Логическая – проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления.
Основные проблемы философии
1) проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.Первый вопрос, с которого начиналось философское познание – что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее? Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего существующего. Формировались различные философские модели мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию тайн мира.
2) проблема человека, смысла существования человека в мире. Проблема человека– в центре многих древневосточных философских школ. Антропологический поворот, совершившийся в древнегреческой философии в лице софистов, а затем Сократа, зафиксировал еще одну "вечную" философскую тему. Человек – мера всех вещей, с точки зрения Протагора. Софисты отказываются от рассмотрения космологической проблематики и поворачиваются к человеку. Космос, с точки зрения Сократа, непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Гегель говорил о Сократе: "Субъект взял на себя акт принятия решения". В средневековой философии человек рассматривается как существо, тяготеющее к злу вследствие своей природы, первородного греха и т.д. В эпоху ранних буржуазных революций Декарт провозглашает человеческий разум непогрешимым судьей в вопросах истины: "Мыслю, следовательно, существую". Человек – венец природы, с точки зрения Фейербаха, и в этом смысл его философской антропологии. С марксистской точки зрения, человек – совокупность общественных отношений, а в рамках западной философии XX века анализируются различные феномены человеческого бытия - страх, отчаяние, воля, любовь, одиночество и т.п. До сих пор проблема человека - самая трепетная филосовская тема.
3) проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализмво все времена, решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п.
4) проблема субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в "мире людей". Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, города Солнца Кампанеллы и кончая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества. В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания текстов, диалога автора с читателем, адресатом. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.
Функции философии:
– мировоззренческая функция(связана с понятийным объяснением мира);
– методологическая функция(заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
– прогностическая функция(формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
– критическая функция(распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);
– аксиологическая функция(от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);
– социальная функция(опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснятьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение может быть:
– идеалистическим;
– материалистическим.
Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).
Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.
Ценностные ориентации – система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.
Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.
Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.
Вера – один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры – это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.
Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу:
– о совершенном обществе, в котором все честно;
– гармонически развитой личности;
– разумных межличностных отношениях;
– нравственном;
– прекрасном;
– реализации своих возможностей на благо человечества.
Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.
Убеждения составляют:
– духовное ядро личности;
– основу мировоззрения.
Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.
2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Философия – форма деятельности человека, направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мироздания и мышления. Роль философии определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему, познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Структура философии:
1) Онтология – сердцевина (онто-бытие, логос – учение) изучает проблемы бытия.
2) Гносеология (гносео-знать, познавать) о познании, методы познания.
3) Логика – учение о законах и принципах мышления.
4) Этика – учение о нравственности, о морали.
5) Эстетика – учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера человеческих переживаний.
6) Соц. философия – изучает общество, его структуру, закономерности развития.
7) Философская антропология – учение о человечестве (существование человека как личности).
8) Философия науки – учение о науке.
9) Философия техники.
10) Аксиология – учение о ценностях.
Функции философии:
1. Мировоззренческая– формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его мировоззрение. Способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.
2. Фундаментальная – формирование общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей.
3. Методологическая – формирование общих принципов и норм познавательной деятельности, прирост научных знаний и создание предпосылок для научных открытий.
4. Гносеологическая– подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины, имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и практических задач.
Субстанциональный подход.
Объективный идеализм: сознание рассматривается как самостоятельная реальность, ни от чего не зависящая реальность, более того порождающая все то, что окружает человека. Это представление впервые отчетливо прописывается в концепции Эйдесов.
Субъективный идеализм: основа всего существующего – психические состояния отдельного человека. Представитель этого подхода Беркли.Плюсы: в рамках этого подхода можно исследовать структуру сознания.
Минусы: в таком подходе невозможен априори вопрос о генезисе человеческого сознания (она первична).
Функциональный подход. Сознания это результат функционирования мозга, это функциональное свойства высоко организованной материи. Плюсы: есть связь с материальным носителем, что открывает возможность воздействия на человеческое сознание. Минусы: не рассматривается механизм того, как сознание влияет на мир (этот механизм и не может быть зафиксирован).
2 формы: метафизический материализм (сознание присуще всех природе, только в разной степени), в частности вульгарный материализм (Вульф) – сознание – это материя, материя может создать только материю, человек есть то, что он ест; диалектический материализм (носитель сознания – мозг, оно идеально по природе).
Экзистенциально-феноменологический подход. Основатель названной традиции Э. Гуссерль выделил две, по его мнению, неправомерные тенденции в понимании сознания, характерные для классической философии: «предметность существует в сознании и через сознание», «естественная установка», означающая безусловную веру в существование предметов внешнего мира вне и независимо от сознания человека.
Психоанализ. психоаналитическая традиция ставит его в подчиненное положение по отношению к другому компоненту психики — бессознательному.
В рамках неклассического психоанализа (А. Адлер, К- Юнг, Э. Фромм и др.)постепенно оттачивалась
культурно-историческая исследовательская традиция сознания. Согласно ей, человек — общественное существо как по происхождению, так и по своей природе.
Социокультурный подход исследования сознания наделяет его такими характеристиками, как идеальность, предметность, интенциональность, проективность. Важное место в социокультурной традиции занимает изучение связи сознания с языком..
Структура сознания. первый подход к структуры сознания относится к классической психологии ( 19 века). В это время сознание человека изучалось по поведению, по поступкам и по речи. Тогда основанием для структурирования в данном случае выступает роль, который играет каждый структурный элемент в поведении и деятельность человека.
1. Интеллект. Под интеллектом чаще всего понимаются знания.
2. Эмоции. Человек переживает свое присутствие в мире. Мир эмоций роднит нас с животными.
3. Воля. Способность строить планы деятельности и реализовывать их.
4. Внимание. Внимание — это привязка актов психологической активности к определенным ситуациям.
5. Память. Природа ее нам не понятна, но без памяти нет человеческой личности.
Психоанализ. Этот подход основан на степени осознания информации. И отправная точка здесь человек.
1. Подсознания. 60% информации о мире мы получаем из этой сферы.
2. Надсознания (интуиция – это переход информации, минуя разум)
3. Сверхсознание (это самосознание человека, способность к рефлексии).
Функции сознания.
1. Познавательная (Познание, т.е. верное, адекватное отражение действительности, является первой, важнейшей функцией сознания. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. )
2. Целепологание (построение человеком модели желаемого будущего и определении возможных путей его достижения)
3. Оценочная (Оценка получаемой информации, возможная благодаря единству познания, осознания и самосознания, является второй функцией сознания. )
4. Интегративная, аккумулятивная (Накопление знаний, полученных из непосредственного, личного опыта индивида, а также добытыми его современниками или предшествующими поколениями людей, является следующей функцией сознания..)
5. Креативная (Высшие возможности сознания проявляются в его способности мысленного конструирования направлений и форм деятельности человека, в предвосхищении того, что произойдет в силу действия объективных законов, в создании принципиально нового.)
12. ПОНЯТИЕ ПОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА, ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Под гносеологией понимается раздел философии, в рамках которого осуществляется исследование проблемы познания.Можно выделить основные проблемы гносеологии:проблема познаваемости мира;проблема соотношения субъекта и объекта познания;проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания; проблема истины и ее критериев.
Таким образом, познание – это социально-исторический процесс организованной духовной деятельности человека, направленной на отображение и осмысление объективной реальности в форме знаний.
Уровни и формы познания
Уровень познания | Объект познания (задание) | Формы познания | Результат познания |
Чувствительный | Отдельные свойства и признаки вещей | Ощущение Восприятие Представления | Создание образа реальности |
Рационально-логический | Связи, функции, отношения вещей | Понятие Суждение Умозаключения | Создание понятий, учений, теорий, концепций |
Синтезирующий | Синтез абстрактного мышления и научного данного | Эксперимент Опыт Практика | Повышение уровня достоверности знания. Выход на новые горизонты познания и деятельности |
Третий — синтезирующий — уровень проявляется в форме опыта (сознательное нагромождение условий и обстоятельств совпадения и несовпадения умственных конструкций с реальностью), эксперимента (исследование специально выделенных свойств и характеристик в специально организованных условиях) и практики (сознательно фиксированного опыта использования теорий, концепций в реальной жизни).
Таким образом, познание развивается от чувственного к абстрактному мышлению и к их синтезу, в процессе которого человек снова получает чувственные впечатления, переход к новым размышлениям и т. д., т. е. процесс познания развивается спиралевидно, оно эволюционирует, наращивается, имея определенную внутреннюю ритмику.
Помимо выделенных уровней, важную роль в процессе познания играет интуиция. Интуиция - это механизм получения непосредственного знания об объекте, достигаемого путем его моментального схватывания без логических цепочек и доказательств. Интуиция позволяет соединить элементы старого знания в новое качество, одновременно придавая новые характеристики уже познанному. В структуре познавательного процесса она выполняет синтетические функции, соединяя непосредственность и индивидуальность чувственного опыта с универсальностью рациональных истин.
14. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ГНОСЕОЛОГИИ
Гносеология или теория познания - раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылок, условий достижения адекватного знания. Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" - знание и "logos" - понятие, учение, разум.
Цель познания – достижение истины. Истина– это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.
Проблема истины является одной из основных в гносеологии. Одно из первых определений истины, ставшее классическим, предложено Аристотелем, который признавал объективное, независимое от сознания существование вещей и утверждал, что знание истинно, когда оно соответствует вещам и их связям: «Не потому ты бледен, что мы правильно считаем тебя бледным, а, наоборот, именно потому, что ты бледен, мы, утверждающие это, говорим правду
В решении вопроса о существовании объективной истины возникает разногласие, прежде всего, между материализмом и субъективным идеализмом. Представители субъективного идеализма и агностицизма (теории познания и теологии, полагающий принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных) отрицают возможность получения такого знания, содержание которого не зависело бы от человека. Так, в философии И.Канта признаками истинности знания считаются всеобщность и необходимость, источниками которых служит не объективная реальность, а сознание индивида, априорные знания. В различных направлениях неопозитивизма истина – это согласие одного знания с другим, непротиворечивость суждений. В прагматизме истина – это полезность знания, его эффективность.
В материализме отстаивается положение о том, что истина всегда объективна, она не зависит от сознания человека и общества.
Истина имеет ряд особенностей:
1. Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания и поэтому представляет собой единство объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию, т.е. представляет собой адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания, и субъективна по форме, по способу существования, т.к. не существует вне человека, ее носителем является человеческое сознание.
2. Истина может быть научной и обыденной, что обусловлено наличием разных уровней знания. Обыденное знание основано на повседневном опыте и не требует особых доказательств, научное знание основано на логичности суждений и доказательности. (*Лист на дереве зеленый. – Зеленый цвет листа обусловлено содержанием в нем хлорофилла, который образуется за счет энергии света).
3. В истине выделяются абсолютная и относительная стороны. Абсолютная истинасодержит в себе полное и всестороннее знание сущности предмета или явления, она не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития познания. Движение к абсолютной истине осуществляется через относительные истины.Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое не обладает полнотой знания и может углубляться и уточняться в процессе познания. Примером относительной истины может послужить развитие знания о строении материи. Абсолютными истинами могут считаться точно установленные даты каких-либо событий, непреходящие константы (*гравитационная постоянная, скорость распространения электромагнитных волн, 2Х2=4 и т.д.) но эти истины не интересуют гносеологию, здесь в центре внимания - движение от относительной к абсолютной истине. При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина – это две стороны объективной истины. Абсолютное знание складывается из суммы относительных истин, а относительное содержит в себе элементы абсолютного (*относительное знание о строении материи содержит в себе абсолютное знание о существовании элементарных частиц, их заряде и проч.).Таким образом, объективная истина в процессе познания существует как абсолютно-относительная, соотношение между абсолютным и относительным меняется на разных этапах познания.
4. Истина всегда конкретна. Конкретность истины определяется свойствами, закономерностями, условиями существования объекта познания, пространственно-временными отношениями. Конкретность истины означает, что знание истинно лишь при определенных условиях. Например, положение «температура кипения воды равна 100 0 С», истинно только при атм.давл. = 760 мм рт.столба.
5. Истина имеет бытийственный, аксиологический и праксиологический аспекты. Бытийственный аспект связан с отражением в истине природного и духовного бытия. Аксиологический связан с отражением в истине нравственных и эстетических ценностей. Праксиологический подчеркивает связь истины с практической деятельностью человека.
Однако познание несвободно от заблуждений, под которыми понимается непреднамеренное несоответствие суждений действительности. Причинами заблуждений могут служить поспешные обобщения, одностороннее восприятие объекта, несовершенство познавательных средств и т.д. Заблуждение может препятствовать получению истинного знания, а с другой стороны – способствовать созданию проблемных ситуаций, которые являются импульсом для дальнейшего научного поиска, т.е. вести к получению истинного знания.
Поэтому один из центральных вопросов гносеологии –вопрос о критериях истины, т.е. способах, с помощью которых устанавливается достоверность знания, отличие истины от заблуждения.
В истории философии существовали разные взгляды на этот вопрос. Агностики считали, что нельзя найти доказательства истинности знаний. Представители эмпиризма считали таким критерием соответствие знаний чувственному опыту. Рационалисты видели критерий истины в ясности и отчетливости суждений, в выведении их из всеобщих очевидных положений. В неопозитивизме критерием истины считается непротиворечивость знаний. Основным недостатком этих концепций является стремление найти критерий истинности знания в самом же знании.
В диалектическом материализме основным критерием истины считается практика, т.е. целенаправленная предметно-чувственная деятельность, направленная на преобразование материальных систем. Практика как критерий истины должна носить всеобщий характер: это деятельность не отдельного индивида, а человека как социального субъекта, вооруженного знаниями, которыми располагает общество на данном этапе своего развития.
Кроме практики, существуют другие критерии истины:
-логический – строгое следование законам и правилам логики (*широко используется в математике),
-аксиологический– обращение к нравственным, эстетическим, социально-политическим ценностям (*используется в политике, в общественных науках, особенно когда требуется быстрая реакция).
Однако и эти критерии опосредованы практикой, которая является решающим и всеобщим критерием истины.
15. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Социальная философия – это философское учение, изучающее специфику, структуру, механизмы возникновения, существования и развития общества.Таким образом, предметом социальной философии являются проблемы социального бытия.
Основные черты социального познания:
- общество – самый сложный объект научного познания (общество составляют люди, деятельность которых носит осознанный и целенаправленный характер, и потому не всегда может быть объяснена при помощи определенных законов и закономерностей);
- в социальном познании наблюдается в определенном смысле совпадение объекта и субъекта познания;
- истина в рамках социального познания всегда носит в значительной степени субъективный характер.
Социальная философия направлена на решение следующих основных проблем:
- проблема определения специфики социальных явлений;
- проблема определения специфики структуры общества как системы;
- проблема выявления общих закономерностей функционирования и развития общества;
- проблема соотношения факторов и источников социальной динамики;
- проблема выявления направленности изменений в обществе;
- проблема соотношения общих и уникальных черт в историческом развитии различных сообществ.
Понятие общества употребляется в узком и широком смысле. Под обществом в узком смысле понимают объединения групп людей для совместной деятельности, либо определенный этап человеческой истории (первобытное общество), либо историческая жизнь отдельного народа или страны (белорусское общество, средневековое французское общество).
Общество же в широком смысле – это исторически изменяющаяся система связей, отношений и форм объединения людей, которая возникает в процессе их жизнедеятельности.
Социально-философские представления сложились еще в рамках классической философии:
1) Античная философия: Общество рассматривается как существующая в неразрывной связи с природой совокупность людей, объединенных между собой некоторыми связями и отношениями, с целью создания более благоприятных условий для жизнедеятельности.
2) Средневековая философия: Общество рассматривается как совокупность людей, организованная согласно божественной воле с целью упорядочения межчеловеческих отношений.
3) Философия Нового времени: Общество рассматривается как сложное объединение людей, основанное на их согласии, договоре друг с другом для организации совместной деятельности и безопасности (теория общественного договора).
В 19 в. от социальной философии отделяются ряд самостоятельных наук об обществе: социология, история, политология, экономическая теория, правоведение и др. В связи с этим роль социальной философии начинает сводиться к выработке основных подходов, направляющих исследование общества в рамках социально-гуманитарных наук.
В рамках различных теоретических подходов к изучению общества по-разному объясняется его функционирование и развитие.
Выделяют следующие основные подходы:
1) Натуралистический подход:
Общество рассматривается по аналогии с природой как естественное продолжение закономерностей природы. На социально-гуманитарное знание распространяются методы естественных наук; идеалы и нормы научности формируются по образцу естественных наук.
2) Культуроцентристский подход:
Общество рассматривается как система, существующая относительно самостоятельно по отношению к природе. Специфика того или иного общества определяется доминирующими в нем духовными ценностями (идеями, целями, идеалами), которые определяют как процесс истории, так и жизнь отдельных индивидов. Общество выступает здесь как объект социально-гуманитарных наук, описывающих отдельные социальные явления с помощью специальных методов.
3) Психологический подход:
Общество и общественная жизнь объясняются на основе влияния на человеческое поведение специфических психологических факторов. В природе человека заложены определенные психические особенности в виде потребностей, интересов, желаний, различного рода эмоций и идей, реализация которых неизбежно связана с общением людей друг с другом. Причем в ходе психологического взаимодействия возникают новые социальные феномены, которых нет у человека вне общения и взаимодействия.
4) Социологический подход:
Общество и общественная жизнь объясняются на основе характерных признаков и закономерностей, присущих самому обществу и отношениям между людьми и социальными группами, которые формируются в процессе жизнедеятельности общества.
В рамках социологического подхода можно выделить большое количество различных направлений и концепций. Условно все концепции можно разделить на три направления:
- Структурное.Включает в себя концепции, которые рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единой системы.
- Интерпретативное. Включает в себя концепции, которые делают акцент на изучении и интерпретации поведения и деятельности отдельных индивидов и социальных групп в обществе.
- Интегративное. Включает в себя концепции, которые направлены на комплексный анализ как системных характеристик общества, так и социальных взаимодействий на микроуровне.
16. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА. ИСТОЧНИКИ, ФАКТОРЫ, СУБЪЕКТЫ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ.
Общество представляет собой систему, развивающуюся на своей собственной социальной основе — социуме. Под общественной системой понимается структурированный состав общества, включающий его взаимосвязанные компоненты. Наряду с понятием общества часто употребляются понятия страны, нации, государства. Употребляя эти категории, необходимо иметь в виду их предметную самостоятельность. В целом общество — это продукт исторической деятельности людей; страна определяет его географическое местоположение; нация являет целостное экономическое, территориальное, языковое, правовое построение с традиционной культурой, менталитетом; государство — политическую организацию.
Общественная система характеризуется функциональной согласованностью компонентов своей структуры и в то же время их определённой самостоятельностью. Исторически характер развития общества определялся в соответствии со сложившимися экономическими отношениями, политическим господством, социальными особенностями и региональными чертами. Приоритет тех или иных структурных элементов общественного развития проявлялся в гармонии естественных, социальных, демографических, материальных и иных факторов бытия.
23.
23. ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛА НАУКИ. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ НАУКИ
Основные проблемы философии
1) проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.Первый вопрос, с которого начиналось философское познание – что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее? Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего существующего. Формировались различные философские модели мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию тайн мира.
2) проблема человека, смысла существования человека в мире. Проблема человека– в центре многих древневосточных философских школ. Антропологический поворот, совершившийся в древнегреческой философии в лице софистов, а затем Сократа, зафиксировал еще одну "вечную" философскую тему. Человек – мера всех вещей, с точки зрения Протагора. Софисты отказываются от рассмотрения космологической проблематики и поворачиваются к человеку. Космос, с точки зрения Сократа, непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Гегель говорил о Сократе: "Субъект взял на себя акт принятия решения". В средневековой философии человек рассматривается как существо, тяготеющее к злу вследствие своей природы, первородного греха и т.д. В эпоху ранних буржуазных революций Декарт провозглашает человеческий разум непогрешимым судьей в вопросах истины: "Мыслю, следовательно, существую". Человек – венец природы, с точки зрения Фейербаха, и в этом смысл его философской антропологии. С марксистской точки зрения, человек – совокупность общественных отношений, а в рамках западной философии XX века анализируются различные феномены человеческого бытия - страх, отчаяние, воля, любовь, одиночество и т.п. До сих пор проблема человека - самая трепетная филосовская тема.
3) проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализмво все времена, решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п.
4) проблема субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в "мире людей". Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, города Солнца Кампанеллы и кончая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества. В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания текстов, диалога автора с читателем, адресатом. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.
Функции философии:
– мировоззренческая функция(связана с понятийным объяснением мира);
– методологическая функция(заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
– прогностическая функция(формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
– критическая функция(распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);
– аксиологическая функция(от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);
– социальная функция(опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснятьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение может быть:
– идеалистическим;
– материалистическим.
Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).