Логическая – проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления.

Основные проблемы философии

1) проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.Первый вопрос, с которого начиналось философское познание – что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее? Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего существующего. Формировались различные философские модели мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию тайн мира.

2) проблема человека, смысла существования человека в мире. Проблема человека– в центре многих древневосточных философских школ. Антропологический поворот, совершившийся в древнегреческой философии в лице софистов, а затем Сократа, зафиксировал еще одну "вечную" философскую тему. Человек – мера всех вещей, с точки зрения Протагора. Софисты отказываются от рассмотрения космологической проблематики и поворачиваются к человеку. Космос, с точки зрения Сократа, непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Гегель говорил о Сократе: "Субъект взял на себя акт принятия решения". В средневековой философии человек рассматривается как существо, тяготеющее к злу вследствие своей природы, первородного греха и т.д. В эпоху ранних буржуазных революций Декарт провозглашает человеческий разум непогрешимым судьей в вопросах истины: "Мыслю, следовательно, существую". Человек – венец природы, с точки зрения Фейербаха, и в этом смысл его философской антропологии. С марксистской точки зрения, человек – совокупность общественных отношений, а в рамках западной философии XX века анализируются различные феномены человеческого бытия - страх, отчаяние, воля, любовь, одиночество и т.п. До сих пор проблема человека - самая трепетная филосовская тема.

3) проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализмво все времена, решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п.

4) проблема субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в "мире людей". Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, города Солнца Кампанеллы и кончая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества. В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания текстов, диалога автора с читателем, адресатом. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

Функции философии:

– мировоззренческая функция(связана с понятийным объяснением мира);

– методологическая функция(заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

– прогностическая функция(формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

– критическая функция(распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

– аксиологическая функция(от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

– социальная функция(опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснятьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

– идеалистическим;

– материалистическим.

Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации – система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера – один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры – это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу:

– о совершенном обществе, в котором все честно;

– гармонически развитой личности;

– разумных межличностных отношениях;

– нравственном;

– прекрасном;

– реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

– духовное ядро личности;

– основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.


2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Философия – форма деятельности человека, направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мироздания и мышления. Роль философии определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему, познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Структура философии:

1) Онтология – сердцевина (онто-бытие, логос – учение) изучает проблемы бытия.

2) Гносеология (гносео-знать, познавать) о познании, методы познания.

3) Логика – учение о законах и принципах мышления.

4) Этика – учение о нравственности, о морали.

5) Эстетика – учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера человеческих переживаний.

6) Соц. философия – изучает общество, его структуру, закономерности развития.

7) Философская антропология – учение о человечестве (существование человека как личности).

8) Философия науки – учение о науке.

9) Философия техники.

10) Аксиология – учение о ценностях.

Функции философии:

1. Мировоззренческая– формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его мировоззрение. Способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

2. Фундаментальная – формирование общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей.

3. Методологическая – формирование общих принципов и норм познавательной деятельности, прирост научных знаний и создание предпосылок для научных открытий.

4. Гносеологическая– подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины, имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и прак­тических задач.

Субстанциональный подход.

Объективный идеализм: сознание рассматривается как самостоятельная реальность, ни от чего не зависящая реальность, более того порождающая все то, что окружает человека. Это представление впервые отчетливо прописывается в концепции Эйдесов.

Субъективный идеализм: основа всего существующего – психические состояния отдельного человека. Представитель этого подхода Беркли.Плюсы: в рамках этого подхода можно исследовать структуру сознания.

Минусы: в таком подходе невозможен априори вопрос о генезисе человеческого сознания (она первична).

Функциональный подход. Сознания это результат функционирования мозга, это функциональное свойства высоко организованной материи. Плюсы: есть связь с материальным носителем, что открывает возможность воздействия на человеческое сознание. Минусы: не рассматривается механизм того, как сознание влияет на мир (этот механизм и не может быть зафиксирован).

2 формы: метафизический материализм (сознание присуще всех природе, только в разной степени), в частности вульгарный материализм (Вульф) – сознание – это материя, материя может создать только материю, человек есть то, что он ест; диалектический материализм (носитель сознания – мозг, оно идеально по природе).

Экзистенциально-феноменологический подход. Основатель назван­ной традиции Э. Гуссерль выделил две, по его мнению, неправомерные тен­денции в понимании сознания, характерные для классической философии: «предметность существует в сознании и через сознание», «естественная установка», означающая безусловную веру в сущест­вование предметов внешнего мира вне и независимо от сознания человека.

Психоанализ. психоаналитическая традиция ставит его в подчиненное положение по отношению к другому компоненту психики — бессознательному.

В рамках неклассического психоанализа (А. Адлер, К- Юнг, Э. Фромм и др.)постепенно оттачивалась

культурно-историческая исследовательская традиция сознания. Со­гласно ей, человек — общественное существо как по происхождению, так и по своей природе.

Социокультурный подход исследования сознания наделяет его такими характеристиками, как идеальность, предметность, интенциональность, про­ективность. Важное место в социокультурной традиции занимает изучение связи созна­ния с языком..

Структура сознания. первый подход к структуры сознания относится к классической психологии ( 19 века). В это время сознание человека изучалось по поведению, по поступкам и по речи. Тогда основанием для структурирования в данном случае выступает роль, который играет каждый структурный элемент в поведении и деятельность человека.

1. Интеллект. Под интеллектом чаще всего понимаются знания.

2. Эмоции. Человек переживает свое присутствие в мире. Мир эмоций роднит нас с животными.

3. Воля. Способность строить планы деятельности и реализовывать их.

4. Внимание. Внимание — это привязка актов психологической активности к определенным ситуациям.

5. Память. Природа ее нам не понятна, но без памяти нет человеческой личности.

Психоанализ. Этот подход основан на степени осознания информации. И отправная точка здесь человек.

1. Подсознания. 60% информации о мире мы получаем из этой сферы.

2. Надсознания (интуиция – это переход информации, минуя разум)

3. Сверхсознание (это самосознание человека, способность к рефлексии).

Функции сознания.

1. Познавательная (Познание, т.е. верное, адекватное отражение действительности, является первой, важнейшей функцией сознания. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. )

2. Целепологание (построение человеком модели желаемого будущего и определении возможных путей его достижения)

3. Оценочная (Оценка получаемой информации, возможная благодаря единству познания, осознания и самосознания, является второй функцией сознания. )

4. Интегративная, аккумулятивная (Накопление знаний, полученных из непосредственного, личного опыта индивида, а также добытыми его современниками или предшествующими поколениями людей, является следующей функцией сознания..)

5. Креативная (Высшие возможности сознания проявляются в его способности мысленного конструирования направлений и форм деятельности человека, в предвосхищении того, что произойдет в силу действия объективных законов, в создании принципиально нового.)

12. ПОНЯТИЕ ПОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА, ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Под гносеологией понимается раздел философии, в рамках которого осуществляется исследование проблемы познания.Можно выделить основные проблемы гносеологии:проблема познаваемости мира;проблема соотношения субъекта и объекта познания;проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания; проблема истины и ее критериев.

Таким образом, познание – это социально-исторический процесс организованной духовной деятельности человека, направленной на отображение и осмысление объективной реальности в форме знаний.

Уровни и формы познания

Уровень познания Объект познания (задание) Формы познания Результат познания
Чувствительный Отдельные свойства и признаки вещей Ощущение Восприятие Представления Создание образа реальности
Рационально-логический Связи, функции, отношения вещей Понятие Суждение Умозаключения Создание понятий, учений, теорий, концепций
Синтезирующий Синтез абстрактного мышления и научного данного Эксперимент Опыт Практика Повышение уровня достоверности знания. Выход на новые горизонты познания и деятельности

Третий — синтезирующий — уровень проявляется в форме опыта (сознательное нагромождение условий и обстоятельств совпадения и несовпадения умственных конструкций с реальностью), эксперимента (исследование специально выделенных свойств и характеристик в специально организованных условиях) и практики (сознательно фиксированного опыта использования теорий, концепций в реальной жизни).

Таким образом, познание развивается от чувственного к абстрактному мышлению и к их синтезу, в процессе которого человек снова получает чувственные впечатления, переход к новым размышлениям и т. д., т. е. процесс познания развивается спиралевидно, оно эволюционирует, наращивается, имея определенную внутреннюю ритмику.

Помимо выделенных уровней, важную роль в процессе познания играет интуиция. Интуиция - это механизм получения непосредственного знания об объекте, достигаемого путем его моментального схватывания без логических цепочек и доказательств. Интуиция позволяет соединить элементы старого знания в новое качество, одновременно придавая новые характеристики уже познанному. В структуре познавательного процесса она выполняет синтетические функции, соединяя непосредственность и индивидуальность чувственного опыта с универсальностью рациональных истин.

14. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ГНОСЕОЛОГИИ

Гносеология или теория познания - раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылок, условий достижения адекватного знания. Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" - знание и "logos" - понятие, учение, разум.

Цель познания – достижение истины. Истина– это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

Проблема истины является одной из основных в гносеологии. Одно из первых определений истины, ставшее классическим, предложено Аристотелем, который признавал объективное, независимое от сознания существование вещей и утверждал, что знание истинно, когда оно соответствует вещам и их связям: «Не потому ты бледен, что мы правильно считаем тебя бледным, а, наоборот, именно потому, что ты бледен, мы, утверждающие это, говорим правду

В решении вопроса о существовании объективной истины возникает разногласие, прежде всего, между материализмом и субъективным идеализмом. Представители субъективного идеализма и агностицизма (теории познания и теологии, полагающий принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных) отрицают возможность получения такого знания, содержание которого не зависело бы от человека. Так, в философии И.Канта признаками истинности знания считаются всеобщность и необходимость, источниками которых служит не объективная реальность, а сознание индивида, априорные знания. В различных направлениях неопозитивизма истина – это согласие одного знания с другим, непротиворечивость суждений. В прагматизме истина – это полезность знания, его эффективность.

В материализме отстаивается положение о том, что истина всегда объективна, она не зависит от сознания человека и общества.

Истина имеет ряд особенностей:

1. Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания и поэтому представляет собой единство объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию, т.е. представляет собой адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания, и субъективна по форме, по способу существования, т.к. не существует вне человека, ее носителем является человеческое сознание.

2. Истина может быть научной и обыденной, что обусловлено наличием разных уровней знания. Обыденное знание основано на повседневном опыте и не требует особых доказательств, научное знание основано на логичности суждений и доказательности. (*Лист на дереве зеленый. – Зеленый цвет листа обусловлено содержанием в нем хлорофилла, который образуется за счет энергии света).

3. В истине выделяются абсолютная и относительная стороны. Абсолютная истинасодержит в себе полное и всестороннее знание сущности предмета или явления, она не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития познания. Движение к абсолютной истине осуществляется через относительные истины.Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое не обладает полнотой знания и может углубляться и уточняться в процессе познания. Примером относительной истины может послужить развитие знания о строении материи. Абсолютными истинами могут считаться точно установленные даты каких-либо событий, непреходящие константы (*гравитационная постоянная, скорость распространения электромагнитных волн, 2Х2=4 и т.д.) но эти истины не интересуют гносеологию, здесь в центре внимания - движение от относительной к абсолютной истине. При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина – это две стороны объективной истины. Абсолютное знание складывается из суммы относительных истин, а относительное содержит в себе элементы абсолютного (*относительное знание о строении материи содержит в себе абсолютное знание о существовании элементарных частиц, их заряде и проч.).Таким образом, объективная истина в процессе познания существует как абсолютно-относительная, соотношение между абсолютным и относительным меняется на разных этапах познания.

4. Истина всегда конкретна. Конкретность истины определяется свойствами, закономерностями, условиями существования объекта познания, пространственно-временными отношениями. Конкретность истины означает, что знание истинно лишь при определенных условиях. Например, положение «температура кипения воды равна 100 0 С», истинно только при атм.давл. = 760 мм рт.столба.

5. Истина имеет бытийственный, аксиологический и праксиологический аспекты. Бытийственный аспект связан с отражением в истине природного и духовного бытия. Аксиологический связан с отражением в истине нравственных и эстетических ценностей. Праксиологический подчеркивает связь истины с практической деятельностью человека.

Однако познание несвободно от заблуждений, под которыми понимается непреднамеренное несоответствие суждений действительности. Причинами заблуждений могут служить поспешные обобщения, одностороннее восприятие объекта, несовершенство познавательных средств и т.д. Заблуждение может препятствовать получению истинного знания, а с другой стороны – способствовать созданию проблемных ситуаций, которые являются импульсом для дальнейшего научного поиска, т.е. вести к получению истинного знания.

Поэтому один из центральных вопросов гносеологии –вопрос о критериях истины, т.е. способах, с помощью которых устанавливается достоверность знания, отличие истины от заблуждения.

В истории философии существовали разные взгляды на этот вопрос. Агностики считали, что нельзя найти доказательства истинности знаний. Представители эмпиризма считали таким критерием соответствие знаний чувственному опыту. Рационалисты видели критерий истины в ясности и отчетливости суждений, в выведении их из всеобщих очевидных положений. В неопозитивизме критерием истины считается непротиворечивость знаний. Основным недостатком этих концепций является стремление найти критерий истинности знания в самом же знании.

В диалектическом материализме основным критерием истины считается практика, т.е. целенаправленная предметно-чувственная деятельность, направленная на преобразование материальных систем. Практика как критерий истины должна носить всеобщий характер: это деятельность не отдельного индивида, а человека как социального субъекта, вооруженного знаниями, которыми располагает общество на данном этапе своего развития.

Кроме практики, существуют другие критерии истины:

-логический – строгое следование законам и правилам логики (*широко используется в математике),

-аксиологический– обращение к нравственным, эстетическим, социально-политическим ценностям (*используется в политике, в общественных науках, особенно когда требуется быстрая реакция).

Однако и эти критерии опосредованы практикой, которая является решающим и всеобщим критерием истины.

15. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Социальная философия – это философское учение, изучающее специфику, структуру, механизмы возникновения, существования и развития общества.Таким образом, предметом социальной философии являются проблемы социального бытия.

Основные черты социального познания:

- общество – самый сложный объект научного познания (общество составляют люди, деятельность которых носит осознанный и целенаправленный характер, и потому не всегда может быть объяснена при помощи определенных законов и закономерностей);

- в социальном познании наблюдается в определенном смысле совпадение объекта и субъекта познания;

- истина в рамках социального познания всегда носит в значительной степени субъективный характер.

Социальная философия направлена на решение следующих основных проблем:

- проблема определения специфики социальных явлений;

- проблема определения специфики структуры общества как системы;

- проблема выявления общих закономерностей функционирования и развития общества;

- проблема соотношения факторов и источников социальной динамики;

- проблема выявления направленности изменений в обществе;

- проблема соотношения общих и уникальных черт в историческом развитии различных сообществ.

Понятие общества употребляется в узком и широком смысле. Под обществом в узком смысле понимают объединения групп людей для совместной деятельности, либо определенный этап человеческой истории (первобытное общество), либо историческая жизнь отдельного народа или страны (белорусское общество, средневековое французское общество).

Общество же в широком смысле – это исторически изменяющаяся система связей, отношений и форм объединения людей, которая возникает в процессе их жизнедеятельности.

Социально-философские представления сложились еще в рамках классической философии:

1) Античная философия: Общество рассматривается как существующая в неразрывной связи с природой совокупность людей, объединенных между собой некоторыми связями и отношениями, с целью создания более благоприятных условий для жизнедеятельности.

2) Средневековая философия: Общество рассматривается как совокупность людей, организованная согласно божественной воле с целью упорядочения межчеловеческих отношений.

3) Философия Нового времени: Общество рассматривается как сложное объединение людей, основанное на их согласии, договоре друг с другом для организации совместной деятельности и безопасности (теория общественного договора).

В 19 в. от социальной философии отделяются ряд самостоятельных наук об обществе: социология, история, политология, экономическая теория, правоведение и др. В связи с этим роль социальной философии начинает сводиться к выработке основных подходов, направляющих исследование общества в рамках социально-гуманитарных наук.

В рамках различных теоретических подходов к изучению общества по-разному объясняется его функционирование и развитие.

Выделяют следующие основные подходы:

1) Натуралистический подход:

Общество рассматривается по аналогии с природой как естественное продолжение закономерностей природы. На социально-гуманитарное знание распространяются методы естественных наук; идеалы и нормы научности формируются по образцу естественных наук.

2) Культуроцентристский подход:

Общество рассматривается как система, существующая относительно самостоятельно по отношению к природе. Специфика того или иного общества определяется доминирующими в нем духовными ценностями (идеями, целями, идеалами), которые определяют как процесс истории, так и жизнь отдельных индивидов. Общество выступает здесь как объект социально-гуманитарных наук, описывающих отдельные социальные явления с помощью специальных методов.

3) Психологический подход:

Общество и общественная жизнь объясняются на основе влияния на человеческое поведение специфических психологических факторов. В природе человека заложены определенные психические особенности в виде потребностей, интересов, желаний, различного рода эмоций и идей, реализация которых неизбежно связана с общением людей друг с другом. Причем в ходе психологического взаимодействия возникают новые социальные феномены, которых нет у человека вне общения и взаимодействия.

4) Социологический подход:

Общество и общественная жизнь объясняются на основе характерных признаков и закономерностей, присущих самому обществу и отношениям между людьми и социальными группами, которые формируются в процессе жизнедеятельности общества.

В рамках социологического подхода можно выделить большое количество различных направлений и концепций. Условно все концепции можно разделить на три направления:

- Структурное.Включает в себя концепции, которые рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единой системы.

- Интерпретативное. Включает в себя концепции, которые делают акцент на изучении и интерпретации поведения и деятельности отдельных индивидов и социальных групп в обществе.

- Интегративное. Включает в себя концепции, которые направлены на комплексный анализ как системных характеристик общества, так и социальных взаимодействий на микроуровне.

16. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА. ИСТОЧНИКИ, ФАКТОРЫ, СУБЪЕКТЫ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ.

Общество представляет собой систему, развивающуюся на своей собственной социальной основе — социуме. Под общественной системой понимается структурированный состав общества, включающий его взаимосвязанные компоненты. Наряду с понятием общества часто употребляются понятия страны, нации, государства. Употребляя эти категории, необходимо иметь в виду их предметную самостоятельность. В целом общество — это продукт исторической деятельности людей; страна определяет его географическое местоположение; нация являет целостное экономическое, территориальное, языковое, правовое построение с традиционной культурой, менталитетом; государство — политическую организацию.

Общественная система характеризуется функциональной согласованностью компонентов своей структуры и в то же время их определённой самостоятельностью. Исторически характер развития общества определялся в соответствии со сложившимися экономическими отношениями, политическим господством, социальными особенностями и региональными чертами. Приоритет тех или иных структурных элементов общественного развития проявлялся в гармонии естественных, социальных, демографических, материальных и иных факторов бытия.

23.

23. ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛА НАУКИ. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ НАУКИ

Основные проблемы философии

1) проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.Первый вопрос, с которого начиналось философское познание – что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее? Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего существующего. Формировались различные философские модели мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию тайн мира.

2) проблема человека, смысла существования человека в мире. Проблема человека– в центре многих древневосточных философских школ. Антропологический поворот, совершившийся в древнегреческой философии в лице софистов, а затем Сократа, зафиксировал еще одну "вечную" философскую тему. Человек – мера всех вещей, с точки зрения Протагора. Софисты отказываются от рассмотрения космологической проблематики и поворачиваются к человеку. Космос, с точки зрения Сократа, непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Гегель говорил о Сократе: "Субъект взял на себя акт принятия решения". В средневековой философии человек рассматривается как существо, тяготеющее к злу вследствие своей природы, первородного греха и т.д. В эпоху ранних буржуазных революций Декарт провозглашает человеческий разум непогрешимым судьей в вопросах истины: "Мыслю, следовательно, существую". Человек – венец природы, с точки зрения Фейербаха, и в этом смысл его философской антропологии. С марксистской точки зрения, человек – совокупность общественных отношений, а в рамках западной философии XX века анализируются различные феномены человеческого бытия - страх, отчаяние, воля, любовь, одиночество и т.п. До сих пор проблема человека - самая трепетная филосовская тема.

3) проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализмво все времена, решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п.

4) проблема субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в "мире людей". Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, города Солнца Кампанеллы и кончая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества. В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания текстов, диалога автора с читателем, адресатом. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

Функции философии:

– мировоззренческая функция(связана с понятийным объяснением мира);

– методологическая функция(заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

– прогностическая функция(формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

– критическая функция(распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

– аксиологическая функция(от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

– социальная функция(опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснятьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

– идеалистическим;

– материалистическим.

Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Наши рекомендации