совершенством, высшей целью. Они предъявляются человеку обществом в качестве всеобщих, обязательных и общезначимых требований.

Процесс идеализации, создание объектов существующих только в нашем воображении, является существенной частью пути к образованию понятий об этих объектах. Идеальные объекты, с которыми мы имеем дело на уровне теоретического постижения реальности, представляют духовные конструкты, выполняющие в процессе познания функцию отвлечения от реальных, чувственно-наглядных объектов. Это достигается с помощью введения в содержание образов реальных предметов таких признаков, которые в принципе не могут им принадлежать. Например, "идеальная математическая точка" как объект, занимающий место, но не имеющий размеров; "идеальная линия" как движение идеальной точки в пространстве; "идеальная поверхность" как движение идеальной линии и т.д. Указанные выше признаки представляют собой идеальные условия, в которых изучаемое явление или процесс проявляют себя в чистом, неискаженном реальными условиями, связями, отношениями виде. Такое изучение позволяет представить эмпирически обнаруженную закономерность в математически строгих отношениях, логически непротиворечивых терминах, производить дедуктивное построение интересующей нас области знания. Ни одна наука не может обойтись без идеалов при построении своего предмета на теоретическом уровне.

В отечественной философии достаточно широкое распространение получило кантовское понимание идеала, как представления об универсальной, всеобщей цели человеческого рода, как своего совершенства. Человек есть самоцель собственной деятельности, а не средство для кого-либо, будь-то бог или природа. Цели человека свободны, универсальны и персональны. В идеале преодолеваются противоречия индивида и общества, единичного и всеобщего, части и целого, долга и влечения, бога и природы. Прогресс рассматривается как преодоление этих противоречий в бесконечности.

Как форма целеполагающей деятельности идеалы проявляются во всех сферах жизни человека - экономике, политике, нравственности, искусстве, религии, философии и играют столь же существенную роль, как и в науке. В каждой из этих областей идеалы различны по содержанию и форме проявления и действия. Философские идеалы раскрывают специфику отношения человека к миру в предельно широких областях реальности, устанавливают их сходную позицию, точку отсчета, от которой берет начало линия отношения в конкретных, частных, конечных областях. Здесь принципиальное значение имеет та позиция, которую человек занимает по отношению к создаваемому им или для него идеалу. Эта позиция определяется выбором при решении проблемы первичности. Что первично - человек или идеал?

Если первичен идеал, то он определяет деятельность, образ поведения, ценностные ориентации человека. Человек становится средством, орудием идеала, в конечном счете, его рабом. Если первичен человек, то идеал становится средством возвышения, очеловечивания человека, его освобождения. Выбор остается за самим человеком.

3.4.1.2. Какие идеалы и добродетели культивировались и пропагандировались в истории русской философии и актуальны ли они в наше время?

Идеалы всегда выполняли существенную воспитательную и консолидирующую роль в обществе. Для отечественной философии характерна устремленность к общекультурным, общечеловеческим, общеисторическим идеалам, воплощавшим универсальные, глобальные ценности живого, целостного, предельно наполненного человеческого бытия. К их числу относятся идеалы добра, истины, справедливости, красоты, равенства, свободы, гуманизма, без которых не мыслилась полноценная индивидуальная и общественная жизнь человека.

Для религиозно ориентированных философских течений характерны наполненность указанных выше идеалов компонентной любви. Она предстает как способ их бытия в форме чувственно - символического присутствия, соучастия Бога в судьбе каждого конкретного существа, индивида. /А. Рублев, С. Радонежский, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, Н.К. Рерих и др./

На различных этапах исторического развития отечественной культуры место и роль тех или иных идеалов менялись в зависимости от социальных условий места и времени, от проблем, стоящих перед страной и решаемых соответствующими методами. Например, в период становления российской государственности, борьбы за свободу и независимость страны против угроз ее существованию происходит героизация действий и поступков граждан, направленных на самопожертвование во имя народа, родины, защиту угнетенных и обездоленных, униженных и оскорбленных соотечественников, попранных и поруганных исторических святынь. /Русские былинные богатыри, князья Дмитрий Донской и Александр Невский, полководцы: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков, рядовой Александр Матросов и др./.

В период мирного, созидательного развития страны на первый план выступают образы удачливых, сметливых, предприимчивых и одновременно щедрых и добрых персонажей легенд, сказок, притчей, образы литературных героев взятых из реальной жизни людей. Наградой за их достоинства и положительные качества выпадает уважение, любовь и богатство.

В советский период формируются и пропагандируются идеалы бескорыстного труженика, строителя нового, передового общества практически всех сфер общественной жизни: науки, искусства, экономики, политики, военного дела и т.д. Труд во благо народа представлялся в общественном сознании как высшая ценность, мерило положительных достоинств и социальных качеств личности.

В постсоветский период начинает формироваться образ свободного, творчески активного, самодостаточного в экономическом, физическом и интеллектуальном отношении гражданина - хозяина своей собственной судьбы.

Эти идеалы имеют не только историческое и познавательное значение. Знание технологии их создания и функционирования, нравственной и социальной значимости помогает понять непреходящую ценность общеисторического и общечеловеческого содержания этих идеалов, органическую целостность и непрерывность человеческого бытия. Каждое новое поколение в новых условиях жизни создает своих героев и свои идеалы. Непреходящее значение имеют те, которые выражают суть своей эпохи, ее жизни, соединяют индивидуальное со всеобщим, конечное с бесконечным, преходящее с вечным.

3.4.3.3. В чем состоят основные, сущностные различия демократического и либерального идеала? Каким образом они проявляются в различных формах общественного сознания?

Демократия и либерализм – понятия, непосредственно относящиеся к политическим характеристикам социальных процессов. В целом ряде философских произведений третьего модуля эти термины обозначают не только форму политического направления, но философию общества, основу которой образуют идеалы и принципы организации определенного типа культуры, отношения человека к миру, обществу, государству, самому себе.

В общественном мнении России 19 века под влиянием философских идей А.Н.Радищева, А.И.Герцена, Н.П.Огарева, В.Г. Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева, Н.К. Михайловского, П.Н.Ткачева, М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, П.А. Кропоткина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева сформировался идеализированный образ русского народа носителя религиозного и светского идеалов. В их произведениях народ представлялся как безусловное совершенство, вечный и бескорыстный труженик, невинная жертва эксплуатации и угнетения безропотно влачащая свой жизненный крест. Вокруг этой идеи формируется нравственный принцип отношения русского интеллигента-радикала к народу и общественному состоянию жизни, которое определялось самодержавием и церковью.

Нравственная позиция заключалась в стремлении служить благу народа, его материальному благополучию и культурному развитию, в желании облегчить своим участием тяжелую участь народа.

Политическая позиция состояла в признании крепостничества, его политического и духовного оплота - самодержавия и церкви, в качестве главных врагов и притеснителей народа. Борьба с ними - святое и правое дело, питаемое любовью к доброму и бедному народу, ненавистью к "врагам народа", богатым, злым, алчным и лицемерным. Чем радикальней эта борьба, тем быстрее и безболезненнее путь к народному счастью.

Персонифицированным художественным образом борца за народное счастье в искусстве и литературе представали образы героев сначала критикующих, затем отрицающих и, наконец, становящихся на путь открытой революционной борьбы против политического режима. Так рождался идеал демократической революции, породившей целые поколения мучеников за народное счастье, принесших себя в жертву кумиру революции. Каждый видел себя в роли вождя, способного с помощью придуманного им самим рецепта, модели совершенной общественной системы, осчастливить народ абсолютным добром.

Для большинства российских демократов экономической моделью служила крестьянская община, как социально - экономическая ячейка будущей социалистической России. Крестьянский социализм в различных интерпретациях и вариантах был своеобразным открытием русских революционных демократов.

На фоне огромной популярности демократических идеалов русский либерализм находился в тени и был распространен среди прозападной интеллигенции, получившей образование или прошедших стажировку в университетах или академиях Германии, Италии, Франции.

Для либерала свобода народа немыслима без признанной в обществе и законодательно гарантированной автономии личности. Свобода, равенство человека в отношении к другому, экономическая самостоятельность гражданина, святость частной собственности как гаранта этой самостоятельности, права активного гражданства, законодательные гарантии сословного равенства, уважение достоинства личности - те политические, правовые, социально-экономические и нравственные ценности, которые образуют либеральный идеал человека, носителя этих ценностей. Нравственные убеждения, идеалы и цели людей являются их естественным и неотчуждаемым правом и не подлежат властной регламентации. Философско-мировоззренческая позиция либерала основана на идее личной, персональной ответственности за свое собственное человеческое бытие, свой выбор высших целей и идеалов жизни. Они становятся мерилом добра и зла, принципом устройства внутреннего содержания жизни, позволят человеку твердо знать, почему он любит и признает справедливым и достойным одно, ненавидит и отвергает другое. В этом случае идеалы не требуют человеческих жертвоприношений, не требуют жизни ради внешнего, ради политического, социального, экономического режима, а предназначены для внутреннего, индивидуального совершенства.

Либеральные идеалы оформляются и пропагандируются в творчестве П.В. Анненкова, Т.Н. Грановского, С.В. Соловьева, Б.Н. Чичерина, П.Б.Струве, С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, С.Л.Франка, Н.А.Бердяева и др.

3.4.3.4. В чем заключается, по вашему мнению, истинный патриотизм россиянина и есть ли необходимость его культивирования и воспитания в нашей стране?

Патриотизм в буквальном смысле означает любовь к своей Родине, Отечеству. Это способ соединения человека с той целостностью, которая его породила, благодаря которой он пробудился к самосознанию себя в качестве живого личностного бытия. В патриотизме активно задействованы эмоционально-волевая, социально-ценностная и рациональная компоненты отношения человека к Родине.

Эмоционально-волевая компонента патриотизма в содержательном виде представляет собой единство опыта чувственных впечатлений, памяти и субъективной деятельной позиции по отношению к объекту и источнику патриотизма - родной земле, природе, близким и родным сердцу людям, связанным исторической памятью, языком, обычаями, традициями, психологией, этническим родством, общностью исторической судьбы и т.п. Объем и разнообразие этого опыта определяет чувственную энергетику, тональность патриотизма, его иррациональную основу. Этой основой является природная способность стремления любого человека к чувственным впечатлениям, как источнику знания. В этом смысле можно говорить о врожденном чувстве патриотизма, но не буквальном. Это чувство культивируется и воспитывается, приобретает человеческие и специфические социальные качества в процессе общественной жизни, индивидуального жизненного опыта каждого человека.

Социально-ценностная компонента патриотизма составляет нравственно-практическое отношение социального субъекта к объекту и источнику патриотизма. Через это отношение осуществляется осознание безусловного значения Родины, Отечества, народа для отдельно взятого человека. Патриотизм становится моральным принципом народного самосознания обязательным для исполнения, имеющим более существенное значение и ценность даже по отношению к ценности индивидуальной человеческой жизни. Действенность этого принципа наглядно обнаруживается в кризисные периоды для страны - войн, революций, стихийных природных и экологических катаклизмов и т.д. Он становится инструментом консолидации, пробуждения и активизации в человеке подсознательно - коллективистского, направления этой освобожденной энергии в социально значимые каналы. Здесь обнаруживается существенное противоречие принципа гуманизма и принципа патриотизма. Принцип гуманизма требует признания индивидуальной человеческой жизни в качестве высшей и безусловной ценности, а принцип патриотизма признания Отечества, Родины, народа в качестве абсолютной ценности. Для решения этого противоречия существует рациональная компонента.

Рациональная компонента проясняет содержание патриотизма с помощью понятий: любовь, отечество, народ, нация, государство, человек, личность, гражданин. Она раскрывает отношения между ними, историческую эволюцию их содержания. Все это создает предпосылки формирования социального содержания понятия патриотизм, личной осознанной позиции в этих вопросах.

В отечественной философии накоплен значительный опыт осмысления патриотизма с религиозных, политических, социологических позиций, соотнесенных с позицией гуманистической, философской. Для отечественного патриотизма, как особой формы патриотизма вообще, характерны особенности, вытекающие из особенностей объекта и субъекта патриотизма.

Красота, просторы, богатство и разнообразие русской природы; великий, могучий и прекрасный язык, выразитель и хранитель культуры древних и многочисленных народов, населяющих необъятную территорию России; героическая история их жизни и деятельности; характерные для великого народа черты психологии: великодушие, удаль, выносливость, свободолюбие, уважительное отношение к другим народам, коллективизм, исконно присущий его образу жизни, рождают истинный патриотизм россиянина - источник, живительный родник, из которого черпали и будут черпать энергию жизни, деятельности и духовного творчества поколения россиян.

.

3.4.3.5.Каким вам представляется будущее России в сообществе народов мира? Что в ее современном состоянии необходимо сохранить и приумножить и с чем бы вы расстались без сожаления?

Чтобы содержательно ответить на этот вопрос, желательно, вспомнить мудрое предупреждение Сен-Симона о том, что будущее способен предвидеть только тот, кто понял прошедшее. Будущее России было предметом пристального внимания всех отечественных философов. Многообразие частных ответов, в конечном счете, определяется степенью понимания двух принципиальных вопросов: а) всемирная история представляет собой хаос событий или она подчиняется объективно действующим законам; б) включена Россия в исторический процесс, как его органическая часть или живет сама по себе, по своим собственным правилам?

В России по данным вопросам сформировалось три основных течения: религиозно-гуманистическое, утопическое и научное.

Религиозно-гуманистическая позиция наиболее целостно представлена в философии всеединства В.С. Соловьева. Она углублялась и конкретизировалась в творчестве С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, в философии символизма В.И. Иванова, в философии космизма Н.Ф. Федорова, теософии Е.П. Блаватской, в философии живой этики Е.Н. Рерих и Н.К. Рерих.

Ее исходный тезис-Бог создает все из ничего. Премудрость Бога - София упорядочивает мир, бытие согласно законам и принципам, которые предстают в человеческом разуме, истории людей, деятельности народов и государств, культуре в целом в форме ликов, ипостасей Бога - Истины, Добра и Красоты, сущностно объединенных в органическую целостность, всеединство Любовью Бога. Каждый народ и каждая страна в этом процессе восхождения от зверочеловечества к Богочеловечеству выполняет свою историческую миссию, предопределенную Богом.

Россия, находящаяся на стыке западной и восточной культур, призвана и способна преодолеть ограниченности индивидуализма, эгоизма и беспринципного прагматизма Запада и безличностного коллективизма Востока. Вековые традиции свободной общинности, земского самоуправления, православной соборности выдвигают Россию в авангард исторического творчества по созданию такой модели общественного устройства, которая будет воплощением социальной справедливости.

. Такое общество В.С. Соловьев называл свободной теократией. Его высшим принципом бытия является единство светской и духовной жизни. Церковь, не вмешиваясь в государственные и экономические дела, задает абсолютную и безусловную норму, идеал деятельности народа, государства, социальных групп, индивида. Этот идеал не позволяет рассматривать человека в качестве средства для достижения всеобщего благоденствия. Главной целью свободной теократии становится создание условий выявления, проявления в человеке, народе, человечестве софийного содержания. Способом его проявления является активная творческая деятельность, одухотворенная религиозным гуманизмом.

Утопическое течение в отечественной философии было ненаучной формой осмысления проблем социального бытия: социального идеала, критики наличного, действительного общественного бытия, создание образа будущего общественного устройства и т.д. В зависимости от того, сквозь какую грань общественного сознания смотрел тот или иной философ на общественное бытие России умозрительные построения приобретали религиозные, социально-политические, художественно-эстетические, нравственно-гуманистические и даже позитивно-социологические оттенки.

В 19 веке особую актуальность в общественном мнении приобретают социально-политические утопии будущего России, как альтернативы крепостничеству и самодержавию. Реалии исторического процесса Западной Европы показывали капиталистическую перспективу для России, но подавляющее большинство русских философов не хотело капитализма. Они отчетливо представляли себе его негативные, теневые стороны: социальное расслоение, социальные конфликты, как следствие полюсов нищеты, невежества и бесправия на стороне большинства населения и свободы, богатства, духовной роскоши на стороне эксплуататорского меньшинства; политические революции, как их итог и т. п.

Найти и обосновать особый путь России к обществу социальной справедливости, спасти русскую общину и традиционный уклад жизни народа, изобрести собственную формулу общественного прогресса, эти вопросы составляли содержание социологических учений большинства философов демократической ориентации: декабристов, революционных демократов, разночинцев, народников, анархистов, субъективных социологов. В этой связи уместно вспомнить слова одного из наиболее практичных мыслителей-утопистов России XIX века относительно ее грядущего: "Оно светло, оно прекрасно... Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести /Н.Г. Чернышевский. Полн. собр. соч., т. Х1, стр.283 – 284. - М.,1939/.

Научное, сциентистское течение в отечественной философии сформировалось в начале XX века под влиянием философии марксизма. На протяжении последнего столетия оно служило теоретической основой для разработки социалистической модели развития России, с которой были связаны самые оптимистические надежды наиболее радикальной части российской социал-демократии - большевизма. В отличие от утопистов, с их идеями крестьянской социалистической революции, сохранением общинного быта, скачка через капитализм, русские марксисты /Плеханов Г.В., Ленин В.И. / доказывали с фактами в руках, что Россия вступила в капиталистическую фазу своего развития. Эта фаза во всех отношениях более близка к социализму, чем идеализированный утопистами патриархальный быт крестьянской России, что капитализм несет развитие производства, науки, культуры труда и быта, инициативы и ответственного поведения работника, гражданских ценностей и т.д.

В силу стечения обстоятельств объективного и субъективного порядка в начале XX века для России представился исторический случай для практического воплощения научной модели социализма и партия большевиков, возглавляемая В.И. Лениным, его не упустила. Впервые в истории наш народ сделал попытку организовать совместную деятельность сознательно, сознавая свои действия не только на индивидуальном или групповом уровне, но и как массы, организованной заранее поставленной и научно обоснованной целью: свободного развития человека, как условия свободного развития всех людей. Практическая реализация этой цели оказалась сложней и интересней теоретических моделей, служивших руководством к действию, но опыт строительства новой формы жизни, как позитивный, так и негативный, имеет непреходящее значение и историческую заслугу нашего народа.

Опираясь на его уроки в конце 20 в., Россия начинает новый исторический этап своего развития – переход к саморегулируемой, самоорганизующейся модели социокультурного развития общества.

3.4.3.6. Совместимо ли требование одной из основных заповедей христианства: «Не сотвори себе кумира» с фактом наличия многообразия светских идеалов и их философских интерпретаций?

Для содержательного ответа на этот вопрос следует вспомнить историю появления основных заповедей христианства, к числу которых относится и вышеуказанная заповедь. Первой и главной среди десяти заповедей, дарованных Господом Моисею, является заповедь, утверждающая идею единобожия, запрещающая политеистические религии. Ее дословное изложение гласит: "Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли". /Втор. 5:7,5: 8/. Борьба с язычеством, утверждение монотеизма, как объекта веры, признание веры в единого Бога в качестве единственного источника истинного знания и соответственно осуждение знания, полученного не из этого источника - такова главная мировоззренческая функция этой заповеди христианского вероучения.

Несмотря на то, что христианская церковь на протяжении последнего тысячелетия жестко и бескомпромиссно уничтожала языческую культуру и мифологию, тем не менее, даже сейчас христианство, как на Востоке, так и на Западе, сохранило отдельные проявления языческих верований и обрядов, которые оно ассимилировало из культуры язычества.

В конечном счете, эта борьба закончилась в 18-19 веках компромиссом, постепенным освобождением светских государств и светской духовной жизни от контроля со стороны церкви. К светским идеалам гражданского общества: свободы, просвещения, прогресса христианская церковь стала относиться если и не с пониманием, то с известной долей терпимости. В большей степени это относится к западному христианству, которое претерпело существенную реформацию, приведшей к появлению протестантизма. В меньшей степени это относится к восточному христианству, прежде всего к православию, где сохранились традиции религиозно-мистического отношения к истинам Божественного Откровения. Попытки реформирования христианского вероучения, предпринимаемые отечественными философами В.С.Соловьевым, Л.Н.Толстым, Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, А. Менем и др. не встречали поддержки со стороны официальной православной церкви.

3.4.3.7. В настоящее время в нашей стране появилась тенденция возрастания интереса к религиозным и идеалистическим течениям духовной жизни. В чем причина этого феномена?

Чтобы предметно ответить на этот вопрос, следует иметь в виду обстоятельства, обуславливающие мировоззренческий выбор человека.

Первым таким обстоятельством является свобода выбора из имеющегося духовного многообразия мировоззренческих моделей и возмож<

Наши рекомендации